Что должно быть в маломерных суднах для требований ГИМС: комплектация, нормы снабжения моторных лодок

Проверка ГИМС в 2019-2020 году: что должно быть в лодке, чтобы не выписали штраф

Есть особые правила при использовании лодки на воде. За таким правомерным использовании плавсредства следят и контролируют специальные службы — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам).

В 2019-2020 году ничего существенного по правилам ГИМС не изменилось. Единственное, что увеличились штрафы ГИМС и введены некоторые изменения по налогу на лодки. Я уже рассказывал о них, можете сходить по указанным ссылкам и убедиться (полезно и интересно).


Есть особые правила при использовании лодки на воде. За таким правомерным использовании плавсредства следят и контролируют специальные службы — ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам).

Табель обязательного оснащения маломерных судов

7. Индивидуальные спасательные средства (жилеты или нагрудники) должны быть окрашены в оранжевый цвет их количество должно соответствовать установленной норме по пассажировместимости. Эти средства должны соответствовать требованиям стандартов и на них должен быть нанесен бортовой номер (название) судна.

2. Перечень бортового оснащения для г ребных надувных лодок, вместимостью до 3 человек, не имеющих жесткой слани

  • Индивидуальные средства безопасности – по числу людей, находящихся на борту,
  • Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров
  • Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) 2 шт
  • Звукосигнальное устройство – допускается замена на свисток спасательного жилета.
  • Индивидуальные средства безопасности – по числу людей, находящихся на борту.

Требования ГИМС для «чайников»

Это статья для начинающих водномоторников, и в ней доступным языком объясняется
– что нужно регистрировать в ГИМС, а что нет;
– в каких случаях не нужны права;
– как и на какую лодку можно законно повесить мотор большей мощности;
– что нужно обязательно иметь в лодке, чтобы инспектор ГИМС вас уважал.

Как было раньше?

Не так давно (до 2012 года) все лодки с мотором назывались маломерными судами, и их нужно было регистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Надо было ставить на учёт те из них, что использовались под мотором (любой мощности) и/или могли разместить на борту 220 и более кг. То есть в основе было два «проклятия» – наличие любого мотора и грузоподъёмность от 220 кг. Ох и натерпелся тогда наш водно-моторный брат: в очередях на оформление/снятие постой, бумаги казённые пиши, пошлины плати, ТО пройди, а ещё налоги за «водоплавающих лошадок» вынь да положи в конце года. И это только полбеды – если на транец 5 и более «кобыл» прикрутил, то ещё и удостоверение на право управления маломерным судном гоже иметь, а для этого учиться надо, медсправку получать, экзамены сдавать, пошлины платить. Причём ладно бы учёба с толком была, а то ведь одно недоумение – тебе на речке в глуши с удочкой рыбачить, а тебя по навигационным морским огням «гоняют», как будто не лодка у тебя надувная, а авианосец в международных водах.

Сегодня все эти ужасы можно забыть как страшный сон. С 2012 года вместо маломерных судов появились плавательные средства (плавстредство) – всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно (1). Исключительно по воле самого владельца – хочешь регистрируй, как раньше, хочешь так просторы водные борозди, никто с тебя не спросит.

ИТАК, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕГИСТРАЦИИ СЕГОДНЯ? Помнить только две характеристики, связанные со своей лодкой:
1. Вес лодки вместе с мотором (но без бака, груза и пассажиров):
– если до 200 кг, не надо регистрировать;
– если больше, надо.
Про грузоподъёмность ЗАБЫТЬ, она теперь не имеет никакого значения для ГИМС.
2. Мощность мотора:
– до 10.88 л.с. – не надо регистрировать;
– больше – надо.
ВАЖНО!
– Требования к наличию прав также поменялись. Всё, что не подлежит регистрации (см. пункты выше) не требует и удостоверения на право управления (2).
– С налогами при этом изменений не случилось: транспортный налог за лодочный мотор от 5 л.с. по-прежнему платить надо (даже если мотор не зарегистрирован) – просто теперь необходимо самостоятельно сообщать информацию в налоговую.
– Если лодка не подлежит регистрации, то и техническое освидетельствование (ТО) проходить не надо. – Доказывать ГИМС, что вы «не верблюд», не требуется, документы на не поднадзорные плавсредства иметь при себе вы не обязаны. Никаких санкций за это не следует. Инспектор по имеющимся надписям на лодке и моторе определяет, плавательное средство или маломерное судно перед ним. Максимум, что может попросить, ознакомиться с шильдой на лодке и моторе.

