Какие существуют методы определения лучшего угла наклона движка моторной лодки

Угол наклона лодочного мотора

в Советы 0 22,589 Просмотров

Наши эксперты делятся несколькими советами и рекомендациями по выбору оптимального угла наклона лодочного мотора. Если вы последуете этим советам, то в итоге получите снижение расхода топлива, более безопасное движение, оптимальный угол атаки вашей лодки, вне зависимости от состояния поверхности воды (маленькие волны, большие волны, штиль).

Как то была история, когда к нам за советом обратился владелец новой надувной лодки класса RIB. Он жаловался на то, что с ростом скорости его лодка все больше и больше зарывается в воду и вот вот готова выйти из под контроля. Ему был дан совет использовать привод управления наклоном мотора, но он как не странно об этом ничего не слышал. Он решил, что это какое то дополнительное оборудование, которого у него нет. В итоге было решено прокатиться с ним и на практике показать как работает этот самый привод.

Выйдя на открытую воду и набрав скорость я пару раз нажал на кнопку регулятора угла наклона и, о чудо, лодка сразу подняла нос и увеличила скорость. Наш новый знакомый, конечно, очень обрадовался и уже было решил, что теперь он все знает об управлении своей надувной лодкой.

Эффект от регулирования угла наклона мотора относительно транца будет очень заметен, если, конечно, его правильно использовать. Кнопка этого регулятора на большинстве подвесных лодочных моторах расположена сбоку на ручке регулятора газа. Нажимая верхнюю вы поднимаете мотор вверх, а нижнюю часть вы опускаете его вниз, прижимая к транцу. Путем поднятия мотора (увеличивая угол между мотором и транцем) вы поднимаете нос лодки, и опуская мотор вы опускаете нос лодки. Линейная так сказать зависимость. Запутаться я думаю сложно. Но маломощные моторы в этом отношении сложны в управлении. С ними очень трудно вывести лодку на ровный киль. Если же у вашего подвесного мотора нет регулятора угла наклона, то вам придется регулировать положение лодки путем перемещения груза или пассажиров по кокпиту лодки.

Пять важных моментов, от которых зависит скорость лодки

1. Установка лодочного мотора на транец лодки .

Все знают, что лодочный мотор должен находиться точно посередине транца, а вот регулировке лодочного мотора относительно нижней точки транца обычно не придают значения, хотя этот фактор очень важен, для глиссирующих лодок. Только при правильной установке мотора по высоте достигается максимальная скорость и экономичность.

Антикавитационная плита лодочного мотора должна располагаться на уровне от 0 до 25 мм ниже днища лодки, как правило, нужное заглубление подбирается экспериментальным путём, и зависит от килеватости лодки. При недостаточном заглублении гребной винт будет хватать воздух, в результате чего будет возникать кавитация, при большом заглублении возникает излишнее сопротивление подводной части ноги лодочного мотора.

2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).

Необходимый угол наклона лодочного мотора относительно транца лодки определяется положением антикавитационной плиты в режиме глиссирования. Антикавитационная плита должна быть параллельна водной поверхности, или параллельно днищу лодки.

При слишком маленьком углу установки мотора, лодка будет поднимать корму, и опускать нос, при сильно большом лодка начнёт дельфинировать это может привести к потере управления и перевороту. Регулировка угла наклона лодочного мотора осуществляется путём перестановки регулировочного штыря в соответствующее отверстие, такую регулировку проводят на заглушенном двигателе.

3. Подбор шага гребного винта.

Основные характеристики гребного винта это диаметр, шаг, увод лопасти. На заводе при комплектации лодочного мотора, чтобы добиться большей универсальности применения лодочного мотора, как правило, ставят винт с меньшим шагом (грузовой). Установив, мотор с таким винтом на надувную моторную лодку из ПВХ мы получаем низкую скорость и превышение паспортных оборотов двигателя, что негативно сказывается на его работоспособности и сроке службы. Встречается и противоположное явление, когда газ открыт не полностью 3/4, а скорость уже не растёт и большее открытие ручки газа приводит только к увеличению расхода топлива. Оба этих случая возникают из-за неправильно подобранного винта. Наша главная задача подобрать такой винт, что бы на данной лодке при Вашей загрузке, лодочный мотор мог работать во всём диапазоне оборотов, в результате мы получим максимальную скорость и экономичность.

Для решения этой задачи нам просто необходим тахометр и GPS навигатор . При движении лодки на штатном винте замеряем две величины скорость и обороты двигателя. Если скорость моторной лодки не повышается, а обороты двигателя не достигли максимальных, значит, нам нужно шаг винта уменьшить, если ситуация обратная растёт скорость и растут обороты выходя за рекомендованные заводом изготовителем для данного мотора, тогда нужно шаг винта увеличить. Увеличение шага винта при том же диаметре на 1 дюйм снижает обороты двигателя примерно на 200 об/мин, и наоборот уменьшение шага винта повышает обороты двигателя. Также и диаметр гребного винта влияет на обороты двигателя, но это уже более сложный путь и используют его больше в спорте.

