Парус на надувной моторной лодке

Парус на надувной моторной лодке

Парус для надувной лодки.

Вспомогательный парус на лодке дает рыболову известные преимущества. Во-первых, он позволяет рыбачить на крупных водоемах, где запрещено плавание на моторных судах.

Во-вторых, под парусом лодка может идти с минимальной скоростью и бесшумно, что важно при ловле, например, на дорожку.

Нет необходимости копировать парусное вооружение спортивной яхты: оно хорошо только в сочетании с типично яхтенным корпусом, позволяющим судну идти к направлению ветра под углом 30— 35°. Корпус обычной лодки на это не рассчитан, ее просто понесет боком.

Парусное вооружение для надувных лодок должно быть компактным, максимально облегчающим его установку, хранение и управление, мачта и другие части рангоута — легкими и небольшой длины, чтобы их можно было без особого труда уложить в лодке, когда в них нет необходимости.

Самое важное требование к вспомогательным парусам — безопасность плавания. Поэтому площадь парусов и высота центра парусности не должны превышать величин, допустимых для данной лодки с учетом ее остойчивости.

Надувная лодка должна быть снабжена хотя бы выносным килем, который будет препятствовать дрейфу, или боковому сносу, при плавании под углом к ветру.

Прежде чем приступить к изготовлению паруса, следует знать:

для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле:

S=1,3 ٭ L ٭ В ( м 2 ) , где L — длина лодки;

В — ширина лодки по ватерлинии.

Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м 2 .

Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м 2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан на рис. 1.

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины.

Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов.

К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами.

Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов.

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера.

Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Если в лодке установлены пайолы, то самый ответственный узел — крепление мачты и шверцев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц.

Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров.

Они вращаются на штырях по торцам шверц-балки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении.

При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками.

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке.

Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1».

Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте.

Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки.

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок.

На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом «змейка».

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45×1,5×1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м 2 .

Парус на надувной моторной лодке

Парус на надувной моторной лодке – что это? Блажь изощренных водномоторников или тоска по природе, когда вместо румпеля ревущего подвесника в руке – тяга чуткого шкота, и ты, «слушая» ветер, идешь к своей цели, сливаешься с ее величеством Природой, бесшумно скользя по волнам?

Многие владельцы надувнушек однажды задумываются о том, как обеспечить устойчивое, комфортное и экономичное движение под парусом на любимой лодке. Ведь парус – это «запасной двигатель» на случай внезапной поломки мотора или отсутствия горючего, во время бесшумной ловли «на дорожку» и, наконец, возможность освоения любых водоемов, где запрещено использование моторов.

В интернете можно найти множество различных вариантов конструкции парусного вооружения лодок. Не вдаваясь в их системную оценку, предлагаю рассмотреть еще один вариант, имеющий, на мой взгляд, некоторые достоинства.

Итак, парусное вооружение (рис. 1) для надувной лодки (в дальнейшем – парус). При выборе его конструкции основными целями были обеспечение:
– устойчивого движения лодки под парусом, в том числе под острыми углами к ветру;
– постановки и сброса паруса на воде в кратчайшие сроки;
– простоты управления парусом, в том числе и с установленным на транце мотором;
– минимальных размеров упаковки комплекта, который включает мачту с парусом, швертовое устройство со шверцами и рулевое устройство.

При этом следовало избежать загромождения кокпита различными трубами и вспомогательными конструкциями (кроме, естественно, мачты).

Была выбрана алюминиевая мачта, состоящая из трех алюминиевых трубчатых колен, соединенных между собой втулками. Нижнее колено мачты через шарнирное соединение закрепляется на жестком пайоле и может наклоняться в ДП лодки. Средняя часть нижнего колена закрепляется на жестком переднем сиденье через степс мачты, причем установка мачты возможна как спереди, так и сзади передней банки. Мачта не имеет вант. Жесткость конструкции обеспечивается благодаря креплению мачты в двух точках и зависит от жесткости установки передней банки. На мачте размещаются элементы для проводки и закрепления такелажа.

Парус для надувной лодки – шпринтового типа от швертбота «Оптимист». По передней шкаторине он имеет карман, в который продевается мачта. По диагонали полотнище растягивается с помощью составного трубчатого шпринта, одним концом вставляемого в петлю в нок-бензельном углу верхней шкаторины паруса. Натяжение паруса регулируется с помощью оттяжки шпринта с петлей, в которую вставляется нижний наконечник шпринта. По нижней шкаторине парус растягивается на составном трубчатом гике. Пятка гика через вилку входит в мачту, а шкотовый угол через обушок закрепляется на ноке гика. Нижняя шкаторина паруса крепится на гике снасточками, продетыми в люверсы. Парус имеет лат-карманы с установленными в них латами и управляется гика-шкотом, закрепленным одним концом через блок на шпрюйте гика-шкота, а другим через блок за обушок на жестком пайоле лодки.

Швертовое устройство состоит из двух прямоугольных профилированных шверцев, размещенных в швертовых коробках. Шверцы изготовлены из склеенных сосновых брусков и окрашены водостойким «яхтенным» лаком. Работают шверцы поочередно: при движении правым галсом работает левый шверц, при движении левым галсом – правый. При движении попутными курсами оба шверца можно поднимать.

Швертовые коробки изготовлены из алюминия и закреплены через болт-петли на оси, в свою очередь закрепленной на бортах лодки через приклеенные проушины («рым-устройства»).

На рис. 2 показан вариант закрепления на резиновом борту лодки рым-устройства, изготовленного из ПВХ. Рым-устройство «пришивалось» медной проволокой к резиновой накладке, а затем все вместе приклеивалось к борту лодки.

Места установки шверцев на бортах лодки надо выбирать таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие положения центра парусности и центра бокового сопротивления. Шверцы размещаются в швертовых коробках, опираются на борта лодки и могут перемещаться в нескольких плоскостях, обеспечивая при этом тонкую настройку парусного вооружения. Немаловажным преимуществом данной конструкции швертового устройства является то, что наиболее эффективно используется рабочая часть шверцев, что позволяет увеличить полезную площадь сопротивлению дрейфу (рис.3). Рулевое устройство паруса состоит из рулевой коробки и пера руля (рис.4).

Рулевая коробка состоит из двух алюминиевых щек с проушинами для баллера руля и распорными втулками с болтами и гайками. Щеки коробки имеют прорезь для оси вращения. В нижней части коробки размещается страховочный болт с цепочкой. Перо руля вынимается и вставляется в коробку за ручку-петлю, закрепленную в верхней части. Кроме того, перо руля может проворачиваться вокруг оси при «нештатном» наезде на препятствие, преодолевая сопротивление страховочного болта.

Рулевое устройство можно устанавливать в любом удобном месте на транце лодки максимально близко к ДП, в том числе и рядом с подвесным мотором. Для удобства работы съемный румпель имеет изгиб, обеспечивающий необходимый поворот руля при расположении баллера рядом с мотором.

Установка парусного вооружения для надувной моторной лодки включает два этапа. На первом этапе (на берегу) надо подготовить лодку:
– установить шарнир мачты на пайол лодки;
– разметить и просверлить отверстия в сиденье лодки для установки степса;
– приклеить проушины для осей швертовых коробок;
– установить проушины для баллера руля на транце лодки.

