Весла для лодки своими руками

Как сделать вёсла для гребной лодки своими руками

Итак. Веретено решил делать из сосны, поэтому купил пару сухих брусьев без сучков и трещин, с сечением 50Х50 мм. Перья (лопасти) заводские из прочного пластика, они продаются в любом лодочном магазине. Их длина 65 см.

Длина весла на мою лодку подходит от 1800 мм до 2200 мм. Остановился на золотой середине – 2 метра. Форма его меняется по длине 3 раза: рукоятка – 40 мм, противоположный конец – 34 мм (такое посадочное у пера), а в районе уключины принято решение оставить небольшую часть в виде прямоугольного сечения.

Сначала использовал электрический рубанок и насколько мог, скруглил брус.

Затем применил орбитальную шлифмашину с наждаком 40-ой зернистости.

Для пущего удовлетворения прогнал изделие наждаком №100, только не машиной, а лентой – вручную.

Получилось, возможно, не идеально (в общем и не стремился к этому), но гладенько и на вид нарядно.

Обработал древесину прозрачной биозащитой и через два дня приступил к лакированию. Состав выбрал «без компромиссов» – лучшее, что нашёл в городе. Это был яхтенный лак Альпина, от Капарола. Им же покрывал банки.

После первого раза прошёлся по отвердевшему лаку 120-ой наждачкой, затем положил ещё два слоя. Получил очень неплохой результат.

Пока лодка и вёсла сохнут, принялся работать с уключинами. Они у меня тоже самодельные, из прута сечением 12 мм и полосы толщиной 4 мм. Сталь прогрунтована и покрашена эмалью.

Подобрал болты длиной 70 мм и диаметром 6 мм. Обязательное условие – на длину от 45 до 50 мм стержень болта должен быть голым. Кстати, гайки нашёл самоконтрящиеся, чтобы не терялись.

Из полимерной канистры нарезал шайбочек, они будут прокладками между уключиной и веслом. Сразу на запас сделал много. В центре просверлил отверстие диаметром 6 мм.

Теперь в веретене весла делаем сквозное отверстие. Тут важно точно выбрать место, чтобы вёсла ручками правильно сходились при гребле. Иногда делают так, чтобы рукоятки на какое-то расстояние (порядка 100) перехлёстывались.

Но у нас обычно их просто сводят друг с другом с небольшим зазором. У меня между бортами 1100 мм, я прикинул, что уключину нормально будет ставить на 57-ми сантиметрах от края.
Сверлить нужно аккуратно, чтобы отверстие на другой стороне получилось чётко по центру весла.

Далее можно ставить уключину.

Перо с умеренной плотностью насаживаем на веретено. Для фиксации лопасти весла я применил недлинный саморез с плоской головкой. Чтобы не колоть древесину, тут нужно или делать предварительное сверление, или брать крепёж с буром на конце.

Вот оно, самодельное деревянное весло для гребной лодки.

Турищев Антон – Специально для сайта Samodelki FISH , Украина, г.Славянск

Сначала использовал электрический рубанок и насколько мог, скруглил брус.

Весло – самый простой движитель

Весло — древний судовой движитель. Первые подобия весел появились, очевидно, уже в те времена, когда люди только научились передвигаться по воде.

Но современное весло — это хорошо обработанное изделие, тип и конструкция которого зависит от типа судна и способа гребли.

На рис. 43 показаны пять типов гребных судов, для каждого из которых имеется свой определенный вид гребли.


Рис. 43. Виды гребли: а — катерная (на яле); б — распашная (на вельботе); в — парная (на прогулочном ялике); г — на каноэ; д — байдарочная.

На морских шлюпках (ялах) гребцы сидят по двое и каждый работает одним веслом. Раньше так располагались гребцы на больших многовесельных шлюпках— гребных катерах; отсюда и название гребли — катерная.

На гоночных спортивных лодках — двойках, четверках, восьмерках, на быстроходных шлюпках или вельботах — гребцы сидят по одному. Каждый действует одним длинным распашным веслом. Такая гребля называется распашной.

Народному ялику особая скорость не требуется. Он уже и легче морской шлюпки, на нем удобнее грести более короткими легкими веслами. На такой лодке один человек гребет парой одинаковых весел. Это — парная гребля.

Совсем по-другому гребут на спортивных каноэ и байдарках. Здесь гребцы садятся на низкие сиденья лицом к носу лодки. На байдарке работают двухлопастным веслом поочередно с каждого борта, не опирая весло на уключину. У гребца на каноэ весло особое, похожее на узкую лопатку (гребок). Он гребет стоя на одном колене, подложив под него специальную подушку.

Что же представляет собой весло и почему оно является движителем?
На уроках физики на примерах весла обычно объясняют действие простого рычага. Так ли это? Разберемся в схеме на рис. 44.


Рис. 44. Схема действия весла.

Вода — плотная жидкость; она служит опорой для лопасти весла — рычага. Усилие гребца действует на рукоять, а точка приложения груза (лодки) находится на уключине. По законам рычага, чем длиннее забортная часть весла l1 от конца лопасти до уключины, тем на большее расстояние передвинется шлюпка за один гребок. Но отсюда следует, что и другая часть весла l2 (от уключины до рукояти) должна быть как можно длиннее. Тогда гребцу не нужно будет затрачивать больших усилий.

Однако длину l2 ограничивает ширина судна. Например, на народном ялике шириной 120 см длина весла от уключины до конца рукояти должна быть не больше 56—58 см, т. е. меньше половины ширины лодки, иначе рукояти парных весел будут сталкиваться и грести будет очень неудобно. Наоборот, на вельботе, ширина которого 174 см, длина l2 распашного весла может быть равна примерно 2/3 ширины шлюпки, так как гребец действует одним веслом, сидя у противоположного борта.

В любых случаях забортная часть весла должна быть немного тяжелее остальной его части, чтобы лопасть погружалась в воду под действием своей тяжести. Как правило, длину весла от среза лопасти до уключины принимают в 2,9—3,1 раза большей, чем от уключины до конца рукояти.

Очень важна величина площади погруженной части лопасти весла. Чем эта площадь больше, тем лучше весло опирается о воду. Но нельзя делать лопасть и слишком широкой, похожей на лопату; подобное весло будет испытывать большое сопротивление и в воде, и в воздухе. Если широкую лопасть погрузить полностью, усилится торможение в воде, грести станет тяжелее. Если же ее погружать не всю, то выступающая над водой часть лопасти будет «парусить» и создаст дополнительное сопротивление воздуха.

Следует учесть, что на байдарке или каноэ действие весла передается лодке не на уключине, а в точках опоры самого гребца (ножные упорки, сиденья и т. д.).

Какие бывают весла и из каких частей и деталей они состоят?
На рис. 45 показаны весла семи типов: безвальковое — морское; распашное — спортивное (академическое); вальковое; байдарочное; безвальковое — парное; безвальковое — упрощенной формы; лопатовидный гребок для каноэ. Одна из главных деталей весла — стержень, который моряки называют веретеном, а речники и спортсмены — стволом.


Рис. 45. Типы весел: а — безвальковое весло морской шлюпки; б —распашное, академическое; в — вальковое; г — байдарочное; д — безвальковое, парное; е — упрощенное; ж — весло (гребок) для каноэ. 1 — кожа; 2 — каблук; 3 — валек; 4 — колечки; 5 — ствол; 6 — веретено; 7 — соединительная трубка; 8 — шейка; 9— оковка; 10 — лопасть.

У весел с тонкими ложковидными лопастями (для речных лодок) утолщение в месте перехода лопасти в ствол называется шейкой. Безвальковое весло большой морской спасательной шлюпки, вальковое весло шестивесельного яла или морской рабочей шлюпки, а также упрощенное весло самодельной лодки имеют удлиненные лопасти простой формы с плоской рабочей стороной. У таких весел на тыльной стороне лопасти посередине делают грань — для прочности, увеличения жесткости и для хорошего стекания воды.

Для уравновешивания весла служит специальное утолщение — валек — восьмигранной (реже шестигранной) формы. Для этой же цели в веслах просверливают три-четыре гнезда, в которые заливают свинец: у длинных весел в вальке, а у безвальковых весел прямо в веретене, поближе к рукояти.

Вогнутые, ложкообразные лопасти академического распашного, а также народного парного весла, лучше захватывают воду, дают возможность грести быстрее, с меньшей затратой сил. Они удобнее для гребли, но менее прочны.

У разборного байдарочного весла веретено состоит из двух половинок, соединенных металлической трубкой. Но бывают байдарочные весла и с цельным, неразъемным веретеном. И те и другие, кроме плоских, могут иметь также ложковидные лопасти, похожие по форме на лопасти весел для гоночных и прогулочных лодок.

Резиновые или веревочные колечки, надеваемые на веретено байдарочного весла, задерживают сток воды к рукам гребца.

Весла испытывают большую нагрузку, особенно при гребле на волнении. Поэтому их следует делать из очень прочной, упругой и высококачественной древесины. Лучшие весла — ясеневые; но, если нужно, чтобы весло было легким, можно сделать его из мелкослойной еловой древесины.

Для спасательных шлюпок, академических и гоночных судов делают особо прочные весла из ламинированной древесины. В этом случае заготовку для весла склеивают водоупорным клеем из нескольких тонких досок и реек. Получается слоистая болванка, которую затем обрабатывают по нужной форме. Такие весла не коробятся и не рассыхаются.