МАЛОВАТО БУДЕТ, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФОРСИРОВАННОМ МОТОРЕ

Если с надувными лодками всё понятно – большинство из них не поднадзорны ГИМС, то ограничение по мощности мотора до 10 сил ставит серьёзные преграды на пути к полной свободе. Допустим, у вас надувная лодка, для которой «десятка» – мотор хоть и не маленький, но не соответствующий реальным потребностям. Выход из сложившейся ситуации предложили производители техники, заинтересованные в продажах, наладив выпуск моделей ПЛМ с возможностью из формальных 10 нерегистрируемых «лошадок» сделать 15, а то и 20 фактических, но никем кроме владельца не видимых. То есть на шильде у вас скромные «пони», а под колпаком ещё несколько неучтённых «голов». Такие моторы не что иное, как Russian edition – модели, специально созданные в обход российского закона. Покупатель и продавец довольны, налоговая, подбивая статистику по транс-портному налогу, наверное, не очень.Если вы решили пойти по пути увеличения мощности мотора, но при этом избежать регистрации, то это вполне разумный, хоть и полузаконный способ. Тут главное не переусердствовать и трезво соотнести результат с техническими возможностями вашей лодки, просчитав риски.

ВАЖНО УЧЕСТЬ ДВА МОМЕНТА.

Если транец на лодке 18 мм, то она рассчитана на мотор до 10 л.с. Это вовсе не означает, что под «пятнашкой» она немедленно лопнет и расползётся по швам, но систематическая эксплуатация в таком режиме ни к чему хорошему не приведёт. В один прекрасный момент мотор сделает прощальный «вжик» и нырнёт в царство Нептуна, либо лодка потребует внезапного ремонта. Производитель, ставя тонкий транец и выбивая на шильде ограничение в 8–10 сил, намекает: дальше на свой страх и риск, если что, то мы здесь ни при чём. Хотите сделать из 10 л.с. 15 и более, позаботьтесь о том, чтобы лодка была с транцем толщиной минимум 24 мм, а это, в свою очередь, значит, что она будет тяжелее и дороже.

При минимальном диаметре баллона (44 см) нижняя граница длины лодки, при котором использование мотора в 15 сил можно считать безопасным, начинается от 3.3 м. В противном случае ставить мотор свыше 10 л.с., во-первых, опасно, во-вторых, не целесообразно. Для примера возьмём проверенное временем наблюдение, справедливое для надувной лодки: для выхода на режим глиссирования требуется мощность двигателя из расчёта 1 л.с. на 25 кг веса. Получается, что 10 сил без проблем «подымут» снаряженную лодку массой 250 кг. При грамотном подборе модели лодки и винта мотора, а также исходя из условий плавания, можно добиться глиссирования и при большей массе. В большинстве случаев (если ходите в одиночку или вдвоём без перегруза), ставить мотор больше 10 л.с. на лодку длиной менее 3.2 м резон сомнительный.

А вот что касается безопасности, то 3.2 м под «пятнашкой» – это уже «бешеный табурет», который, конечно, и драйв готов своему владельцу предоставить, но и любая ошибка может обернуться бедой. Скорость такой «табуретки» в районе 40 км/ч – на воде это, безусловно, интересно, да только вот закончиться всё может внезапным купанием. Даже на холостом ходу можно в секунду оказаться за бортом. Автор этих строк стал не просто свидетелем, а невольным участником на первый взгляд штатной ситуации. Товарищ по рыбалке, будучи рулевым, решил во время троллинга привстать, чтобы на секунду разглядеть, что там впереди. Держа румпель, он поднялся на ноги и в этот момент из-за волны чуть качнулся назад, потеряв на долю секунды равновесие. Машинально рука на румпеле провернула газ в поисках опоры, и 15-сильная «Ямаха» подняла нос нашей небольшой лодочки. Пол буквально выдернуло из-под ног, от падения за борт спасло лишь то, что лодка продолжила идти прямым курсом, и реакция – одной рукой удалось схватиться за леер, второй за товарища и удержать его, дав возможность сбросить газ. Ограничение на лодке было как раз 8 л.с. – нет, она не развалилась, просто её поведение под мотором в 15 сил стало подразумевать подобные экстремальные ситуации. Нужны ли они на рыбалке?