На втором этапе (на воде при положении лодки в «левентик») необходимо:
– установить рулевое устройство на транец;
– установить нижнее колено на шарнир и закрепить степс на сиденье;
– вставить верхнее и среднее колена мачты в карман на передней шкаторине паруса;
– установить шпринт в петли на парусе и на оттяжке шпринта;
– вставить среднее и верхнее колена мачты в нижнее;
– установить гик и провести гика-шкот;
– установить шверцы в швертовые коробки.

После этого можно лечь на курс.

Объем работ на втором этапе можно значительно сократить, если перед походом рулевое устройство заранее установить на транец при поднятом пере руля, нижнее колено мачты – на шарнир и опустить в нос лодки (или корму), шверцы вставить в швертовые коробки и подготовить к опусканию. Это ни в коей мере не мешает в дальнейшем использовать мотор.

Время установки паруса на воде – около 10 мин. Все парусное вооружение укладывается в чехол размерами 100х30х15 см. Вес пакета – 12 кг. Следует отметить, что при небольших переделках данная конструкция может быть успешно применена и на «жестких» лодках.

Выполнив все поставленные перед собой задачи, мы получили простое и эффективное парусное вооружение для надувных лодок, причем пригодное для любых конструкций длиной до 4,5 м.

Парусное вооружение было испытано на Ладоге и Кавголовском озере под Санкт-Петербургом и оправдало все ожидания. Лодка идет довольно круто к ветру, уверенно делает повороты оверштаг и фордевинд и хорошо слушается руля. В заключение хотелось бы отметить, что для управления парусным вооружением на любом судне необходимо наличие определенных навыков и знаний. И хотя надувнушка с парусом – не гоночная яхта, надо быть осторожным при общении с ветром и, прежде чем применять парус в полном объеме, изучить правила его использования и потренироваться.

Валерий Власов, «КиЯ» №1 (217) 2009 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

На втором этапе (на воде при положении лодки в «левентик») необходимо:
– установить рулевое устройство на транец;
– установить нижнее колено на шарнир и закрепить степс на сиденье;
– вставить верхнее и среднее колена мачты в карман на передней шкаторине паруса;
– установить шпринт в петли на парусе и на оттяжке шпринта;
– вставить среднее и верхнее колена мачты в нижнее;
– установить гик и провести гика-шкот;
– установить шверцы в швертовые коробки.

Резиновая лодка с парусом

Парус – это не базовая комплектация резиновых или ПВХ лодок. Чаще его нужно подбирать под конкретную модель плавсредства и устанавливать самостоятельно. О конструкции и видах паруса – в этой статье.


Парус – это не базовая комплектация резиновых или ПВХ лодок. Чаще его нужно подбирать под конкретную модель плавсредства и устанавливать самостоятельно. О конструкции и видах паруса – в этой статье.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ДЛЯ НАДУВНОЙ ЛОДКИ

Высота мачты (от верха основных баллонов)

4. Опыт эксплуатации

Хотелось бы сразу отметить, что лодка создавалась не для гонок, а для семейных походов или прогулок в небольшой ветер.

Опыт эксплуатации «Свентаны» небольшой. Первый спуск на воду был произведен в конце мая 2005 года на озере районного центра Павловск (Алтайский край). Этот и последующие спуски на воду показали высокие качества парусника как средства для семейного отдыха по плану выходного дня на озерах, реках и больших водохранилищах. Судно уверенно держит курс. Небольшая парусность позволяет безопасно двигаться на приличной скорости в трехбалльный ветер, легко совершает повороты оверштаг и фордевинд. При установленном стакселе, центр парусности относительно центра бокового сопротивления несколько смещается вперед. Это можно скомпенсировать смещением шверцев, в противном случае, при отпускании шкотов, лодка самостоятельно ложится в левентик и прекращает движение. Она может двигаться под довольно острыми углами к ветру. Наличие киля снижает боковой дрейф и позволяет реже использовать шверцы при движении в лавировку. В поднятом положении шверцы крепятся широкими скобами из жести к боковым леерам лодки. При полных курсах скорость в 3-4 бальный ветер с тремя человеками на борту весьма удовлетворяет меня (примерно 10 км/ч). Однако можно и нарастить парусность, приподняв верхнюю точку мачты на 1,0 – 1,5 метра. Наверное, оптимальная площадь парусности для такого судна – 5,5 – 6,5 кв. м.

Читайте также:  Поплавок маячок своими руками

Это утверждение не основывается на расчетныx данных, а является сугубо личным мнением автора, исходящего из опыта эксплуатации.


«Свентана» в походном положении. Выполнение поворота оверштаг.


Переход с галфинда на бейдевинд

Переход с галфинда на бейдевинд

Парус на надувной моторной лодке

Предлагаю обсудить современные ультралегкие варианты парусного вооружения для упомянутых типов судов.
Как правило, это вспомогательное вооружение (а также – развлекательное), не требующее никаких переделок самого судна (или минимальные переделки), и незначительно увеличивающее его вес и габариты при транспортировке .

Сразу должен сказать, что парусным вооружением для разборных судов я увлекаюсь с 70-х годов прошлого века, и знаком практически со всеми его типами и со всеми конструкциями самих парусных судов. От классических бермудских, гафельных, типа “Стриж”, виндсерферовских (виндсерфером тоже могу управлять), шпринтовых (типа Оптимист, и подвесной Катайнена), и пр.

Выступал в Кавголово на регате “Катеров и яхт”, на надувной лодке с самодельным вооружением на базе Катайнена.
Приходилось таскать на себе эту лодку, парусное вооружение, и палатку со всем туристским снаряжением.

Но сейчас силы и здоровье уже не те, ходить в парусные походы я не планирую, но любовь к парусу не пропала. Поэтому хочется иногда в хорошую погоду выбраться на озеро или на Финский залив, и немного прокатиться вдоль берега на легкой лодке под парусом.
Из лодок у меня на данный момент имеется только Intex Seahawk 2. Это максимум, что я могу доставить до пляжа своим ходом или на велосипеде. Вот под нее я и подбираю себе вооружение.

Требования к вооружению такие: минимальный вес и габариты. С точки зрения ветра – оно должно сохранять управляемость и выдерживать небольшой ветер, не ломаясь, и не переворачивая лодку с одним человеком на борту (без добавления специальных поплавков, аутригеров и пр.). А при опасном усилении ветра – легко убираться прямо из лодки, не вставая.

Приобретать вооружение я не планирую, хочу собрать сам. Собственно, для этого и делаю обзор известных мне решений, и предлагаю желающим к нему присоединиться.

Из готовых решений, предлагаемых производителями, есть два наиболее известных (правда, изначально рассчитанных на каяки), годятся в принципе и для лодки.

Первое – известно под названием Pacific Action:

Второе известно в виде многочисленных китайских клонов на Алиэкспрессе:


Его фишка в том, что каркас паруса подобен каркасу у самораскрывающихся палаток, и складывается обратно по тому же принципу.

