Установка дистанционного управления на моторы «Нептун»

Моторная лодка (мотолодка) Казанка 5 М-4

  1. Установите пульт дистанционного управления 1, предварительно собрав его с тросами, как показано на рис. 9. на кронштейне, расположенном слева на бору лодки у места водителя, винтами 8. (См . рис. 1.)
  2. Троса газа I Б и 2Б и троса реверса I А (рис. 6) прикрепите скобой 7у шпангоута № 5 слева на борту лодки, а также у шпангоута № 6 скобой 2 и у шпангоута № 7 скобой 7.
  3. Установите пистон I 5 на шпангоуте 7, а пистон 8 на стенке рецесса и проденьте троса с боудёновской оболочкой в отверстия пистонов. (рис. 6)
  4. Троса газа соедините с кронштейном 7, 8 (рис. 7) , а троса реверса с кронштейном реверса I 6 (рис.7), соединение обеспечивается подвижностью ползунка 8 и качалки 4.
  5. Натяжение тросов реверса и газа осуществляется регулировочными винтами 9 (рис. 6).

Рис. 9 Пульт дистанционного управления

1-трос реверса I А; 2-крышка пульта; 3-шайба контровочная; 4-сектор реверса; 5-трос реверса 2А; 6-прокладка; 7-трос газа 2Б;, 8-винт; 9-трос газа; 10-сектор газа; 11-гайка; 12-шайба.

Рис. 6 Монтаж дистанционного управления
1-пульт управления; 2-кронштейн; 3-трос реверса IA ; 4-трос реверса 2А; 5-трос газа 2Б; 6-трос газа IБ; 70кронштейн; 8-пистон; 9-винт регулировочный; 10-винт; 11-шайба кронштейн реверса; 12-гайка; 13-кронштейн газа; 14- кронштейн реверса; 15-пистон.

Примечание: Трущиеся поверхности смазать

Рис.7 Монтаж дистанционного управления на подвесном моторе «Вихрь»

Самодельное дистанционное управление лодочным мотором

Простой однорукояточный привод дистанционного управления

Системы дистанционного управления лодочными моторами обычно довольно сложны конструктивно и потому изготовление их отнимает много времени. Управление производится, как правило, двумя рукоятками («газ» и «реверс»), что затрудняет управление лодкой, особенно при буксировке лыжника. Варианты с однорукояточным приводом, описанные в статьях Л. П. Зимакова в № 15 и 33 сборника «Катера и яхты», предусматривают необходимость сложных переделок в самом моторе.

При разработке предлагаемого варианта самодельного дистанционного управления лодочным мотором я задался целью, с одной стороны, максимально упростить процесс управления лодкой, а с другой — свести к минимуму необходимые доработки в моторе и обеспечить возможность изготовления системы в домашних условиях (одновременно с необходимыми блокировками, гарантирующими, например, невозможность полного открытия дросселя при выключенном реверсе).

Система дистанционного управления выполнена однотросовой, поэтому пришлось установить возвратные пружины для обеспечения «сброса» газа и выключения муфты редуктора. Наличие пружин значительно упрощает привод, но, безусловно, снижает его надежность, в связи с чем необходимо вынести кнопку «стоп» на пульт управления.

Зная по опыту долголетней эксплуатации «Вихря» на сравнительно легкой (120 кг) лодке, что включение заднего хода требуется чрезвычайно редко, я отказался от выноса включения реверса на пульт управления. Это также упростило конструкцию привода. При необходимости задний ход включается непосредственно рукояткой реверса на моторе.

Таким образом, привод обеспечивает включение переднего хода и нейтрали и управление газом, причем все эти операции производятся одной рукояткой.

Доработка мотора (в данном случае «Вихря») заключается в следующем.

Для управления дроссельной заслонкой карбюратора на вертикальном валике привода необходимо установить рычаг 60 мм с зажимом для тросика на конце.

Оболочка троса закрепляется стальным или латунным хомутиком к приливу поддона мотора в существующее отверстие.

На поддон устанавливается упор из дюралюминия или стали толщиной 3-4 мм так, чтобы ползун переключения реверса упирался в него передней частью в положении «нейтраль». Этот упор нужно сделать откидывающимся для возможности включения заднего хода.

В отверстии для крепления горизонтальной тяги реверса закрепляется конец пружины; второй ее конец крепится в отверстии передней части поддона. Пружина должна прижимать ползун к упору с усилием 3-5 кг и развивать усилие 10 кг при полностью включенном переднем ходе (крайнее заднее положение ползуна).

Боуденовская оболочка крепится в поддоне. Трос протягивается через блочок, расположенный на задней части поддона, и крепится к ползуну реверса с помощью вилки из листовой стали и короткого пальца, входящего в горизонтальную часть прорези ползуна.

Подготовка моторов других марок совершенно аналогична, кроме переключения реверса. На «Нептуне», «Москве», «Ветерке» и т. п. передний ход включается движением рычага вперед и поэтому ролика на тросе, изменяющего направление движения, не требуется.

Собственно привод дистанционного управления чрезвычайно прост по конструкции и в изготовлении.

Оболочка троса закрепляется стальным или латунным хомутиком к приливу поддона мотора в существующее отверстие.

Видео Клуба


Насколько это правдиво?

Лодочный мотор «Нептун 23»: характеристики

Производство «Нептун 23» было начато в 1972 году. Вес модели не изменился и составляет 44 кг, в моторе «Нептун 23» установлен гребневой винт 280/300 мм. Он обеспечивает согласование мотора с выпускаемыми лодками. Рабочий цилиндр остался прежним (346 см 3 ), но при этом мощность была увеличена на 3 единицы (23 л. с.). По сравнению с ранними моделями, потребление топлива снизилось на 60 единиц (до 380 г/л. с. ч.). Лодочный мотор «Нептун 23»

В этой модели присутствует зажигание контактного типа с выносным трансформатором. Продувка цилиндра осуществляется за счет трехканальной возвратно-петлевой схемы. За счет крепления двигателя с помощью резиновых амортизаторов мотору обеспечивается тихая работа.

Даже такая модель имела некоторые недостатки. При волне, через кольцевой зазор, вода попадает на свечи, а зажатие крыльчатки приводит к перебоям в работе системы охлаждения.

Со временем эта модель совершенствовалась. А в 2004 году свет увидел «Нептун 25».

Со временем эта модель совершенствовалась. А в 2004 году свет увидел «Нептун 25».

Таблица сравнения тканей
ХарактеристикиПолиэстеровая с пропиткойRecsystem 100% акрил с пропиткой
СтранаКитайИспания
ВодоупорностьНе менее 1000 мм водного столбаНе менее 1000 мм водного столба
Поверхностная плотность245 гр/м 2325 гр/м 2
Разрывная нагрузкаОснова — 160 кг/см, уток — 120 кг/см-155 daN / 5 см по основе −90 daN / 5 см по утку
Морозостойкость-60°С-60°С
Светостойкость (по евро стандарту)4/77/8
Устойчивость5/87/8
Усадка3-5%1-3%
Срок эксплуатации3-5 лет10 лет


Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

Системы Дистанционного управления, выпускаемые промышленностью

В торговую сеть поставляются две универсальные системы дистанционного управления (ДУ) — для моторов «Москва» и «Вихрь» (ими комплектуется большинство выпускаемых мотолодок). Немного изменив отдельные детали, обе системы можно использовать и с моторами других типов.