4. Распределение веса в лодке.

В надувных лодках оснащённых моторами малой мощности 4-6 л.с. выход на глиссирование возможен, только если соблюдать определённые правила распределения груза. Поскольку мощность лодочного мотора буквально граничит с возможностью перейти из водоизмещенного режима в глиссирующий от шкипера требуются определённые навыки, ведь скорость глиссирующей лодки в полтора раза выше, при меньшем потреблении топлива.

Рассмотрим самую распространённую ситуацию, когда Вы сидите на задней банке, максимально сдвинувшись к транцу. Лодка приподнимает нос и пытается выйти на глиссирование, но что-то ей мешает, не хватает буквально пол лошадиной силы. Так чего же нам на самом деле не хватает? Ответ прост, во время выхода на глиссирование под днищем лодки собирается воздух на языке водомоторников «бревно» если шкипер пересядет вперёд к центру лодки то поможет лодке через него перевалить, и сразу почувствует прибавку в скорости при тех же оборотах двигателя. Такое перемещение шкипера поможет поднять скорость лодки даже на моторе мощностью 2.5 л.с. с 7-8 км/ч до 12-13км/ч правда это будет не полноценный выход на глиссирование, а так называемый переходный режим.

Не бойтесь экспериментировать, возьмите с собой GPS навигатор и найдите в лодке такое положение при котором лодка будет идти с максимальной скоростью, для мотора мощностью 4л.с. скорость 20 км/ч вполне достижимая величина.

5. Гидрокрыло на лодочный мотор.

Изначально гидрокрыло (гидрофоил) получило большое распространение при установке на мощные лодочные моторы, которые устанавливали на короткие лодки, что бы убрать «кобру» при выходе на глиссирование. Но как оказалось на практике данное приспособление при установке на моторы малой мощности помогает им выйти на глиссирование в случая когда, казалось бы, глиссирование невозможно из-за малой мощности лодочного мотора. Происходит это потому что крыло установленное на антикавитационной плите лодочного мотора создаёт дополнительную подъёмную силу и помогает маломощному лодочному мотору вытолкнуть лодку на глиссирование.

Изготовление и регулировка гидрокрыла процесс довольно кропотливый, но полученные результаты стоят затраченных сил и времени. Когда лодка 2,90 м. под мотором 3,5 л.с. уверенно выходит и идёт в режиме глиссирования.

2. Регулировка угла наклона лодочного мотора (дифферента).

Какие существуют методы определения наилучшего угла наклона движка моторной лодки

Порой любители морских прогулок, приобретающие лодки разочаровываются в своей покупке. Ведь, возможно, мечта всей жизни в один миг приобретает все признаки кошмара, по причине того, что при эксплуатации, а именно, наборе скорости становится крайне неуправляемой и все время стремится зарыться носом в воду, ну просто морской страус, ей-богу!

Растерянные и огорченные владельцы с недоумением смотрят в глаза продавцу, когда тот задает вопросы об изменении наклона двигателя и переключателя привода. И вот, с вашего, точнее, с позволения владельца бывалые водители лодок уже рассекают морскую гладь, с гордо поднятым носом катера. Так в чем же причины? Почему у них катер скользит, словная молодая фигуристка, а у меня стремится уткнуться в волну? На каждую ситуацию найдется свое решение.

Угол наклона движка – очень значимая характеристика. Ведь для получения максимально возможных показателей судна, угол должен быть правильно скорректирован, для того, чтобы пластина антикавитации находилась параллельно водной глади во время его движения при максимальной мощности двигателя.

Немаловажным аспектом на некоторых лодках является давление воздуха в баллонах, в том числе, и у тех, чьи баллоны выступают назад. У данной модели лодок концы баллонов считаются ограничивающим фактором, который снижает эффект от подъема мотора.

Для регулирования уровня поднятия мотора достаточно переключить кнопку регулировки. А с увеличением угла наклона между транцем и мотором, нос лодки поднимается, и опускается при приближении ноги мотора к транцу.

Порой на лодках с маленькой мощностью довольно непросто вывести судно на ровный киль, что является настоящей дилеммой всех владельцев катеров с мотором малой мощности, предназначенных для плавания в открытом море.

При отсутствии регулятора наклона движка, стоит попросить пассажиров и экипаж проследовать к носу. А еще вывести катер с мотором на ровный киль можно при помощи привода.