Оба решения сходны тем, что позволяют двигаться только по ветру. Для туристов или рыбаков они могут быть интересны как вспомогательный парус при попутном ветре, а для пляжного отдыха – позволяют (в зависимости от ветра) либо удалиться от берега по ветру (а затем возвращаться на веслах), либо наоборот (например, под действием бриза).
В таком виде ему не требуются шверцы, и даже необязательно иметь руль (или вместо руля можно воспользоваться веслом).
Впрочем, как раз у моей лодки имеются на корме штатные крепления для подвесного транца (под легкий лодочный мотор), которые можно приспособить для крепления самодельного руля.

Более сложные варианты предусматривают использование более “правильного” паруса, который (при добавлении шверцев) позволил бы ходить и более острыми курсами (хотя бы в галфвинд). Это было бы более интересно.

Например, такое вооружение:

Дома имеется еще подборка фотографий, вечером могу добавить.

Кому тема интересна – подключайтесь к обсуждению.
Лично я обдумываю использование в качестве материала для мачт, рей или каркаса – два варианта: готовые звенья для дуговых палаток (пластик либо алюминий), либо пластиковые трубы и муфты (ПВХ либо другие). Второй вариант, кстати, весьма популярен при изготовлении самодельного вооружения типа Pacific Action.

Далее мои.
Первая версия была, как на первом рисунке. Лодка “Славянка-2М”.
Далее пара фото с ней же.
Последнее фото – из журнала “Катера и яхты”, эпизод регаты.
Это уже вторая версия вооружения, мачта перенесена на кормовую банку, а на днище лодки уложен самодельный кильсон из дюралевых трубок. Концами он упирался в штатные поперечные трубки в носу и корме лодки, а под банками закреплены шпангоуты из трубок от лыжных палок, к которым этот кильсон также крепился. В результате лодка приобрела, о-первых, небольшую килеватость, что сместило центр бокового сопротивления ближе к центру и улучшило ее управляемость на поворотах.
А во-вторых, мачта перестала наклоняться вбок, скручивая лодку “винтом” – шпангоуты упирались нижними концами в стык баллонов и днища.

ЗЫ. Нашел фото своей лодки покрупнее:

Здесь видны варианты узла крепления мачт у паруса типа Pacific Action.
Благодаря ему парус легко наклоняется или поворачивается в любую сторону, в зависимости от ветра и управления оттяжками.

Главная часть крепления – эластичная трубка, к которой крепятся две муфты, играющие роль шарниров в основании мачт (“усов”).
При резком усилении ветра (шквале) достаточно просто отпустить оттяжки, и парус ляжет на нос или наклонится параллельно воде, обеспечив тем самым безопасность от переворачивания лодки.

Сама же трубка иногда крепится к верхней деке каяка (лодки, байдарки), а иногда – обвязывается вокруг носа в виде петли, подобно обвязке на туристических байдарках.

Тот способ закрутки, который Вы описали, давно применяется и яхтсменами, и туристами, и называется “закрутка вокруг штага”. Как правило, он прекрасно работает даже без трубки (если мачта хорошо оттягивается штагом или вантами в сторону кормы). Но можно оставить и трубку, тогда фактически получится мачта в виде треноги (очень прочная и устойчивая конструкция), а ванты и штаг не потребуются.

Но именно такое вооружение я не хочу (точнее, я бы от него не отказался, но для меня оно слишком тяжелое. Его надо возить на машине, которой у меня нет).

Идет не только в фордевинд, но и в бакштаг.

Если Вы не против, дам ссылку на Вашу тему про парус на байдарке:
https://forum.guns.ru/forummessage/21/1848021.html

Оттуда же:
“\ из чего делали\

– 2 ПВХ трубы диаметром 25 мм и длинной 1,8 м каждая.
– 2 Т-образнызных переходника ПВХ на 25 мм.
– Стропа на 25 мм, 2 куска длинной по 1 м.
– Пряжка на 25 мм и 2 фастекса (застежки) на 25 мм.
– 2 водопроводных хомута на 25 мм из нержавейки.
– Круглая резинка около 2 метров.
– 2 репшнура на шкоты по 2 метра.
– Отрез плащевки 2 метра при ширине 150 см для паруса размером 140 см верхняя шкаторина, 40 см нижняя и 160 см высота паруса.
– Шланг диаметром, что бы пролазил с трудом в ПВХ переходник на 25 мм и длиной около 40 см.”

Это получается, как бы один стаксель. Но на сколько круто можно идти под одним стакселем? В паре с гротом я понимаю, как он себя поведет, но вот так, сам по себе, в одиночку.

Просто был у меня случай в 1988 году (чуть не погиб), когда разорвало грот в клочья и ни как не удавалось уйти от скал на одном стакселе, пока не поставили штормовой грот и не выбрались из переделки. На яхте класса “Дракон” тогда ходил по Балхашу.

2. Парусное вооружение, состоящее только из стакселей и стоящей в корме мачты, известно как среди “настоящих” яхт, так и у туристов (такое судно даже участвовало в гонках на приз КиЯ).
Основная проблема – штаг должен быть хорошо натянут. Для этого нужен жесткий корпус, что трудно получить на туристском судне (у него нос начинает прогибаться наверх). Но здесь предлагается использовать в качестве штага жесткий элемент (удилище, трубку), так что эта проблема снимается.

3. Стаксель большого размера можно дополнить нижним реем, тогда он будет работать и на полных курсах.

Первое – известно под названием Pacific Action:

Парусное вооружение для надувной лодки «ЛГН-2»

Два года назад я попытался пройти по маршруту Запорожье — Каховка на небольшой деревянной лодке на веслах. Однако затея потерпела неудачу: в первый же день сильный ветер заставил меня искать убежища на островах, а пока я дожидался хорошей погоды, местные рыбаки окончательно доказали невыполнимость моего плана. Так я и провел отпуск на островах, предаваясь рыбалке.

В прошлом году приобрел надувную 2,6-метровую «ЛГН-2», решив, что это и есть судно, прямо предназначенное для плавания по нашему Каховскому водохранилищу. И сразу начал приспосабливать на нее парус.

Степс представляет собой гнездо на деревянной поперечине, которая привязывается к передней паре петель, имеющихся на лодке. В степс вставляется нижний конец разбирающейся на две части 3-метровой бамбуковой мачты, раскрепляемой штагами и вантами, заложенными за носовую и среднюю пары петель. Гик длиной 160 см тоже сделан из бамбука.

Фанерные шверцы 800X220 мм надеваются на концы деревянной поперечной шверцбалки (в сечении квадратной) и крепятся к ней посредством 16 металлических уголочков. Эти уголочки, согнутые из полосы, к балке прикреплены шурупами (для возможности разборки), а к фанере приклепаны. Балка сделана разъемной; каждая половина по отдельности вставляется в уключины. Неподвижность шверцев обеспечивается двумя растяжками к передней и задней парам петель.

Сконструировать удобный руль так и не удалось. В конце концов я привязал обыкновенной бечевкой к кормовой петле весло, а потом выяснил, что лучше руля и не придумать!

Теперь о парусах. Есть смысл шить два паруса — стаксель и грот. Первый ставится при сильном ветре, второй — при умеренном, оба — при слабом. Материалом послужила бязь. Грот пришнуровывается к мачте сезнем, на передней шкаторине стакселя через каждые 10 см нашиваются петли из шнура, которыми парус скользит по штагу при подъеме и опускании.