Чтобы древесина не намокла, не разбухла и не загнила, весло несколько раз покрывают подогретой олифой или прочным водостойким лаком. По лакированной поверхности вода стекает быстрее.

На концах лопастей делают оковки из полосок тонкой меди (или алюминия) для предохранения лопасти от раскалывания. В том месте, где весло опирается на уключину, веретено обтягивают кожаной манжетой, чтобы оно не перетиралось и меньше скользило; а чтобы оно лучше опиралось и не выскальзывало, у верхнего края манжеты набивают кожаное (или надевают резиновое) кольцо — каблук. Кожу сшивают дратвой (над более тонким местом веретена), замачивают вводе и натягивают на утолщение. Иногда манжеты делают из резины. Конечно, как только манжета протрется (или порвется), ее надо заменить.

Опорами для весел служат металлические уключины, обычно стальные, кованые (рис. 46); так как уключина подвержена частым ударам, металл для нее не должен быть хрупким.


Рис. 46. Уключины: а — стальная уключина; б — деревянные штыри; в — кочеток с петлей.

На спортивных и спасательных судах нередко применяют специальные уключины разных форм. Внутреннюю кромку рожков делают более широкой и менее округлой (иногда плоской). Но в любом случае необходимо следить за тем, чтобы весло можно было без затруднений освободить из рожков.

На самодельных лодках иногда вместо уключины делают два деревянных штырька или один (кочеток), к которому веревочной петлей прикрепляют весла. Таким способом можно воспользоваться при утере уключины и при повреждениях гнезда в металлической планке — подуключине.

Весло — древний судовой движитель. Первые подобия весел появились, очевидно, уже в те времена, когда люди только научились передвигаться по воде.

Разборная конструкция веретена

Разборная конструкция веретена имеет огромное количество различных вариаций, однако есть самые основные и популярные.

Способы соединения веретена:

  • штекерное (дополнительно фиксируется пружинками);
  • на резьбе (больше подходят небольшим лодкам).

Для того чтобы выбрать лучшее весло, нужно также рассмотреть его веретено.

Виды веретена весла для лодки:

  • с закругленными углами;
  • цилиндрическое;
  • коническое;
  • прямоугольное.

  • с закругленными углами;
  • цилиндрическое;
  • коническое;
  • прямоугольное.

Материал

Весла должны быть прочными. Материал, из которого изготовлены весла, должен спокойно прорезать воду, чтобы грести было легко. Весла могут быть разборными (то есть из нескольких материалов) или целыми (из одного материала).

Как правило, для создания собственного набора весел подойдет и обычное дерево. Оно прочное, не гнется и не трескается. За ним нужно лишь следить.

Но с развитием современных технологий в магазинах стали все больше появляться весла из пластика, стекла и углепластика, алюминия. Сборные весла делают преимущественно из современных материалов. Например, ручку делают из алюминия, а лопасть – из пластика. Чтобы не сомневаться в качестве, лучше всего выбрать весла для лодки ПВХ из алюминия. Этот материал легкий, прочный и его несложно починить. Деревянные весла хоть и хороши, но под современную рыбалку не совсем актуальны. Алюминиевые решения просты в эксплуатации и не требуют дополнительного ухода. Подобрать набор весел можно без особых проблем. Нужно обращать внимание на длину и крепления.

Важно! Весла могут помочь даже на тех лодках, на которых есть мотор. Если вам нужно заплыть в определенный закуток, то сделать это с помощью мотора будет трудновато. К тому же весло можно использовать не по прямому назначению – им можно убрать тину или препятствия.


Важно! Весла могут помочь даже на тех лодках, на которых есть мотор. Если вам нужно заплыть в определенный закуток, то сделать это с помощью мотора будет трудновато. К тому же весло можно использовать не по прямому назначению – им можно убрать тину или препятствия.

Самодельная байдарка. Часть 3. Reise. Часть 2.

На мелководье байдарка хорошо управляется, быстро разгоняется, перевернуться даже специально сложно.

С чего начать постройку?

Первым шагом к построенной своими руками деревянной лодке должно стать составление чертежа с указанием точных размеров будущего плавсредства – длины, ширины и осадки.

В данной статье будет рассмотрен процесс постройки лодки-плоскодонки, рассчитанной на одного-двух человек. Такая лодка должна быть устойчивой, крепкой и служить надежным плавсредством на любом водоеме.

Чертеж должен содержать все составные элементы конструкции лодки: киль – основу корпуса, шпангоуты – поперечные ребра корпуса, стрингеры – продольные ребра прочности, а также сиденья-банки для гребца и пассажира.

Теперь останется только прикрепить к верхним частям шпангоутов поперечные балки, чтобы не сломать их при креплении листов наружной обшивки правого и левого бортов.

Параметры для выбора

Как ни странно, но именно разнообразие становится препятствием перед покупателем, не обладающим опытом. Множество моделей лодочных весел начинающего рыбака просто заводит в тупик. Тем не менее, элементарные теоретические знания помогут сделать выбор в соответствии с персональными предпочтениями. Необходимо сформулировать критерии, то есть, условия для выбора оптимальной модели. Далее мы рассмотрим только лодку ПВХ, как самое популярное плавательное средство для рыбалки, охоты и активного отдыха. При наличии уключин правильно подобранные весла соответствуют ряду требований.

  • Весло может применяться не только для гребли. Им приходится отталкиваться от берега. Устройство должно быть прочным и гибким.
  • Форма лопасти способствует снижению массы весла и увеличению площади поверхности для большего захвата воды.
  • Короткие весла хороши в зарослях камышей, однако таким веслом не удастся оттолкнуться от берега, да и скоростные качества судна при гребле потеряются. Обычно за отправную точку при выборе длины весла принимают ширину судна. Она равна минимальной длине весла.

При всех достоинствах разборных весел у них проявляются и недостатки. Следует обращать внимание на то, чтобы элементы соединения обеспечивали герметичность. Вода, попавшая внутрь веретена, увеличит массу весла. Наконец, необходимо оценить механизм крепления весла к уключине. Именно от него будет зависеть производительность работы гребца.

  • Весло может применяться не только для гребли. Им приходится отталкиваться от берега. Устройство должно быть прочным и гибким.
  • Форма лопасти способствует снижению массы весла и увеличению площади поверхности для большего захвата воды.
  • Короткие весла хороши в зарослях камышей, однако таким веслом не удастся оттолкнуться от берега, да и скоростные качества судна при гребле потеряются. Обычно за отправную точку при выборе длины весла принимают ширину судна. Она равна минимальной длине весла.

САМОДЕЛЬНАЯ ЛОДКА ИЗ РАСКЛАДУШКИ

Известно, что удить рыбу с лодки лучше, чем с берега — обычно такая рыбалка бывает гораздо удачливее. Но ведь лодка, хотя бы резиновая, имеется далеко не у каждого взрослого любителя рыбной ловли. А где взять такое плавсредство, например, юному рыболову? Даже большую камеру от колеса грузового автомобиля ему найти не просто.

Да ненароком и проткнуть ее рыболовным крючком немудрено. Между тем, решение вопроса по обеспечению себя самого надежным и дешевым (если не бесплатным) плавсредством, что называется, лежит под ногами. Используя предметы, которые выбрасывают из-за невозможности их ремонта или за ненадобностью, можно быстро соорудить неплохой плот. Для его изготовления нужны четыре пластмассовых ящика из-под стеклянных бутылок (можно и без внутренних перегородок), старая раскладушка и несколько десятков пластиковых полуторалитровых бутылок с крышками.

Если ящики треснутые, то их надо стянуть обручем из стальной отожженной (чтобы легче гнулась и не ломалась) проволоки диаметром 1,5—2 мм. Перевернутый каркас раскладушки — готовый силовой набор для плота. Обычно у старых раскладушек бывает порвано брезентовое полотно. Остатки его надо удалить вместе с пружинами. Целое полотно можно и оставить — оно послужит мягкой палубой.

Если в каркасе раскладушки есть поломанные трубки, то их части надо соединить муфтой или накладными шинами (слегка разогнутыми продольными половинками таких же трубок), скрепленными по длине несколькими проволочными скрутками. Сооружение плота начнем с того, что отпилим ножовкой по металлу шарниры дуги изголовья. Сделаем из этой дуги траверсу, прикрепив каждый ее «ус» к трубкам рамы по ее середине хотя бы двумя скрутками к каждой ее половине (как шину в случае сломанной трубки), чтобы рама не могла произвольно сложиться по шарниру.

Но лучше одну половину соединить четырьмя хомутами — по два на каждой стороне. Хомуты позволят путем частичной разборки сложить каркас раскладушки и сделать плот компактнее, если это нужно, например, для транспортировки. Далее прикрепим к каркасу ящики-поплавки, расположив их по углам рамы кверху дном. Ящики можно привязать капроновой бечевкой следующим образом: длинную сторону верхнего пояса — к трубке рамы, а середину нижнего (донного) пояса — к одной из ножек раскладушки, которые теперь будут выполнять роль стоек.