«Форсированный» мотор ставим на лодки, где это разумно: длина от 3.3 м, диаметр баллона от 44 см.Если планируем ставить «раздушенную» десятку, то стоит рассматривать лодки с толщиной транца от 24 мм. Обращаем внимание на усиления: наличие стрингеров, толщина пайол от 8 мм. Привальный брус с брызгоотбойником. Внутри лодки обязательно должно быть за что держаться и водителю, и пассажирам: ручки, леера.

Что нужно иметь на лодке?

С регистрацией, правами и мотором разобрались. Теперь осталось разобраться, что нужно в лодке иметь обязательно. Для маломерных судов всё просто – есть нормы снабжения, если чего-то из списка нет на борту – штраф. Для пласредств (нерегистрируемых лодок) всё изощрённее – штраф не предусмотрен. То есть можно «забыть» аптечку, якорь и даже вёсла. Но отсутствие спасжилетов ГИМС безнаказанным не оставит. Как никак задача инспекции – контроль безопасности на воде, а спасжилеты – это безопасность. Если находитесь на территории Ленобласти, то жилеты должны быть надеты на всех, кто в лодке. Цвет красный или оранжевый со светоотражающими полосками, жилет должен быть укомплектован свистком. Требования не столь жёсткие, чтобы ими пренебрегать, не говоря уже о том, что использование жилета нужно не инспектору, а тому, кто в лодке, ради его же безопасности. И здесь любопытно, что большинство дешёвых спасжилетов, продаваемых в магазинах, таковыми не являются – это страховочные, а не спасательные жилеты. Разница в принципе работы. Спасательный жилет перевернёт вас на спину и будет держать на плаву, даже если вы потеряете сознание, страховочный делать этого не будет. Не умеете плавать, потеряли сознание – шансы на спасение минимальные, если вы в страховочном жилете. Нужно понимать эту опасность, когда выбираете дешёвый «спасжилет» (до 1500 р.)

Несоответствие нормам снабжения на плавсредстве административно не наказуемо. Спасжилеты обязательны. В Ленобласти их всегда нужно надевать, находясь в лодке, не важно при этом, двигаетесь ли вы или остановились. Не экономьте на жилетах. Как видите, чтобы уже сегодня стать водномоторником, нет никаких формальных преград. Наслаждайтесь отдыхом на воде, но помните о безопасности – берегите себя и тех, кто рядом.

Читайте также:  Рыбалка в Гомеле — лучшие места для ловли, какая рыба водится

Сегодня все эти ужасы можно забыть как страшный сон. С 2012 года вместо маломерных судов появились плавательные средства (плавстредство) – всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно (1). Исключительно по воле самого владельца – хочешь регистрируй, как раньше, хочешь так просторы водные борозди, никто с тебя не спросит.

Что нужно для техосмотра моторной лодки, катера?


Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ, минимальным набором средств безопасности [МОТОРНЫЕ СУДА]

Моторные маломерные суда длиной до 6 метров

Индивидуальные спасательные средства (обязательное оснащение):

1. Индивидуальные средства безопасности – по числу находящихся людей на борту (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)
2. Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

Спасательное оборудование (обязательное оснащение):

3. Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло) – 2 шт.
4. Огнетушитель (моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе)
5. Один черпак или ручной насос (при отсутствии оборудования для откачки воды)
6. Звукосигнальное устройство (допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

Средства безопасности при ЧС (обязательное оснащение):

7. Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

Моторные маломерные суда длиной от 6 до 12 метров

Индивидуальные спасательные средства (обязательное оснащение):

1. Индивидуальные средства безопасности – по числу находящихся людей на борту (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)
2. Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров

Спасательное оборудование (обязательное оснащение):

3. Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) (согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001)
4. Огнетушитель
5. Один черпак или ручной насос (при отсутствии оборудования для откачки воды)
6. Звукосигнальное устройство (допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

Средства безопасности при ЧС (обязательное оснащение):

7. Ракеты сигнала бедствия красного цвета – 3 шт. (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

Моторные маломерные суда длиной свыше 12 метров

Индивидуальные спасательные средства (обязательное оснащение):

1. Индивидуальные средства безопасности – по числу находящихся людей на борту (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)
2. Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров – 2 шт.

