Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23

Подготовка к эксплуатации подвесного мотора «Нептун-23»

Снимите с наконечников свечей металлические экраны. Они затрудняют запуск мотора в сырую погоду и не влияют на уровень радиопомех.

Основные недостатки “Нептун – 23, 70-х годов

Недостатков у “Нептуна-23” семидесятых годов выпуска было немного.
Между поддоном и дейдвудом был кольцевой зазор, через который на большой волне свечи заливались водой. Любители закрывали этот зазор специально вырезанной резиновой накладкой. Латунная втулка резиновой крыльчатки помпы охлаждения имела совершенно гладкую цилиндрическую поверхность, к которой приваривалась резина. Это приводило к тому, что чрезмерно “зажатая” крыльчатка проворачивалась на втулке, что приводило к отказу системы охлаждения. Этот недостаток устранялся выполнением в крыльчатке трёх резьбовых отверстий между лопастями и дополнительным креплением резины к втулке тремя винтами.

Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции “Ветерков”), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.

В последние годы выпускался “Нептун” в двух модификациях – с обычным и электронным бесконтактным зажиганием. Последний вариант немного дороже, но предпочтительнее, т.к. эксплуатация подвесного мотора связана с большой влажностью, а мотор с отсыревшими контактами не так просто завести. Моторы “Нептун”, по отзывам большинства водников, существенно выигрывают у моторов “Вихрь” по таким показателям как надежность, экономичность, а также удобство в эксплуатации. Доработка “Нептуна” более проста и не столь трудоемка.


Мотор “Нептун-23” состоит из следующих основных узлов и систем: моторной головки, поддона, дейдвудной трубы, системы охлаждения, привода гребного винта, подвески, системы питания двигателя.

Двигатель

2-тактный карбюраторный мотор Нептун 23 запускается вручную. Модель оснащается генератором.

  • рабочий объем – 346 куб.см.;
  • номинальная мощность – 24 л.с.;
  • количество цилиндров – 2;
  • диаметр цилиндра – 61,75 мм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • предельная частота вращения – 5500 об/мин.

Силовая установка имеет массу 44 кг. Размеры модели Нептун 23 нельзя назвать компактными. Тем не менее, агрегат вполне можно перенести в одиночку.
Перед эксплуатацией нового мотора следует произвести обкатку. Она выполняется в процессе выработки первых 5 топливных баков. Чтобы избежать перегрузки, в момент обкатки на судне должен находиться 1 человек.

Сам процесс проходит в несколько этапов:

1. 15 минут на холостом ходу.

2. 40-50 минут на небольших оборотах (до 40% от предельной мощности).

3. 1,5-2 часа на средних оборотах (до 60% от предельных оборотов).

4. 6 -7 часов на повышенных оборотах (70-80% от максимума). При этом предельную мощность нельзя развивать более 5 минут.

После выработки каждого бака следует проверять свечи и при необходимости осуществлять их замену. По завершению обкатки необходимо выполнить затяжку всех элементов, сломать упор ограничения предельных оборотов, прочистить контакты прерывателей, заменить смазку в редукторе гребного винта и отрегулировать обороты холостого хода.

  • рабочий объем – 346 куб.см.;
  • номинальная мощность – 24 л.с.;
  • количество цилиндров – 2;
  • диаметр цилиндра – 61,75 мм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • предельная частота вращения – 5500 об/мин.

Технические характеристики «Нептун 25»

Были применены поршни с диаметром 67 мм, и за счет этого увеличен объем до 410 см 3 . Это положительно повлияло на разгонную динамику. Показатели расхода топлива, были выше, по сравнению с предыдущими моделями. Мощность увеличена до 25,5 л. с.

Как и некоторые более ранние модели, «Нептун 25» может использовать грузовой или скоростной гребневой винт.

Разработчики постарались снизить риск биение вала путем внедрения дополнительного подшипника. Система охлаждения осуществляется с помощью проточной воды, это повысило стойкость к перегреву даже при высокой загруженности.

Для поддержания спроса, мотор регулярно подвергался модернизации.

Александр:

Обкатка

Лодочные моторы необходимо обкатывать сразу после покупки. Причем это касается как новых, так и поддержанных экземпляров. В нашем случае мотор доступен только в поддержанном состоянии. Он уже проходил обкатку, но еще одна такая процедура точно не помешает. Цель обкатки заключается в адаптации деталей к окружающей среде. В данном случае двигатель должен работать во всем диапазоне обороты. Дело в том, что в ходе этой процедуры надо обеспечить переменную нагрузку – это наиболее благоприятные условия для обкатки деталей. Перед обкаткой надо как следует подготовиться, учитывая тот факт, что на выполнение процедуры уходит 10 часов.

Итак, перед обкаткой надо обязательно проверить состояние подвижных частей, а также уделить особое внимание системе охлаждения. Охлаждение играет главенствующую роль в поддержании работоспособности мотора в случае его перегрузки. Охлаждение не дает мотору перегреваться в течение определенного времени. В жидкостной системе предусмотрено специальное отверстие, из которого выходит вода в виде струи (как из фонтана). По наличию этого признака можно убедиться, что система исправна.