Читайте также:  Самодельные кормушки для карася

Верхние пояса ящиков для надежности желательно усилить, стянув их обручем из проволоки. Сиденье делаем из доски толщиной не менее 20 мм. Ширина ее 150— 200 мм, а длина — немного больше, чем расстояние между крайними стойками. Верх доски надо обстрогать и отшлифовать наждачной шкуркой либо обтянуть кожзаменителем или какой-нибудь пленкой. Доску пропускаем снизу под средней стойкой, опираем на крайние и, установив ее по оси рамы, прочно привязываем к средней стойке бечевкой или проволокой.

Теперь, для удобства, поставив плот на бок или перевернув его, набиваем все четыре ящика полуторалитровыми пластиковыми бутылками (в каждый вмещается 20 штук) так, чтобы крышки упирались в дно ящика. При этом бутылки еле втискиваются и могут даже немного деформироваться. Прикинем водоизмещение: 1,5 л х20х4= 120 л. Значит, плот, учитывая его небольшую собственную массу, может принять на борт больше центнера груза, то есть будет держаться на плаву даже с двумя мальчишками-рыбаками.

Не беда, что ноги окажутся по щиколотку в воде, в холодную погоду выручат резиновые сапоги. При необходимости же водоизмещение можно увеличить в полтора раза, привязав еще два ящика с бутылками в середине плота, прикрепив их к раме и средним стойкам каркаса.

При описанной компоновке плот обладает хорошей остойчивостью, а о его живучести (способности оставаться на плаву при каких-либо повреждениях) и ремонтопригодности говорить не приходится: повреждение даже нескольких бутылок ничем не грозит (сравните с проколом резиновой лодки или камеры), а починка сводится к замене поврежденных бутылок на целые.

В качестве движителя лучше использовать двухлопастное весло байдарочного типа, на таком плавсредстве им удобнее грести и управлять. В мелком водоеме можно передвигаться с помощью шеста. Энтузиасты «мореходы» имеют возможность установить на плоту даже парус, прикрепив его мачту хомутами к средней стойке и дуге траверсы. При необходимости перемещения плота по суше его можно оборудовать парой колес от детского велосипеда или коляски, прикрепив их ось к одному из концов доски сиденья

(Автор. И.ЯНКИН, инженер г. Байконур, Казахстан)

Общий вид лодки из раскладушки: 1 —трубка рамы 2 — пластмассовый ящик из-под стеклотары (4 шт.) 3 — крайние стойки 4 — средняя стойка 5 — сиденье (доска 200×20) 6 — дуга траверсы 7 — скрутки (проволока диметром 1,5. 2) 8 — хомуты (4 шт.) 9 — пластиковые бутылки емкостью 1,5 л 10 — скрутки (шпагат)

Весло: 1 — лопасть (дюралюминий, гетинакс, лист s2, 2 шт.) 2 — веретено (деревянный стержень) 3 —скрутки (проволока диаметром 1,5. 2)

Вёсла для надувных лодок.

Весло является главным органом, осуществляющим движение и управление маневром на гребных надувных лодках. Оно должно обеспечивать высокий КПД гребли при наименьших затратах энергии, быть легким, удобным для выполнения не только основного гребка, но и осуществления маневров. Оно должно быть достаточно прочным и гибким, чтобы можно было оттолкнуться от берега или камня. Весло состоит из лопасти и веретена. Лопасть весла имеет плоскую или вогнутую ложкообразную форму, которая способствует лучшему захвату воды и улучшению эффективности гребка. Форма веретена может быть цилиндрической, конической или прямоугольной со скругленными углами. Конструкции весел представлены на рис. 2.36.

Поступательное движение надувных лодок обеспечивается двумя основными способами гребли: без опоры на борт (на лодках без уключин) и с опорой на борт (на лодках, оборудованных уключинами). Лодки без уключин оснащаются веслами-гребками, байдарочными веслами и веслами для каноэ. Весла-гребки служат для передвижения на незначительные расстояния небольшой одноместной лодки с человеком, сидящим лицом вперед по ходу движения. Конструктивно они представляют собой лопасть овальной формы и жестко прикрепленное к ней веретено небольшого размера, на конце которого имеется страховочная петля из шпагата или тесьмы. Весла-гребки имеют незначительный вес и упаковываются вместе с лодкой. У нас в стране такими веслами комплектуются одноместные лодки ЛГН-1, «Лугань», «Стриж» и др. Известна конструкция весла-гребка, конечная часть веретена которого имеет кольцеобразный загиб для упора и фиксации руки до локтя (рис. 2.37).

В другой конструкции изогнутость рукоятки весла в сторону, противоположную направлению рабочего движения, позволяет гребцу держать руку в естественном положении и избежать появления мозолей на ладонях при длительной работе. Кроме того, эта рукоятка с прямоугольным поперечным сечением лучше ориентирует лопасть в нужном направлении.

Байдарочные весла, используемые для байдарок или туристических лодок, состоят из двух лопастей, со единенных между собой веретеном. Удобство пользования обеспечивается разворотом лопастей относительно друг друга на 90° благодаря разъему фиксирующей части. На веретене этих весел имеется один или два разъема. Чтобы вода не стекала по веретену к рукам гребца, на веретено надевают резиновые кольца на расстоянии примерно 250 мм от лопасти.

Для надувных каноэ и моторных лодок, не имеющих уключин, применяются весла типа каноэ, которые также состоят из лопасти и веретена, заканчивающихся поперечной рукояткой. На надувных моторных лодках такие весла применяются только для кратковременного использования, например при отходе от берега на глубину, где можно воспользоваться мотором, или при швартовке к другому судну, а также при преодолении препятствий. Когда лодка идет под мотором, весла укладывают в кокпит под борта или крепят к ним с помощью ремешков, формованных деталей и других приспособлений, увеличивая продольную жесткость конструкции.

В парной гребле один человек гребет парой одинаковых весел. В этом случае длина весла от уключины до конца рукоятки должна быть меньше половины ширины лодки, иначе рукоятки парных весел будут сталкиваться. Чтобы лопасть могла погружаться в воду под действием своей тяжести, как правило, длина весла от среза лопасти до уключины должна быть в три раза больше, чем расстояние от уключины до конца рукоятки, и забортная часть весла немного тяжелее остальной ее части. Для фиксации весла в уключине в выбранном положении на него надевают два резиновых кольца.

На надувных лодках Рис. 2.38. разъем весла с подпружиах, снабженных уключенным штифтом применяются

разъемные и неразъемные весла, которые конструктивно связаны с формой уключины.

Неразъемные весла используются на небольших гребных лодках (в этом случае они упаковываются в отдельные чехлы) или на большегрузных моторных лодках, предназначенных для морского плавания, в качестве запасного движителя на случай выхода из строя мотора. Неразъемные весла применяются и в качестве кормовых весел для управления и удержания на курсе большегрузных лодок. Они крепятся в уключины, установленные на транце или на кормовом баллоне. Кормовое весло из эластичного и прочного материала с жесткой лопастью на небольших лодках может выполнять роль движителя.

Наибольшей популярностью по сравнению с неразъемными веслами у владельцев надувных лодок пользуются разъемные весла. Они достаточно надежны в эксплуатации и не увеличивают размеры упакованной лодки. Существует несколько вариантов разъемных весел. Они могут состоять из двух или трех частей. Разъем весел может приходиться на веретено или на место соединения лопасти и веретена. Соединение частей может осуществляться с помощью муфты с фиксирующим резьбовым соединением. Широко распространено выполнение разъема веретена-цевья в виде телескопических втулок разного диаметра, на концах заходящих одна в другую, а также разъемных частей с соосными отверстиями по их краям. Через эти отверстия с помощью цилиндрических или пластинчатых пружин, установленных в одной из втулок, разъем фиксируют штифтами (рис. 2.38). Для осуществления взаимного разворота лопастей байдарочного весла относительно друг друга втулки без штифтов имеют дополнительные отверстия.

Высокий КПД весла обеспечивают соединения веретена весла под углом с лопастью. В заглубленном состоянии боковые кромки лопасти расположены горизонтально, а веретено находится под определенным углом к ней. В плоской лопасти весла с целью повышения эффективности гребли центральная часть может быть выполнена из эластичного деформируемого материала. При гребле такая лопасть делается вогнутой. С целью ориентирования лопасти весла в воде в ее центральной части вырезают узкое щелевидное отверстие.

Весла могут быть изготовлены целиком из дерева (ясеня или мелкослойной еловой древесины), металла (чаще из сплава — дюралюминия), стеклопластика или пластмассы. Распространены и комбинированные конструкции весел, состоящие из пластмассовой или стеклопластиковой лопасти и деревянного или металлического веретена. Предел прочности лопасти весла из стеклопластика на изгиб составляет 2600 кгс/см 2. а на растяжение — 820 кгс/см 2. Весла из стеклопластика выдерживают статическую нагрузку 10 кгс. Чтобы древесина не намокала и не загнивала, весло несколько раз покрывают подогретой олифой или водостойким и атмосферостойким лаком, например ГФ-156. По лакированной поверхности вода стекает быстрее. Пластмассовая лопасть имеет рельефные ребра жесткости и изготовляется методами контактного или горячего прессования. Очень часто для придания веслу жесткости внутренний объем лопасти заполняют пеноматериалом. Чтобы обеспечить непотопляемость металлических или стеклопластиковых весел, в верхний конец ручки вставляют заглушку из капрона или резины. Общая длина весла-гребка обычно равна 400 — 500 мм, весла для одно- и двухместных лодок — 1000—1300, для туристских лодок весло для гребли по типу каноэ имеют длину 1400— 1600, а для надувных байдарок — 2100 — 2400 мм. Ширина лопасти обусловливает величину полезного упора, движущего лодку, и обычно составляет 120-200 мм.