Спасательное оборудование (обязательное оснащение):

3. Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) (согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001)
4. Огнетушитель (моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе)
5. Оборудование для откачки воды из трюма
6. Ведро на 10 литров
7. Звукосигнальное устройство (допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

Средства безопасности при ЧС (обязательное оснащение):

8. Ракеты сигнала бедствия красного цвета – 3 шт. (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

Рекомендуемое дополнительное оборудование (не является обязательным):

а) Пиротехнические сигналы бедствия
б) Аптечка для оказания первой медицинской помощи
в) Ремонтный комплект
г) Один спасательный круг с 15-ти метровым линем
д) Два одеяла
е) Одно сигнальное полотно (флаг – отмашка)
ж) Приспособление для поднятия человека на борт
З) Багор
и) Система связи
к) Магнитный компас
л) Навигационная аппаратура ГЛОНАС

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Средства безопасности при ЧС (обязательное оснащение):

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

л) устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

Нормы оснащения маломерных судов.

НОРМЫ ОСНАЩЕНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности:

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)

· Специальные весла по числу гребцов

· Звуковой сигнал (допускается замена на свисток спасательного жилета)

2. ГРЕБНЫЕ НАДУВНЫЕ ЛОДКИ, ВМЕСТИМОСТЬЮ ДО 3-Х ЧЕЛОВЕК, НЕ ИМЕЮЩИЕ ЖЕСТКОЙ СЛАНИ

· Индивидуальные средства по безопасности числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

· Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

· Гребное устройство (весла, весло гребок или багор-весло) – 2 шт.

· Звуковой сигнал (допускается замена на свисток спасательного жилета)

3. ГРЕБНЫЕ ЛОДКИ, ГРЕБНЫЕ НАДУВНЫЕ ЛОДКИ, ИМЕЮЩИЕ ЖЕСТКИЕ СЛАНИ, НАДУВНЫЕ ЛОДКИ, ВМЕСТИМОСТЬЮ БОЛЕЕ 3 ЧЕЛОВЕК, НЕ ИМЕЮЩИЕ ЖЕСТКОЙ СЛАНИ

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)

· Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

· Гребное устройство (весла, весло гребок или багор-весло) – 2 шт.

· Один черпак или ручной насос

· Звуковой сигнал (допускается замена на свисток спасательного жилета)

· Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

4. МОТОРНЫЕ МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ДЛИНОЙ ДО 6 МЕТРОВ

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)

· Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

· Гребное устройство (весла, весло гребок или багор-весло) – 2 шт.

· Огнетушитель (моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе)

· Один черпак или ручной насос (при отсутствии оборудования для откачки воды)

· Звуковой сигнал (допускается замена на свисток спасательного жилета)

· Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

5. МОТОРНЫЕ МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ДЛИНОЙ ОТ 6 ДО 12 МЕТРОВ

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)

· Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров

· Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001

· Огнетушитель – 1 шт.

· Один черпак или ручной насос (при отсутствии оборудования для откачки воды)

· Звукосигнальное устройство (согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

· Ракеты сигнала бедствия красного цвета – 3 шт. (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

6. МОТОРНЫЕ МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ДЛИНОЙ СВЫШЕ 12 МЕТРОВ

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)

· Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров – 2 шт.

· Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001

· Огнетушитель (моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе)

· Оборудование для откачки воды из трюма

· Ведро на 10 литров

· Звукосигнальное устройство (согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

· Ракеты сигнала бедствия красного цвета – 6 шт. (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

· Индивидуальные средства по числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)

8. НЕСАМОХОДНЫЕ МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ВМЕСТИМОСТЬЮ МЕНЕЕ

80 РЕГИСТРОВЫХ ТОНН (для несамоходных судов, используемых в

качестве буксируемых судов и дебаркадеров)

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей (суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг)

· Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров – 1 шт.

· Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001

· Огнетушитель (несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн – 2 огнетушителями)

· Оборудование для откачки воды из трюма (несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн – оборудованием для откачки воды из трюма)

· Ведро на 10 литров

· Звукосигнальное устройство (согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа)

Читайте также:  Филе морского окуня в простом кляре

· Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета (наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега)

Рекомендуемое дополнительное оборудование

а) Пиротехнические сигналы бедствия

б) Аптечка для оказания первой медицинской помощи

в) Ремонтный комплект

г) Один спасательный круг с 15-ти метровым линем

е) Одно сигнальное полотно (флаг – отмашка)

ж) Приспособление для поднятия человека на борт

и) Система связи

к) Магнитный компас

л) Навигационная аппаратура ГЛОНАС

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям МППСС-72, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, используемых в целях мореплавания, минимальным набором средств безопасности:

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей

· Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров

· Гребное устройство (весла, весло гребок или багор-весло) или якорь с якорь тросом – 2 шт.