Пакет, в который складывается вооружение лодки вместе с веслами, весит 7 кг. Итого, вместе с самой лодкой и ее ЗИПом, вышло около 18 кг.

Испытание показало, что лодка неплохо держится на большой волне, слушается руля — при необходимости можно сделать два-три гребка. Садиться надо на дно: однажды я приподнялся, не обезветрив паруса, и тут же был наказан — прохладной ванной в ноябрьской воде.

Самые благоприятные условия для хождения под парусами — боковой ветер. При умеренном ветре лодка лавирует.

В июле 1975 г. я отправился в путешествие из Запорожья в Херсон. Продукты (чтобы в пути не «заправляться») и прочий инвентарь уложил в рюкзак, который оставил в лодке места ровно столько, чтобы втиснуться и осторожно вытянуть ноги.

С утра первого дня стояла тихая и ужасно знойная погода. До обеда я шел на веслах — больше 20 км! Потом подул долгожданный ветер, хотя и слабый, но попутный. Лодка пошла под парусами. Затем к моей радости ветер стал усиливаться и паруса, поставленные «бабочкой», придали судну вполне приличную скорость.

К концу дня ветер усилился настолько, что я бодро шел под одним стакселем. Убирая грот, опасался я не столько за остойчивость лодки, сколько за прочность петель. (Перед выходом были приклеены страховочные петли по заводскому образцу. Со временем они стали отклеиваться сами собой, пришлось их поотрывать.) За первый же день было пройдено около 35 км.

Всякое было за время этого путешествия, но самое яркое впечатление оставил переход из Б. Знаменки в Н. Рогачик — около 30 км с сильным попутным ветром. Чтобы не менять курса, я ушел от берега на 1,5 км. Лодка легко перекатывалась через водяные холмы, подобно резиновому мячику. Шел под стакселем довольно быстро, но руль нельзя было бросить ни на секунду — лодка сразу начинала приводиться.

Ниже плотины с ветром уже не везло, после г. Новая Каховка начался 60-километровый «марафон» на веслах — спешил на работу. В Херсоне уложил свой «корабль» в рюкзак и поехал поездом домой.

За время плавания не было претензий к качеству лодки. Напротив, бывали моменты, когда хотелось поблагодарить тех, кто ее сделал.

В прошлом году приобрел надувную 2,6-метровую «ЛГН-2», решив, что это и есть судно, прямо предназначенное для плавания по нашему Каховскому водохранилищу. И сразу начал приспосабливать на нее парус.

Как сделать парус на лодку ПВХ своими руками?

Практически у каждого рыболова-любителя или профессионала есть лодка ПВХ. На озерах со спокойной водой ею легко управлять, но на водоемах с более-менее сильным течением возникает необходимость фиксировать лодку в одном положении, чтобы она не крутилась от ветра и волн. Для этого используются якорь-паруса, направляющие лодку по течению с одной с ним скоростью, чтобы при этомснасти не выносило из-под нее. Сделать такой парус своими руками несложно, такое приспособление поможет повысить эффективность рыбной ловли, подарив возможность наслаждаться процессом, не отвлекаясь на попытки усмирить плавсредство. Основным преимуществом использования водного паруса является то, что руки освобождаются от весел, следовательно, не устают от постоянной гребли.

Водный парус представляет собой изделие в форме конуса или пирамиды с открытым основанием. Основание состоит из металлического обруча или крестовины, к нему присоединены четыре стропы для крепления к якорному канату. Якорь тянется благодаря оттягивающему тросу, прикрепленному к вершине паруса. У якорь-паруса имеется специальный буек для спуска и подъема конструкции в воду, а также определения его местонахождения в воде.

Парусное вооружение для лодок

Наше парусное вооружение «Бен Ганн», изначально предназначавшееся для катамаранов, успешно опробовано заказчиками на лодках различных типов. Поэтому мы решили расширить его универсальность и сделали специальные модификации отдельных узлов, которые предназначены для адаптации парусного вооружения к моторно-гребным лодкам.

Вот несколько вариантов как можно оснастить лодку парусами.

1. Парус грот, мачта на поперечной балке.

Читайте также:  Минтай тушёный с овощами

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепятся две поперечные балки.

На первую от кормы балку навешиваются шверты с креплениями, на вторую – устанавливается степс мачты. Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым – к швертовой балке.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами и форштагом.

2. Паруса грот и стаксель, центральный стрингер и бушприт.

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепятся две поперечные балки.

На первую от кормы балку навешиваются шверты с креплениями.

Между бортами устанавливается центральный стрингер (бушприт) и крепится кницами или хомутами к балкам. На носу бушприт также, желательно, закрепить к элементами лодки (ручке, люверсам, обвязке и пр.).

На центральный стрингер устанавливается степс мачты.

Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым – к швертовой балке.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами.

3. Парус грот, степс на пайол, одна поперечная балка.

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепится поперечная балка .

На балку навешиваются шверты с креплениями.

На жесткий пайол лодки устанавливается степс с плоским основанием. Мачта надевается на степс и крепится хомутом к балке.

Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым – к стрингерам в карманах.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами и форштагом.

4. Паруса грот и стаксель, степс на пайол, бушприт.

На борта лодки наклеиваются карманы с двумя пазами, внутрь карманов вставляются стрингеры, к стрингерам кницами крепится поперечная балка .

На балку навешиваются шверты с креплениями.

На жесткий пайол лодки устанавливается степс с плоским основанием. Мачта надевается на степс и крепится хомутом к балке.

Опоры мачты крепятся одним торцом хомутами к мачте, вторым – к стрингерам в карманах.

К мачте Т-образным хомутом крепится бушприт. Также бушприт необходимо жестко закрепить на носу лодки к имеющимся там элементам (например, хорошо приклеенной ручке). Или установить вторую поперечную балку и закрепить бушприт к ней хомутом или кницей.

На транец устанавливаются оси рулевой коробки, на них навешивается перо руля с рулевой коробкой.

Дополнительно мачта раскрепляется вантами.

5. Дополнительные варианты установки парусного вооружения на лодки:

Для установки мачты потребуется либо жесткий настил (пайол), либо надежно закрепленные сидения (банки).

Есть несколько опробованных вариантов установить мачту:

На две банки крепится стрингер при помощи хомутов или болтов. На стрингер надевается степс мачты и фиксируется на нем. Первое колено мачты устанавливается на степс и раскрепляется тремя или четырьмя опорами, которые опираются на стрингер и на банки. К стрингеру опора фиксируется при помощи силового хомута, а к банкам – при помощи уголков (или тавра).

К пайолу крепится степс с плоским основанием. Опоры могут опираться на пайол или на банки и фиксироваться уголками (или таврами).

3. На пайол и поперечную балку.

В этом случае к бортам лодки крепится балка (труба 40х2мм). Степс мачты устанавливается на пайол, к балке мачта фиксируется при помощи хомута для поперечного соединения труб. Если мачта высокая (больше 5м) или большая площадь парусов (больше 6м2), то необходимо дополнительно раскрепить ее вантами.