В тихую погоду, при поднятии мотора нос лодки станет подниматься, и когда он поднимется над водной гладью довольно высоко, катер сможет показать себя во всей красе. Это обуславливается уменьшением сопротивления воды, что ведет к возрастанию скорости без участия регулятора газа, и поднятие оборотов винта от 2 до 3 сотен в минуту вам гарантировано.

Читайте также:  Рыба Лобань — как ловить и как готовить

Не рекомендуется слишком высоко поднимать ногу мотора, иначе винт будет выскакивать из воды и захватывать воздух, а его работа будет сродни работе вентилятора. В данной ситуации следует снизить уровень наклона движка касательно транца.

Если подъем слишком велик, яхта, лодка или катер становится в движении неуверенной и начинает вилять по сторонам. При опущении мотора, следует быть предельно сконцентрированным, в противном случае, экипаж может внезапно кинуть вперед из- за экстренных торможений и рывков.

При совершении резкого маневра с поднятым мотором, обязательно предупредите экипаж, и обернитесь, чуть сбавив скорость – удостоверьтесь, что лодка не крутанулась на транце. Ни в коем случае не скидывайте скорость резко – днище устремится в воду и в резком повороте лодка ляжет на бок! Управляющий катером обязан контролировать это и в случае опасности дать сигнал пассажирам.

А для морских прогулок создан дистанционный привод контроля наклона двигателя лодки. Идя по волнам, потрудитесь оглянуться назад и увидеть пенную дорожку за лодкой. Будьте предельно осторожны, весь риск состоит в том, что есть вероятность скользнуть и упасть в образовавшуюся между волнами яму, и вполне возможно следующая волна молниеносно накроет вас с головой!

В другом случае, когда лодка носом попадает в волну, которая уходит, ход очень замедляется, в то время как винт все продолжает, что есть силы двигать судно вперед, ее разворачивает бортом к волне, и накрывает с головой. В «лучшем» варианте лодка будет подхатоплена, в худшем – есть вероятность и вовсе перевернуться. Предотвращение роковых событий следует осуществить поднятием носа лодки. На приличной скорости судно ляжет на кормовую 1/4 длины дна, что обеспечит скоростное передвижение по воде.

Ну, а если же погода и вовсе ненастная, и надвигается шторм, тысячу раз подумайте – а целесообразно ли вы ходить в море сейчас? Нужен ли этот риск? Получится ли правильно двигаться под нужным углом навстречу волнам?

Тяжелые четырехтактники современности в разы утяжелили транцы, и компенсировать неверный баланс лодки посредством изменения угла наклона ноги мотора относительно транца невозможно. Примите к сведению, что двойные фермы, установленные на корме лишь увеличивают вес той части моторки, которую по- хорошему перегружать не стоит.

А банки на корме в виде сидений вместе со всей стойкой контроля и управления, расположенной ближе к корме – лишние нервы для любого экипажа. Абсолютно любой, даже самый замечательный катер с хорошими мореходными характеристиками, не сможет хорошо пройтись по морю, если разместить ему на корме ряд сидений.

Лодки, в средиземноморском стиле, – довольно опасная вещь, ведь что может быть хуже дисбаланса весовки по всей длине лодки или катера? Как показывают обкатки английских лодок, в тихих водах они отличались спокойствием, но стоило выйти им в роли парома, что доставляет пассажиров с причала до яхты и наоборот, с учетом размещения оных на кормовых сидениях, где по совместительству находилось и рулевое управление – и тут же судно становилось плохо управляемым и просто опасным в эксплуатации.

Распределение загрузки судна. Ситуации. Решения.

Возможности вашей лодки можно повысить, если достаточно грамотно распределить людей и груз на борту. Рассмотрим ситуации, когда:

Груз смещен к носу

  • Устойчивость хода судна по волнам значительно увеличивается.
  • Ход сглаживается.
  • При перегрузе судно может вести по сторонам.

Груз смещен к корме

  • Хлопанье о мелкую волну носом катера.
  • Общий рост скоростных характеристик лодки.
  • При перегрузке моторка скачет «дельфином» по волнам.

В тихую погоду, при поднятии мотора нос лодки станет подниматься, и когда он поднимется над водной гладью довольно высоко, катер сможет показать себя во всей красе. Это обуславливается уменьшением сопротивления воды, что ведет к возрастанию скорости без участия регулятора газа, и поднятие оборотов винта от 2 до 3 сотен в минуту вам гарантировано.

Оптимальный угол наклона лодочного мотора

Эксперт английского журнала RIB Дейв Малле дает несколько советов по установке оптимального угла наклона лодочного мотора относительно транца Вашего RIB-катера. Следование этим советам позволит снизить расход топлива, обеспечит безопасность движения и даст уверенность в правильности выбора угла атаки судна при любом состоянии поверхности водоема.

Итак, палец на кнопку подъемника лодочного мотора – мы начинаем!