От места проведения обкатки также зависит правильность выполнения всех этапов процедуры. Это может быть любой открытый водоем, включая реки, озера, моря, океаны и т. д. Подойдет даже ручей, но с глубиной не меньше 80 см. В естественных условиях обкатывать мотор гораздо лучшее, эффективнее и безопаснее, нежели в тесной бочке. А бочка подойдет разве что для короткой проверки на работоспособность – например, перед покупкой изделия. В нашем случае важна полноценная 10-часовая обкатка. И здесь не столь важно, в каком мотор состоянии – поддержанном или новом.

Не исключено, что после заправки топлива с маслом двигатель будет чадить. Выхлоп с большим количеством дыма – обычное явление, связанное с наличием масла в топливе. Со временем это явление пройдет. Для двухтактных моторов топливную смесь готовят заранее, путем смешивания двух ингредиентов (бензин и масло) в пропорции 40:1.

Моторные и трансмиссионные жидкости необходимо заливать при вертикально установленном двигателе. Все жидкости должны иметь обозначение TCW-3 – это специальное масло для лодочных моторов.


От места проведения обкатки также зависит правильность выполнения всех этапов процедуры. Это может быть любой открытый водоем, включая реки, озера, моря, океаны и т. д. Подойдет даже ручей, но с глубиной не меньше 80 см. В естественных условиях обкатывать мотор гораздо лучшее, эффективнее и безопаснее, нежели в тесной бочке. А бочка подойдет разве что для короткой проверки на работоспособность – например, перед покупкой изделия. В нашем случае важна полноценная 10-часовая обкатка. И здесь не столь важно, в каком мотор состоянии – поддержанном или новом.

Лодочный мотор “Нептун-23”

Упрощенный продольный разрез мотора “Нептун-23” с обозначением конструктивных отличий от первой модели “Нептуна” и удачных решений конструкции, а также желательных усовершенствований мотора в дальнейшем.

Поскольку до сих пор мы не представляли 23-сильный “Нептун” читателям, расскажем о нем поподробнее.

Начнем с силовой головки. Это – двухцилиндровый двухтактный, двигатель с общим рабочим объемом 346 см3 при диаметре цилиндров 61,75мм и ходе поршня 58мм. Продувка – кривошипно-камерная трехканальная. Управление впуском горючей смеси производится дисковыми золотниками (отдельно для верхнего и нижнего цилиндров), вращающимися вместе с коленвалом и прижимающимися специальными пружинками к средней части картера, имеющего отверстия для поступления смеси из карбюратора. Поверхность контакта средней опоры с золотниками покрыта хромом, что практически исключает ее износ и необходимость замены дорогостоящего картера. (Золотник заменить значительно проще, но он практически изнашивается медленно, так как обычно основной причиной износа является попадание пыли, а над водой пыли мало.)

Коленчатый вал двигателя неразъемный с несъемными шатунами. Он установлен на грех подшипниках – верхнем и нижнем (?305) и среднем специальном роликовом, надеваемом на коленвал при его сборке.

Картеры в соединении между собой уплотнены .лабиринтовым уплотнением, вмонтированным в роликовый подшипник средней опоры, а относительно атмосферы – резиновыми подпружиненными манжетами (одной на верхнем и двумя на нижнем картерах).

Блок цилиндров съемный; он крепится к картеру шестью короткими шпильками, проходящими через фланец блока. Блок закрыт съемной головкой, образующей камеры сгорания цилиндров. Головка крепится к блоку 11 шпильками. В свою очередь головка имеет съемную крышку сиуемы охлаждения; в нижней части головки сделано сливное отверстие для контроля подачи воды в рубашку охлаждения двигателя.

Спереди на средней части картера установлен карбюратор К36Л с диффузором диаметром 24мм. На нижнем картере – бензонасос для подачи топлива от отдельного бачка.

На специальной крышке верхнего картера, закрывающей верхний коренной подшипник и одновременно служащей гнездом для установки верхней манжеты, закреплено магдино МН-1, работающее на выносные высоковольтные трансформаторы ТЛМ. Это магдино хорошо зарекомендовало себя в эксплуатации и считается у нас одним из самых надежных агрегатов зажигания; недаром его применяют и на “Вихре-М” и на “Привете”. Магдино имеет не только первичные катушки зажигания, но и генераторные катушки, позволяющие питать бортовую электросеть с общей мощностью потребителей 30-40Вт или, изготовив простейший выпрямитель, получить постоянный ток силой 3А для зарядки аккумулятора напряжением 12В.

На конус верхней шейки коленчатого вала надет маховик, имеющий сверху диск с выступами для упора собачек ручного стартера. Стартер с самоубирающимся шнуром по конструкции не отличается от хорошо известного водномоторникам стартера, применявшегося еще на “Москве”, но имеет небольшой ролик на выходе шнура, благодаря чему шнур почти не перетирается.

Вот, пожалуй, и все о конструкции силовой головки “Нептуна-23”. Крепится головка к дейдвудной трубе 6 винтами, причем снять ее можно, не нарушая регулировки других узлов мотора: достаточно отвернуть только эти 6 винтов и отсоединить провода, идущие от штекерного разъема на поддоне к клеммнику.