В наметившихся тенденциях совершенствования конструкций весел прослеживаются два направления. По первому направлению усовершенствуется конструкция веретена весла. Например, к нему устанавливают рукоятки под различными углами, которые обеспечивают удобство захвата весла рукой во время гребли. Некоторые конструкции обеспечивают возможность поворота веретена вокруг оси во время гребли, при этом рукоятка остается неподвижной в руке гребца. По второму направлению изменяется конструкция лопасти. Лопасть выполняют из двух частей, вставляемых в продольные пазы веретена, с возможностью складывания их на 90° в продольном направлении вдоль оси веретена при холостом ходе весла. Другое техническое решение этого направления предусматривает соединение двух частей лопасти поперечной петлей, так чтобы нижнюю часть лопасти можно было складывать назад относительно рукоятки при гребке и раскладывать в обратном направлении при свободном ходе (рис. 2.39). Гребок и холостой ход в этом случае осуществляются в результате толчка, направленного по оси веретена. Гибкий шнур ограничивает степень складывания нижней части лопасти к рукоятке во время гребка и жестко удерживает лопасть относительно рукоятки во время свободного хода.

Эффективность работы весла достигается и приданием лопасти полуэллиптической формы в поперечном сечении или обтекаемого авиационного профиля сечения.

Таким образом, усовершенствования лопастей идут в направлении изменения форм выпуклости, расположения различных канавок, ребер, выполнения центральной части из эластичного материала с окантовкой контура лопасти жесткими полосками, выполнения центральной части в виде жалюзийных пластин и применения в центральной части узкого щелевидного отверстия для лучшей ориентации весла при гребле.

Мускульную энергию человека при гребле веслом можно использовать и для приведения в действие ластового движителя. Эластичный (например, резиновый) ласт-плавник, присоединенный к лодке, совершает в горизонтальной или вертикальной плоскости полувращательное возвратно-поступательное (колебательное) движение, перемещая переднюю кромку ласта через воду по дуге, и сообщает движение надувной лодке. Привод плавников в этом движителе может быть как рычажным ручным, так и вращательным с помощью педали. Эффективность плавниковых колеблющихся движителей при определенных условиях даже значительно выше, чем эффективность весел при гребле. Помимо компактности движителя его преимущество по сравнению с веслами состоит и в том, что для сообщения лодке движения при ручном управлении используются одни руки и человек сидит лицом по ходу движения. Упор ласта создается с большей частотой, чем упор на веслах.

Одна из конструкций ручного ластового движителя показана на рис. 2.40. Движитель легко разбирается на четыре составные части и в таком виде занимает мало места. Ласт размером 700 х 800 мм изготовлен из стеклопластика. Отношение плеча рычага может быть 1. 10. Скорость лодки, оснащенной таким движителем, может быть не меньше, чем скорость ее при гребле на веслах.

разъемные и неразъемные весла, которые конструктивно связаны с формой уключины.

ВЕЗДЕХОДНЫЕ ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ (ЧАСТЬ 2. МОТОР-ВЕСЛО)

Зтими лодочными моторами я впервые заинтересовался, когда уже сделал свой первый водомет. До летнего сезона было еще далеко, а голова продолжала думать на ту же тему – наилучший самодельный ПМ для малых рек. И тут мое внимание привлекли видеосюжеты из Юго-Восточной Азии, где исключительное распространение получили конструкции типа мотор-весло, называемые также Long Tail – «длинный хвост». Тяжелые установки с автомобильными дизелями на больших шаландах катают туристов по морю, а легкие – с одноцилиндровыми «воздушниками» – по рекам и даже по болотам, по которым и на веслах-то не пройти. Мало того, почти такое же мотор-весло с мотоциклетным мотором рабочим объемом всего 150 см3 разгоняет легкую лодочку с таким же легким водителем-тайцем до 150 км/ч!

ИСТОРИЯ

Мотор-весло, или «руль-мотор», как иногда пишут в старых книгах, появился в Европе, точнее во Франции, в 1904 году, раньше классического лодочного мотора с коническим редуктором, изобретенного, как известно, американцем Оле Эвинрудом. Автором первого мотор-весла (по-французски motogodille) был Габриэль Труше (Gabriel Trouche). В первой половине прошлого века подобные конструкции применялись довольно широко, особенно в Германии и Франции. Наиболее известно немецкое мотор-весло Maybach S5, входившее в комплект саперной штурмовой лодки Sturmboot 39. После войны аналогичные силовые установки МВ-72 с двигателем от мотоцикла М-72 и МВ-180 с двигателем от бензопилы находились на вооружении инженерных войск Советской Армии, но довольно быстро они были заменены на более удобные обычные лодочные моторы. Тем не менее, доставшаяся мне в наследство от деда «Настольная книга рыболова-спортсмена», изданная в 1960 году, пишет: «Подвесные моторы отчасти неудобны тем, что винт их расположен ниже дна лодки. В подобном положении более пригоден «руль-мотор» с наклонным валом. Его винт можно поднять до самой поверхности воды, не прекращая движения, а лишь изменяя наклон вала».

Изобретатель мотор-весла француз Габриэль Труше со своим детищем (фото 1904 года)

Однако в странах Юго-Восточной Азии мотор-весла «выжили» и даже получили гораздо большее распространение, чем лодочные моторы классической ныне схемы. Причина, конечно, в том, что население этих стран небогато, а мотор-весло обходится недорого. Можно использовать практически любой двигатель от мотоцикла или автомобиля, и, как правило, уже бывший в употреблении. Дорогой редуктор не нужен, а для «хвоста» с трансмиссией легко приспособить строительные или даже водопроводные трубы. Да и сама азиатская природа с ее многочисленными мелкими, мутными и часто сильно заросшими реками также способствует массовому продвижению подобных конструкций. Причем, следует заметить, что далеко не все восточные мотор-весла – это обязательно самоделки. В Таиланде, например, их рынок поделен практически пополам между двумя фирмами: SPS и ККК. Интересно, что сейчас продукция этих компаний под общим брендом Long Tail доступна и в России.

Легкий Long Tail на гонках. Лодка – типичный восточный сампан из нескольких дощечек, но с поперечным реданом. Вес ПМ около 10 кг, это одноцилиндровый моторчик от мотоцикла. Скорость около 100 км/ч! Тяжелый Long Tail с мощным дизелем на полной скорости. Для движения в таком режиме, переходном к глиссированию, лодка имеет в корме деревянные транцевые плиты

Тайский вариант «гоночного» винта. Обратите внимание на огромный шаг и отсутствие ограждения Немецкая штурмовая лодка Sturmboot 39 с мотор-веслом Maybach S5. Наверно, для боевых условий это не самое лучшее решение: экипаж пригнулся, а водитель вынужден управлять судном, стоя под пулями в полный рост

КОНСТРУКЦИЯ

Все мотор-весла так называемого «восточного» типа имеют одну конструктивную схему. Легкая труба, в которой вращается гребной вал, крепится четырьмя гайками прямо к фланцу двигателя. Никаких раскосов, подкреплений, карданных сочленений, как у тяжелых «болотоходов» американского типа, здесь нет. И с такими простейшими конструкциями живут на воде тысячи, если не миллионы людей, ловят рыбу, перевозят пассажиров, а в свободное время бьют рекорды скорости в своем классе!

Несложный расчет вала на резонансную частоту вращения показал, что азиатская конструкция действительно очень интересна, если не сказать гениальна. Так как я уже задумался об ее воспроизведении, то взял свой конкретный случай – стальной вал диаметром 8 мм и длиной 1500 мм. Оказалось, что его резонансная частота вращения составляет 845 об/мин. То есть при рабочей частоте двигателя 3000 – 3600 об/мин конструкция находится далеко в закритическом режиме. Проще говоря, за время одного оборота сам по себе довольно гибкий вал просто не успевает прогнуться и работает как абсолютно твердое тело. Нужно только, чтобы он был хорошо сбалансирован и никакие внешние подкрепления ему не требуются.

Заинтересовавшись мотор-веслом, я составил для себя задание на проектирование. Мотор задумывался скорее как ходовой макет для маленькой лодочки, интересно было посмотреть своими глазами, как он будет работать. В качестве силовой трубы и вала можно использовать штангу мотокосы в сборе длиной 1,5 м. Винт проще всего взять готовый, например, двухлопастной от «Салюта» с диаметром 140 мм и шагом 118 мм. Его рабочая частота вращения составляет 2500 – 3000 об/мин, а лопасти имеют саблевидную форму, препятствующую наматыванию травы. У мотор-весла редуктора нет, поэтому для такого винта высокооборотная триммерная мотоголовка непригодна. Необходим четырехтактный низкооборотный мотор мощностью около 3 л.с. Диаграмма винтовой характеристики «Салюта» и внешние скоростные характеристики нескольких подходящих для этого винта двигателей приведены на рисунке.