Однажды к нам пришел парень, недавно купивший RIB-лодку. На него было больно смотреть: так он был совершенно разочарован в своей покупке. Его новенький морской , пожаловался он, с ростом скорости все глубже зарывается носом в воду, при этом все время норовит потерять управление.

Он никогда не слышал о приводе управления наклоном двигателя, а про переключатель привода подумал, что это какая-то очередная примочка. Мы пригласили его сделать кружок по озеру с нами на борту, и когда мы набрали обороты, я легонько несколько раз нажал кнопку регулятора угла наклона мотора. Нос катера поднялся. Да, этот катер был весьма неплох!

Челюсть нашего парня отвалилась, когда он понял, что его ночной кошмар превратился в мечту всей его жизни. Когда клиент говорит вам, что если Вам его нечему больше научить, то он в следующую пятницу собирается отправиться в дальний поход, считайте, что все Ваши уроки пошли коту под хвост.

Привод регулирования угла наклона мотора относительно транца лодки может быть очень эффективен, если его правильно использовать. Обычно кнопка регулятора расположена сбоку на ручке регулятора газа. Мотор можно поднять вверх – нажатием верхней части кнопки, или опустить вниз, прижав его к транцу – нажатием ее нижней половинки. Увеличение угла между мотором и транцем (подъем вверх), поднимет нос лодки и, соответственно, опускание вниз, когда нога мотора приближается к транцу, – опустит нос лодки.

На маломощных лодках, может быть, трудно вывести лодку на ровный киль. Это общая проблема всех маломощных катеров открытого моря. Если на катере нет регулятора наклона двигателя, попросите весь экипаж перейти на нос, – возможно, это поможет. Если приводом наклонить мотор вниз к транцу, то эффект будет тот же самый, и катер опустит нос и пойдет на ровном киле.

Теперь, когда катер идет на ровном киле, да еще и вода спокойная, поднятие мотора станет поднимать нос лодки. Нос судна оторвется от воды, и теперь катер сможет, что называется, . Сопротивление воды сразу же уменьшится, скорость возрастет без какого-либо движения регулятором газа, а частота вращения вала винта сама собой поднимется на 2-3 сотни оборотов в минуту.

Однако поднимать мотор, отжимая его от транца, не следует слишком высоко. Катер будет двигаться так, что винт начинает выходить из воды и работать как вентилятор, захватывая воздух. В таком случае наклон мотора относительно транца следует уменьшить.

В противном случае лодка становится неустойчивой, и при слишком значительном подъеме мотора, начнет вилять из стороны в сторону. Вновь опустим мотор, причем возникнет ощущение, как будто рукоять регулятора газа пошла назад. Следует быть очень внимательным, иначе люди на борту резко попадают вперед из-за неожиданного торможения.

Готовясь к повороту с поднятым мотором, сначала следует предупредить пассажиров, посмотреть назад и немного сбросить скорость, чтобы лодка не крутанулась на транце. Но опасайтесь слишком сильно сбрасывать скорость! Если слишком затормозиться, то днище опустится в воду и поворот просто повалит лодку на борт. Рулевой должен за всем этим наблюдать и предупреждать опасность при необходимости.

Некоторые лодки сильнее реагируют на изменение наклона мотора, чем другие. Один из производителей RIB-лодок, к слову, прислал к нам своих тест – пилотов, чтобы они показали нам приемы управления наклоном мотора на их катере.

Их лодки, в общем, были больше нашей 5,5-метровой Ocean Pro и медленнее откликались на изменение наклона мотора. Управляя нашей лодкой, они более чутко ожидали реакции на изменение угла наклона двигателя относительно транца, хотя действовали более скупыми движениями. В итоге, мы никогда до того не видели лучшего демонстрационного заезда.

Важным фактором на некоторых RIB-лодках является давление воздуха в баллонах, особенно для лодок, у которых баллоны выступают назад за транец. У таких лодок, вроде Assault, выпускаемой компанией Humber, выступающие концы баллонов являются лимитирующим фактором ограничивающим эффект от подъема двигателя.

Лично я убежден, что дистанционный привод регулирования наклона лодочного мотора специально создан для условий движения по неспокойному морю. Во-первых, двигаясь по волнам, оглянитесь назад – Вы должны увидеть длинную пенную дорожку. Опасность состоит в возможности соскользнуть с волны, провалиться в яму между волнами и быть накрытым следующей волной.

Противоположный случай, когда тяжело идущая лодка носом втыкается в уходящую волну, катастрофически замедляя ход. Винт будет продолжать изо всех сил толкать лодку вперед и развернет ее боком к волне, от которой вы только что ушли и которая тут же вас накроет. В итоге лодка наполнится водой или, в худшем случае, даже перевернется!