Читайте также:  Воблеры Rapala Shad Rap

Кстати, надо упомянуть и об особенности самого поддона: он сделан с разъемом в вертикальной плоскости; сняв заднюю его часть, можно снять головку блока цилиндров, например, для чистки нагара (а приноровившись – и цилиндры для осмотра или замены поршней и колец), без снятия всего двигателя с дейдвудной трубы. Это представляет известное удобство при эксплуатации мотора.

Обратите внимание на детали крепления дейдвудной трубы к струбцине и на вертикальную обойму вертлюга. В обойме вертлюга имеется специальный поджимной винт для регулировки усилия поворота мотора вокруг вертикальной оси. А если посмотреть спереди на нижнюю часть крепления обоймы к дейдвудной трубе, можно заметить смещение вертикальной оси трубы от вертикальной оси дейдвуда примерно на 3°. Это сделано для того, чтобы компенсировать гидрореактивный момент от работы гребного винта, стремящийся повернуть мотор. И поджимной винт и смещение осей особенно важны при управлении румпелем: момент на румпеле не ощущается совершенно.

Казалось бы, незначительная деталь – защелка мотора в откинутом положении. При откидывании мотора она срабатывает автоматически и достаточно надежно удерживает его в этом “верхнем” положении, что очень удобно, например, для замены срезанной шпонки гребного винта.

К нижней части дейдвудной трубы прикреплена проставка вместе с корпусом редуктора. Конструкция редуктора – обычная (принятая для большинства моторов, имеющих передний и задний ход и нейтраль), с ведомыми шестернями, расположенными на гребном валике. Отличие лишь в деталях передвижения переключающей муфты и некоторых других частных конструктивных решениях. Основное, что важно отметить, это использование подшипников качения во всех узлах редуктора – на вертикальном валу (он цельный и входит одним концом в шлицы ведущей шестерни редуктора, другим – в шлицы нижней цапфы коленчатого вала), на малой ведущей шестерне, на гребном валике. Бронзовые втулки оставлены только в относительно слабо нагруженном месте – в ступицах ведомых шестерен. Наряду с применением надежных подпружиненных манжет на выходе валов из редуктора, это способствует хорошей его герметизации.

Иногда по каким-то причинам не удается сменить масло в редукторе через установленные инструкцией сроки эксплуатации; часто до этого доходят руки только в конце сезона, т. е. через 100-150 ходовых часов (чего, конечно, никак нельзя рекомендовать!), но редуктор “Нептуна-23” выдерживает и такое нарушение режима. На заводском стенде проделали опыт для проверки живучести редуктора: вместо масла заправили его водой и “гоняли” мотор под полной нагрузкой. Редуктор вышел из строя через 50 часов. При контрольном осмотре было установлено, что разрушился только упорный подшипник ведущей шестерни. Все остальные детали были вполне годны для дальнейшей эксплуатации. (Проделывать такие опыты на своем моторе, естественно, не стоит, но в исключительных случаях такая возможность может и пригодиться.)

Насос системы охлаждения – это такой узел, который (как и. например, магдино) требует периодического профилактического осмотра, поскольку при выходе его из строя практически неизбежна авария двигателя. По принципу работы насос на “Нептуне” не отличается от насосов, применяемых на большинстве наших моторов, но в конструктивном исполнении различие есть. Применен объемный насос коловратного типа с резиновой крыльчаткой, работающий за счет дезаксиальности – смещения оси вращения крыльчатки относительно оси корпуса насоса. Насос этот достаточно надежен, но это никак не избавляет от необходимости следить за его состоянием. Процедура эта на “Нептуне-23”, пожалуй, проще, чем на большинстве других моторов. Проставка с редуктором и закрепленным на ее верхнем фланце насосом снимается с дейдвуда, для чего достаточно отвернуть 4 крепежных винта и разъединить (через лючок в дейдвуде) тягу переключения реверса. Постановка проставки на место также несложна, поскольку на выходном отверстии насоса имеется конусный ловитель трубки охлаждения, облегчающий эту операцию.

Вес, расход топлива и удельные характеристики “Нептуна-23” в сравнении с предыдущими моделями указаны в таблице, приведенной в репортаже.

0сновные показатели трех моделей мотора “Нептун “

Вес, расход топлива и удельные характеристики “Нептуна-23” в сравнении с предыдущими моделями указаны в таблице, приведенной в репортаже.

ИСТОРИЯ МОТОРОВ “НЕПТУН”

Уже в 1971 году завод проводит ещё одну модернизацию мотора.В серию запускается легендарный “Нептун 23”. Добиться увеличения мощности на три силы удалось за счет применения трехканальной возвратно-петлевой продувки двигателя (ранее была двухканальная), что было очередным ноу-хау для нашей промышленности.

Дубликаты не найдены

Спасибо за пост. У тестя нашли Нептун-М оставшийся от его отца. 30 лет мотор лежал в гараже, залитый маслом. Заменили конденсаторы на стартере, новое масло в редуктор, топливные шланги и свечи. Засунули в бочку с водой, дерг, дерг, дерг, дерг, дерг РРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРРР. Мотору больше 40 лет а до сих пор отлично ходит!

Круто, раритетная вещь. Я в живую “Нептунов” и “Нептунов-М” не видел. У самого “Нептун 23” старой серии, до 1981 года.