· Один черпак или ручной насос, снабженный шлангом, длина которого позволяет осуществить перекачку воды за борт

· Звукосигнальное устройство (согласно требованиям правила 33 Международных правил предупреждения столкновения судов в море, 1972 г. (МППСС-72)), допускается замена на свисток спасательного жилета

· Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета

2. МОТОРНЫЕ МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ДЛИНОЙ ДО 6 МЕТРОВ

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей

· Спасательное кольцо с линем не менее 15 метров или спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров

· Гребное устройство (весла, весло гребок или багор-весло) или якорь с якорь тросом – 2 шт.

· Огнетушитель (маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающем на сжигаемом топливе)

· Один черпак или ручной насос, снабженный шлангом, длина которого позволяет осуществить перекачку воды за борт

· Ракеты сигнала бедствия красного цвета – 2 шт.

3. МОТОРНЫЕ МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ДЛИНОЙ ОТ 6 ДО 12 МЕТРОВ

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей

· Спасательный круг с линем не менее 15 метров

· Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001

· Огнетушитель 1-2 (маломерное судно длиной от 6 до 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе)

· Оборудование для откачки воды из трюма

· Звукосигнальное устройство (согласно требованиям правила 33 Международных правил предупреждения столкновения судов в море, 1972 г. (МППСС-72))

· Ракеты сигнала бедствия красного цвета – 3 шт.

4. МОТОРНЫЕ МАЛОМЕРНЫЕ СУДА ДЛИНОЙ СВЫШЕ 12 МЕТРОВ

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей

· Спасательный круг с линем не менее 15 метров

· Спасательный круг с самозажигающимся буйком

· Коллективное средство спасения

· Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью) согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001

· Огнетушитель – 3 шт.

· Оборудование для откачки воды из трюма

· Ведро на 10 литров

· Звукосигнальное устройство (согласно требованиям правила 33 Международных правил предупреждения столкновения судов в море, 1972 г. (МППСС-72))

· Ракеты сигнала бедствия красного цвета – 6 шт.

· Индивидуальные средства безопасности по числу находящихся на борту людей

· Звукосигнальное устройство (согласно требованиям правила 33 Международных правил предупреждения столкновения судов в море, 1972 г. (МППСС-72))

Рекомендуемое дополнительное оборудование

а) Пиротехнические сигналы бедствия

б) Аптечка для оказания первой медицинской помощи

в) Ремонтный комплект

г) Один спасательный круг с 15-ти метровым линем

е) Одно сигнальное полотно (флаг – отмашка)

ж) Приспособление для поднятия человека на борт

и) Система связи

к) Магнитный компас

л) Навигационная аппаратура ГЛОНАС

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям МППСС-72, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

· Оборудование для откачки воды из трюма

Получение прав на управление моторной лодкой

Для получения официального и законно утвержденного права управления судном маломерным, в правовых документах РФ указываются определенные нормативы. Важными моментами, в частности, являются:

  • Достижение совершеннолетия;
  • Предоставляемые результаты прохождения курсов (обязательно – документы о прохождении теоретических и практических экзаменов);

— Письменные результаты освидетельствования от врача – нарколога и психотерапевта;

— Предоставление документов, которые утверждают права собственности либо предоставление акта купли – продажи.

При соблюдении всех условий, будет выдаваться подтверждающий право владения и использования водного транспорта документ. Чтобы с представителями государственной власти не возникало споров, необходимо при использовании лодки брать с собой документы, обязательно стараясь сохранять их в защищающих от попадания воды упаковках либо сосудах.

При наличии правовых споров, необходимо будет проконсультироваться с юристом. В документе, с которого нужно обязательно будет копии, должны быть утверждены жалобы.

Отвечающие всем законным нормам маломерные лодки позволяют владельцу беспрепятственно перемещаться по российским водным пространствам. Эти места, во избежание нарушений свода навигационных правил, необходимо максимально ответственно подходить к процессу управления плавательным средством.

С правами на руках уже можно приступать непосредственно к самой регистрации:

Правила регистрации маломерных судов

По нормам, которые ввели правила водного движения маломерных судов от 2018 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

  • Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л. с.).
  • Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме: масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак.