Подъем лодочного мотора вверх и, соответственно, поднятие носа лодки предотвратит описанные события. Лодка на хорошей скорости не только будет легче сходить с волны, но и станет на кормовую четверть длины днища, так что лодки с днищами профиля являются абсолютно предпочтительными для скоростного движения по волнам.

И наоборот, выходя в плавание по неспокойным водам, присмотритесь к череде волн и оцените свои возможности – сможете ли Вы двигаться под углом к волнам – и если нет, то не лучше ли отложить поездку до лучшей погоды? Опускать нос лодки тоже нужно, иначе вы слетали бы с волны всякий раз и даже поперек волн, как делают серферы, что очень опасно, так что не следует слишком сильно задирать нос лодки.

Читайте также:  Зимние приманки для ловли хищной рыбы

Однако регулировка угла наклона мотора относительно транца судна сама по себе не способна компенсировать неправильную балансировку лодки. Тяжелые четырехтактные монстры новейшего времени серьезно утяжелили транцы. Более того, большие двойные А – образные фермы на корме добавляют вес именно в ту часть лодки, которая совсем и не должна была быть так сильно загружена.

Сиденья и банкетки на корме, да еще и в возможном сочетании со стойкой управления, смещенной к корме, способны лишить нервного спокойствия любого водителя.

Возьмите хороший мореходный катер, поставьте ему на корму ряд сидений – и вы не сможете выйти в море. Нет ничего хуже плохого баланса веса по длине судна, так что многие сбалансированные в стиле яхты могут быть попросту опасны. Я обкатывал несколько сделанных в Англии лодок, которые нормально вели себя на спокойной воде, однако, становились смертельно опасными в роли простейшего тендера, перевозящего пассажиров яхты с берега на борт – и обратно, когда пассажиры размещались на кормовых сиденьях, и управление стояло там же.

Регулировка угла наклона мотора при большой мощности двигателя, в большинстве случаев, помогает исправить проблему распределения груза. Однако лучше всего перевести пассажиров в носовую часть лодки. К тому же, если море неспокойно, то можно сказать пассажирам, что на корме их сильнее забрызгает, а потому лучше будет пересесть на носовые сиденья. На самом же деле лучше всего просто выходить в плавание на сбалансированном судне.

Если у Вас крейсерская RIB-яхта, то нужно немного подумать, чтобы равномерно распределить груз, и, прежде всего – в носовой части судна. Перенеся тенты, канистры с топливом, инструменты и прочее в носовую часть, освободите от нагрузки корму, но не слишком сильно перегружайте нос судна.

Во время движения на скорости по волнам, да еще с двигателем большой мощности, нос яхты всегда можно будет поднять благодаря приводу регулировки угла наклона лодочного мотора относительно транца. Такое решение, объединяющее балансировку судна и настройку угла наклона лодочного мотора для обычных условий, значительно эффективнее постоянной игры кнопками и регулятором газа, когда малейшее изменение скорости хода будет требовать корректировки угла наклона двигателя.

Разумеется, требуется достаточно опыта, чтобы выбрать оптимальное соотношение загрузки лодки и угла наклона мотора условиям состояния поверхности водоема.

Так что давайте-ка, обратим внимание на переключатель регулировки угла наклона мотора относительно транца, и разберемся, как он влияет на ход лодки.

Лодка сидит слишком глубоко. Нога двигателя слишком далеко отодвинута от транца.

Правильно установленный наклон лодочного мотора – угол атаки соответствует состоянию моря.

Выбран оптимальный угол наклона лодочного мотора.

Катер The Bat демонстрирует неправильный угол наклон мотора. Двигатель очень сильно прижат к транцу.

Прогулочная монокорпусная RIB-яхта должна иметь такой угол наклона мотора, чтобы во время поворота днище судна не отрывалось от воды.

По материалам одноименной статьи Дейв Малле (Dave Mallett),
опубликованной в журнале RIB
Перевод Павла Дмитриева

Сиденья и банкетки на корме, да еще и в возможном сочетании со стойкой управления, смещенной к корме, способны лишить нервного спокойствия любого водителя.

Какая леска лучше — монолеска или плетенка ?

Катер The Bat демонстрирует неправильный угол наклон мотора. Двигатель очень сильно прижат к транцу.

Отдых на даче

Так что давайте-ка, обратим внимание на переключатель регулировки угла наклона мотора относительно транца, и разберемся, как он влияет на ход лодки.

Возможные ошибки при установке

Главное, о чем необходимо всегда помнить – это о зависимости оптимального угла наклона от следующих обстоятельств:

  • от индивидуальных конструктивных особенностей данной лодки;
  • от фактических характеристик предполагаемой модели лодочного мотора;
  • от фактических характеристик используемого гребного винта;
  • от фактических условий эксплуатации судна.

В первую очередь нужно произвести регулировочные действия касательно положения мотора: его расположение должно быть перпендикулярно поверхности воды, в этом случае ось гребного винта находится параллельно относительно водной поверхности.

