Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?

Что такое глиссирование

Не отвечая за точность определения, скажу, что скольжение лодки по воде скачками, то отрываясь, то ударяясь об воду в заданном направлении, это и есть глиссирование. Напор воды удерживает судно на поверхности.

Более уверенно выходят на глиссер катера и лодки с жестким корпусом. Именно для них были проведены все расчеты и исследования.

Но и надувные ПВХ-шки хорошо скачут по воде при соблюдении баланса между характеристиками седока, лодки, мотора. Хотя научной базы для определения поведения этих транспортных средств в режиме глиссирования нет.

Надувные лодки ПВХ и судна с жёстким корпусом ведут себя по-разному выходя в режим глиссирования.
Различают три способа движения лодки с мотором:

  • Водоизмещение. Если скорость не более 10 км/час, то это точно не глиссер, даже если у вас корма опущена вниз. Просто при неверном распределении нагрузки лодка будет задней частью опускаться в воду, а нос будет задран. Такого положения можно избежать, правильно распределив нагрузку и отрегулировать установку мотора на транце.
  • Переходный режим. В этом режиме начинается проседание кормы, скорость судна около 16 км в час.
  • Глиссирование. Начинается со скоростью 18-20 км/ час и достигает наилучшего уровня при скорости с 25 — 28 км/час (в зависимости от всех параметров). Лодка, начинает свой полёт над водой, периодически от неё отталкиваясь. При этом она меняет угол наклона над водой, принимает почти горизонтальное положение. Только треть корпуса не соприкасается с водой, она скользит.

  • Водоизмещение. Если скорость не более 10 км/час, то это точно не глиссер, даже если у вас корма опущена вниз. Просто при неверном распределении нагрузки лодка будет задней частью опускаться в воду, а нос будет задран. Такого положения можно избежать, правильно распределив нагрузку и отрегулировать установку мотора на транце.
  • Переходный режим. В этом режиме начинается проседание кормы, скорость судна около 16 км в час.
  • Глиссирование. Начинается со скоростью 18-20 км/ час и достигает наилучшего уровня при скорости с 25 — 28 км/час (в зависимости от всех параметров). Лодка, начинает свой полёт над водой, периодически от неё отталкиваясь. При этом она меняет угол наклона над водой, принимает почти горизонтальное положение. Только треть корпуса не соприкасается с водой, она скользит.

Глиссирование

Что такое «выход на глиссер»? Эта статья рассказывает о различных режимах движения лодки. Водоизмещающий режим. Переходной режим. Глиссирование.

Существует три режима движения лодки:
1.Водоизмещающий режим. Режим движения лодки на скоростях до 15км/ч. В этом режиме лодка движется, не используя свои скоростные свойства, площадь смачиваемой поверхности максимальна. От неё поднимается высокая волна. Режим характерен для лодок с двигателем очень малой мощности.
2.Переходный режим. Лодка двигается с сильно поднятой носовой частью. Данный режим наблюдается при скоростях 16-18км/ч.
3.Режим глиссирования. Скорость движения от 20км/час и выше. Смачиваемая поверхность минимальна.
Режим глиссирования – наиболее экономичный режим движения лодки.

Рассмотрим его подробнее

Глиссер (фр. glisseur, от glisser — скользить) — лёгкое быстроходное судно. Глиссирование — это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает. Например. Доска виндсерфинга полностью выходит из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь. Это яркий пример перехода в глиссирующий режим. Камешек, запущенный по воде и прыгающий по поверхности также глиссирует.

Рассмотрим его подробнее

Скорость глиссирования

Скорость начала режима глиссирования зависит от множества факторов:

  • веса;
  • загруженности лодки;
  • мощности двигателя;
  • характеристик гребного винта;
  • места расположения груза на лодке;
  • конструкции днища, его формы;
  • плотности воды;
  • глубина расположения винта;
  • угол наклона мотора;
  • скорость течения.

Средний показатель скорости для выхода на глиссер поливинилхлоридных лодок-19-20 км/ч. Данные значения могут изменяться в большую и меньшую сторону, в зависимости от конкретных характеристик лодки.

  • веса;
  • загруженности лодки;
  • мощности двигателя;
  • характеристик гребного винта;
  • места расположения груза на лодке;
  • конструкции днища, его формы;
  • плотности воды;
  • глубина расположения винта;
  • угол наклона мотора;
  • скорость течения.