“Безукоризненного телосложения голубоглазый блондин (35-177-80),разведен, любит детей и домашний уют, некурящий, интерес к сексу и алкоголю вполне умеренный, продает лодочный мотор “Вихрь””

А ещё на нептун подходит электростартер от москвы 30, только кронштейны надо выпилить и башку другую заказать.

Очень здорово получилось. А можно использовать ваши статьи на своем сайте? Естественно с указанием автора.

что бы не сочли рекламой) вихрь-моторс.ру )

тематика лодки и моторы, только вихри уже давным давно не продаем, но думаю будет интересно посетителям почитать такие обзоры.

отличный пост. вечный спор в детстве- кто быстрее 25 вихрь или 23 нептун 🙂 один из плюсов вихря- его звук слышно издалека и мы всегда знали заранее когда отец возвращался с рыбалки.

Переделай, интересные псто не пропадают и возможно еще кто-то ими заинтересуется.

Спасибо за пост. Неплохо все собрал

а совок это тащемта кал например

иди нахер. я на вихрях отлетал по соленым водам.. пусть мои хонды теперь попробуют

Не реагируй на зеленого. Минусани – и проходи мимо.

Спасибо за пост. Неплохо все собрал

Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23

подарили мне тут вот такой вот двигло.
оно в общем то новое ,хотя и 1974 года выпуска 😀

кто нить что нить рассказать про этот мотор может ?
захотелось мне на него карб от Иппонского моцика поставить.так его родной больше похож на бульбулятор и ИМХО работать будет примерно так же :roll. а возиться с карбом на открытой воде как то не хочется.:roll:

Красивое многообещающее название. НЕПРУН 23.
🙂

да вот в том то и дело что у брата по оружию на даче я с таким же непРуном все руки стартером стёр..в то время пока дрейфовали по волге :D:D:D.
при этом вычитал что сами железки там правильные в целом.
вот и задумался о карбюраторе человеческом 🙄
нуи свечи само собой надо будет фирменные поставить 🙄

да вот в том то и дело что у брата по оружию на даче я с таким же непРуном все руки стартером стёр..в то время пока дрейфовали по волге :D:D:D.
при этом вычитал что сами железки там правильные в целом.
вот и задумался о карбюраторе человеческом 🙄
нуи свечи само собой надо будет фирменные поставить 🙄

Ты зря. Родной карбюратор работает вполне нормально. Если руки хочется приложить, поставь ему электростартер 🙂
http://forum.motorka.org
http://forum.motolodka.ru
http://www.barkas.net
http://okafish.ru/index.htm

Здесь много чего найдеш

Надо обязательно зарегистрироваться, тогда будет открыт доступ к Клубу любителей отечественных ПЛМ. Там по нептунам очччень много информации.
И народ хвалит карб к68д пекаровский, а не китайский!

для всей этой техники с собой ВСЕГДА быстрый старт 🙂 у мну 2 вихря 🙂
вот уж техника на грани фантастики, приехал на воду, раз и не знаеш заведеться или нет 🙂 ,можно 2 раза дернуть а можно 3 часа пляски с бубном устраивать . вещь не предсказуемая 🙂

У меня эксклюзив: нога нептуна голова вихря 30. Заводится отлично. Зажигание кулачковое.
Порядо такой (как и на всех плм)
1. Накачать грушей до того, как груша не станет твердой
2. Вытянуть подсос, газ в 0, дергать, пока не схватится. Мне хватает 2х-3х рывков. Когда схватился переходим к п.3
3. Убрать подсос, открыть дроссельную заслонку на 1/3 и заводить. Обычно с 1-2 раза.

А на зиму, к карбу лучше сделать заслонку.

по ссылкам пройдусь обязательно. неужели с иппонского мотоцикла карбюратор будет хуже ??
а то на воде слишком много надежности не бывает:roll:

пока я тот непрун запускал нас по волге мотало от форватера до берега и обратно..не приятно блин

Пользовал Нептун 23 1973 года, потом когда тот устал,купил Нептун 25 2005 года. Отличные лодочные моторы, заводятся не в пример лучше Вихря (был 20-й) и Ветерка (было 2 – 8 и 12-й). В общем очень доволен нептунчиками. Легкие – 25 сил, а весит всего 44,5 кг, такого соотношения у импортных не найдешь – там практически все 25-ки за 55кг весят. Большой выбор винтов – грузовой, обычный, скоростной, жрут любой бензин с любым маслом. Гогда заводишь главное не перекачать, а то действительно со стартером можно намучаться, а так присноровишься, даже холодные заводятся со второго рывка, ну а уж теплые с первого 😉 Использую Нептун 25-ку на ПВХ лодке и дюральке.

В принцыпе подтверждаю эти слова. Но есть одно НО. его сняли с производства. И уже есть проблемы с запчастями. Некотрые фирмы продают остатки, но по КОСМИЧЕСКИМ ценам!