Площадь парусов стоит выбирать исходя из остойчивости судна. Ориентировочно, до 6м2 для небольших 2-х местных лодок (например, грот 3,8м2 или 4,4м2, стаксель 2,2м2), 7-10м2 – для судов, имеющих очень хорошую остойчивость (балласт, достаточный развал бортов, надувные емкости на бортах и т.п.). Указанные значения очень приблизительные и взяты из опыта эксплуатации нашего парусного вооружения владельцами лодок.

Если низко расположенный гик ухудшает обитаемость судна, то можно установить парус грот типа Стриж.

Устновка швертов (шверцев)

Крепления швертов можно установить на поперечную балку, закрепленную к бортам лодки или к сидениям (банкам). Шверты лучше расположить на расстоянии 50 см от мачты в сторону кормы. Если при этом судно будет сильно приводиться к ветру, то шверты можно сместить немного назад.

На транец можно установить специальные оси и надеть на них рулевую коробку, в которую установить перо руля (стеклопластиковое профилированное или из водостойкой фанеры). Или закрепить на пере руля оковки и надеть их на оси.

На жесткий пайол лодки устанавливается степс с плоским основанием. Мачта надевается на степс и крепится хомутом к балке.

Парус для надувной лодки

  • Доп оборудование
  • Характеристики
  • Отзывы (0)

SMART FISHER

Парус для надувной лодки
Модель:Парус со швертами
Производитель:Boathouse
Гик алюминиевый 2м
Гик алюминиевый 2м1
Грот-парус
Грот-парус1
Мачта стеклопластиковая 3м
Мачта стеклопластиковая 3м1
Рулевое весло на уключине с креплением на транец
Рулевое весло на уключине с креплением на транец1
Степс с крепежом и откидным механизмом
Степс с крепежом и откидным механизмом1
Такелаж
Такелаж — комплект1
Утка пластиковая
Утка пластиковая1
Шверт из морской фанеры 12 мм с креплением
Шверт из морской фанеры 12 мм с креплением2
Швертовая труба с креплениями
Швертовая труба с креплениями1

Парус со швертами

МАЧТА

Мачта состоит из двух частей соединенных втулкой. Верхушка мачты – нок, на нейе закреплены два блока и две скобы с люверсами. Блоки служат для проводки фала и штага. Две скобы с люверсами – для закрепления боковых вант и бакштагов. В нижней части мачты есть пазы, для фиксации мачты при установки в стэпс.

Установка мачты:

1). Мачта вставляется в стэпс, сквозной болт стэпса попадает в пазы шпора и мачта фиксируется от вращения.

2). При установке мачты, когда она в горизонтвльном положении, проводятся бакштаги, штаг, фал (снасть для подъема паруса) и ванты. С помощью карабина на стэпсе закрепляется галсовый угол паруса. Фал привязывается к парусу через люверс фалового угла. Второй конец, пройдя через блок на ноке мачты, крепится на утке, установленной на стэпсе. Передняя шкаторина паруса пришнуровывается слаблинем к мачте через специальные люверсы.

3). Подъем мачты. Мачта ставится в вертикальное положение с помощью штага. Натягивается бегучий такелаж (штаг, бакштаги,ванты).

  1. Два конца штага зафиксированы на носовых ручках баллонов, а третий, пропущенный через блок, крепится на второй утке на стэпсе мачты.
  2. Бакштаги, присоединеные карабинами к люверсам к ноку мачты, крепятся к кормовым ручкам баллонов.
  3. Шкотовый угол паруса карабином крепится к ноку гика, к скобе с люверсом. На ноке гика есть две скобы с люверсами, одна скоба для шкотового угла вторая – для шкот.
  4. Шкот, снасть для управления парусом, крепится ко второй скобе на гике, и пропускается через блок в полике катамарана возле рулевого.

СЕЭПС – устройство для установки шпора мачты на катамаран. Стэпс устанавливается на шпангоуте (переборке) и дает возможность поднимать и опускать мачту с помощью шарнирного соединения.

Установка стэпса

1). Устанавливается стэпс на первом шпангоуте (переборке). К середине шпангоута прикладывается стэпс с закрепленными шарнирами, просверливается четыре сквозных отверстий d=5mm. Место сверления определяется по отверстиям в шарнирах. Сквозными болтами м5 стэпс закрепляется на переднем шпангоуте.

2). Ниже закрепленной конструкции утанавливается пяртнерс, опора для стэпса и мачты. Пяртнерс дополнительно обеспечивает вертикальную и поперечную устойчивость мачты. Для установки сверлится два отверстия в шпангоуте и закрепляется сквозными болтами.

Шарнирное соединения стэпса и шпангоута позволяет приводить мачту, при необходимости, в горизонтальное положение.

ШВЕРТ

Шверт – выдвижной плавник, препятствующий сносу катамарана под ветер. (См.Рис.1). Шверт необходим при движении катамарана при боковом (галвинд) и встречном (бейдевинд) ветре.Для размещения этого устройства на катамаране устанавливается швертовая труба, а на ней крепятся два шверта.

Установка швертовой трубы.

Швертовая труба устанавливается вплотную к переднему шпангоуту, после установки стэпса. Труба крепится двумя хомутами с помощью сквозных болтов. Верхний болт хомута, одновременно, крепит утку, с другой стороны шпангоута. Утки служит для крепления боковых вант мачты. Утки устанавливается параллельно верхней кромки шпангоута.

Шверты навешиваются на выступающую часть трубы и закрепляются специальной скобой и болтом. С помощью швертталей (снасть для подъема шверта) шверты поднимаются в верхнее положение и фиксируются. На шпангоуте перед рулевым имеются два паза, работающие как стопор для швертталей. Шверты опускаются после спуска на воду. На Рис.1 шверты опущены.

ШВЕРТ

Особенности

Скорость движения плавсредства определяется:

  • опытом управления парусными суднами;
  • направлением основного курса относительно ветра;
  • величиной, жесткостью, а также обтекаемостью и материалом, из которого изготовлен парус;
  • месторасположением и конструкцией снаряжения;
  • количеством и размещением грузов;

Выбирая судно для хождения под парусом, следует учитывать особенности изготовления парусного оснащения. Традиционный материал – парусину или плотную ткань, постепенно вытесняют современные изделия из полимеров. Они обладают повышенной прочностью, малым весом и долговечностью службы.

Ярким примером таких инноваций выступают эластичные надувные паруса, которые в собранном состоянии вместе с лодкой занимают минимум места.

Правильно подобранное и укомплектованное парусное сооружение устанавливается за пятнадцать минут. Помните, что установка парусной конструкции на лодки, изначально не предполагающие такой вид хождения, снижает вместимость, уменьшая рабочий объем кокпита.

Площадь и высота вспомогательных парусов не должны превышать допустимых величин. Необходимо, чтобы надувная лодка была оснащена выносным килем, препятствующим дрейфу или боковому сносу.

Парус на надувной моторной лодке

Статья как обойтись без весел на надувной лодке. Достаточно приделать к ней парус 🙂 О там как это сделать читайте здесь.

ВМЕСТО ВЕСЕЛ-ПАРУС
автор В. ПЕРЕГУДОВ

Лодка вооружена лишь одним парусом — гротом. Такое вооружение («кэт») наиболее эффективно по аэродинамике и просто в освоении.