Система ДУ для моторов «Москва» состоит из коробки управления с двумя рукоятками и двух тросов возвратно-поступательного действия для дроссельной заслонки карбюратора и реверса (рис. 161). Каждый трос снабжен быстрозащелкивающимся соединением 16 и держателем троса 9. Держатели крепятся к поддону мотора. Верхние и нижние вну­тренние стенки коробки выполнены в виде зубчатых реек. На каждой ручке находится капроновый лектор 3 и втулка, на которую надевается шестерня 10 и ползунок 6 с прикрепленным концом троса управления.

Трос состоит из оплетки и стального сердечника диаметром 2 мм в длиной 3 м. На концы оплетки напрессованы муфты с бронзовыми што­ками, имеющими резьбу и капроновый шарик-сухарь который вклады­вается в держатель троса. Перемещением шарика по штоку регулируется длина троса. При движении рукоятки губчатый гектор обкатывает одну из реек на стенке коробки, по другой рейке движется шестерня. Кон­струкция коробки позволяет получить движение сердечника совпадаю­щим с направлением движения рукоятки или противоположным ему> крепить коробку на правом ИЛИ левом борту лодки, соединять коробки попарно при двухмоторной установке.

К достоинствам систем ДУ моторами «Москва» можно отнести простоту и надежность конструкции, отсутствие наружных движу­щихся частей, быстроту подсоединения тросов к органам управления на могоре.

На моторах «Ветерок» для использования этого ДУ необходимо снять румпель с приводом к шестерне и ограничитель, фиксирующий рычаг холостого хода (рис. 162). Держатель 2 троса управления дрос­сельной заслонкой крепится к плите управления через отверстие, про­сверленное на расстоянии 140 мм or оси шестерни с поводком и на 8 мм

Рис. 1Ы. Дистанционное управление для моторов «Москва».

/ — кожух; 2 — планка; 3 — сектор; 4 — ручка реверса; 5 — корпус; 6 Ползунок; 7 — ручка газа; 8 — фиксатор; 9 — держатель троса; 10 — ше­стерня; // — трос; 12 — сухарь; 13

пружина; 14— зажим; 15 — наконеч­ник; 16 — защелка

От верхней поверхности прилива под румпель. На конце поводка ше­стерни срезается прилив, имеющий диаметр 8 мм, и на его месте свер­лится отверстие под шпильку для соединения с тросом газа. Для под­соединения ipoca управления холостым ходом в рычаге включения хода сверлится отверстие на расстоянии 12 мм от нижнего вин га ручки, в ко­торое крепится шпилька 5 для наконечника троса. Держатель троса монтируется к поддону мотора на специальной скобе.

Подсоединение ДУ к моторам «Нептун-23» показано на рис. 163. Корпус держателя троса управления газом закрепляется в отверстии, имеющемся на поддоне Ручки управления газом на моторе и коробке ДУ устанавливаются в положение «Стоп» при котором регулируется длина троса. Капроновый шарик с тросом вставляется в держатель троса и фиксируется здесь зажимом и винтами, а наконечник защелки­вается за рычаг газа.

Для подсоединения системы управления реверсом нужно с кронш­тейна снять шток переключения реверса вместе с резьбовым >шком и

Рис. 162. Схема крепления гроса управления дроссельной заслонкой (а) И холостым ходом (б) на моторах «Ветерок».

I — трос для дистанционного управления мотором «Москва»; 2держатель троса; 3 — клиновая шайба; 4 — наконечник троса; 5 — шпилька для крепле­ния наконечника к рычагу холостого хода; 6 — шестерня о поводком; 7Гайка Мб; 8 — плита управления; 9 — скоба; 10 — злклепка 5X12; И — рычаг холостого хода; 12 — нижний кожух

Рис. 163. Подсоединение ДУ мотором «Москва» к

Мотору «Нептун-23»: А — управление реверсом; Б — управление газом.

/ — трос реверса, 2, 14 — сухарь; 3 — кронштейн ре­верса; 4 — гнездо фиксато­ра штока; 5 — наконечник троса переключения ревер­са; 6 — серьга; 7 — рычаг; 8 — рычаг газа; 9 — -»ащел- ка; 10 — наконечник; // — держатель троса; 12 — винт Мб; 13 — зажим; IS — винт М4; 16 — трое газа
Фиксатор, состоящий из винта, пружины и шарика В отверстие крон­штейна вместо шток? встав. мякп трос реверса, коюрый крепят двумя шариками-сухарями. Наконечник троса (его следуе! предваритыпно укоротить на 20 мм для обеспечения необходимого хода) соединяют через серьгу с рычагом реверса, выдержав размер 26 мм при постановке рычага в положение «холостой ход» и рукоятки на коробке ДУ в поло­жение «нейтраль»

Рис. 164. Дистанционное управление для моторов «Вихрь»: А — расположение на моторе; 6 — пульт управления.

/ — пластмассовый наконечник: 2 — основание качалки; S Наконечник штуртроса; 4 — трос заднего хода; 5 — трос перед­него хода; 6 — наконечник троса; 7 — передняя ручка мотора; S — качалка реверса; 9 — тяга реверса; 10 — планка реверса; 11 — угольник для крепления пружины; 12 — задняя ручка; 18 — пружина; 14 — валик привода дроссельной заслонки; 16 — штифт 3X15; 16 — рычаг газа; 17 —штырь с закладным язнчком; 18 — трос газа; 19, 21 — боуденодержатели; 20 — боуденовокая оболочка; 22 — кница; 23 — регулировочный винт; 24 — ручка газа; 25

«собачка»; 26 — ручка реверса;

27 — сектор; 28 — фиксатор ручки реверса

Дистанционное управление, которым комплектуются мотолодки «Прогресс» и «Обь», рассчитано на управление моторами типа «Вихрь», но можег быть использовано и с мотором «Нептун». Эта система ДУ поставляется также отдельно от мотолодок в торговую сеть и включает как устройства для управления дроссельной заслонкой и реверсом, так и штурвал с комплектом блоков к штуртросом для управления поворотом мотора (рис. 164) и дистанционную проводку кнопки «Стоп». Рычаг, насаживаемый на конец вертикального валика дроссельной заслонки карбюратора, который выступает снизу поддона мотора, соединяется стальным тросом в боуденовской оболочке с рукояткой на посту управ­ления. Подавая рукоятку вперед, водитель увеличивает газ. Возврат­ной вращение валика осуществляется пружиной, своими концами крепя­щейся к рычагу и специальному угольнику, который ставится под болты крепления задней ручки мотора.

Включение переднего и заднего хода осуществляется рукояткой на посту водителя при помощи двух тросов, концы которых крепятся

Рис. 165. Подсоединение ДУ мотолодки «Прогресс» к мотору «Нептун-23»: а — подсоединение троса газа; б — подсоединение устройства реверса.

/ — наконечник; 2 — скоба; 5 — вичт Мо; 4 — наконечник; 5 — трос переключения реверса; 6 — качалка; 7 — кронштейн; 8 — перед­няя ручка мотора; 9 — винт фиксатора; 10 — кронштейн реверса; // — шток переключения реверса; 12 — ушко; 13 — контргайка; 14 — серьга; 15, 18 — рычаг; 16 — палец; 17 — возвратная пружина; 19 — трос газа; 20 — упор оболочки; 21 — оболочка троса газа

На двуплечем рычаге — качалке. Шаровой наконечник со штатной тяги Реверса снимается и взамен него навинчивается пластмассовый нако­нечник, имеющий паз для качалки. Кронштейн с качалкой крепится на болтах к передней ручке для переноски мотора и служит также для подсоединения штуртросов рулевого управления. При подсоединении ДУ к мотору «Нептун-23» пластмассовый наконечник качалки прикреп­ляется к штоку переключения реверса при помощи переходной скобы с резьбой и винта Мб. Скоба навинчивается на шток и контрится штат­ной ручкой (рис. 165). В конструкции пульта управления предусмот­рена блокировка, исключающая возможность переключения реверса при повышенной частоте вращения.