На этом этапе установки следует знать, что если угол наклона лодочного двигателя недостаточен, то происходит существенное увеличение дифферента на носовую часть судна. Визуально это выглядит так, как будто судно стремится занырнуть носом в воду.

После проделанных работ нужно убедиться в правильности избрания действительного угла наклона лодочного мотора на уже установившейся скорости.

Если угол наклона был определен неверно, то такое положение может стать причиной появления чрезмерного дифферента на кормовую часть судна.

Оптимально выбранный угол наклона при установке подвесного мотора позволяет эксплуатировать его на максимально эффективной мощности.


Если же двигатель развивает максимально возможные обороты при неполной загрузке судна, то по мере увеличения загруженности он будет «задыхаться». Как результат, неполная и чрезмерная загрузка судна значительно повышает расход топливной смеси и сокращает то расстояние, которое преодолевается на единицу потребления топлива. Именно отсюда исходит вся важность правильного выбора гребного винта.

Подготавливаемся к отплытию

Все необходимое у вас с собой, вы на берегу, и укладываете все вещи в непромокаемые мешки, которые смогут послужить сиденьем во время путешествия. Выберете безопасное место для спуска на воду, привяжите якорь к леерному ограждению и закрепите его как швартовый канат. Аккуратно распределите груз по всей площади дна и привяжите так, чтобы во время большой волны ничего не вылетало и не принесло вреда. Распределяйте ближе к корме. Оденьте спасательные жилеты, проверьте, чтобы всё было закреплено. Все производители предусматривают страховочную остановку двигателя, в виде троса при выдёргивании которого мотор сразу глушится. Это делается для того, чтобы человек попавший в воду не получил серьёзных или смертельных травм. Тот, кто управляет лодкой, обычно прикрепляет трос к своему жилету. Отчаливайте с поднятым мотором, управляя вёслами.

На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива.

Правильная установка лодочного мотора — подбор высоты транца и угла наклона


Рано или поздно многие увлеченные рыболовы все же покупают лодки и моторы к ним. Такая покупка существенно расширяет возможности рыбака как в плане поиска удачных мест, так и в плане способов ловли – тот же троллинг, который считается столь эффективным при охоте на хищника, возможен лишь при наличии плавательного средства с двигателем.

Однако перед покупкой стоит изучить все особенности, касающиеся установки мотора на лодку, такие как, к примеру, высота транца под конкретный двигатель, угол наклона, предпочтительный способ крепления транца, и многие другие параметры. К примеру, при отсутствии антикавитационной плиты сначала могут возникать повреждения гребного винта, а дальше без замены этой детали будут страдать и другие узлы двигателя, и в скором времени может понадобиться далеко не дешевый ремонт. Поэтому установка лодочного мотора на лодку по возможности должна выполняться человеком, имеющим в этом деле хоть какой-то опыт.



Рано или поздно многие увлеченные рыболовы все же покупают лодки и моторы к ним. Такая покупка существенно расширяет возможности рыбака как в плане поиска удачных мест, так и в плане способов ловли – тот же троллинг, который считается столь эффективным при охоте на хищника, возможен лишь при наличии плавательного средства с двигателем.

Советы по установке подвесного лодочного мотора

Установка подвесного лодочного мотора требует определенных знаний, благодаря которым можно значительно увеличить КПД и экономичность эксплуатации. Несмотря на то что у каждого лодочного мотора есть инструкция по установки, данные советы могут оказаться полезными.

И так, когда мотор куплен (с учетом высоты транца и максимальной допустимой мощности) и правильно доставлен (смотрите инструкцию и рекомендации по правильной транспортировке, слейте топливо), настает очередь установки.

Установка подвесного лодочного мотора требует определенных знаний, благодаря которым можно значительно увеличить КПД и экономичность эксплуатации. Несмотря на то что у каждого лодочного мотора есть инструкция по установки, данные советы могут оказаться полезными.

Меры безопасности при установке мотора

Лодочный мотор – тяжелый механизм. Маломощные аппараты весом до 20 кг несложно установить в одиночку. Тяжелые моторы весом 30 – 50 кг чтобы не сорвать спину лучше устанавливать на транец лодки совместно с помощником. Для перевозки мотора от машины до лодки используют специальную тележку для ПЛМ.

Все работы по установке, настройке и перемещению лодочного мотора проводят при заглушенном двигателе и отсоединенном шланге выносного бензобака.

Во время присоединения шлангов бензобака и запуска лодочного мотора запрещается курить или пользоваться открытым огнем рядом с лодкой.


• для моделей с выпуклым V-образным дном мотор смещают на 5 см;

Как вывести лодку ПВХ на глиссер?