Нужный двигатель попался мне на глаза случайно, когда, будучи в служебной командировке в Рязани, я зашел в привокзальный магазин для дачников. Это был Lifan 152F рабочим объемом 98 см3, развивающий мощность 2,5 -3,0 л.с. Конструкция нижнеклапанного мотора очень любопытна, и его смело можно отправлять прямиком в Политехнический музей. Вероятно, это устаревшая китайская копия «Хонды» 60-х годов, которая, в свою очередь, была копией американского «Бриггса» из 40-х годов прошлого века. Зато частота вращения всего 3000 об/мин – как раз то, что мне нужно. Моторчик массой 8,6 кг оказался совершенно необременительным, и я легко доставил его на электричке в Москву. Стыковка ДВС, приводного и гребного валов выполнена с помощью простых резьбовых муфт, что для мощности 2,5 л.с. вполне допустимо. Гребной вал сделан из болта М12. В качестве радиального и упорного подшипников гребного вала использованы фторопластовые втулки со смазкой забортной водой, известные в «большом» судостроении как подшипники Гудрича. По поводу их долговечности были сомнения, но они не оправдались – небольшой радиальный люфт появился только к концу второго сезона эксплуатации. Но если учесть, что изготовление таких втулок на токарном станке занимает примерно 15 минут, это нормально.

Читайте также:  Мокрая мушка с телом из шелка: техника вязания и материалы необходимые для изготовления

Конструкция штанги, крепление гребного винта и его ограждения

В качестве узла крепления штанги приводного вала к двигателю я использовал продающуюся в хозяйственном магазине стальную ножку стола диаметром 50 мм. Оставлены на месте все четыре имевшиеся в конструкции мотокосы шарикоподшипника. Концевая часть штанги загерметизирована двумя манжетами с набивкой между ними «литола» через пресс-масленку.

Винтовая характеристика двухлопастного винта ПМ «Салют» и внешние скоростные характеристики четырехтактных двигателей с горизонтальным валом Крепление гребного винта и его ограждение

Подвеска мотор-весла, в отличие от обычного лодочного мотора, должна иметь две степени свободы. Я использовал струбцины от «Салюта». В нерабочем положении мотор-весло разворачивается на 180°, винтом в лодку.

Центровка мотора должна быть такой, чтобы при заглушенном двигателе штанга с винтом под действием силы тяжести слегка опускалась вниз, как это показано на схеме. При работе же мотор-весла появившаяся сила тяги создает момент относительно горизонтальной оси подвеса, за счет чего винт будет подниматься, пока он частично не выйдет из воды. Тогда тяга, естественно, упадет и наступит равновесие, винт будет работать у поверхности воды в частично погруженном положении. При необходимости увеличить тягу винт легким усилием руки заглубляется. Такой вариант центровки обеспечивает наиболее легкое управление мотор-веслом.

Конструкция подвески мотор-весла Схема установки мотор-весла и его центровки В качестве узла крепления штанги приводного вала к двигателю использована ножка стола диаметром 50 мм

В нижнем положении винта угол наклона мотор-весла не должен превышать 20°. А предельный, согласно руководству по эксплуатации, угол наклона четырехтактных двигателей с горизонтальным коленвалом составляет 30°. Для ограничения максимально возможного угла наклона подвеска должна иметь соответствующие упоры.

Управление мотор-веслом требует приложения серьезных физических усилий. Поначалу я сделал складной румпель на довольно мощной петле, приобретенной в хозмаге как «дверная петля для ворот». И эта конструкция благополучно… развалилась в первой же относительно дальней поездке. Вывод – румпель, которым приходится постоянно работать, должен быть прочным, как черенок лопаты. А любые вращающиеся рукоятки управления, как на классическом лодочном моторе, тут противопоказаны. Управление дроссельной заслонкой карбюратора выполнено посредством той же, немного удлиненной рукоятки, что была на исходном моторе Lifan 152F, то есть с использованием центробежного регулятора частоты вращения, настроенного на 3000 об/мин. Это позволяет не «перекрутить» ДВС при подъеме винта из воды.

Гребной винт имеет легкое ограждение. На тайских конструкциях его нет, что конечно повышает их к.п.д. и «вездеходность», но о безопасности своей и окружающих лучше все-таки позаботиться.

Масса моего мотор-весла в сборе составила 13,6 кг. В походном положении оно легко разбирается на две части: штангу с гребным винтом длиной 1,5 м и двигатель с подвеской. При желании румпель можно также снять.

ИСПЫТАНИЯ

Первая же проба самодельного мотор-весла на быстрой и мелководной Истре привела меня в восторг! Особенно после долгих мучений с водометом. Лодочка двигалась со скоростью 8-10 км/ч, то есть даже быстрее, чем с традиционным ПМ той же мощности, например, со знакомой мне Honda BF2. Это, думаю, объясняется тем, что винт мотор-весла работает далеко от лодки, в невозмущенном потоке.

На открытой воде мотор-веслом можно управлять в одиночку. На заросшем водоеме лучше иметь напарника: один смотрит вперед, куда движется лодка, а второй назад – где работает винт

Если же водоросли наматывалась на ограждение винта, достаточно было поднять его из воды и потрясти. Центробежный регулятор не дает при этом «перекрутить» двигатель. А в особо тяжелом случае можно заглушить мотор и развернуть его винтом в лодку для очистки.

Есть несколько очень интересных особенностей практического применения мотор-весла. Оказалось, что для уверенного плавания с ним нужны… две пары глаз. Одна должна смотреть вперед, куда движется лодка, а вторая назад – где работает винт. Самый лучший результат на сильно заросшем водоеме, таком как верховья Москвы-реки, дает работа вдвоем: один судоводитель следит за винтом и погружает его в чистую воду, а второй носовым веслом задает лодке курс.

Другое наблюдение. Лодка с мотор-веслом фактически имеет два режима движения. В первом винт опущен в воду полностью, на максимальную глубину, допускаемую ограничителем. При этом достигается наибольшая скорость, но возможно наматывание травы. Во втором случае винт погружен примерно на половину диаметра – тяга и скорость, естественно, падают, но наматывание травы практически исключено. Можно даже «перелезать» через перегораживающие реку бревна, подняв в нужный момент винт.

Самый безопасный вариант ограждения винта. Он был испытан на воде и… отвергнут – слишком много собирает на себя травы Конструкция разборная, но мой туристический автомобиль позволяет перевозить ее и в собранном виде

С этим мотором мы прошли почти всю Истру от Манихино до Аносино и переместились на еще более заросшие травой верховья Москвы-реки от Можайска до Дорохово. Здесь двигаться стало значительно труднее. Требовались другие, еще более «вездеходные» движители – о них я расскажу в следующей статье.

ИСТОРИЯ

Плюсы самодельного судна

Самодельные лодки для рыбалки из фанеры имеют свой ряд плюсов:

  • Во-первых, фанера — это простой, плотный и очень тёплый материал. Разрушить такую модель практически нереально, да и весит она мало.
  • Во-вторых, в отличие от резиновых, места в фанерной модели хватит на пару человек.
  • В-третьих, находясь в лодке из дерева, практически не чувствуешь дискомфорта.

Это можно объяснить их лёгкой геометрической формой. В процессе работы нужно смотреть именно за подгонкой стыкуемых частей и оборке. Все стыкуемые части должны быть ровно подставлены и иметь по всей длине лишь маленькие зазоры. В виде крепёжных деталей применяются различные саморезы. По поводу размера таких крепежей: все зависит от места использования. Они могут быть следующими:

Корректные габариты и чертеж

О них отдельный разговор, потому что от размеров зависит вес, вместимость, грузоподъемность и устойчивость небольшого судна на воде. Если писать о рекомендациях, то они таковы:

  1. Высота бортов. Оптимальное значение 500 мм, однако никто не запрещает небольшое изменение в большую либо меньшую сторону.
  2. Длина. Этот параметр зависит от того, сколько человек одновременно будут находиться в лодке. Если плавсредство рассчитано на одного, то хватит длины 1800-2500 мм. Для дуэта «мореходов» нужны 3000 мм, для 3-5 человек достаточно 3500-4000 мм. Вместятся в последнюю конструкцию и шестеро, но в этом случае вопрос уже в другом — в комфорте такой большой компании.
  3. Ширина. Здесь рекомендованное значение — 1000-1500 мм, однако надо учесть, что максимальная цифра значительно уменьшит маневренность, зато сделает судно более устойчивым. Принимать во внимание нужно вес людей, потенциальный груз, который будет перевозиться на лодке, длину плавсредства.

Ориентируясь на рекомендованные (или выбранные строителем) размеры, необходимо сделать чертеж. Если мастер не силен в составлении подобных схем, лучше остановиться на готовых, проверенных эскизах, которые нетрудно разыскать в интернете: достаточно ввести в поисковую систему всего два слова — «лодка чертеж», а затем переключиться на «Картинки».


Также вы можете ознакомиться с ценами на готовые лодки:

Критерии для выбора

Вот на что в первую очередь необходимо обратить внимание при покупке:

  • Прочность влияет на срок службы, поэтому весло должно быть надёжным.
  • Условия и характер водоёмов, будет диктовать размеры лопастей и длину трубки.
  • Подбор осуществляется под индивидуальные параметры человека.