Нагрузки от паруса, руля, шверца в надувной лодке принимает на себя трубчатая силовая рама. Она состоит из двух продольных и двух поперечных балок — подмачтовой и кормовой. Посередине первой фиксируется нижняя часть мачтового стакана, в который свободно вставляется мачта. Положение верхней части стакана определяется четырьмя распорками, идущими к продольном балкам. Рама крепится к корпусу с помощью шести широких петель, приклеенных к бортовым баллонам.

Материалом для изготовления рамы служат дюралюминиевые трубы из сплава Д16Т.
Шверц, шарнирно закрепляется на левом “конце подмачтовой балки, а руль на правой оконечности кормовой поперечины. При таком «диагональном» их расположении, общий центр бокового сопротивления судна находится в районе его продольной оси и на необходимом удалении от мачты. Этим достигается хорошая парусная центровка лодки. Некоторое стремление приводиться носом к ветру на всех курсах легко компенсируется отклонением пера на небольшой угол. Для обеспечения уверенной управляемости лодки руль имеет большую площадь. Манипулируют им с помощью удлинителя румпеля, перемещая его вдоль лодки, поэтому рулевой, может находиться в любом месте кокпита.

Перо руля вырезают из листового дюралюминия толщиной 4 мм. Его переднюю кромку плавно закругляют, а заднюю стачивают почти на острие под углом около 20°. В рабочее положение. оно опускается под собственным весом, а поднимается вверх сорлинем из капронового тросика. При наезде на подводное препятствие перо автоматически откидывается.

Шверц изготавливают из сосновой или еловой доски толщиной 25 мм. Его форма — симметричная, максимум толщины расположен на расстоянии 40 % ширины от передней кромки. По мере приближения к задней кромке кривизна сечения постепенно уменьшается. Чистота поверхности плавность сечений, особенно в районе передней кромки, во многом определяет качество работы шверца. Заготовку тщательно обрабатывают шкуркой и лакируют, покрывая 5—8 слоями водостойкого лака. После полного высыхания каждого слоя шверц дополнительно обрабатывают мелкой шкуркой втирают в него размолотый мел или зубной порошок.

Шверц используют только при движении острыми курсами или при ходе поперек ветра Опускают и поднимают его вручную. В верхнем и нижнем положениях он фиксируется за счет силы трения, которую можно регулировать, меняя затяжку болтов..

При монтаже узлов руля и шверца очень важно обеспечить их жесткость и отсутствие люфтов, иначе может резко возрасти лобовое сопротивление швертбота, и он против ветра не пойдет.

Мачта с парусом может делать полный поворот вокруг своей оси. Это важный элемент обеспечения безопасности плавания во время неожиданных шквалов с любых направлений или в других ситуациях, когда рулевой чувствует, что теряет контроль над лодкой, ему достаточно отпустить шкот, чтобы парус сам развернулся во флюгерное положение.

Мачта собирается из двух элементов. Нижнее колено — труба, выдерживающая изгибающий момент не менее 55 кгс х м, в районе степса дополнительно упрочняется вкладышем — трубой диаметром 36 Х 1,5 мм, длиной 800 мм. Завершает мачту верхнее колено из такой же трубы длиной 1800 мм. Оно вставляется в отверстие нижнего колена до упора в ограничитель — штифт диаметром 5 мм.

Гик состоит из трех элементов двух крайних секций, сделанных из прямых труб диаметром 32 Х 1, и средней секции, изогнутой в горизонтальной плоскости. Изгиб необходим для того, чтобы парус, имеющий криволинейную форму крыла, не ложился на гик на одном из галсов (в данном случае на левом галсе). Секции гика соединяются быстросъемными штифтовыми фиксаторами с резиновыми кольцами. К ноку крепят шкот, которым управляют парусом, и двушкивный блок тали регулировки пуза (выпуклости) паруса. Пятка гика надевается на горизонтально расположенный болт, приваренный к стальной втулке, которая свободно скользит по мачте.

Подробней остановимся на изготовлении паруса. Из теории известно, что чем меньше его абсолютные размеры и отношение площади паруса к площади паразитного лобового сопротивления корпуса и экипажа яхты, тем сильнее зависимость лавировочных качеств яхты от качества паруса — величины развиваемой им тянущей силы и отношения ее к силе лобового сопротивления. Парус надувной лодки должен быть даже более совершенным, чем у больших яхт, — по своим характеристикам приближаться к жесткому аэродинамическому крылу.

Из современных парусов повышенной жесткости и эффективности выбран двухслойный типа «Стриж». Он хорошо работает и наиболее прост в изготовлении и эксплуатации.

Парус состоит из замкнутой автономной треугольной силовой рамы, имеющей достаточную жесткость, и опирающейся на нее парусины, которая не несет значительных нагрузок. Рама образуется мачтой, изогнутой в пределах ее упругих деформаций, тросиков-булиней задней и нижней шкаторин, которые соединяются в шкотовом углу паруса, и гика-распорки.

Опыт показывает, что высококачественный двухслойный парус сделать гораздо легче, чем парус с карманом-обтекателем мачты или с ликтросом, входящим в липаз мачты. В то же время он наиболее аэродинамически совершенен. В пространство между полотнищами удается поместить мачту, и она не оказывает на работу паруса никакого вредного влияния. Все швы, боуты и усиливающие накладки оказываются внутри, наружные стороны паруса остаются гладкими.

Читайте также:  Котлеты из лосося

Превращая «надувнушку» в парусный швертбот, стоит поработать и над ее корпусом. В первую очередь надо сделать носовой козырек — обязательно! Иначе лодку будет заливать. В походе носовую часть загружают объемными, но легкими вещами.

Ходкость лодки повысится, если продлить ее днище до кормовых оконечностей баллонов. Дополнительное днище можно сделать из любой прорезиненной ткани; подойдет и аптечная детская клеенка в два слоя. В надводной части ее приклеивают к поперечному и бортовым баллонам. Для доступа в образовавшийся кормовой водонепроницаемый багажник делают клапан на двух «молниях».

Сидеть в лодке лучше на накачанной надувной подушке. Она позволит равномернее распределить вес рулевого на днище, которое при этом не прогибается и не искажает обводов корпуса.

В штилевую погоду грести удобнее веслами байдарочного типа. Для этого можно использовать укороченное байдарочное весло или сделать его из штатных весел «Волны», соединив их с помощью отрезка дюралюминиевой трубки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДВУХСЛОЙНОГО ПАРУСА «СТРИЖ»

Паруса типа «Стриж» шьют не по теоретическим чертежам, а по месту, непосредственно по рангоуту. С учетом отходов потребуется около 8 м 2 ткани: плащпалаточной, плащевой или лучших сортов тика. Чем прочнее и плотнее ткань, тем выше качество «крыла».

Порядок работы таков.
После изготовления каркаса паруса со всеми регулировками и проверки его работоспособности определяют размеры будущего паруса в положении нулевого пуза — при максимально прогнутой мачте. По полученным размерам выполняют чертеж его заготовки, наносят на нем линии швов с учетом припусков.