Если вы решили выйти на глиссер в лодке ПВХ, сделать это будет не трудно. Для начала нужно немного отплыть от берега и удостовериться что перед вам нет никаких помех, затем нужно плавно выжать газ на полную. Через какое то время ваша лодка выйдет на глиссер и после этого момента нужно убавить газ на половину.

Читайте также:  Микро джиг рыбалка видео

Специалисты не пришли к общему мнению, что считать глиссированием для надувного судна, поэтому определения несколько рознятся. Если с судами с жестким корпусом проблем не возникает, потому что их ход легко просчитать теоретически и подтвердить практическим путем, тот же вопрос применимо к надувным судам не так однозначен, а то, как они поведут себя на ходу, не всегда можно предвидеть заранее. По одному из существующих заявлений обычные надувные лодки с жестким полом, оснащенные аирдеком, передвигаются в режиме, названном “условное глиссирование”.

Отгиб днища вниз у транца (установка клиновой наделки) для уменьшения дифферента катера на расчетном режиме


L — длина катера по скуле.

Нерегулируемая транцевая плита


В — ширина катера по скуле.

Эти меры дают двойной эффект: благодаря изменению продольного профиля днища повышается подъемная сила, а точка приложения силы поддержания L смещается в корму, что способствует уменьшению дифферента.

Следующий шаг вперед — регулируемые транцевые плиты. Регулировка их положения на стоянке позволяет подобрать оптимальный для предстоящих условий конкретного плавания угол отклонения плит от плоскости днища и, следовательно, обеспечить движение с оптимальным дифферентом во всем диапазоне скоростей.

Отсюда недалеко и до управляемых транцевых плит, угол отклонения которых может быть изменен на ходу. Две такие плиты по бортам с раздельным управлением дают, кроме того, и возможность при помощи изменения гидродинамических сил выравнивать крен катера на повороте, от несимметричной нагрузки, вращающего момента винта и т. п. Привод управляемых транцевых плит может быть механическим с ручным управлением, электромеханическим и электрогидравлическим.

Существуют и конструкции не просто управляемых, а автоматических транцевых плит, угол отклонения которых изменяется автоматически в зависимости от дифферента катера и скоростного напора. Эта обратная связь обеспечивает оптимальное управление дифферентом в расчетном диапазоне скоростей. Приводим схемы стартового устройства «Аква-Стабс» (США), а также параллелограммного механизма фирмы «Ден Оуден» (Голландия).

Разновидность управляемых транцевых плит — встроенные триммеры обеспечивают повышенную живучесть узла и минимум помех при маневрировании: в нерабочем положении плиты вписываются в поверхность кормовой части днища и лишь при отклонении выходят вниз. Аналогичное устройство имеет кормовой стабилизатор на известном реданном катере «Дайнаплейн». Плита, утопленная в днище, при помощи гидравлического привода выдвигается с заданным углом атаки. Катер этот показал исключительно высокие ходовые качества при удовлетворительной мореходности.

Правильная установка лодочного мотора

Многие пользователи своих “Быстроходных крейсеров” задавали себе вопрос: “Можно ли его разогнать еще быстрее?” Можно, но главное НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ! Большинство лодок имеют ограничения по максимальной мощности подвесного мотора. Посмотрите на лодке пластину “Характеристики”, где указана максимальная установочная мощность двигателя и, если у Вас возникли сомнения, то обратитесь к Вашему дилеру.

ВЫСОТА ТРАНЦА

Подвесной двигатель разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт может работать на границе воздух – водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя может привести к переворачиванию судна.

Стандартная установка двигателя предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта.

а – Антикавитационная пластина
b – Рекомендуемая высота транца (381 мм)
Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.

УГОЛ НАКЛОНА ДВИГАТЕЛЯ

Угол наклона двигателя может быть скорректирован изменением позиции штырька в струбцине навески двигателя. Перестановку штыря регулировки наклона двигателя следует производить только на выключенном двигателе.

Угол наклона двигателя – важный параметр для получения наилучшего показателя работы двигателя и движения судна. Угол должен быть скорректирован так, чтобы антикавитационная пластина двигателя была расположена параллельно водной поверхности при движении судна, когда двигатель работает на полных оборотах.

Разные типы моторов имеют различные диапазоны регулировки угла наклона двигателя. Диапазоны регулировки для некоторых моделей (в градусах):

  • Большинство импортных двигателей 5 – 15
  • “Ветерок – 8/12” 0 – 10
  • “Нептун – 23” 5 – 15
  • “Вихрь” 5 – 15
  • “Салют” 4 – 24

Из таблицы видно, что минимальный угол наклона транца для большинства лодочных моторов находится в пределах 5 – 15 градусов. Если Вы еще не купили (или собираетесь покупать) лодку, то обязательно поинтересуйтесь у продавца этой важной характеристикой.