Вёсла для лодок делают как из одного материала, например, полностью деревянное или алюминиевое весло. Так и сборные, которые подразумевают использование нескольких фактур. Например, алюминиевая ручка и пластмассовая лопасть.

Как правильно выбрать весло для байдарки (каяка), SUP-борда и рафта?

Перед новоиспеченными (да и бывалыми) каякерами, серферами и рафтерами стоит важная и сложная задача – правильный выбор весла. Если плавсредство может быть среднего класса, то весло всегда должно быть самое лучшее, так как это самый важный механизм и двигатель вашего «судна».

“…a good paddle should move effortlessly through the water.”

(Werner Furrer Sr.)

«… хорошее весло должно проходить сквозь воду без усилий.»

(Вернер Фаррер старший)

Перед новоиспеченными (да и бывалыми) каякерами, серферами и рафтерами стоит важная и сложная задача – правильный выбор весла. Если плавсредство может быть среднего класса, то весло всегда должно быть самое лучшее, так как это самый важный механизм и двигатель вашего «судна».

В среднем, на одну морскую милю Вы делаете около 1000 гребков, именно поэтому, очень важно правильно подобрать весло. Постараемся рассмотреть все нюансы и классификацию весел по каждому из трех направлений: весло для байдарок (каяков), SUP-бордов, рафтов.

Начнем, в первую очередь, с классификации байдарочных весел.

– По типу хвата гребца:

1. праворучные («правые»);

2. леворучные («левые»).

– По форме лопастей:

1. весла с симметричными лопастями («симметрик»);

2. весла с асимметричными лопастями («асимметрик»).

– По назначению или виду каякинга:

1. весла для прогулочного каякинга (рекреационные весла);

2. весла для туристического и экспедиционного каякинга (туринговые весла);

3. весла для сплавного каякинга (WW весла);

4. спортивные весла (для гребного слалома и гребли на гоночных байдарках, каяках.

«Правые» и «левые» весла. Лопасти байдарочного весла имеют некий угол разворота, на подобие того как развернутые лопасти на двигателях винтовых самолетов. Это помогает уменьшить сопротивление воздуха, когда лопасть весла находится над водой.

Весла могут быть развернутые для правшей или для левшей («правое/праворучное» или «левое/леворучное» весло).

Во время гребли вы никогда не зажимаете весло крепко двумя руками одновременно. Одна рука всегда крепко фиксирует весло, хват не меняется при выполнении гребков, а в другой руке веретено свободно проворачивается. Ведущей рукой вы контролируете угол разворота лопастей к воде во время гребли. То, какой рукой вы фиксируете весло и является главным критерием для определения того с каким хватом вы гребете – левым или правым.

Соответственно, термин «правое» весло или «правый хват» означает, что ваша правая рука фиксирует и поворачивает весло, а в левой руке веретено весла свободно проворачивается.

Если у вас «леворучное» весло или «левый хват», это означает, что весло вы фиксируете (зажимаете) в левой руке и поворачиваете весло левой рукой, а в правой оно, соответственно, свободно проворачивается.

Как определить какое весло у вас в руках – «правое» или «левое»?

Возьмите весло и положите его перед собой так, чтобы ближняя к вам лопасть лежала полностью на земле и смотрела глубокой частью вверх. Дальше обратите внимание на дальнюю от вас лопасть, если она повернута влево – то весло «леворучное», если лопасть повернута вправо – весло «праворучное».

Современные разборные весла дают возможность менять угол разворота вправо или влево, тем самым приспосабливая каждое весло под правый или левый хват. Какой хват будет «правильным» для Вас – определяете только Вы.

Разворот лопастей уменьшает сопротивление лопасти в воздухе. Если лопасть имеет разворот – она будет разрезать воздух ребром, неразвернутые лопасти будут “толкать” воздух. Это особенно ощутимо, когда вы гребете против встречного ветра.

Весла с развернутыми лопастями являются более эффективными и позволяют развивать большую скорость на каяке (байдарке).

Весла с симметричными лопастями («симметрик») и весла с асимметричными лопастями («асимметрик»). Чтобы определить симметрию лопасти весла нужно условно разделить лопасть вдоль по оси на две части. Если обе части лопасти одинаковые – лопасть симметричная, если же одна часть чуть больше другой – лопасть асимметричная. Большинство современных лопастей имеют немного асимметричную форму, где лопасть немного скошена в нижней части.

Что нам дает симметрия или асимметрия лопасти весла?

При опускании лопасти весла в воду оно входит под определенным углом. Если лопасть весла имеет симметричную форму – то весло входит углом (если лопасть прямоугольная), и на начальном этапе гребка весло может грести углом, будет происходить потеря энергии.

Симметричные лопасти могут «вибрировать» при проведении гребка, особенно если это плоские лопасти квадратной формы, а сам гребок довольно медленный и длинный.

На практике весла с симметричными лопастями больше используются на пунктах проката из-за своей дешевизны и простоты, а также для сплавного каякинга, где нужны лопасти с большой площадью и мощным гребком.

Скошенные асимметричные лопасти погружаются в воду сразу широкой частью и гребок выходит более равномерный и плавный. С другой стороны, асимметричные лопасти могут иметь меньшую площадь и будут менее эффективные на бурной воде, где нужен более мощный гребок.

Весла с асимметричными лопастями хорошо подходят для туризма, поскольку они менее утомительные и позволяют грести намного дольше, прилагая меньше усилий.

Как правильно выбрать байдарочное весло? Какую выбрать форму лопасти весла? и какая длина весла будет оптимальной?

Когда речь идет о туристическом и прогулочном каякинге, то во всем мире принято различать два основных стиля гребли – гребля «с высоким углом» и гребля «с низким углом».

Угол гребли определяется наклоном веретена весла к плоскости воды. При гребле с «низким углом» – верхняя рука заносится на уровне глаз, и весло входит в воду под большим углом. В этом случае идеально подойдут “черпаки” с узкими и длинными лопастями. А с «высоким углом» – верхняя рука не поднимается выше уровня подбородка, и весло заходит в воду под маленьким углом. Тогда стоит выбрать весло с короткими и широкими лопастями. Так же существуют весла с гибридными лопастями, которые подойдут всем гребцам.

Весла для рекреационного и туристического каякинга.

Рекреационные байдарочные весла – самые простые и самые неприхотливые весла. Их главный потребитель – это обычный рядовой каякер-любитель, который не ходит в длительные походы и для которого важна максимальная износостойкость весла при минимальной цене.

Весла для рекреационного каякинга как правило сделаны с применением дюралюминиевого веретена (анодированного или окрашенного) и пластиковых (полиэтиленовых) лопастей. Для облегчения веса весла лопасти также могут быть сделаны из полипропилена или нейлона и усилены стекловолокном. Места хвата часто обозначены черной термоосадочной лентой, также может быть сделан овал с одной стороны веретена для более удобной фиксации весла в ведущей руке.

Весла для рекреационного каякинга часто имеют симметричные лопасти и рассчитаны большей степенью на начинающих каякеров или же людей которые редко катаются на каяках. Такие весла также могут быть разборные 2-х, 3-х или даже 4-секционные с возможностью регулировки угла разворота лопастей на одну или две определенные позиции.

Весла для туристического каякинга, или как их еще называют – туринговые весла. Более легкие, более комфортные в использовании, более надежные и значительно дороже, чем рекреационные весла.

Современные туринговые весла изготавливаются полностью из композитных материалов таких как высокомодульное стекловолокно, карбон (углеволокно) и кевлар.

Весла для сплавного каякинга и спортивные весла.

Весла для сплавного каякинга и весла для спортивной гребли составляют собой две отдельные большие категории.

Весла для спортивной гребли. Спортивная гребля на байдарках и каноэ, а также гребной слалом это уже не просто увлечение, это профессиональный олимпийский спорт, где от Вашего весла может зависеть результат или даже престиж страны. Поэтому там существуют совсем иные подходы к подбору весла. Каждое весло тщательно и очень долго подбирается под определенного спортсмена, тренера годами выстраивают нужную комбинацию разных параметров чтобы вывести спортсмена на самые высокие результаты.

Весла для сплавного каякинга. В сплавном White-Water каякинге существует разделение весел по назначению, а именно – по видам сплавного каякинга:

– весла для родео каякинга (play kayaking),

– весла для сплавного каякинга (creeking & river running).

Классификация весел для SUP выделяет следующие категории весел.

3. весла для серфинга.

1. цельные – 1 часть;

2. регулируемые – 2 части;

3. складные – 3 части.

Цельные весла всегда фиксированной длины. Преимущества такого типа весел: они легче и надежнее, т.к. в конструкции нет лишних элементов, у него нет подвижных частей, а, значит, оно медленнее изнашивается. Минус: оно не компактное, а значит его труднее перевозить. Как правило, такие весла используются с жесткими досками или когда нужна максимальная производительность и надежность при серфинге и в гонках.

Регулируемые весла состоят из двух частей, которые, как правило, не разбираются. Весло имеет фиксатор телескопической трубки (защелка), но у каждого производителя могут быть свои особенности. Преимущества: удобно настраивать под свой рост или под разные условия катания. Достаточно надежные. Главный минус: имеются движущиеся части, а, значит, они подвержены быстрому износу.