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л. с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л. с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л. с.!

К слову, заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ / постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

ОСНАЩЕНИЕ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ Часть 1 (обязательные нормы снабжения надувных лодок)

О том, что каждая лодка должна оснащаться минимальным набором средств безопасности, покупателя обязаны предупредить ещё на стадии её приобретения. Однако, многие продавцы по каким то причинам этого не делают, в результате чего впервые оказавшийся на воде новоиспечённый владелец маломерного судна понимает, что одной лишь лодки в базовой комплектации совершенно недостаточно для того, чтобы чувствовать себя комфортно и, самое главное – безопасно. А что для этого нужно – мы детально рассмотрим в этом материале.
Кроме дополнительного оборудования, которое каждый владелец лодки выбирает с учётом своих личных требований и предпочтений существует ещё обязательные нормы оснащения маломерных судов, контроль за исполнением которых возложен на Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС). А это значит, что у владельца недоукомплектованной лодки могут возникнуть проблемы не только с комфортом и безопасностью, но и с органами государственного управления. В этой статье мы детально рассмотрим обязательные нормы оснащения, действительные для надувных гребных и моторных лодок длиной до 6 метров. А так же разберём список дополнительного и сопутствующего оборудования, который желательно иметь на борту надувной лодки.

Обязательные нормы оснащения надувных гребных и моторных лодок

Основанием для исполнения этих норм является письмо УГИМС России от 27.01.2011 №29/2-3-62

«Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности».

Согласно этому письму гребные надувные лодки вместимостью до 3-х человек, не имеющие жёсткой слани в обязательном порядке должны быть укомплектованы следующим минимальным набором средств безопасности:

– Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров. – 1 шт.

– Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло). – 2 шт.

– Звукосигнальное устройство*. – 1 шт. или аналоги, которые можно найти в магазинах и на сайте «Лодки-Питер».

– Спасательный жилет (по числу пассажиров в лодке).

Гребные лодки, гребные надувные лодки, имеющие жесткие слани, надувные лодки, вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткой слани.

К имеющемуся списку добавляется:

– Черпак или ручной насос – 1 шт.

– Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета**

Моторные маломерные суда длиной до 6 метров к которым относится большинство надувных моторных лодок с жёстким полом, оснащённые надувным дном низкого давления и/или аир-деком:

Всё вышеперечисленное, а так же в некоторых регионах РФ ГИМС может спрашивать багор или отпорный крюк

Так же судовладельцам следует иметь ввиду, что маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.***

Наличие огнетушителя на надувных моторных лодках длиной до 6 метров является обязательным условием, если на борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе (мангал, жаровня, газовая или спиртовая горелка и.т.д.). Про соблюдение данного требования должны помнить любители пожарить шашлыки или сварить кофе прямо на борту надувных лодок, которых на воде в последнее время становится всё больше.

(*) Допускается замена на свисток спасательного жилета или просто свисток.

(**) Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

(***) Для обеспечения этого условия специалисты Сервисного Центра «Лодки-Питер» разработали специальные ходовые огни для надувных лодок: https://www.youtube.com/watch?v=OprF6BFTYE0

Всё необходимое из списка обязательных норм снабжения надувных лодок всегда можно найти в наличие в сети магазинов «Лодки-Питер» или на сайте нашего интернет-магазина

Во второй части статьи мы рассмотрим список дополнительного оборудования, наличие которого желательно иметь на борту надувной лодки.

Читайте также:  Какая рыба водится в Турции

– Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло). – 2 шт.

Нормы снабжения маломерных судов

На основании письма УГИМС России от 27.01.2011 № 29/2-3-62 с 2011 года введены следующие нормы снабжения маломерных судов
Приведены 2 таблицы нормы снабжения.Для маломерных судов,эксплуатируемых во внутренних водах и эксплуатируемых в целях мореплавания.По Северо-Западу,так,как в судовых ставят МП,актуальна вторая таблица(администрация сайта)
Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности:


Рекомендуемое дополнительное оборудование (***)

а) Пиротехнические сигналы бедствия
б) Аптечка для оказания перкой медицинской помощи
в) Ремонтный комплект
г) Один спасательный круг с 15-ти метровым линем
д) Два одеяла
е) Одно сигнальное полотно (флаг-отмашка)
ж) Приспособление для поднятия человека на борт
з) Багор
и) Система связи
к) Магнитный компас
л) Навигационная аппаратура ГЛОНАС

* для несамоходных судов, используемых в качестве буксируемых судов и дебаркадеров.
** обязательное оснащение.
*** данное оборудование не является обязательным.