я своего Нептунчика с электронным зажиганием( 2000гв) вкорячил на маленькую картоп лодку расчитанную на 2х чел и под мотор в 2 лс. Лодка летает по воде фактически на одном винте!)))) Рулевое -рулевая колонка от Форда с тросовым приводом по краям лодки через ролики к мотору. Управление газом -гашеткой.скорости переключаю просто дотянувшись рукой до двигателя.:)
Привязываем фанеры небольшой кусок (за место лыж) и катаемся!
заводится всегда с полпинка! но есть одна хитрость! У моей лодки осадка слишком низкая ввиду её малой грузоподъёмности и от этого нога мотора (дейдвуд) заглублён.И это сильно мешает запуску двигателя тк выхлопным газам трудно протолкнуца черед залитый водой дейдвуд!
На берегу мотор заводица с пол пинка!
на воде поступаю так: поднимаю мотор -сливаю воду-опускаю и пока вода не успела набраца в дейдвуд-ЗАВОЖУ(дёргаю)

Читайте также:  Вертлюжок с шариковым подшипником

Имхо на такой лодке токо в луже кататься

Снят с производства Нептун25?

заводится всегда с полпинка! но есть одна хитрость! У моей лодки осадка слишком низкая ввиду её малой грузоподъёмности и от этого нога мотора (дейдвуд) заглублён.И это сильно мешает запуску двигателя тк выхлопным газам трудно протолкнуца черед залитый водой дейдвуд!
На берегу мотор заводица с пол пинка!
на воде поступаю так: поднимаю мотор -сливаю воду-опускаю и пока вода не успела набраца в дейдвуд-ЗАВОЖУ(дёргаю)

Помпу так угробишь!! Ей нельзя без воды крутиться!

Есть способ лучше, сзади мотора, в дейдвуде просверлить 1-2 дырки. Сразу под резьбу м6. Громче будет работать, но и заводиться будет лучше и холостые будут стабильнее. А не понравится, можно будет всегда болт закрутить!

Помпу так угробишь!! Ей нельзя без воды крутиться!

Есть способ лучше, сзади мотора, в дейдвуде просверлить 1-2 дырки. Сразу под резьбу м6. Громче будет работать, но и заводиться будет лучше и холостые будут стабильнее. А не понравится, можно будет всегда болт закрутить!

знаю что нельзя без воды.но я чуток и опустив ногу* без винта в ведро пластиковое (овальное)

про дырку знаю! Хочу сделать немного иначе-поворотный клапан(овальная пластинка на оси сбоку).отвернул-завёл-повернул(закрыл) обратно.(потипу как личинка замка закрывается на старых висячих замках)

пока я тот непрун запускал нас по волге мотало от форватера до берега и обратно..не приятно блин

Форумы


Fed , даже 30ка не вытягивает вейкборд, а 40ка уже потихонечку вынимает
да и на банане под 30кой медленно и грустно

Форум водкомоторников и водномоторников — катера, лодки, лодочные моторы, путешествия и рыбалка

Катера, лодки, лодочные моторы, мотоциклы, путешествия, мототуризм, фото видео съемка видеомонтаж

  • Home
    • Гостевая книга
    • История болезни
    • История катера
  • Судовой журнал
    • Путешествия по воде
    • Путешествия по земле
    • Фоторепортажи
    • Разбор полетов
  • Лавка
    • Атрибутика и сувениры
  • Каталог
    • » Водный транспорт
      • – катера с жестким корпусом
      • – лодки класса РИБ
      • – надувные лодки
      • – СВП
      • – яхты
      • + добавить плавсредство
    • » Производители и дилеры
    • + добавить компанию
  • Фотогалерея
    • Новые фотографии
    • » Водная тема
      • » Катера
        • Сплав Анграпа 2012
        • Сплав по Шешупе 2011
        • Тверская волна 2010
      • Яхты
      • Водный и активный отдых
      • Рыбалка
      • The Tall Ships’ Races BALTIC 2009 Klaipeda
      • Водномоторный сбор 2009
    • » Автомобили и пр. транспорт
      • 4х4 внедорожный транспорт
      • Авторалли и автоспорт
      • Автотранспорт остальной
    • » Мотоциклы
      • Stunt Grand Prix 2011
      • Байк-шоу Миллениум 2010 Каунас
      • Мото-фестиваль Брест 2010
      • Мотоциклы, велосипеды и пр.
      • Мотоспорт
      • Мотосезон 2007
      • Открытие мотосезона 2006
    • » Окружающий мир
      • Голландия – Бельгия
      • Исландия
      • Испания – Португалия
      • Италия
      • Норвегия
      • » Прибалтика
        • Калининградская область
        • Пивной фестиваль Рига 2010
      • Словения
      • Франция – Монак
      • » Хорватия
        • Халюдово
      • Природа
      • Панорама
      • Ладога
      • Macro (Макросъемка)
      • Фотоюмор
      • Усы, лапы, хвост, крылья, копыта.
    • » Разное
      • 9 мая 2010г. парад победы г.Минск
      • Аварии и поломки
      • Всяко-разно обо всем
      • Готовите ли вы себе достойную смену?
      • Грюнвальдская битва
  • Кинозал
    • Водная тема
    • Сухопутная тема
    • » Видео из сети
      • Рыбалка, яхты, катера, лодки
      • Мотоциклы и велосипеды
      • Юморное
      • Занимательное
      • Прочее видео
    • Правила и помощь
    • + Добавить видео
  • Полезное
    • Катера и моторы
    • Материалы по фото
    • Материалы по видео
    • Информационный раздел
    • Мотоциклы, велосипеды и автомобили
    • Тест на профпригодность
    • Сайтостроительство
  • Рундук
    • Карты и треки GPS
    • » Сервис мануалы
      • Mercury
      • Suzuki
      • Honda
      • Tohatsu
      • Yamaha
      • Остальные моторы
    • Книжная полка
    • Документы, билеты
    • Полезное
    • + Загрузить
  • Объявления
    • Категория – Вода
    • Категория – Суша
    • Куплю, приму, ищу
    • Правила
    • Дать объявление