Недостатком описанной системы, как, впрочем, и других, в которых передаточным звеном от рукояток к исполнительным органам на моторе служат гибкие тросики, являются люфгы, вытяжка троса со временем, подверженность тросов коррозии и износу, особенно в местах пайки или Опрессовки бобышек, с помощью которых трос прикрепляется к дета­лям ДУ.

Оригинальное дистанционное управление применено на мото­лодке «Крым» (рис. 166). Кинематическая связь рукояток с узлами на моторе здесь осуществляется с помощью «бесконечного» троса. Тросы, закрепленные на шкивах ручек, проходят сквозь боуденовгкую обо-

Рис. 166. Дистанционное управление мотором «Вихрь» на мотолодке

1 корпус блока управления; 2 — рукоятки; 3 — разделительная пластина; 4 I Кольцо; б — опора; 6— шпилька; 7 — стопор троса реверса; 8 — нако­нечник тяги реверса; 9 — упор; 10 — хомутик; Л — кронштейн крепления Наконечника к румпелю; 12 — палец; 13 — боуденовская оболочка; ( = •= 3,1 м; 14 — наконечники; 75 — гайки Мб; 16 — шпильки Мб.

Лочку, которая присоединяется к упорной планке. Планка может пере­мещаться по резьбовой шпильке для регулировки натяжения троса. Трос огибает кольцо и крепится на нем в отверстиях таким образом, что обеспечивается вращение кольца в полукольце. Для дистанцион­ного управления газом одно из колец надевается на вращающуюся ру­коятку румпеля — шлицы на внутренней поверхности кольца входят в зацепление с выступами хомутика, установленного на рукоятке. Узел крепится с помощью кронштейна, охватывающего невращающуюся часть румпеля. Перемещение рукоятки газа на посту управления вызы­вает соответствующее вращение рукоятки румпеля, как и при непосред­ственном управлении моюром с помощью румпеля.

Узел управления реверсом имеет аналогичную конструкцию и за­крепляется на кронштейне рулевого устройства. На открытую часть троса вблизи кольца надет сухарик, соединяемый со штоком переключе­ния реверса. Перемещаясь вместе с гросом, сухарик обеспечивает посту­пательное перемещение штока. Система работает без каких-либо фикси­рующих приспособлений — достаточно сил трения, которые легко регу­лируются путем перемещения упорных планок оболочек.

Мотору «Нептун-23»: А — управление реверсом; Б — управление газом.

«НЕПТУН» ДУМ ИНСТРУКЦИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПАСПОРТ

    Евгения Тарасова 3 лет назад Просмотров:

1 Калужский турбинный завод ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Реверсом и дроссельной заслонкой подвесных моторов «ВИХРЬ» и «НЕПТУН» ДУМ ИНСТРУКЦИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПАСПОРТ

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие указания 2. Комплект поставки 3. Устройство дистанционного управления 4. Подготовка к работе 5. Порядок работы 6. Правила хранения в межнавигационный период 7. Гарантийные обязательства 8. Паспорт 9. Иллюстрации

3 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ Настоящее дистанционное управление предназначено для управления реверсом и дроссельной заслонкой серийно выпускаемых моторов «Вихрь», «Вихрь-М», «Нептун», «Нептун- М», «Нептун-23» с поста управления мотолодки, установленного на правом или левом ее борту. Длина гибких приводов обеспечивает возможность соединения коробки управления с подвесным, мотором для подавляющего большинства мотолодок, у которых расстояние от поста управления до транца не превышает трех метров. Это устройство является современным механическим дистанционным управлением (ДУМ). Отличается хорошим внешним видом, высокой надежностью, облегчает эксплуатацию мотора и упрощает управление судном. В конструкции и технологии производства заложены прогрессивные технические решения, соответствующие современному уровню машиностроения и обеспечивающие высокие эксплуатационные качества и долговечность. Применение термопластов привело к уменьшению количества смазываемых поверхностей Система однорычажная, то есть управление реверсом и дроссельной заслонкой подвесного мотора производится одной рукояткой с поста управления. Это существенно упрощает условия эксплуатации, но требует соответствующей системы синхронизации, которая выполнена в коробке дистанционного управления. Надежность работы системы в значительной мере зависит от соблюдения владельцем правил эксплуатации и ухода за системой, изложенных в настоящем руководстве. Гарантийные обязательства выполняются заводом, только при соблюдении этих правил. Поэтому перед началом эксплуатации дистанционного привода внимательно прочитайте инструкцию. Заводом ведется систематическая работа по усовершенствованию конструкции выпускаемого дистанционного управления. Поэтому некоторые конструктивные изменения отдельных узлов в инструкции могут быть не отражены.

4 2. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ В комплект поставки входит: коробка дистанционного управления 1 шт. гибкий привод 2 шт. комплект деталей присоединения 1 компл. руководство по эксплуатации 1 шт. упаковочная ведомость 1 шт. В связи с тем, что конструкция и присоединительные размеры рычагов реверса и дроссельной заслонки на подвесных моторах не унифицированы, предусмотрено два комплекта деталей присоединения по числу типов подвесных моторов («Нептун» и «Вихрь»). 3. УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 3.1. Коробка управления (см. рис. 2) Коробка управления состоит из литых корпуса 1, крышки 15 и стальной платы 2, на которых смонтирована система рычагов и шестерни. На ведущей оси 3 смонтированы ручка управления 4, ведущая шестерня 5 и рычаг 6. Рычаг 6 управляет сердечником гибкого привода к дроссельной заслонке, подвесного мотора На ведомой оси.7 установлены ведомая шестерня 9 и рычаг 10. Рычаг 10 управляет сердечником гибкого привода к реверсу подвесного мотора. На ведущей шестерне и на ведомой оси установлены шариковые фиксаторы 11 и 12. Ведущая и ведомая шестерни по всей окружности имеют несколько зубьев и цилиндрические поверхности, расположенные таким образом, что при вращении ведущей шестерни как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки с помощью ручки управления, ведомые шестерни и ось вращаются только в начальный период. При дальнейшем вращении ручки управления шестерни выходят из зацеплений и ведомая ось останавливается.

5 С помощью этого устройства и подвижной каретки 13 (крепления оболочки гибкого привода дроссельной, заслонки) осуществляется последовательное включение в начальный момент реверса мотора с последующим увеличением газа. Вертикальное положение ручки управления 4 соответствует нейтральному положению реверса и малому газу (холостой ход). При перемещении ручки управления из нейтрального положения вперед по ходу мотолодки рычаг 10 перемещает сердечник гибкого привода, и на моторе включается передний ход. Одновременно с рычагом 10 перемещается рычаг 6 и подвижная каретка 13 (около 40 поворота ручки управления), а поэтому сердечник гибкого привода дроссельной заслонки не перемещается относительно своей оболочки. Дроссельная заслонка в это время практически не открывается. При дальнейшем перемещении ручки управления подвижная каретка 13 останавливается, а рычаг 6 переменяет сердечник гибкого привода, и мотор увеличивает обороты. Задний ход включается перемещением ручки управления из нейтрального положения назад (на себя). Кнопка ведомой оси 7 служит для отключения привода реверсирования от ручки управления. Для отключения достаточно кнопку потянуть на себя. При этом ведомая ось 7 переместится и выйдет на зацепления с ведомой шестерней 9. Отключением привода реверса следует пользоваться при прогреве или регулировке оборотов подвесного мотора. Как отключение, так и включение привода реверса следует производить только при нейтральном положении ручки управления. Для подготовки к установке коробки управления на правый или левый борт мотолодки необходимо правильно установить ручки управления 4 и рычаг ведомой оси 10. Ручка управления в. нейтральном положении должна быть все да вертикальна и направлена вверх по отношению к оси коробки. Для того, чтобы установить ручку в нужное положение, достаточно отвернуть стопорный винт 14 (см. рис. 2), снять ее, затем установить правильно и завернуть стопорный винт.