Затем разглаженную ткань расстилают на полу и наносят на ней шариковой авторучкой линии швов и отрезов. Тесьму вдоль основы надо срезать, а края промазать клеем БФ-6. Полотнища временно соединяют резиновым клеем и сшивают точно по прямой линии швом, изображенным на рисунке, — он меньше других стягивает парус.
На всех углах двух одинаковых полотнищ паруса пришивают боуты, оконечности шкаторин подкрепляют широкой корсажной лентой, а в шкотовые углы вшивают или впрессовывают металлические люверсы. Подгибают и заглаживают материал вдоль задних и нижних шкаторин. Полотнища паруса вдоль них предварительно сшивают машинным наметочным швом. При этом верхняя нитка ослабляется настолько, чтобы шов не затягивался.

Заготовка паруса должна получиться совершенно плоской.
Следующий этап. Расположенный горизонтально каркас паруса ставят в положение среднего пуза — 7 % и надевают на него заготовку паруса. Полотнища скрепляют иголками. Сметывать парус лучше иголками средней длины. Сначала их закалывают через полметра, а в конце сметывания доводят шаг до нескольких сантиметров. Обходя парус ло периметру и меняя положение иголок, добиваются, чтобы кривизна пуза паруса составила 7 % и плавно уменьшалась к задней шкаторине.

После того как сметанному парусу при среднем пузе будет придана желаемая форма, выставляют положение нулевого пуза и вновь корректировкой положения иголок добиваются, чтобы заготовка стала гладкой и плоской. Такой же корректировкой обеспечивается форма в положении максимального пуза (15 %).

Заменив на снятом парусе все иголки машинными наметочными швами, снова ставят его на рангоут, проверяют форму при всех величинах пуза и вносят необходимые поправки.

С правой и левой сторон наноситься линия положения нижней шкаторины. Протыкая парус иголкой, е двум сторон ставят риски, фиксирующие взаимное положение полотнищ, свободна рангоут, распускают наметочный шов нижней шкаторины. Набело сшивают переднюю шкаторину, изнутри к ней пришивают прочную тесьму, которая будет поддерживать в рабочем положении втулку гика.

После окончательной проверки формы паруса оформляют шкаторины и заменяют наметочные швы постоянными. По нижней шкаторине полотнища лучше не сшивать, а через каждые 5 см скрепить схватками из прочных ниток. По верхнему и нижнему торцам пришивают усиливающие полосы из корсажной ленты.

Парус ставят на горизонтально расположенный рангоут в положение нулевого пуза, обильно увлажняют и дают высохнуть. Благодаря этой операции исчезнут все мелкие морщинки, произойдет перераспределение и выравнивание напряжений в парусине. B походных условиях его надо смачивать после каждого ходового дня и оставлять на ночь на рангоуте в горизонтальном положении.) Чтобы привести парус в рабочее состояние, достаточно потравить снасть для регулировки пуза.

Парус состоит из замкнутой автономной треугольной силовой рамы, имеющей достаточную жесткость, и опирающейся на нее парусины, которая не несет значительных нагрузок. Рама образуется мачтой, изогнутой в пределах ее упругих деформаций, тросиков-булиней задней и нижней шкаторин, которые соединяются в шкотовом углу паруса, и гика-распорки.

Итоги

Достоинства:

  • Низкая стоимость
  • Небольшой вес
  • Удобство (газ на румпеле + центробежная муфта)
  • Визуальный контроль за уровнем топлива
  • Экономичность

Недостатки:

  • Высокая шумность
  • Низкая надежность стартера
  • Сборка
  • Отсутствие быстрого доступа к свече зажигания
  • Отсутствие сервиса и запчастей в регионах
  • Высокая шумность
  • Низкая надежность стартера
  • Сборка
  • Отсутствие быстрого доступа к свече зажигания
  • Отсутствие сервиса и запчастей в регионах

Прошлое и настоящее парусных надувных лодок

Википедия говорит – первую надувную лодку сконструировал Питер Халкетт в 1840-х годах для британских исследователей в Арктике. Посмотрев на гравюру, иллюстрирующую данное изобретение, можно отметить, что в качестве основного движителя был применен парус, сделанный из обычного офицерского зонта тех времен.

Одновременно с лодками стали изготавливать надувные баллоны, которые использовались для строительства плотов. Например, американский моряк Джон Микс с двумя соотечественниками построил плот «Нонпарель» («Несравненная») из трех надувных баллонов длиной 7,7 м и диаметром 0,75 м с деревянным настилом-площадкой 6х3 м. На плоту установили бушприт и две мачты, на которых можно было нести рейковые паруса общей площадью около 30 м 2 . Отважные мореплаватели решили доказать, что легкий компактный надувной плот способен служить надежным средством спасения людей на море. «Нонпарель» вышла из Нью-Йорка 4 июня 1867 г. и через 51 день изнурительного пути благополучно прибыла в Саутгемптон. Надувные баллоны сохранились в сносном состоянии.

Существенный вклад в развитие надувных лодок внес французский врач Ален Бомбар. Он первым в мире пересек Атлантический океан на надувной лодке под парусом. Его путешествие длилось 65 дней. Он питался пойманной рыбой и выжимал из нее пресную воду. Ален в своей книге написал, что не голод и жажда убивают человека в море, а страх.

Кроме своего путешествия на надувной лодке, Ален сделал еще одно существенное изобретение. Он предложил установить на резиновую лодку подвесной мотор и жесткий пол. Сейчас жесткий пол в надувной лодке называется пайол.

Также стоит отметить, что в бывшем СССР, было налажено производство подвесного паруса, разработанного, испытанного и запатентованного финским конструктором Антеро Катайненом, устанавливающегося на транце на месте подвесного мотора.

Много воды утекло с тех далеких времен, но и сейчас находятся последователи романтичных флибустьеров, которые по выходным, в гаражах и на балконах, из пленки, фанеры, сантехнических труб и лыжных палок, строят неповторимые шедевры парусного искусства, обеспечивающие своим владельцам максимум драйва, так как постоянно встает вопрос: РАЗВАЛИТСЯ ИЛИ НЕТ…

Так мы потихоньку подобрались к обзору того, что предлагает нам современная индустрия, оценим внешний вид, удобство установки, настройки и эксплуатации, проясним стоимость вопроса.

На рынке Америки есть продукт фирмы Scully FIN, устанавливаемое в носовой части лодки парусное вооружение SEA-CLAMP. Регулировки этого оборудования позволяют инсталлировать его на ПВХ лодку с бортом, имеющим диаметр от 37 до 47 см. Этот комплект имеет три основные детали: крепление для носового киля, а еще степс и пяртнерс. Зафиксировать крепление в носовой части лодки и установить мачту в отверстие не составит труда. Установку оборудования значительно упрощают защелки сделанные по принципу самофиксации. Далее необходимо зафиксировать ванты на боковых трубках в проушинах с приливами и туго их натянуть.

Как заявляют изобретатели, их конструкция значительно улучшает потенциал надувной лодки из ПВХ и практически не занимает в кокпите место, при этом позволяет получить все, на что способна лодка, не применяя чрезмерных технологических ухищрений.