Катера, лодки, лодочные моторы, мотоциклы, путешествия, мототуризм, фото видео съемка видеомонтаж

Правильная установка лодочного мотора

Многие пользователи своих “Быстроходных крейсеров” задавали себе вопрос: “Можно ли его разогнать еще быстрее?” Можно, но главное НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ! Большинство лодок имеют ограничения по максимальной мощности подвесного мотора. Посмотрите на лодке пластину “Характеристики”, где указана максимальная установочная мощность двигателя и, если у Вас возникли сомнения, то обратитесь к Вашему дилеру.

ВЫСОТА ТРАНЦА

Подвесной двигатель разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт может работать на границе воздух – водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя может привести к переворачиванию судна.

Стандартная установка двигателя предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта.

а – Антикавитационная пластина
b – Рекомендуемая высота транца (381 мм)
Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.

УГОЛ НАКЛОНА ДВИГАТЕЛЯ

Угол наклона двигателя может быть скорректирован изменением позиции штырька в струбцине навески двигателя. Перестановку штыря регулировки наклона двигателя следует производить только на выключенном двигателе.

Угол наклона двигателя – важный параметр для получения наилучшего показателя работы двигателя и движения судна. Угол должен быть скорректирован так, чтобы антикавитационная пластина двигателя была расположена параллельно водной поверхности при движении судна, когда двигатель работает на полных оборотах.

Разные типы моторов имеют различные диапазоны регулировки угла наклона двигателя. Диапазоны регулировки для некоторых моделей (в градусах):

  • Большинство импортных двигателей 5 – 15
  • “Ветерок – 8/12” 0 – 10
  • “Нептун – 23” 5 – 15
  • “Вихрь” 5 – 15
  • “Салют” 4 – 24

Из таблицы видно, что минимальный угол наклона транца для большинства лодочных моторов находится в пределах 5 – 15 градусов. Если Вы еще не купили (или собираетесь покупать) лодку, то обязательно поинтересуйтесь у продавца этой важной характеристикой.

Если угол наклона транца окажется меньше 5 градусов, то нормально Вы сможете эксплуатировать только “Ветерок”. С остальными двигателями лодка будет сильно задирать нос. Если угол наклона транца будет выше 15 градусов, то Ваш выбор ограничен маломощным “Салютом”. С другими двигателями лодка будет “зарываться” носом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗА

Правильное распределение груза внутри судна (людей и грузов) существенным образом влияет на возможности судна. К примеру:

Смещение веса к корме:

  • В общем увеличивает скорость судна
  • Излишнее смещение груза заставит судна прыгать “по-дельфиньи”
  • Нос судна начнет хлопать по мелкой волне
  • Судно начнет захлестывать волна

Смещение веса к носу (баку):

  • Сглаживает ход
  • Повышает остойчивость хода судна по волнам
  • Перегруз начнет уводить судно с курса влево или вправо

ВЫСОТА ТРАНЦА

Подвесной лодочный мотор разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт лодочного мотора может работать на границе воздух – водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя лодочного мотора потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя лодочного мотора может привести к переворачиванию судна. Стандартная установка лодочного мотора предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта лодочного мотора.

Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.

Смещение веса к корме:

Паспорт лодочного мотора Нептун-23

Московское машиностроительное производственное объединение “Красный Октябрь”. 1979 год выпуска.

Подвесной лодочный мотор “НЕПТУН-23” изготовлен в соответствии с требованиями ТУ1-01-0304-75, комплекта технической документации предприятия-изготовителя и соответствует образцу-эталону, утвержденному в установленном порядке, принят ОТК и признан годным к эксплуатации.

В паспорте содержится следующая информация о моторе: Основные технические данные лодочного мотора “НЕПТУН-23”; комплектность; гарантии предприятия изготовителя; дата производства; дата продажи мотора; талоны гарантийного ремонта.

Для лиц эксплуатирующих моторы «Прибой», работников мастерских по ремонту подвесных моторов.

Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23

Сообщение AlexKom » 26 фев 2013, 14:01

Лодочные моторы “Нептун”

История, теория, эксплуатация, доработки и модерницация

Передав в 1963г. производство 10-сильной “Москвы” ржевскому заводу, московский завод “Красный октябрь” приступил к подготовке производства нового, более мощного мотора. С самого начала конструкторы ориентировались на создание мотора, ни в чём не уступающего лучшим мировым образцам. На этот раз они отказались от идеи прямого копирования какого-либо зарубежного мотора, хотя, безусловно и находились под влиянием “шведских идей”. Например, дизайн мотора был явно позаимствован у 20-сильного мотора шведской фирмы “Электролюкс”.
Новый подвесной мотор был запущен в серию в 1967г. и получил название “Нептун”. Мощность “Нептуна” составляла 18л.с. при рабочем объёме 346 куб.см., вес был 43 кг, расход горючего 8 кг/час, что было значительно лучше соответствующих показателей тогдашнего “Вихря”.