1 суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут набжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг;
2 специальное весло по числу гребцов;
3 согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001;
4 моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются гнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
5 моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
6 несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн – 2 огнетушителями;
7 при отсутствии оборудования для откачки воды;
8 несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн – оборудованием для откачки воды из трюма;
9 согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП), допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа;
10 допускается замена на свисток спасательного жилета;
11 наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.
Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.
Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, используемых в целях мореплавания, минимальным набором средств безопасности:


* обязательное оснащение.
** данное оборудование не является обязательным.
1 согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001;
2 маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающем на сжигаемом топливе;
3 маломерное судно длиной от 6 до 12 метров снабжаются 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т. п. работающий на сжигаемом топливе;
4 согласно требованиям правила 33 Международных правил предупреждения столкновения судов в море, 1972 г. (МППСС-72)
5 допускается замена на свисток спасательного жилета;
Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям МППСС-72, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

На основании письма УГИМС России от 27.01.2011 № 29/2-3-62 с 2011 года введены следующие нормы снабжения маломерных судов
Приведены 2 таблицы нормы снабжения.Для маломерных судов,эксплуатируемых во внутренних водах и эксплуатируемых в целях мореплавания.По Северо-Западу,так,как в судовых ставят МП,актуальна вторая таблица(администрация сайта)
Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности:

Нерест и ограничение на перемещение маломерных судов

Начался преднерестовый запрет, он пролетит незаметно. Самое время заняться подготовкой судна, мотора и снастей к новому рыболовно-водномоторному сезону. Провести все необходимые регистрационные действия, если вы только стали счастливым судовладельцем. Чтобы как только снимут запрет, выйти на воду во все оружие.

Напомним, что с 20 апреля по 20 мая действует запрет на рыбалку с лодки в реке Обь, а с 25 апреля по 10 июня в Новосибирском водохранилище. В этот период не рекомендуется брать с собой снасти в лодку, так как это может быть расценено рыбинспекторами, как попытка лова и нарушение закона.

Существуют ограничения на передвижение маломерных судов в период нерестового запрета. Заходить на моторе в притоки реки Обь запрещено с 20 апреля по 20 мая. Запрещается ходить по Новосибирскому водохранилищу и реке Обь до границы с Алтайским краем с 25 апреля по 25 мая. В эти же даты запрещено перемещаться на маломерном судне в таких крупных озерах Новосибирской области, как Чаны, Убинское, Сартлан, Хорошее. Более подробно о преднерестовом запрете 2019 года читайте в нашей свежей статье.

Согласно 16 статье внутреннего водного кодекса РФ судно подлежит регистрации, если:

Нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности. Письмо Управления ГИМС МЧС России от 27 января 2011 г. № 29/2-3-62.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 27 января 2011 г. N 29/2-3-62

Управление ГИМС МЧС России в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» устанавливает нормы оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. Нормы разработаны с учетом предложений региональных центров МЧС России.

Прошу указанные нормы разместить на Интернет-сайте территориальных органов ГИМС МЧС России субъектов Российской Федерации и на стендах подразделений ГИМС МЧС России, при проведении государственного и технического надзора за маломерными судами строго руководствоваться установленными условиями и нормами.

по маломерным судам —

Главный Государственный инспектор

по маломерным судам

НОРМЫ ОСНАЩЕНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ, ПОДНАДЗОРНЫХ ГИМС МЧС РОССИИ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ, МИНИМАЛЬНЫМ НАБОРОМ СРЕДСТВ БЕЗОПАСНОСТИ:

N п/пНаименование предметов средств безопасностиБайдаркиГребные надувные лодки вместимостью до 3 человек, не имеющие жесткой сланиГребные лодки, гребные надувные лодки, имеющие жесткие слани, надувные лодки вместимостью более 3 человек, не имеющие жесткой сланиМоторные маломерные суда длиной до 6 метровМоторные маломерные суда длиной от 6 до 12 метровМоторные маломерные суда длиной свыше 12 метровгидроциклыНесамоходные маломерные суда вместимостью менее 80 тонн
Индивидуальные спасательные средства
1.Индивидуальные средства безопасностиПо числу находящихся людей на борту
2.Конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15 метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15 метров111
3.Спасательный круг или кольцо с линем длиной не менее 15 метров1
4.Спасательный круг с линем длиной не менее 15 метров21
Спасательное оборудование
5.Гребное устройство (весла, весло-гребок или багор-весло)1222
6.Якорь с якорь-тросом (якорь-цепью)111
7.Огнетушитель1
8.Один черпак или ручной насос111
9.Оборудование для откачки воды из трюма1
10.Ведро на 10 литров11
11.Звукосигнальное устройство1111111
Средства безопасности при ЧС:
12.Один электрический фонарь белого света или две ракеты сигнала бедствия красного цвета+++
13.Ракеты сигнала бедствия красного цвета36
Рекомендуемое дополнительное оборудование
а)Пиротехнические сигналы бедствия
б)Аптечка для оказания первой медицинской помощи
в)Ремонтный комплект
г)Один спасательный круг с 15-ти метровым линем
д)Два одеяла
е)Одно сигнальное полотно (флаг-отмашка)
ж)Приспособление для поднятия человека на борт
з)Багор
и)Система связи
к)Магнитный компас
л)Навигационная аппаратура ГЛОНАСС

Для несамоходных судов, используемых в качестве буксируемых судов и дебаркадеров.

Данное оборудование не является обязательным.

Суда, эксплуатируемые в бассейнах 5 разряда, могут снабжаться спасательными нагрудниками, на гребных лодках прокатных станций допускается вместо жилетов иметь один спасательный круг.

Специальное весло по числу гребцов.

Согласно требованиям ГОСТ Р 51722-2001.

Моторное маломерное судно длиной до 6 метров снабжаются огнетушителем, если на его борту установлен стационарный двигатель с фиксированным топливным баком любого размера или прибор для приготовления пищи, обогрева и т.п., работающий на сжигаемом топливе.

Моторное маломерное судно длиной свыше 12 метров снабжается 1 огнетушителем, а также еще одним огнетушителем, если на его борту установлен прибор для приготовления пищи, обогрева и т.п., работающий на сжигаемом топливе.

Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются 1 огнетушителем, свыше 10 тонн — 2 огнетушителями.

При отсутствии оборудования для откачки воды.

Несамоходные маломерные суда вместимостью до 10 тонн снабжаются ручным насосом, свыше 10 тонн — оборудованием для откачки воды из трюма.

Согласно требованиям пункта 108 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП) допускается использование электрического звукового сигнала автомобильного типа.

Допускается замена на свисток спасательного жилета.

Наличие пиротехнических сигналов бедствия не обязательно, если навигация осуществляется по реке, каналу или озеру, в котором судно не может находиться более чем в двух километрах от берега.

Маломерные суда, не оборудованные сигнально-отличительными огнями, соответствующими требованиям ППВВП, в условиях ограниченной видимости и от захода до восхода солнца к пользованию запрещены.

Данное оборудование не является обязательным.

Что должно быть в лодке ?

Табель обязательного оснащения маломерных судов

– Салфетки стерильные 6 х 10см – 3шт.

Поделиться712-06-2011 13:02:41

  • Автор: Дух
  • Участник
  • Откуда: Регион: Санкт-Петербург
  • Зарегистрирован : 03-05-2011
  • Уважение: [+0/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Пол: Мужской

Здравствуйте Александр.
Прошу Вас разъяснить следующее:

1. Спасательный конец Александрова. Какого цвета должен быть линь и поплавки? Достаточно ли двух поплавков для петли? (один – не практично для утопающего. )
2. Ознакомился с ГОСТ 22336-76 на спасательные жилеты. Однако в массовой продаже жилеты (с нашитым сертификатом) имеют разные конструктивные особенности.
Как профессионал, Вы по каким бы критерием выбирали бы жилет?ь На какие конструктивные особенности надо обратить внимание? (например, воротник с элементом плавучести?)

По этим вопросам хотелось бы знать и минимально разрешённые требования.

Отредактировано Дух (12-06-2011 13:03:15)

А можно ознакомится с этим письмом?
Кстати. К вопросу – на сколько оно легитимное.
Формально – данное письмо не является легальным НПА и не может кого-то к чему-то обязывать.
Реально, если есть иные НПА обязывающие иметь якорь на байдарку и т.д. – то конечно оно положение дел меняет. Так вопрос. Есть ли в природе иные НПА, кроме этого письма, указывающие комплектацию маломерных судов?

Добавить комментарий