Если угол наклона транца окажется меньше 5 градусов, то нормально Вы сможете эксплуатировать только “Ветерок”. С остальными двигателями лодка будет сильно задирать нос. Если угол наклона транца будет выше 15 градусов, то Ваш выбор ограничен маломощным “Салютом”. С другими двигателями лодка будет “зарываться” носом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗА

Правильное распределение груза внутри судна (людей и грузов) существенным образом влияет на возможности судна. К примеру:

Смещение веса к корме:

  • В общем увеличивает скорость судна
  • Излишнее смещение груза заставит судна прыгать “по-дельфиньи”
  • Нос судна начнет хлопать по мелкой волне
  • Судно начнет захлестывать волна

Смещение веса к носу (баку):

  • Сглаживает ход
  • Повышает остойчивость хода судна по волнам
  • Перегруз начнет уводить судно с курса влево или вправо

ВЫСОТА ТРАНЦА

Подвесной лодочный мотор разрабатывается так, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатацию в соответствии с паспортной высотой транца лодки. Если транец слишком высокий, то винт лодочного мотора может работать на границе воздух – водная поверхность, слишком близко к водной поверхности и захватывать воздух при движении, что существенно снизит его эксплуатационные характеристики. Если транец окажется ниже необходимого уровня, то создается чрезмерное сопротивление нижней части двигателя лодочного мотора потоку воды, да к тому же увеличивается плечо, выталкивающее нос лодки, что при большой мощности двигателя лодочного мотора может привести к переворачиванию судна. Стандартная установка лодочного мотора предполагает параллельное расположение антикавитационной плиты и днища судна, причем обычно антикавитационная плита должна быть расположена ниже днища на 30-50 мм. Уменьшение этого значения может немного повысить скорость лодки, но не забывайте при этом, что подсосы воздуха снижают эффективность работы винта лодочного мотора.

Установите двигатель по центру транца в соответствии с рекомендуемой высотой и закрепите винтами фиксатора. Убедитесь, что винты фиксатора закручены надежно и одинаково.

Если угол наклона транца окажется меньше 5 градусов, то нормально Вы сможете эксплуатировать только “Ветерок”. С остальными двигателями лодка будет сильно задирать нос. Если угол наклона транца будет выше 15 градусов, то Ваш выбор ограничен маломощным “Салютом”. С другими двигателями лодка будет “зарываться” носом.

Важность соблюдения правил установки подвесного лодочного мотора

Почему так важно правильно установить лодочный мотор? Это не чья-то прихоть, что двигатель должен быть очень тщательно прикреплен к плавательному средству – таков стандарт безопасности. Также есть и другие важные нюансы в установки лодочного мотора к плавательному средству:

  1. если вы не совсем верно присоединили свой лодочный мотор, в таком случае может произойти даже произвольное отсоединение подвесного агрегата, которое может понести за собой определенные аварийные ситуации. Ваше маломерное судно может потерять свое направление. То есть вы будете стараться выруливать в одну сторону, а лодка будет упрямо клониться в совершенно другом направлении;
  2. также неправильная установка мотора на транец плавательного средства может повлечь за собой работу этого двигателя не в полную свою силу. Чаще всего наблюдаются заниженные обороты вашего подвесного мотора;
  3. можно ожидать и такое последствие, как чрезмерный расход горючего или даже падение лодочного агрегата в воду. Помните, что когда вы находитесь еще только на стадии подбора для себя подвесного лодочного мотора, то важно обращать свое внимание на допустимый показатель мощности лодочного двигателя. Этот параметр всегда будет отражен в инструкции к подвесному агрегату, и ни в коем случае не стоит пренебрегать этими данными;

  1. очень многое зависит от того, какой именно лодочный мотор и какого бренда вы приобретаете. Но в целом приведенные данные касаются всех агрегатов для лодок. Кроме того, в комплект, который есть у каждого лодочного мотора, обычно входят еще и специальный крепеж, инструменты и инструкция по правильной эксплуатации вашего лодочного агрегата. Там обычно есть все правильные действия, которые стоит выполнять для установки подвесного двигателя;
  2. изготовители надувных лодок, как правило, наносят на транцы своих плавательных средств специальную разметку для крепления. На первый взгляд, кажется, что осталось лишь поставить лодочный мотор на свою лодку, но в реальности у лодочников случаются непредвиденные ситуации. Бывает, что совершенно одинаковые лодки, одного производителя, с одинаково установленными лодочными подвесниками по-разному ведут себя в воде. Все достаточно индивидуально, и порой мало следовать одной инструкции, надо знать больше реальных рекомендаций по правильной установке лодочного двигателя на резиновую лодку.


Исходя из того, что установка мотора – это в крайней степени важное и ответственное занятие, нужно изучать то, как именно нужно правильно устанавливать свой агрегат:

Добавить комментарий