6 Двойной рычаг ведомой оси 10 устанавливается в зависимости от типа подвесного мотора. Конец его, имеющий отверстие диаметром 8 мм, всегда соединяется с планкой подвижной каретки 13, а другой конец, имеющий отверстие диаметром 6 мм, должен быть направлен вверх для мотора “Вихрь” и вниз для мотора “Нептун” (в нейтральном положении). Для этого достаточно снять шайбу быстросъемную Гибкий привод (см. рис. 3). Гибкие приводы служат для передачи команд от коробки управления к соответствующим рычагам подвесного мотора. Они в наилучшей степени приспособлены для тяжелых условий работы на мотолодке. Гибкий привод состоит из оболочки с двумя наконечниками и резьбовыми тягами. Внутри оболочки находится стальной сердечник. Оболочка, обладая достаточной гибкостью, имеет возможность воспринимать сжимающие и растягивающие усилия. Два гибких, привода совершенно одинаковы по конструкции и размерам. Гибкий привод может работать при крутых перегибах его оболочки. Однако для надежной и длительной эксплуатации рекомендуется обеспечивать радиус изгиба не менее 300 мм. Для ликвидации остановочной деформации в боудене необходимо перед установкой гибких приводов на лодку выдержать их в прямом состоянии. К комплекту дистанционного привода придается устройство дистанционного выключения мотора. Оно должно быть установлено на пульте управления в удобном месте и подсоединено к системе выключении зажигания подвесного мотора. 4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ Подготовка состоит в выборе места установки коробки, производства монтажных работ на корпусе мотолодки и подсоединения дистанции к подвесному мотору Для монтажа дистанции на корпусе мотолодки нужно проделать следующие операции: на левом или правом борту мотолодки (и зависимости от расположения поста управления) определить место расположения коробки пользуясь рис. 4 (на рис. 4 приведено расположение на

7 правом борту); коробку можно установить на зашивку кокпита (см. рис. 4) или на специальный кронштейн, который изготавливает владелец мотолодки; проверить правильность установки ручки управления 4 и рычага ведомой оси 10 (см. рис. 2) в зависимости от борта, на котором она устанавливается и от типа мотора (см. раздел 3 п. 3.1); закрепить на коробке два гибких привода с помощью оси шплинта (рис 5); проверить работу системы, поворачивая ручку управления и следя за перемещением сердечников гибких приводов; уложить оба гибких привода по борту мотолодки и проверить возможность крепления наконечников к мотору. При излишней длине гибких приводов допускается уложить излишек в бухту с радиусом изгиба не менее 300 мм. На этом заканчивается монтаж дистанционного привода на мотолодку Подсоединение дистанции, к моторам разного типа Подсоединение дистанционного управления к мотору «Вихрь» (см. схему рис. 6 и перечень деталей рис. 8). УСТАНОВКА УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ До установки двигателя па лодку с планки механизма реверса демонтировать ручку и вместо нее штатным винтом закрепить тягу поз. 8. Разметить и просверлить в ручке мотора отв. диаметром 6,2 мм, а в поддоне отв. диаметром 10 мм. Отверстия должны быть расположены на одной оси с тягой боудена поз. 4 и тягой поз. 8; Взять втулку соединительную поз. 9 и навернуть на тягу поз. 8 до упора После установки двигателя на транце лодки через отв. диаметром 10 мм поддона завести наконечник боудена и на его тягу поз. 4 навернуть гайку поз. 10 на длину 7 мм. Планку реверса мотора и ручку управления на, коробке управления установить в нейтральное положение. Последовательно совмещая отверстия кронштейна поз. 1 с отв. диаметром 6,2 в ручке двигателя найти положение, в котором

8 проточка наконечника боудена совместится с пазом. Закрепить кронштейн поз. 1 (см. вид А рис. 6) и зафиксировать в нем защелкой наконечник боудена. Свернуть втулку соединительную поз. 9 на тягу боудена поз. 4 до упора с гайкой поз. 10. (М5) УСТАНОВКА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОМ На оси дроссельной заслонки закрепить роликом поз.7 рычаг поз.6. После установки мотора на лодке на тягу боудена навернуть наконечник поз.5 и закрепить его на рычаге поз.6. Последовательно совмещая отверстия кронштейна поз.1. с отв. прилива мотора 3, найти положение, в котором проточка наконечника боудена совпадает с пазом кронштейна поз.1. Закрепить кронштейн поз.1 (см. вид Б рис 6) и зафиксировать в нем защелкой наконечник боудена Подсоединение дистанционного управления к мотору “Нептун” (см. схему рис.7 и перечень деталей рис.8). УСТАНОВКА УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ Перед установкой мотора на лодку необходимо демонтировать часть деталей механизма переключения реверса. Для этого следует отсоединить от рычага реверса серьгу, разобрать и снять фиксатор, а затем шток переключения, предварительно вывернув из него ушко с серьгой. К рычагу реверса штатной осью присоединить, тягу поз. 8. Закрепить двигатель на транце лодки. Рычаг реверса мотора и ручку у управления на коробке ее установить и нейтральное положение. Удалить резиновое уплотнение из отверстия поддона и пропустить через него и отверстие кронштейна мотора наконечник боудена (при необходимости отверстие рассверлить). Затем на тягу боудена навернуть тягу поз. 8. Совместить проточку наконечника боудена с пазом прихвата поз. 2 и закрепить его к кронштейну мотора штатным винтом. Установить прихват поз. 2 на кронштейне мотора и закрепить предварительно.

9 Совместить проточку наконечника боудена с пазом прихвата поз. 2 и зафиксировать его в этом положении. Закрепить прихват на кронштейне мотора окончательно. УСТАНОВКА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОМ Перед установкой мотора на лодку с рычага вертикального валика снять ось фиксации наконечника, а вместо нее расклепать ось поз. 3 (см. эскиз доработки). После установки мотора на транце лодки на тягу боудена навернуть наконечник поз. 5 и закрепить его на рычаге газа. Последовательно совмещая отверстия кронштейна поз. 1 с отверстием поддона, найти такое положение, в котором проточка наконечника боудена совпадет с пазом кронштейна. Закрепить кронштейн и зафиксировать в нем защелкой наконечник боудена. Окончательную регулировку дистанционного управления реверсом и газом моторов “Вихрь” и “Нептун” вести по резьбовым тягам боуденов как со стороны двигателя, так и со стороны коробки управления. При снятии моторов обоих типов с лодки для отключения управлении реверсом и газом достаточно отсоединить наконечник поз. 5, втулку соединительную поз. 9, тягу поз. 6, гайку М5 иол. 10 от соответствующих тяг, раскрыть защелки кронштейнов поз. 1 и освободить наконечники боуденов. 5. ПОРЯДОК РАБОТЫ Перед запуском мотора оттяните на себя кнопку ведомой оси 7 коробки управления (см. рис. 2). После этого автоматика включения реверса будет выключена и при повороте, ручки управления 4 будет открываться только дроссельная заслонка. Пользуйтесь этой кнопкой при прогреве мотора я его регулировке После отладки минимальных оборотов двигателя поставьте ручку управления 4 на нейтральное положение и вдавите кнопку оси 7. Этим вы включите автоматику, и можно переходить к нормальной эксплуатации, предварительно проверив работу устройства дистанционного выключения мотора.