Разборные весла состоят из трех частей, благодаря своей компактности хорошо подходят для использования с надувными SUP, такое весло можно легко убрать в сумку с доской и без проблем положить в багажник авто или сдать в багаж в аэропорту. Преимущества: компактные, легко перевозить в сумке с доской или отдельно. Минусы: менее надежны, чем другие типы весел для SUP из-за большего количества элементов, гораздо тяжелее цельных весел.

Читайте также:  Как ловить рыбу возле мостов

После того, как Вы купили весло, его необходимо отрегулировать под Ваш рост и стиль катания, в большинстве случаев Вам подойдет стандартная регулировка. Для этого поставьте весло лопастью на землю, поднимите руку вертикально вверх и согните запястье, вытяните регулируемую часть весла так, чтобы рукоятка встала на уровне изгиба запястья.

Длина весла также может варьироваться по толщине вашей доски, если доска толстая, весло можно удлинить на пару сантиметров, если тонкая, немного укоротить.

Весло для рафтинга подбирается по аналогии с веслом для байдарки (каяка, каноэ). Однако, имеется важная особенность конструкции весла для рафтинга. Весла для рафтинга могут быть цельными и разборными, но все они состоят из трех частей:

  1. Шафт (дюралевая трубка),
  2. Лопасть,
  3. Рукоятка (Т-образная).

Рукоятка шафта должна быть запрессована и выполнена таким образом, чтобы внутри дюралевой трубки образовался сжатый воздух, это позволит снаряжению не тонуть. Т-образная рукоятка подбирается исходя из анатомических особенностей спортсмена или туриста-экстремала.

Распашной вид устройств имеет длинный шафт до 4 метров. Шафт обычного весла для рафтинга составляет примерно 1, 65 м, однако, он может регулироваться. В зависимости от модели может иметь правый или левый хват. Диаметр трубки около 30 мм и весит такая модель от 800 г.

Лопасть устройства также зависит от его вида. Распашные весла имеют более узкую лопасть, чем обычные. Средние параметры лопасти обычного весла составляют около 195*470 см. Модели могут снабжаться лопастями с возможностью изменения угла разворота, быть асимметричными и выполняться из различных композитных материалов.

Угол гребли определяется наклоном веретена весла к плоскости воды. При гребле с «низким углом» – верхняя рука заносится на уровне глаз, и весло входит в воду под большим углом. В этом случае идеально подойдут “черпаки” с узкими и длинными лопастями. А с «высоким углом» – верхняя рука не поднимается выше уровня подбородка, и весло заходит в воду под маленьким углом. Тогда стоит выбрать весло с короткими и широкими лопастями. Так же существуют весла с гибридными лопастями, которые подойдут всем гребцам.

Как правильно выбрать весло для байдарки (каяка), SUP-борда и рафта?

Перед новоиспеченными (да и бывалыми) каякерами, серферами и рафтерами стоит важная и сложная задача – правильный выбор весла. Если плавсредство может быть среднего класса, то весло всегда должно быть самое лучшее, так как это самый важный механизм и двигатель вашего «судна».

“…a good paddle should move effortlessly through the water.”

(Werner Furrer Sr.)

«… хорошее весло должно проходить сквозь воду без усилий.»

(Вернер Фаррер старший)

Перед новоиспеченными (да и бывалыми) каякерами, серферами и рафтерами стоит важная и сложная задача – правильный выбор весла. Если плавсредство может быть среднего класса, то весло всегда должно быть самое лучшее, так как это самый важный механизм и двигатель вашего «судна».

В среднем, на одну морскую милю Вы делаете около 1000 гребков, именно поэтому, очень важно правильно подобрать весло. Постараемся рассмотреть все нюансы и классификацию весел по каждому из трех направлений: весло для байдарок (каяков), SUP-бордов, рафтов.

Начнем, в первую очередь, с классификации байдарочных весел.

– По типу хвата гребца:

1. праворучные («правые»);

2. леворучные («левые»).

– По форме лопастей:

1. весла с симметричными лопастями («симметрик»);

2. весла с асимметричными лопастями («асимметрик»).

– По назначению или виду каякинга:

1. весла для прогулочного каякинга (рекреационные весла);

2. весла для туристического и экспедиционного каякинга (туринговые весла);

3. весла для сплавного каякинга (WW весла);

4. спортивные весла (для гребного слалома и гребли на гоночных байдарках, каяках.

«Правые» и «левые» весла. Лопасти байдарочного весла имеют некий угол разворота, на подобие того как развернутые лопасти на двигателях винтовых самолетов. Это помогает уменьшить сопротивление воздуха, когда лопасть весла находится над водой.

Весла могут быть развернутые для правшей или для левшей («правое/праворучное» или «левое/леворучное» весло).

Во время гребли вы никогда не зажимаете весло крепко двумя руками одновременно. Одна рука всегда крепко фиксирует весло, хват не меняется при выполнении гребков, а в другой руке веретено свободно проворачивается. Ведущей рукой вы контролируете угол разворота лопастей к воде во время гребли. То, какой рукой вы фиксируете весло и является главным критерием для определения того с каким хватом вы гребете – левым или правым.

Соответственно, термин «правое» весло или «правый хват» означает, что ваша правая рука фиксирует и поворачивает весло, а в левой руке веретено весла свободно проворачивается.

Если у вас «леворучное» весло или «левый хват», это означает, что весло вы фиксируете (зажимаете) в левой руке и поворачиваете весло левой рукой, а в правой оно, соответственно, свободно проворачивается.

Как определить какое весло у вас в руках – «правое» или «левое»?

Возьмите весло и положите его перед собой так, чтобы ближняя к вам лопасть лежала полностью на земле и смотрела глубокой частью вверх. Дальше обратите внимание на дальнюю от вас лопасть, если она повернута влево – то весло «леворучное», если лопасть повернута вправо – весло «праворучное».

Современные разборные весла дают возможность менять угол разворота вправо или влево, тем самым приспосабливая каждое весло под правый или левый хват. Какой хват будет «правильным» для Вас – определяете только Вы.

Разворот лопастей уменьшает сопротивление лопасти в воздухе. Если лопасть имеет разворот – она будет разрезать воздух ребром, неразвернутые лопасти будут “толкать” воздух. Это особенно ощутимо, когда вы гребете против встречного ветра.

Весла с развернутыми лопастями являются более эффективными и позволяют развивать большую скорость на каяке (байдарке).

Весла с симметричными лопастями («симметрик») и весла с асимметричными лопастями («асимметрик»). Чтобы определить симметрию лопасти весла нужно условно разделить лопасть вдоль по оси на две части. Если обе части лопасти одинаковые – лопасть симметричная, если же одна часть чуть больше другой – лопасть асимметричная. Большинство современных лопастей имеют немного асимметричную форму, где лопасть немного скошена в нижней части.

Что нам дает симметрия или асимметрия лопасти весла?

При опускании лопасти весла в воду оно входит под определенным углом. Если лопасть весла имеет симметричную форму – то весло входит углом (если лопасть прямоугольная), и на начальном этапе гребка весло может грести углом, будет происходить потеря энергии.

Симметричные лопасти могут «вибрировать» при проведении гребка, особенно если это плоские лопасти квадратной формы, а сам гребок довольно медленный и длинный.

На практике весла с симметричными лопастями больше используются на пунктах проката из-за своей дешевизны и простоты, а также для сплавного каякинга, где нужны лопасти с большой площадью и мощным гребком.

Скошенные асимметричные лопасти погружаются в воду сразу широкой частью и гребок выходит более равномерный и плавный. С другой стороны, асимметричные лопасти могут иметь меньшую площадь и будут менее эффективные на бурной воде, где нужен более мощный гребок.

Весла с асимметричными лопастями хорошо подходят для туризма, поскольку они менее утомительные и позволяют грести намного дольше, прилагая меньше усилий.

Как правильно выбрать байдарочное весло? Какую выбрать форму лопасти весла? и какая длина весла будет оптимальной?

Когда речь идет о туристическом и прогулочном каякинге, то во всем мире принято различать два основных стиля гребли – гребля «с высоким углом» и гребля «с низким углом».

Угол гребли определяется наклоном веретена весла к плоскости воды. При гребле с «низким углом» – верхняя рука заносится на уровне глаз, и весло входит в воду под большим углом. В этом случае идеально подойдут “черпаки” с узкими и длинными лопастями. А с «высоким углом» – верхняя рука не поднимается выше уровня подбородка, и весло заходит в воду под маленьким углом. Тогда стоит выбрать весло с короткими и широкими лопастями. Так же существуют весла с гибридными лопастями, которые подойдут всем гребцам.

Весла для рекреационного и туристического каякинга.

Рекреационные байдарочные весла – самые простые и самые неприхотливые весла. Их главный потребитель – это обычный рядовой каякер-любитель, который не ходит в длительные походы и для которого важна максимальная износостойкость весла при минимальной цене.

Весла для рекреационного каякинга как правило сделаны с применением дюралюминиевого веретена (анодированного или окрашенного) и пластиковых (полиэтиленовых) лопастей. Для облегчения веса весла лопасти также могут быть сделаны из полипропилена или нейлона и усилены стекловолокном. Места хвата часто обозначены черной термоосадочной лентой, также может быть сделан овал с одной стороны веретена для более удобной фиксации весла в ведущей руке.