Глиссирование. Понятие «выход на глиссер»

С режимом глиссирования все сталкивались еще с детства, когда запускали камушки «блинчиками» по водной глади. Конечно, камушек должен быть плоским хотя бы с одной стороны, но лучше с двух.

Плоская поверхность, соприкасающаяся с поверхностью воды, – называется «малой килеватостью» и является необходимым условием для глиссирования. Перенося пример с камушком на лодку, становится очевидным, что чем площе днище лодки, тем ниже килеватость и меньше сопротивление, соответственно больший коэффициент глиссирующего режима.

Однако плавание на плоскодонке, даже если на воде совсем небольшое волнение, не самое приятное занятие, кроме того во время сильных ударных нагрузок может разрушиться корпус судна. Зато лодочному мотору для перехода на режим глиссирования нужна минимальная мощность. Соответственно, если вы плаваете на небольших водоемах со штилем, то плоскодонная лодки и маломощный, а значит, более дешевый мотор отлично справятся с поставленной задачей.

На водоемах даже с самой минимальной волной корпус судна уже должен иметь переменную килеватость. На практике это представляет собой глубокую V-образную форму носовой части, плавно переходящую в более плоскую к транцу. Такое строение корпуса позволяет снизить ударную нагрузку во время движения по волне и повысить мореходность судна.

Носовая часть корпуса оснащается «острыми скулами», которые во время движения отсекают волну. Кормовая часть днища не делается абсолютно плоской, чтобы исключить рыскливость судна и уменьшить радиус циркуляции, в противном случае резкий разворот может быть весьма опасен.

Примером глиссирования может быть движение доски виндсерфинга, которая при движении полностью выходит из воды, начиная скользить и стремительно ускоряться.

Разберем, чем отличаются два способа удержания на воде такие как, плавание и глиссирование. Для этого рассмотрим два примера перемещения по воде: в гребной лодки и на водных лыжах. В первом случае лодка держится благодаря архимедовой силе плавучести, во втором – благодаря гидродинамической силе поддержания. Плавучести самих лыж для удержания человека на воде не достаточно.

Режимы движения лодки

1. Водоизмещающий режим.

Скорость при таком режиме движения не превышает 15 км/ч и характерен для судов, оснащенных очень маломощными двигателями. Движение лодки происходит с минимальным использованием ее скоростных свойств, общая площадь поверхности, смачиваемая при этом, максимальная. Волна, поднимаемая при движении, высокая.

2. Переходный режим (скорость 16-18 км/ч). Носовая часть лодки при движении сильно поднята.

3. Режим глиссирования (скорость свыше 20 км/ч). Минимальная поверхность смачивания. Данный режим является наиболее экономичным. Легкое быстроходное судно называется глиссером.

Глиссер (фр. glisseur, от glisser – скользить) – легкое быстроходное судно.

Глиссирование – это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает.

Ярким примером перехода в глиссирующий режим служит то, как доска для виндсерфинга выходит полностью из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь.

Глиссер появился как решение проблемы, возникающей при достижении судном скорости, равной скорости распространения волны, в результате чего возникает горка, которую судно постоянно пытается преодолеть. Из-за этого увеличивается нагрузка на двигатель и с ростом скорости увеличивается расход топлива. Данное явление получило название волновой кризис. Максимального расхода топлива судно достигает непосредственно перед тем, как перейти на глиссирование. Недостаточная мощность и/или не соответствующая форма корпуса являются причиной невыхода на режим глиссирования.

С точки зрения физики во время глиссирования сила поддержания возникает благодаря динамической реакции воды, которая воздействует на поверхность судна, с ней соприкасающегося. При этом гидростатические силы значения фактически не имеют. Для выхода на режим глиссирования требуется немного больше усилий, чем на его поддержание, поэтому лодку с подвесным мотором надо сначала разогнать, чтобы добиться глиссирующего режима, а потом газ можно уменьшить в два раза, при этом скорость останется прежней и сохранится режим глиссирования. Повышения мореходности глиссирующих судов и снижения перегрузки во время волнения можно с помощью килеватости днища. На этом принципе основаны килевые моторные лодки.