10 При резком включений гребного винта вероятнее всего обороты холостого хода велики. Нужно их уменьшить, пользуясь тем же приемом. ВНИМАНИЕ! При малых габаритах подмоторной ниши необходимо перед откидыванием двигателя поворачивать последний на бок в сторону наименьшего выламывания наконечников гибкого привода. Эксплуатация дистанционного управления при неисправном устройстве выключения двигателя не допустима. 6. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ В МЕЖНАВИГАЦИОИНЫН ПЕРИОД По окончании навигации рекомендуется снять дистанционный привод с мотолодки и хранить его в сухом отапливаемом помещении. При хранении в таких условиях достаточно разобрать коробку управления, промыть в керосине ее детали, покрыть тонким слоем смазки, собрать ее и завернуть в промасленную бумагу. Гибкий привод нужно просушить, смазать резьбовую часть тяги, свернуть в бухту и завернуть в промасленную бумагу. Детали подсоединения к мотору очистить от грязи, металлические части смазать и завернуть их в промасленную бумагу. 7. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Гарантийный срок установлен 12 месяцев со дня продажи дистанционного привода. Этот срок достаточен для выявления дефектных узлов и деталей. В течение гарантийного срока производится замена деталей и узлов, преждевременно вышедших из строя по вине завода, при условии, что эксплуатация дистанционного привода производилась в условиях, оговоренных настоящей инструкцией. Для удовлетворения рекламационных претензий необходимо выслать в адрес завода:

11 детали или узлы, вышедшие из строя; свидетельство о приемке и гарантийный талон с указанием полного почтового адреса владельца; сопроводительное письмо с описанием обстоятельств, при которых произошла поломка. В гарантийном талоне должна быть поставлена дата продажи изделия и штамп магазина. Без этого рекламационные претензии не принимаются. В соответствии с положением о поставках товаров на родного потребления по вопросу качества и обмена изделия обращаться и адрес торговых предприятий (торговых баз). ВНИМАНИЕ! По истечении гарантийного срока рекламационные претензии не принимаются. Завод помимо выполнения рекламационных претензий, никаких запасных частей не высылает. Их нужно приобретать только через торгующие организации. 8. СУММАРНАЯ МАССА ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ алюминия 0,421 кг меди 0,01 кг

12 П А С П О Р Т на дистанционное управление реверсом и дроссельной заслонкой подвесных лодочных моторов Дистанционное управление лодочным мотором изготовлено в соответствии с чертежами и техническими условиями, проверено и принято ОТК завода. Ход сердечника гибкого привода газа не менее 90 мм. Ход сердечника гибкого привода реверса не менее 53 мм. Дата изготовления 19 г. Мастер ОТК магазина, продавшего дистанционное управление Город Дата продажи Подпись продавца Штамп магазина Рекламационные претензии принимаются только при наличии штампа магазина и заполнении данных о продаже.

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие указания 2. Комплект поставки 3. Устройство дистанционного управления 4. Подготовка к работе 5. Порядок работы 6. Правила хранения в межнавигационный период 7. Гарантийные обязательства 8. Паспорт 9. Иллюстрации

Модельный ряд

В линейке представлены четыре основные серии, отличающиеся только некоторыми элементами конструкции и техническими характеристиками. Это:

• Моторы Нептун 18. Это первое поколение, которое впоследствии было усовершенствовано.

• Моторы Нептун М. Они обладают усиленным редуктором, коленвалом, более высокой, чем у предшественников, мощностью.

• Моторы Нептун 23. В моделях снижен расход топлива и установлен новый гребной винт.

• Моторы Нептун 25. Они дополнены подшипником, имеют обновленные поршни.



Моторы имеют прочный корпус из стали и укомплектовываются:

Нептун (лодочный мотор)


Нижняя цапфа коленвала и уплотнительные манжеты были плохо защищены от воздействия смеси выхлопных газов и воды, выходящей из системы охлаждения, что постепенно приводило к проникновению воды в картер, ухудшению запуска и коррозии нижнего коренного подшипника. Особенно сказывался этот неприятный конструктивный недостаток при эксплуатации в морской воде. Для борьбы с этим явлением владельцы устанавливали в дейдвуд перегородки (аналогично конструкции “Ветерков”), либо, что сложнее, специальную втулку на резьбе, защищающую манжеты.

Лодочные моторы “Нептун”

Лодочный мотор «Нептун»

Подвесной лодочный мотор «Нептун» (рис. 1) (Смотреть ФОТО)рас­считан для установки на лодках весом не менее 100 кг с высотой транца до 405 мм. Он может применяться на водоемах с глубиной не менее 0,8 м.

Мотор имеет двухцилиндровый двухтактный карбю­раторный двигатель мощностью 18 л. с. при 5000 об/мин. В двигателе применена двухканальная возвратно-петле­вая продувка с впуском горючей смеси в картер через золотниковое устройство.

Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава с запрессованными гильзами. В литье блока выполнены рубашка для охлаждающей воды, продувочные каналы для подвода свежей смеси из полости картера к проду­вочным окнам цилиндров и выхлопные каналы для вы­вода отработанных газов. К блоку винтами крепится блок головок цилиндров, который состоит из головки и крышки, образующих вместе полость для охлаждающей роды.

рис.1. Лодочный мотор «Нептун»

Со стороны выхлопных окон блок имеет крышки-пат­рубки со штампованными дюралюминиевыми экранами с полостью между ними для охлаждающей воды.

Золотники представляют собой шайбы из полиамидной смолы с вырезами, которые совмещены с окнами в щеках кри­вошипов. Золотники прижаты к средней опоре пружина­ми. При движении поршня к ВМТ в полости картера создается разрежение. В то же время золотник откры­вает входной канал, по которому свежая горючая смесь засасывается в картер.. Когда поршень движется в направлении к НМТ, зо­лотник закрывает входной канал и горючая смесь в кар­тере поджимается. Как только поршень откроет проду­вочные окна, свежая горючая смесь устремляется в ци­линдр и начинается процесс продувки.

Перетекание рабочей смеси из одной кривошипной камеры в другую предотвращается лабиринтным уплот­нением, смонтированным в средней опоре картера.

Все плоскости разъема картера и блока уплотнены паронитовыми прокладками, дополнительно на проклад­ке по стыку блока с картером пропускается шелковая или капроновая нить.

Коленчатый вал стальной состоит из двух кривоши­пов, соединенных между собой осью. Каждый кривошип состоит из двух щек, скрепленных пальцами кривоши­па. В верхней части вала имеется конус для поездки маховика, а в нижней — полуось с внутренними шли­цами для соединения с рессорой, передающей враще­ние на гребной винт.

Крайние шейки коленчатого вала вращаются в ша­риковых подшипниках, а средняя — в роликовом. На пальцах кривошипа монтируются шатуны. Подшипник нижней головки шатуна — игольчатый, с сепаратором. Во втулках подшипников и головках шатунов выполне­ны сверления для “смазки.

Выходные валы из кривошипных камер уплотнены резиновыми манжетами.

Дейдвудная труба состоит из трех основных частей: корпуса реверс-редуктора, проставки и верхней части. Верхняя часть дейдвудной трубы является соединитель­ным элементом всех частей мотора, собственно двига­теля, подвески и привода винта. Внутри дейдвудной трубы расположены рессора привода гребного винта, тя­ги управления реверсом с соединительной муфтой, труб­ка подачи воды в двигатель и водяная помпа, корпус которой закреплен на проставке.