Читайте также:  Летняя Омская рыбалка на озёрах и реках видео фото

Но главным было то, что конструктивные решения всех узлов отличались от “Вихревских” надёжностью и удобством обслуживания. В редукторе применялись надёжные шариковые и игольчатые подшипники качения. Вертикальный вал был неразрезным из прутка нержавеющей стали. Помпа водяного охлаждения имела крыльчатку, обеспечивающую большую производительность, проставка под помпой имела рёбра, препятствующие прогибу пластины. Тяга реверса была разъёмной, что позволяло легко снимать редуктор. Подвеска “Нептуна” обеспечивала удобную фиксацию мотора в откинутом положении, надёжную фиксацию на заднем ходу и компенсацию гидродинамического момента. Управлять “Нептуном” было очень легко, боковое усилие на румпеле практически отсутствовало. Поддон был разъемной конструкции, и для того, чтобы почистить нагар и осмотреть кольца, достаточно было снять заднюю часть поддона, не снимая весь двигатель. Сам двигатель также отличался в лучшую сторону от “Вихревского”. Золотники газораспределения были выполнены из износостойкого капролона. Поверхности картера, по которым скользят золотники, покрыты хромом, что практически исключало их износ. Была применена прогрессивная двухканальная возвратно-петлевая схема продувки, что обеспечило неплохую по тем временам экономичность. Специально для “Нептуна” была разработана самая надёжная по тем временам система зажигания МН-1, обеспечивающая кроме того и питание бортовой сети электроэнергией напряжением 12 вольт, мощностью 40 ватт. Наконец, на “Нептуне” впервые был применён прочный, удобный и нержавеющий пластмассовый кожух.

Разумеется, как и у всякого нового изделия, были у “Нептуна” и недостатки. У первых “Нептунов” довольно часто на больших оборотах отвинчивалась гайка маховика. Был слабоват узел передачи вращения ручки “газа”, что иногда приводило к невозможности сбросить газ в нужный момент. Поначалу “Нептун” комплектовался одним, причём для большинства лодок слишком “тяжёлым” винтом с шагом 300 мм. Впрочем, последний недостаток не был очень серьёзным, т.к. по посадочному месту винта “Нептун” был унифицирован с “Москвой-25”, выпуск которой начался в те же годы. Это позволяло применять “московские” винты с шагом 280 и 250 мм.

Практически сразу после организации серийного выпуска “Нептуна” его разработчики взялись за совершенствование конструкции. Вскоре была выпущена модификация “Нептун-М”. За счёт повышения степени сжатия мощность мотора была повышена до 20 л.с.

В “Нептуне-М” были устранены “детские болезни” “Нептуна”, кроме того, мотор начали комплектовать двумя гребными винтами (с шагом 300 и 280 мм), что позволило эффективнее использовать мощность мотора на большинстве мотолодок.

В 1971г. Началось производство “Нептуна-23”. Это был большой шаг вперёд. И дело даже не в прибавке 3-х лошадинных сил мощности, а в том, что эта прибавка была достигнута за счёт применения совершенной трёхканальной возвратно-петлевой схемы продувки цилиндров. Из-за добавления третьего продувочного канала улучшилось охлаждение поршней, смазка бронзовых втулок верхних головок шатунов. Был значительно усилен коленвал. В результате надёжность мотора возросла. Существенно улучшилась экономичность мотора. При довольно высокой литровой мощности “Нептун-23” был способен нормально работать на бензинах А72

А76. Учитывая то обстоятельство, что в стране увеличился выпуск более тяжёлых и комфортабельных мотолодок, был налажен выпуск грузового винта диаметром 260 мм и шагом 220 мм, который позволял наиболее эффективно использовать лодку при полной нагрузке. Фактически, учитывая возможность применять грузовой винт от “Москвы-25” (“-30”) с D=232, H=250, в распоряжении владельцев “Нептунов” был комплект из четырёх винтов!

Но даже при равных условиях, с одинаковыми винтами D=240, H=300 “Нептун-23” развивал больший упор, чем “Вихрь-М”, несмотря на меньшую на 2л.с. мощность! Подтверждение тому – испытания моторов в опытовом бассейне, отчёт о которых был опубликован в журнале “Катера и Яхты” №53. Да и многократные скоростные испытания серийных мотолодок подтверждают этот факт. Такова цена плохой гидродинамики “вихрёвского” редуктора! А учитывая то обстоятельство, что для “Вихрей” грузовые винты были весьма дефицитны, “Нептун-23” с грузовым винтом практически не уступал в тяге “Вихрю-30” со штатным винтом при больших нагрузках лодок, расходуя в 1.5 раза меньше бензина!

Несомненным достоинством “Нептуна-23” является относительно небольшая шумность. Изо всех отечественных когда-либо выпускавшихся моторов мощнее 17л.с. “Нептун” самый “тихий”. Причём в спектре “Нептуновского” шума мало наиболее неприятных для человеческого уха высокочастотных составляющих. Иными словами, “Нептун” солидно басовито урчит, в отличие от “Вихря”, издающего пронзительный визг (особенно, если это “Вихрь” со стальным кожухом).