Весла для рекреационного каякинга часто имеют симметричные лопасти и рассчитаны большей степенью на начинающих каякеров или же людей которые редко катаются на каяках. Такие весла также могут быть разборные 2-х, 3-х или даже 4-секционные с возможностью регулировки угла разворота лопастей на одну или две определенные позиции.

Весла для туристического каякинга, или как их еще называют – туринговые весла. Более легкие, более комфортные в использовании, более надежные и значительно дороже, чем рекреационные весла.

Современные туринговые весла изготавливаются полностью из композитных материалов таких как высокомодульное стекловолокно, карбон (углеволокно) и кевлар.

Весла для сплавного каякинга и спортивные весла.

Весла для сплавного каякинга и весла для спортивной гребли составляют собой две отдельные большие категории.

Весла для спортивной гребли. Спортивная гребля на байдарках и каноэ, а также гребной слалом это уже не просто увлечение, это профессиональный олимпийский спорт, где от Вашего весла может зависеть результат или даже престиж страны. Поэтому там существуют совсем иные подходы к подбору весла. Каждое весло тщательно и очень долго подбирается под определенного спортсмена, тренера годами выстраивают нужную комбинацию разных параметров чтобы вывести спортсмена на самые высокие результаты.

Весла для сплавного каякинга. В сплавном White-Water каякинге существует разделение весел по назначению, а именно – по видам сплавного каякинга:

– весла для родео каякинга (play kayaking),

– весла для сплавного каякинга (creeking & river running).

Классификация весел для SUP выделяет следующие категории весел.

3. весла для серфинга.

1. цельные – 1 часть;

2. регулируемые – 2 части;

3. складные – 3 части.

Цельные весла всегда фиксированной длины. Преимущества такого типа весел: они легче и надежнее, т.к. в конструкции нет лишних элементов, у него нет подвижных частей, а, значит, оно медленнее изнашивается. Минус: оно не компактное, а значит его труднее перевозить. Как правило, такие весла используются с жесткими досками или когда нужна максимальная производительность и надежность при серфинге и в гонках.

Регулируемые весла состоят из двух частей, которые, как правило, не разбираются. Весло имеет фиксатор телескопической трубки (защелка), но у каждого производителя могут быть свои особенности. Преимущества: удобно настраивать под свой рост или под разные условия катания. Достаточно надежные. Главный минус: имеются движущиеся части, а, значит, они подвержены быстрому износу.

Разборные весла состоят из трех частей, благодаря своей компактности хорошо подходят для использования с надувными SUP, такое весло можно легко убрать в сумку с доской и без проблем положить в багажник авто или сдать в багаж в аэропорту. Преимущества: компактные, легко перевозить в сумке с доской или отдельно. Минусы: менее надежны, чем другие типы весел для SUP из-за большего количества элементов, гораздо тяжелее цельных весел.

После того, как Вы купили весло, его необходимо отрегулировать под Ваш рост и стиль катания, в большинстве случаев Вам подойдет стандартная регулировка. Для этого поставьте весло лопастью на землю, поднимите руку вертикально вверх и согните запястье, вытяните регулируемую часть весла так, чтобы рукоятка встала на уровне изгиба запястья.

Длина весла также может варьироваться по толщине вашей доски, если доска толстая, весло можно удлинить на пару сантиметров, если тонкая, немного укоротить.

Весло для рафтинга подбирается по аналогии с веслом для байдарки (каяка, каноэ). Однако, имеется важная особенность конструкции весла для рафтинга. Весла для рафтинга могут быть цельными и разборными, но все они состоят из трех частей:

  1. Шафт (дюралевая трубка),
  2. Лопасть,
  3. Рукоятка (Т-образная).

Рукоятка шафта должна быть запрессована и выполнена таким образом, чтобы внутри дюралевой трубки образовался сжатый воздух, это позволит снаряжению не тонуть. Т-образная рукоятка подбирается исходя из анатомических особенностей спортсмена или туриста-экстремала.

Распашной вид устройств имеет длинный шафт до 4 метров. Шафт обычного весла для рафтинга составляет примерно 1, 65 м, однако, он может регулироваться. В зависимости от модели может иметь правый или левый хват. Диаметр трубки около 30 мм и весит такая модель от 800 г.

Лопасть устройства также зависит от его вида. Распашные весла имеют более узкую лопасть, чем обычные. Средние параметры лопасти обычного весла составляют около 195*470 см. Модели могут снабжаться лопастями с возможностью изменения угла разворота, быть асимметричными и выполняться из различных композитных материалов.

Разборные весла состоят из трех частей, благодаря своей компактности хорошо подходят для использования с надувными SUP, такое весло можно легко убрать в сумку с доской и без проблем положить в багажник авто или сдать в багаж в аэропорту. Преимущества: компактные, легко перевозить в сумке с доской или отдельно. Минусы: менее надежны, чем другие типы весел для SUP из-за большего количества элементов, гораздо тяжелее цельных весел.

Детали продольного набора самодельной туристической байдарки


Позиции 1 — 12 обозначены на сборочном чертеже корпуса.
13 — язычок δ=4; 14 — овальная планка δ=2, дюраль Д16АТ: 15 — замок привального бруса; 16 — концевая планка стрингера и привального бруса; 17 — обойма крепления привальных брусьев к штевням; 18 — замок мидельвейса, нерж. сталь; 19 — угольник мидельвейса; 20 — обойма крепления кильсона к штевням, нерж. сталь; 21 — клиновая накладка, дюраль Д16АМ; 22 — боковые рейки кильсона; 23 — средняя рейка кильсона; 24 — поперечина δ=5, фанера; 25 — поперечина 5х25, фанера; 26 — язычок кильсона; размеры в скобках указаны для язычка стрингера; 27 — замок кильсона, δ=1,5 (для стрингера δ=0,8); 28 — рейка средней секции кильсона; 29 — шпангоут; 33 — заполнитель; 31 — скоба крепления фальшборта на шп. 3 и 4, дюраль Д1; 32 — скоба крепления мидельвейса на шп. 2 и 1, дюраль Д1; 33 — винт крепления привального бруса; 34 — скоба, фиксирующая стрингер на шпангоуте, дюраль Д1; 35 — защелка кильсона, дюраль Д1; 36 — винт защелки, нерж. сталь; 37 — штырек; 35 — держатель спинки; 39 — кормовой фальшборт, фанера δ=7; 40 — защелка фальшборта, Д16АТ; 41 — угольник из дюраля δ=2; 42 — петля фальшборта.

Привальные брусья и стрингера собираются по длине из четырех частей (по 1,03 м каждая) с помощью простейших язычковых замков. К восьми рейкам стрингеров приклепываются замки (дет. 27) к одному концу и язычки (дет. 26) к другому. У остальных восьми заготовок один конец остается свободным, к четырем приклепываются замки и к четырем — язычки. На заготовки привальных брусьев ставятся замки 15 из нержавейки и язычки 13 из дюраля.

Шпангоут и детали крепления набора к нему

Кильсон представляет собой ферму из трех продольных реек, соединенных поперечными планками. Замки и язычки для соединения секций кильсона, как и мидельвейса, изготовляются из нержавеющей стали. На все рейки двух средних секции кильсона приклепываются замки и язычки, на рейки двух концевых секций — только замки и только язычки. Собирать кильсон нужно на какой-либо ровной поверхности, предварительно наметив на ней положения ДП — осевой линии и шпангоутов 2 и 4 (для средних секций). Планки-поперечины кильсона длиной 200 и шириной 25 мм выпиливаются из 5-миллиметровой фанеры. К рейкам они крепятся шурупами и на водостойком клее (лучше всего на эпоксидной смоле ЭД-5).

Секции кильсона

У штевней боковые рейки 22 кильсона приподнимаются и ложатся на клиновую накладку 21. Средняя рейка обрезается под накладкой, как показано на чертеже, и подгоняется окончательно уже во время подгонки и установки штевня. Отступя от накладки на 100—120 мм, боковые рейки нужно обрезать «на ус» с внутренней стороны, но таким образом, чтобы штевень не болтался, а входил плотно.

Штевни выпиливаются из хорошей 8—9-миллиметровой фанеры. Для крепления реек кильсона на штевнях крепятся обоймы 20.

Крепление кильсона к штевням

Шпангоуты самодельной туристической байдарки лучше всего согнуть из дюралевой трубки диаметром 14—15 мм. Трубку можно заменить П-образным профилем, который изготовляется из листового дюраля Д1 толщиной 1,5 мм; только один средний шп. 3 желательно изготовить усиленным — из 2-миллиметрового дюраля.

Сначала из полосы делается П-образный профиль. Для гибки его по обводу шпангоута необходимо заготовить стальные оправки-шаблоны, вырезанные по плазовой разметке для каждого шпангоута отдельно (от ДП на один борт, так как шпангоуты собираются каждый из двух частей). Профиль изгибается по оправке при помощи вращающегося ролика.

Закрепив привальные брусья сначала на трех средних шпангоутах, можно разметить места установки овальных планок для присоединения к шп. 1 и 5. Для этого надо пристыковать концевые части привальных брусьев и, прижав их к концевым шпангоутам, отметить точки соприкосновения привального бруса с винтом.

Добавить комментарий