В проставке монтируется трубка забора воды, закрытая крышкой с фильтрующими узкими продольны­ми пазами, и подшипник рессоры. Соединения труб под­вода воды уплотнены резиновыми втулками. К простав­ив дейдвудной трубы, центрируясь пистонами, крепится винтами реверс-редуктор с передаточным отношением 14 :24.

Реверс-редуктор состоит из литого алюминиевого корпуса, в котором смонтирован вал редуктора, опира­ющийся на два шариковых подшипника. На валу уста­новлены на втулках две конические шестерни с торцо­выми зубьями, храповая муфта, соединенная с валом шлицами, и гребной винт.

Конические шестерни вала редуктора находятся в постоянном сцеплении с ведущей конической шестер­ней, сидящей на рессоре, и могут соединяться торцовы­ми зубьями с храповой муфтой.

Направление вращения гребного винта, передавае­мого от коленчатого вала через рессору и редуктор, за­висит от того, с какой шестерней—переднего или задне­го хода — будет соединена храповая муфта.

Муфта перемещается с помощью штока, прижатого пружиной к кулачку, который перемещается вверх— вниз системой рычагов.

Осевые нагрузки ведущей шестерни воспринимают­ся упорным подшипником, а радиальные — игольчаты­ми подшипниками, один из которых расположен ниже водяной помпы, другой — в верхней части корпуса ре­дуктора.

Во избежание утечки масла и попадания воды все соединения и выходные отверстия корпуса редуктора выполнены герметичными.

Соединение гребного винта и вала упругое, через амортизационную втулку, фиксированное штифтом.

Для крепления капота и соединения дейдвуда о под­веской установлен поддан, .состоящий из двух поддо­нов.

Передний поддон — промежуточная деталь, соеди­няющая верхнюю часть дейдвудной трубы с подвеской. На нем расположены кронштейн крепления румпеля, ручка переноса мотора, штуцер подвода топлива и кнопка остановки мотора. Там же имеются отверстия для вывода штока управления реверсом и проводов ос­вещения в заднем поддоне предусмотрено отверстие для вы­хода охлаждающей воды из контрольной’ трубки.

Подвеска для крепления мотора к транцу лодки со­стоит из двух опор — левой и правой, вертлюга и оси.

Две опоры соединены между собой двумя болтами, один из которых служит осью поворота вертлюга. Си­стема отверстий, имеющихся в опорах, и штырь позво­ляют установить мотор в вертикальное положение, не­зависимо от угла наклона транца лодки к зеркалу во­ды.

Усилие, необходимое для удержания мотора в вер­тикальном положении, регулируется пружинами, кото­рые затягиваются гайками.

На вертлюге устанавливается поворотное запорное устройство, состоящее из двух штампованных скоб, сое­диненных осью тяг, крюков, двух пружин и гаек, регу­лирующих усилие запора.

Запорное устройство выключается проволочной тя­гой и штампованной качалкой, смонтированной на оси-болте. На оси, крепящей запорное устройство, установ­лена пружина для возврата замка в рабочее положе­ние.

При сильном ударе о подводное препятствие запор­ное устройство автоматически выключается, мотор от­кидывается вверх.

Система питания состоит из топливного бака ем­костью 20 л, топливного насоса диафрагменного типа, карбюратора и соединительных шлангов.

Карбюратор К-36Л (рис. 2) поплавкового типа с горизонтальным расположением смесительной камеры имеет две дозирующие системы — главную и холостого хода, а также обогатительное устройство (топливный корректор). Карбюратор состоит из камер: смеситель­ной, поплавковой и сопловой, которые представляют со­бой одну литую деталь. Количество поступающего в поплавковую камеру топлива автоматически регулиру­ется запорной иглой, связанной с поплавком. В крыш­ке поплавковой камеры установлен утолитель, при на­жатии на который поплавок опускается вместе с запор­ной иглой, а уровень топлива в поплавковой камере по­вышается. Из поплавковой камеры топливо поступает в нижнюю часть попловой камеры.

Рис. 2. Карбюратор К-36Л. 1 — крышка корпуса смесительной камеры; 2 — ограничитель хода дросселя; 3 — бензопровод; 4 — утолитель; 5 — крышка топливной камеры; 6 — за­порная игла; 7 — поплавок; 8 — замок запорной иглы; 9 корпус поплавковой и сопловой камер; 10 — направляющая троса управления газом; 11 — замок крышки; 12 — пружина дросселя; 13 — коническая игла; 14 _ воздухоприем-ник; 15 — дроссельный золотник; 16 — воздушный карман; 17 — канал рас­пылителя; 18 —упорный винт; 19 — жиклер; 20 — воздушный жиклер си­стемы холостого хода; 21 — канал воздушной системы холостого хода; 22— трос; 23 — корпус смесительной камеры; 24 — дополнительное калиброван­ное отверстие системы холостого хода; 25 — винт; 26 — топливный жиклер системы холостого хода; 27 — пробка.

Поступление топлива в нижнюю часть сопловой камеры дозируется жиклером, проходя через который топливо останавливается в канале распылителя на уров­не, соответствующем уровню в поплавковой камере. В верхнюю часть корпуса смесительной камеры вставлен дроссельный золотник, который при помощи пружины и троса может перемещаться вверх и вниз, открывая или закрывая при этом всасывающий патрубок карбюрато­ра.

На .корпусе смесительной камеры установлен упор­ный винт для регулирования хода дроссельного золот­ника, в котором устанавливается коническая игла, вхо­дящая в канал распылителя. Игла по отношению к дроссельному золотнику может иметь пять различных положений. При опускании ее кольцевое сечение меж­ду стенками канала распылителя и иглой будет умень­шаться, а при поднимании — увеличиваться. Нижнее положение иглы соответствует наиболее бедной горю­чей смеси, верхнее — наиболее богатой.

Количество горючей смеси регулируется путем изме­нения положения дроссельного золотника вместе с иглой, а качество при холостом ходе — изменением дози­ровки эмульсии топлива с помощью винта холостого хода.

При движении поршня вверх в картере создается разрежение, которое передается во всасывающий пат­рубок карбюратора. Под действием разрежения из рас­пылителя фонтанирует топливо и, смешиваясь с возду­хом, образует топливную смесь, которая поступает в двигатель. На выходном патрубке карбюратора уста­новлен воздухоприемник, имеющий воздушную заслонку.

Система зажигания и электроосвещения состоит из маховичного магдино МГ-101 с двумя выносными транс­форматорами ТЛМ, высоковольтных проводов и све­чей,.

Магнитная система магдино расположена в махови­ке, который соединен с коленчатым валом.

Под маховиком расположено унифицированное осно­вание магдино МН-1. с размещенными на нем генера­торными катушками зажигания и освещения, прерыва­телями и конденсаторами.

Катушки посажены на сердечники, набранные из пакета листов трансформаторной стали. Крайние листы пакета изготовлены из обычной стали.

На одном из сердечников, на котором расположены генераторные катушки зажигания, установлено смазоч­ное устройство.

Провода, идущие от основания магдино, оканчива­ются оголенной луженой жилой.

Выносной трансформатор представляет собой сер­дечник из листовой трансформаторной стали, на кото­рый намотаны первичная и вторичная обмотки. Снару­жи обмотки опрессованны влагонепроницаемой смолой. Сбоку, под сердечником, имеется вывод для подпайки провода первичной цепи зажигания..Во внутренней ча­сти прилива, где размещен вывод вторичной обмотки, имеется резьба для ввертывания высоковольтного про­вода, длина которого от выносного трансформатора до свечи должна быть не более 300 мм.