Наконец, следует отметить неплохой дизайн и элегантность “Нептуна”, хотя “традиционно” отечественные предприятия мало уделяют внимания эстетической стороне продукции. “Нептун-23” довольно качественно окрашивался в изумрудно-зелёный цвет, что в сочетании с белым кожухом удачной формы с яркими надписями на боках придавало мотору аккуратный нарядный вид и сразу заставляло владельца проникнуться уважением к своему любимцу.

Недостатков у “Нептуна-23” семидесятых годов выпуска было немного

Между поддоном и дейдвудом был кольцевой зазор, через который на большой волне свечи заливались водой. Любители закрывали этот зазор специально вырезанной резиновой накладкой.
Латунная втулка резиновой крыльчатки помпы охлаждения имела совершенно гладкую цилиндрическую поверхность, к которой приваривалась резина. Это приводило к тому, что чрезмерно “зажатая” крыльчатка проворачивалась на втулке, что приводило к отказу системы охлаждения. Этот недостаток устранялся выполнением в крыльчатке трёх резьбовых отверстий между лопастями и дополнительным креплением резины к втулке тремя винтами.
Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции “Ветерков”), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.

Испытания опытного образца “Нептуна-33”.
В конце 70-х годов заводом была проведена модернизация “Нептуна-23”, в результате кольцевой зазор на заводе стали закрывать резиновой накладкой, для защиты манжет был предусмотрен алюминиевый экран, были выполнены некоторые изменения конструкции, направленные на повышение удобства пользования мотором.

Кроме того, в 70-е годы заводом проводились разработки новых модификаций моторов. Были изготовлены опытные образцы трехцилиндровых 33-сильных моторов, 23-сильных моторов с электростартером и электронным зажиганием, которые неплохо показали себя в традиционных гонках на призы журнала “Катера и Яхты”.

Но вот в чёрный день 15 сентября 1981г. произошло второе с 1978г. повышение цен на бензин и одновременное волюнтаристское повышение цен на все лодки и моторы в 1.5 раза под лозунгами борьбы за чистоту окружающей среды. К тому же по всей стране прокатилась волна необоснованных запретов на эксплуатацию мотолодок. Это был тяжелейший удар, от которого отечественная промышленность до сих пор не может оправиться. В результате этого резко упал спрос на все лодки и моторы, были сняты с производства многие модели подвесных моторов и лодок, прекращены конструкторские работы в этой области. “Нептун-23” был снят с производства в 1984г. в связи с затовариванием рынка. Ещё через пару лет, в 1986г. для того, чтобы распродать – таки огромные запасы различных лодок и моторов на складах, цены были снижены до прежнего уровня, а кое-где и ниже. В результате отрасль понесла огромные убытки. Моральный же ущерб гражданам не поддается никакому подсчёту.

На протяжении всех лет безвременья “Красный Октябрь” продолжал выпуск запчастей для “Нептунов”, что позволяло истинным любителям – водномоторникам “оставаться на плаву”. В 1992-93 годах произошло загадочное событие: во многих регионах страны появились в продаже “Нептуны-23”, выкрашенные в противный оранжевый цвет, но без надписи “Нептун-23” на кожухе. Согласно прилагаемым документам, выпускал эти рыжие моторы какой-то сибирский военный завод. Вскоре эти моторы так же быстро исчезли из продажи, как и появились. До сих пор неясно, производились ли “Нептуны” в Сибири по лицензии “Красного Октября”, или это была нелегальная самодеятельность, но работали эти моторы у тех, кто их купил, не хуже московских. И на том спасибо.

В 1994г. на “Красном Октябре” (переименованным к тому времени в “АО им. Чернышева”) собрались с силами и возобновили производство “Нептуна-23”. К чести заводчан, возрождённый “Нептун” не был простой копией “Нептуна” 70-х. Вот перечень изменений:
Комплектация новым более совершенным карбюратором К-65, благодаря чему снижен расход горючего и улучшен запуск;
Комплектация электронным зажиганием МБ-22, причём маховик применяется прежний;
Кожух новой формы, с удобной ручкой-воздухозаборником;
Выпуск модификации мотора с удлинённым дейдвудом.

Несомненным достоинством “Нептуна-23” является относительно небольшая шумность. Изо всех отечественных когда-либо выпускавшихся моторов мощнее 17л.с. “Нептун” самый “тихий”. Причём в спектре “Нептуновского” шума мало наиболее неприятных для человеческого уха высокочастотных составляющих. Иными словами, “Нептун” солидно басовито урчит, в отличие от “Вихря”, издающего пронзительный визг (особенно, если это “Вихрь” со стальным кожухом).

Руководство по эксплуатации мотора лодочного подвесного Нептун-23

Хорошо зарекомендовала себя доработка крыльчатки, показанная на чертеже. В указанных местах крыльчатки сверлятся три отверстия диаметром 3.5 мм, в которых нарезается резьба М4. В эти отверстия заворачиваются винты с шайбами на клею. Клей подходит эпоксидный либо БФ-2, БФ-4. Различного рода “резиновые” клеи (момент, 88Н) не обеспечивают нужной прочности. Не рекомендуется использовать циакриновый “суперклей”, так как можно не успеть завернуть винты до его “схватывания” и испортить крыльчатку. После заворачивания концы винтов, выступающие внутри отверстия втулки, стачиваются заподлицо круглым напильником.

Добавить комментарий