С целью увеличения маневренности инженеры фирмы советуют установить в носовой части специальный киль, с уклоном под лодку, который надежно удерживает на курсе лодку с парусным вооружением. Возможно у кого то есть желание побороться с стихией ветра, особенно на волне, но обычно это никому не нужно.

В последние годы на всех профильных выставках активно продвигает свою продукцию компания Dinghy GO из Нидерландов. Продуктом компании является комплект: надувная лодка + парусное вооружение + шверт и рулевое устройство. Все составляющие этого продукта можно использовать только в комплекте, так как только в швертовый колодец этой лодки можно установить данный шверт, только в посадочном месте этой лодки можно закрепить мачту и рулевое устройство. Из положительных моментов стоит отметить, что после установки всего парусного вооружения кокпит лодки остается свободным, а центральная установка шверта должна положительно отразиться на ходовых качествах лодки при острых курсах.

Разработка инженеров Франции – парусная лодка Tiwal – это гибрид лодки, серфинга и катамарана. Первая, инновационная надувная лодка с парусом, которая очень стабильна на воде и при этом позволяет получить незабываемые ощущения скорости и скольжения.Универсальная конструкция позволяет использовать ее как одному, так и вдвоем.

В разобранном состоянии лодка помещается в 2 сумках по 25 кг, время сборки по утверждению авторов проекта 20 минут.

Рассмотрим вариант подвесного паруса российской компании ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (В.В.). Данный продукт копирует предложенный Катайненом вариант вооружения – но без стакселя, что сильно смещает назад центр парусности и ход на острых курсах, на наш взгляд возможен при большом угле наклона мачты вперед (на всех фото идущих лодок мачта установлена с наклоном). Также смущает качество российского производства отмеченное пользователями этой продукции.

Существенный вклад в развитие надувных лодок внес французский врач Ален Бомбар. Он первым в мире пересек Атлантический океан на надувной лодке под парусом. Его путешествие длилось 65 дней. Он питался пойманной рыбой и выжимал из нее пресную воду. Ален в своей книге написал, что не голод и жажда убивают человека в море, а страх.

В помощь мотору и веслам

Существует несколько вариантов парусного вооружения и для другой популярной мотолодки — «Прогресса». Благодаря большим, чем у «Казанки», высоте борта и ширине корпуса «Прогресс» обладает более высокими мореходными качествами, особенно остойчивостью. В принципе на нем может быть установлено парусное вооружение площадью до 10 м 2 , но при этом возникает трудность с размещением деталей вооружения при ходе под мотором, так как кокпит имеет длину всего 2,4 м.

В конструкции, чертежи которой приведены на рис. 16, эффективность парусного вооружения меньшей площади (7,2 м 2 против 8,2 м 2 по формуле 5 = 1/3 LB) повышена благодаря применению варианта бермудского паруса. Мачта сделана разборной из двух алюминиевых труб диаметром 60 мм нижняя и 45 мм верхняя и длиной 2,4 м каждая. Степс, служащий опорой мачты, установлен на носовой палубе перед ветровым стеклом. Парус крепится к проложенному вдоль мачты рельсу с помощью ползунков. При наличии подходящего легкосплавного профиля вместо рельса можно поставить ликпаз, в который парус заводится передней, усиленной ликтросом шкаториной. Такой способ крепления сравнительно со шнуровкой, примененной на описанном выше вооружении «Казанки», позволяет снизить вредное лобовое сопротивление, а. в сочетании с высокоэффективной формой бермудского паруса получить заметный выигрыш в аэродинамическом качестве. Для противодействия дрейфу устанавливают шверцы.


Рис. 16. Бермудские паруса для мотолодки «Прогресс»:
а — рельс на мачте и ползунок грота; б — соединение частей мачты; в — крепление вант и штага к мачте; г — крепление рулевого весла к транцу


Рис. 17. Вспомогательное парусное вооружение мотолодки «Прогресс»:
а — степс; б — крепление стоячего такелажа на мачте; а — нижняя часть мачты; г —верхняя часть мачты. 1 — деревянный башмак с-гнездом для трубы; 2 — труба степса; 3 — вкладыш;. 4 — фланцы; В — пробка; 6, 7 — мачта с ликпазом; 8 — соединительная муфта; 9 — оковка вертлюга; 10 — утка фаловая (2 шт.); 11 — талреп; 12 — ванта; 13 — планки для крепления концов вант; 14 — скоба для крепления штага и проводки стаксель-фала, проволока Ø4; 15 — штаг; 16 — шкив грота-фала; 17 — лата; 18 — гик с ликпазом; 19 — гика-шкот; 20 — вертлюг гика; 21 — шверц; 22 —стойка» бортовая; 23 — вант-путенс; 24 — продольный бортовой брус, бук

Парусное вооружение «Прогресса», показанное на рис. 17, в отличие от предыдущего имеет сугубо вспомогательное назначение, что очевидно уже из принятой площади парусов, равной всего 5 м 2 . Главное внимание обращено на компактность устройства. С разобранной мачтой оно свободно укладывается вдоль борта под сиденьями и весит не более 15 кг. Благодаря горбу на задней шкаторине, подкрепленной большим количеством лат, высота центра парусности снижена. За счет этого уменьшилась величина кренящего момента, но и сила тяги — тоже. Несмотря на наличие шверцев достаточно большой площади, лавировать против ветра лодка практически не в состоянии, однако при работающем моторе парус будет полезен для стабилизации хода на крутых курсах, особенно при встречной волне.

Деревянная мачта, раскрепленная вантами и штагом, вставляется в степс из дюралевой трубы, опирающейся на деревянный башмак у днища и раскрепленной фланцами на палубе и настиле багажника. Шверцы вырезаны из 3-миллиметрового дюраля. Они крепятся барашками на шпильках поперечины, установленной на продольных бортовых брусках, нивелирующих погибь палубы. Бруски крепятся на болтах к планширю лодки через резиновые прокладки. По обеим сторонам шпилек-осей установлены вертикальные опоры для шверцев.

Оригинальная конструкция прямого вооружения «Прогресса» показана на рис. 18. В качестве основных деталей рангоута здесь использованы штатные весла мотолодки, а для проводки такелажа — имеющиеся на палубе рымы и скобы.

В конструкции, чертежи которой приведены на рис. 16, эффективность парусного вооружения меньшей площади (7,2 м 2 против 8,2 м 2 по формуле 5 = 1/3 LB) повышена благодаря применению варианта бермудского паруса. Мачта сделана разборной из двух алюминиевых труб диаметром 60 мм нижняя и 45 мм верхняя и длиной 2,4 м каждая. Степс, служащий опорой мачты, установлен на носовой палубе перед ветровым стеклом. Парус крепится к проложенному вдоль мачты рельсу с помощью ползунков. При наличии подходящего легкосплавного профиля вместо рельса можно поставить ликпаз, в который парус заводится передней, усиленной ликтросом шкаториной. Такой способ крепления сравнительно со шнуровкой, примененной на описанном выше вооружении «Казанки», позволяет снизить вредное лобовое сопротивление, а. в сочетании с высокоэффективной формой бермудского паруса получить заметный выигрыш в аэродинамическом качестве. Для противодействия дрейфу устанавливают шверцы.

Добавить комментарий