Открытие дроссельной заслонки сблокировано с из­менением угла опережения зажигания, которое осуще­ствляется в широких пределах за счет поворота осно­вания магдино. Сверху на маховике имеются отверстия для проверки и регулировки зазора между контактами прерыва­телей.

Запуск мотора производится ручным стартером, ос­новной деталью которого является корпус. На нем смон­тированы все детали стартера

На центральной оси закреплен шкив-блок с помощью пружинной шайбы и скобы, под лапами которой в гнез­дах находятся собачки. При вытягивании шнура блок поворачивается относительно скобы, лапы которой скользят по собачкам и нажимают на их выступы. Скольжение скобы по собачкам продолжается до сек­торного упора на блоке. В этом положении скобы со­бачки находятся в наиболее отклоненном положении и на маховике сцепляются с. храповиком, вращая его и коленчатый вал.

Блок и собачки в исходное положение возвращают­ся пружиной, один конец которой закреплен на корпусе стартера, второй — на блоке.

Охлаждение двигателя обеспечивается забортной во­дой, которая всасывается помпой коловратного типа, и по трубке (в проставке) нагнетается к полостям блока цилиндров, головке блока, затем выводится в дейдвуд-ную трубу и наружу.

Мотор «Нептун-М» является модификацией базовой модели. Отличается от мотора «Нептун» большей мощ­ностью двигателя; в нем снижен удельный расход топ­лива, усилены некоторые конструктивные узлы — ко­ленчатый вал, реверс-редуктор, корпус водяной помпы; игольчатые подшипники заменены на роликовые.

В конструкцию введены узлы для крепления дистан­ционного управления дроссельной заслонкой карбюра­тора и поворотом мотора, применен облегченный винт с шагом 280 мм.

В системе зажигания предусмотрена кнопка «Стоп», выведенная на щит управления мотолодкой.

Поступление топлива в нижнюю часть сопловой камеры дозируется жиклером, проходя через который топливо останавливается в канале распылителя на уров­не, соответствующем уровню в поплавковой камере. В верхнюю часть корпуса смесительной камеры вставлен дроссельный золотник, который при помощи пружины и троса может перемещаться вверх и вниз, открывая или закрывая при этом всасывающий патрубок карбюрато­ра.

Сгорают электроприводы «Нептун» 12 В. Электронная схема

За год использования из 5 шаровых кранов с электроприводом «Нептун BUGATTI PRO» 12 В перестали работать 2. Причина точно неизвестна, есть вероятность, что было подано на несколько вольт больше максимально разрешённого напряжения. Но даже если и было превышение, то второй после этого ещё долго проработал при 12 В (от аккумулятора). Его последний поворот перед смертью выполнялся на несколько секунд дольше обычного, но был выполнен до конца (если не путаю).

Один привод заменён по гарантии, причина смерти сообщена не была; похоже, его просто заменили целиком, а не отремонтировали. Во второй раз я решил сам разобраться. Рассказываю устройство электроники:

  • Мотор постоянного тока без маркировки. Подключается двумя проводами. Полярность поданного напряжения определяет направление вращения.
  • На каждое крайнее положение крана по механическому концевику. +12 В (зелёная/красная жила) проходит через НЗ-контакт. Когда кран поворачивается до конца, концевик размыкает цепь, привод обесточивается.
  • Имеются НР-контакты концевиков, но они не используются.
  • Помимо концевиков, диодов, резисторов и конденсаторов имеется одна микросхема BA6418N. Именно она коммутирует двигатель на нужную полярность. И именно она сгорела во втором случае. Рабочее напряжение до 15 В, максимум 18. По паспорту «Нептуна» рабочее до 16 В.
  • Если подать напряжение одновременно на зелёную и красную жилу, двигатель будет неподвижным. Но если кран был в крайнем положении (один концевик разомкнут), сначала двигатель сойдёт с концевика.
  • Имеются диоды, защищающие от неверной полярности. Так что никакие ошибки коммутации приводу не страшны. Лишь бы напряжение было в пределах 15 В.

Если кому надо, могу нарисовать схему. Вопросы: почему сгорает микросхема BA6418N? Могло ли это произойти из-за перенапряжения, которое было когда-то давно? Какие ещё бывают поломки? Стоит ли задуматься о замене «Нептуна» 12 В на что-то другое (самодельный контроллер, использующий только концевики и мотор; «Гидролок виннер». ) или все ломаются с одинаковой вероятностью?

Вместо того чтобы корректно остановить мотор подачей сигнала на входы микросхемы, ее тупо обесточивают в момент когда отдельные краны могут вследствие неточностей механики давать пик тока нагрузки. Например из-за погрешностей установки платы некоторые краны останавливаются до того как упрутся в преграду а некоторые после. Речь о миллисекундах, и это определяется также качеством механики китайских микриков. При разрыве цепи еще остается конденсатор по питанию, он обеспечивает плавный спад напряжения и в некоторый момент может сложиться ситуация что питание еще достаточное чтобы обеспечить ток пробоя выходного каскада микросхемы а напряжения уже не хватает для нормальной работы логики микросхемы (той самой что определяет работу защит и то какое плечо открыть на + а какое на GND). И в этот момент еще и движок содержит приличную ЭДС самоиндукции ведь он в момент разрыва уперся в стенку и взял предельно возможный ток.

То есть пара транзисторов открывается одновременно (чего не допускается при работе встроенной логики) и сквозной ток убивает их
(логике не хватает напряжения питания чтобы понять это). Ток обеспечивается накопленной энергией в движке и конденсаторе после разрыва питания концевиком.

Возможно сочетание этих факторов и дает дефект и дохнут самые слабые экземпляры микросхем или те краны где есть пиковый ток остановки.

1) сначала уперся мотор и пошел предельный ток (не смертельно и есть защита), концевик оборвал питание;
2) пошел спад питающего напряжения всей цепи и логика микросхемы глюканула (это плохо, надо делать корректное выключение);
3) кондер в цепи и запас энергии в моторе достаточны чтобы пробить выходной каскад сквозным током (надо ставить микруху с бОльшим запасом или меньший конденсатор, или слабее моторчик, тут сложный расчетный вопрос).

A7171 , предложу ещё 2 варианта решения проблемы:
1) токоограничительные резисторы в линии мотора (вряд ли это хорошая идея, надо считать);
2) по диоду и большому конденсатору на каждый логический вход микросхемы, чтобы гарантировать её работу после отключения питания.

Пользователь Артём Зорин
Если кому надо, могу нарисовать схему. Вопросы: почему сгорает микросхема BA6418N?

Артём Зорин ,
Нарисуйте всю схему обвязки BA6418N, найдём причину.

Еще и микросхема попсовая, их наверное делают 100500 производителей в широком диапазоне цен, может кто-то и не очень параметры выдерживает. Китайцы такие выдумщики 🙂

Аналогичная ситуация с китайским приводом SW9015.

На первый взгляд простое и хорошее решение, судя по схеме. По входам управления все предусмотрели. Вопрос только в том рассчитана ли микросхема на отключение питания в момент максимального тока движка. Возможно параметры индуктивности обмоток + емкость конденсатора на питании достаточны для того чтобы пробить выходной каскад? Такая вот индивидуальная несовместимость слабенькой микросхемы и мощного движка?

Фиг знает какие там переходные процессы идут при выключении,а также как работает логика при упавшем питании даже при условии правильного управляющего сигнала, конструкторы что от них зависело сделали и предусмотрели задержку пропадания управляющих сигналов, но как микруха отрабатывает эти сигналы внутри себя и что доходит до базы выходных транзисторов это вопрос.

Я бы воткнул через делитель осциллограф с длинной памятью и устроил проверку сигналов на выходах, там все же нижнее плечо не закрыто встроенным диодом (но наверное он есть на плате, или нет ? Или эти 4 диода на плате и есть эти что на схеме ?) Согласно даташиту на микросхему, там от обратного напряжения верхнее плечо мостового выходного каскада защищено, а нижнее нет.

Можно и ток через специальный щуп посмотреть в цепи мотора, или поставить резистор очень-очень малого сопротивления но мощный, и на нем глянуть и записать в память осциллографа то что происходит.

И рукой тормознуть движок чтобы сымитировать реальную ситуацию. Может и не сквозным током пробивает, а выбросом ЭДС мотора или прямо через мотор случайно открывшимися парами транзисторов.

Кстати а как дохнет микросхема, какие выводы куда пробиты? На общий или на питание, только один или оба выхода?

Еще надо добавить, что токоограничительный резистор в случае сквозного тока не поможет, пробивает же внутри микросхемы оба транзистора одного канала, т.е. случайная ошибка логики открывает их оба и усе, песец. И смотреть переходные процессы по току надо пожалуй не на шунте в цепи мотора, а разорвать цепь питания микросхемы и там смотреть.

A7171 написал:
но наверное он есть на плате, или нет ? Или эти 4 диода на плате и есть эти что на схеме ?

Схему я сам рисовал, на ней показано всё, что есть в моём экземпляре привода (дата производства по паспорту июль 2014).

Сгоревшую микросхему выбросил. Если не путаю, то питание до неё доходило (то есть внутри неё не было короткого замыкания Vcc на GND), а на выходах на мотор была земля.

Ваш план исследований интересный, но вряд ли у меня дойдут руки до этого.

A7171 написал:
но наверное он есть на плате, или нет ? Или эти 4 диода на плате и есть эти что на схеме ?

Схему я сам рисовал, на ней показано всё, что есть в моём экземпляре привода (дата производства по паспорту июль 2014).

Сгоревшую микросхему выбросил. Если не путаю, то питание до неё доходило (то есть внутри неё не было короткого замыкания Vcc на GND), а на выходах на мотор была земля.

Ваш план исследований интересный, но вряд ли у меня дойдут руки до этого.

Артём Зорин ,
A7171 прав.
Недопустимо отключать исполнительный механизм путём снятия напруги питания с BA6418N,
патаму что там всякие переходные процессы игольчатые нехорошие, – это азбука схемотехники.

Получается что диодов сидящих между выходами к мотору и GND нет ! Я сначала по фото решил что это они, но выходит что все четыре диода уже нарисованы на схеме. И нижнее плечо транзисторных каскадов микросхемы не закрыто диодом. А верхнее закрыто (это нарисовано в даташите микросхемы). Если она сдохла пробоем выходов на GND (а Артем в этом убедился), значит причина пробоя не сквозные токи а overvoltage для нижних транзисторов. Иначе почему сдохли только нижние а не пробило и верхние. (я в тексте ниже понял почему не ставят).

Резюмируя можно предположить что причина в способности мотора дать при механической перегрузке такой выброс ЭДС что он пробивает нижние транзисторы выходного каскада. Обычно никто не использует ее как двухканальный простой драйвер, и не вешает моторчик на выход и на общий, а юзают ее согласно правилам только как реверсивный между выходами (она же реверсивный драйвер), и наверное подразумевается что нижнее плечо отключается логикой так чтобы не вызвать всплеск ЭДС. Но это мое поверхностное IMHO,

надо думать можно ли воткнуть защитные диоды между выходами и GND. По идее нельзя т.к. их появление даст возможность всему высоковольтному выбросу появиться на шине питания и вывести из строя мозги микросхемы и все что с ней вместе висит на этих 12 вольт.
Поэтому их и не ставят сразу внутри микросхемы, ставят только верхние. Если поставить нижние защитные диоды то цепь получится вида 2 диода в прямом направлении – источник ЭДС – конденсатор шины питания. И вот на нем и будет охренительное (более или менее) напряжение. Моторчик попытается все накопленное загнать в зарядку конденсатора.

Но если параллельно питанию повесить реально мощный стабилитрон например на 14,7 вольт то возможно и прокатит. Но что там будет с быстродействием и что быстрее случится, сдохнет выходной транзистор или стабилитрон погасит всплеск это вопрос, это надо книжки читать и вникать в тему глубоко.

А пока при выключении (если не использовать логику для приоткрывания транзисторов выходного каскада с целью гашения всплеска) все прикладывается к нижним транзисторам (незащищенным). Как вариант исправления – надо быстро убирать сигнал включения, желательно чуть раньше чем держать питание чтобы микросхема плавно (ну там миллисекунды не более) выключила движок, и только потом снимать все питание.

А приведенная схема обеспечивает наоборот постоянство управляющего сигнала, в положении “Вращение” к тому же держит его до момента “умирания мозгов от недоедания” с помощью небольших конденсаторов.

Рассмотрим процесс. Дали команду закрыть, пошло питание 12 вольт и команда на вращение, дошло дело до финиша и мотор уперся, резкий рост тока и питание пропадает. Но сигнал-то на входе держится маленьким конденсатором и микросхема пытается из последних сил конденсатора на шине питания еще додавить мотором вентиль. А внутреннего сопротивления источника питания 12 в уже нет (он обрубился концевиком)! Если у микросхемы был алгоритм остановки мотора то он ввиду сниженного питания уже не работает и энергия магнитного поля непойми как гуляет между обмотками мотора и конденсатором питания. Есть конечно кондеры шунтирующие выходные транзисторы но они вероятно погоды не делают. Может если подобрать их номинал то что-то и получится ?

Еще можно предельно уменьшить конденсаторы на управляющих ножках и сильно увеличить конденсатор питания. Чтобы сначала была остановка по сигналу на вход как положено, а потом медленное пропадание питания на уже остановленном движке.

За год использования из 5 шаровых кранов с электроприводом «Нептун BUGATTI PRO» 12 В перестали работать 2. Причина точно неизвестна, есть вероятность, что было подано на несколько вольт больше максимально разрешённого напряжения. Но даже если и было превышение, то второй после этого ещё долго проработал при 12 В (от аккумулятора). Его последний поворот перед смертью выполнялся на несколько секунд дольше обычного, но был выполнен до конца (если не путаю).

ИСТОРИЯ МОТОРОВ “НЕПТУН”

1. Передней ход включался вытягивание штока “на себя”, что было довольно нестандартно и могло приводить к авариям и выпадению из лодки людей, привыкшим к традиционной системе,такой, как на “Вихрях”.

Запчасти к лодочному мотору нептун-23 в Балашихе

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Онлайн консультант”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

На сайте продавца доступен “Заказ в один клик”.
Для перехода на сайт нажмите “В магазин”

Система контроля протечки Нептун

Работа системы – когда вода попадает на датчики утечки, Нептун закроет воду на холодном и горячем стояках. Громкий сигнал и мигающий светодиод бордового цвета на блоке управления известят о сработке системы. Нептун прост в эксплуатации и предоставляет возможность правильно оценить создавшуюся ситуацию и прекратить утечку воды. Когда вода с датчиков удалена, нажатием кнопки на блоке управления следует возобновить рабочий режим.

Катера, лодки и моторы в вопросах и ответах

Читать о том как отмыть лодку, яхту, катер, его днище, борта от водорослей и тины, мойка днища ниже ватерлинии.

Площадки для размещения статей смотрите здесь

Читать о том как отмыть лодку, яхту, катер, его днище, борта от водорослей и тины, мойка днища ниже ватерлинии.

Читайте также:  Севрюга рыбалка в чехове
Добавить комментарий