При изучении глиссирования нельзя не вспомнить про такое явление, как брызговое сопротивление (или волновое сопротивление). Во время движения нос судна (форштевень) разрезает воду, в результате образуя носовую волну. Потоки воды, обтекая борта, сталкиваются за кормой, создавая кормовую волну. А струи, обтекающие днище судна, создают поперечную волну, в результате чего поднимается вода за кормой. Волны разбегаются в стороны, судно стремится уйти от них, в результате волны отстают, но не на много. Когда судно увеличивает скорость, скорость волн синхронно возрастает, при этом волна становится длиннее и выше, при этом судно свою длину и высоту менять не может.

От чего зависит глиссирующая способность моторных судов.

1. Соотношение мощности двигателя к весу водного транспортного средства.

2. Форма корпуса, имеющая достаточную гидродинамическую силу поддержания.

3. Небольшой вес судна.

Надувные лодки, производимые нашей компанией, за счет повышенной килеватости позволяют выйти на глиссер и с маломощным мотором.

3. Режим глиссирования (скорость свыше 20 км/ч). Минимальная поверхность смачивания. Данный режим является наиболее экономичным. Легкое быстроходное судно называется глиссером.

Как выйти на глиссирование

В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.


Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.

Причина по которой лодка не выходит на глиссер

Если ваша лодка не выходит на глиссер, у этого может быть несколько причин:

  1. Низкая мощность двигателя. Традиционно считается что должна быть 1 лошадиная сила, на 25 килограммов веса самой лодки.
  2. Угол наклона двигателя выбран не правильно. Нужно придерживаться значения в 5-15 градусов, причем регулировать угол нужно только с выключенным двигателем. Если использовать другой градус наклона, это может стать причиной, которая не дает лодке выйти на глиссер.
  3. Транец размещен слишком высоко. Это может привести к тому что гребной винт будет частично захватывать воздух, тогда выйти на глиссер будет невозможно. Однако и слишком глубоко размещать гребной винт тоже нельзя, если двигатель слишком мощный, лодка может перевернуться.
  4. Неравномерное распределение веса в лодке. Часто именно это мешает рыбакам выйти на глиссер. Нельзя допускать перегруз на корме и бортах.

Опираясь на результаты проведенных экспериментов, мы можем заявлять, что надувная лодка общим весом 187 кг (вес лодки, мотора, топлива и водителя) уверенно начала скользить при скорости 25 км/ч. В ходе другого замера установлено, что плоскодонная лодка общим весом 158 кг перешла на глиссирование на скорости 26, 8 км/ч.

Читайте также:  Озерная щука и рыбалка в Швеции

Сообщества › Охота и Рыбалка › Блог › Выход на режим глиссирования.

В наличии лодка ПВХ Посейдон Викинг 340 и мотор Ниссан Марине 5 л.с. Посоветуйте оптимальный вариант для облегчения выхода на глиссер — установку “крыльев” или замена винта на винт 7,8*7.

полностью согласен сТ3Art я это прделал помогло.

Варианты движения надувных лодок

Судна ПВХ, как и другие плавсредства могут перемещаться по поверхности воды в трех режимах, а именно:

  • водоизмещающий – сохраняется при ходе на веслах, приостановке средства или движения на небольших скоростях (менее 15 км/ч.);
  • пограничный – развивается на скорости 17 – 18 км/ч, при этом передняя часть лодки значительно приподнимается вверх, а корма лодки заметно проседает;
  • глиссирование – обычно, данный режим формируется на скорости от 20 км/ч, судно занимает горизонтально положение, при этом смоченная поверхность днища не достигает одной трети от общей длины плавсредства.

Для глиссирования характерно уменьшение мощности, при этом скорость движения будет находиться на максимальном уровне. Данная особенность связана с тем, что сила, необходимая для перехода на глиссир значительно превышает силу, которая требуется для его сохранения.

Для глиссирования характерно уменьшение мощности, при этом скорость движения будет находиться на максимальном уровне. Данная особенность связана с тем, что сила, необходимая для перехода на глиссир значительно превышает силу, которая требуется для его сохранения.

ГЛИССИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ «ВЫХОД НА ГЛИССЕР»

С режимом глиссирования все сталкивались еще с детства, когда запускали камушки «блинчиками» по водной глади. Конечно, камушек должен быть плоским хотя бы с одной стороны, но лучше с двух.
Плоская поверхность, соприкасающаяся с поверхностью воды, – называется «малой килеватостью» и является необходимым условием для глиссирования. Перенося пример с камушком на лодку, становится очевидным, что чем площе днище лодки, тем ниже килеватость и меньше сопротивление, соответственно больший коэффициент глиссирующего режима.
Однако плавание на плоскодонке, даже если на воде совсем небольшое волнение, не самое приятное занятие, кроме того во время сильных ударных нагрузок может разрушиться корпус судна. Зато лодочному мотору для перехода на режим глиссирования нужна минимальная мощность. Соответственно, если вы плаваете на небольших водоемах со штилем, то плоскодонная лодки и маломощный, а значит, более дешевый мотор отлично справятся с поставленной задачей.
На водоемах даже с самой минимальной волной корпус судна уже должен иметь переменную килеватость. На практике это представляет собой глубокую V-образную форму носовой части, плавно переходящую в более плоскую к транцу. Такое строение корпуса позволяет снизить ударную нагрузку во время движения по волне и повысить мореходность судна.
Носовая часть корпуса оснащается «острыми скулами», которые во время движения отсекают волну. Кормовая часть днища не делается абсолютно плоской, чтобы исключить рыскливость судна и уменьшить радиус циркуляции, в противном случае резкий разворот может быть весьма опасен.
Примером глиссирования может быть движение доски виндсерфинга, которая при движении полностью выходит из воды, начиная скользить и стремительно ускоряться.
Разберем, чем отличаются два способа удержания на воде такие как, плавание и глиссирование. Для этого рассмотрим два примера перемещения по воде: в гребной лодки и на водных лыжах. В первом случае лодка держится благодаря архимедовой силе плавучести, во втором – благодаря гидродинамической силе поддержания. Плавучести самих лыж для удержания человека на воде не достаточно.
Режимы движения лодки
1. Водоизмещающий режим.
Скорость при таком режиме движения не превышает 15 км/ч и характерен для судов, оснащенных очень маломощными двигателями. Движение лодки происходит с минимальным использованием ее скоростных свойств, общая площадь поверхности, смачиваемая при этом, максимальная. Волна, поднимаемая при движении, высокая.
2. Переходный режим (скорость 16-18 км/ч). Носовая часть лодки при движении сильно поднята.
3. Режим глиссирования (скорость свыше 20 км/ч). Минимальная поверхность смачивания. Данный режим является наиболее экономичным. Легкое быстроходное судно называется глиссером.
Глиссер (фр. glisseur, от glisser – скользить) – легкое быстроходное судно.
Глиссирование – это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает.
Ярким примером перехода в глиссирующий режим служит то, как доска для виндсерфинга выходит полностью из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь.
Глиссер появился как решение проблемы, возникающей при достижении судном скорости, равной скорости распространения волны, в результате чего возникает горка, которую судно постоянно пытается преодолеть. Из-за этого увеличивается нагрузка на двигатель и с ростом скорости увеличивается расход топлива. Данное явление получило название волновой кризис. Максимального расхода топлива судно достигает непосредственно перед тем, как перейти на глиссирование. Недостаточная мощность и/или не соответствующая форма корпуса являются причиной невыхода на режим глиссирования.
С точки зрения физики во время глиссирования сила поддержания возникает благодаря динамической реакции воды, которая воздействует на поверхность судна, с ней соприкасающегося. При этом гидростатические силы значения фактически не имеют. Для выхода на режим глиссирования требуется немного больше усилий, чем на его поддержание, поэтому лодку с подвесным мотором надо сначала разогнать, чтобы добиться глиссирующего режима, а потом газ можно уменьшить в два раза, при этом скорость останется прежней и сохранится режим глиссирования. Повышения мореходности глиссирующих судов и снижения перегрузки во время волнения можно с помощью килеватости днища. На этом принципе основаны килевые моторные лодки.
При изучении глиссирования нельзя не вспомнить про такое явление, как брызговое сопротивление (или волновое сопротивление). Во время движения нос судна (форштевень) разрезает воду, в результате образуя носовую волну. Потоки воды, обтекая борта, сталкиваются за кормой, создавая кормовую волну. А струи, обтекающие днище судна, создают поперечную волну, в результате чего поднимается вода за кормой. Волны разбегаются в стороны, судно стремится уйти от них, в результате волны отстают, но не на много. Когда судно увеличивает скорость, скорость волн синхронно возрастает, при этом волна становится длиннее и выше, при этом судно свою длину и высоту менять не может.
От чего зависит глиссирующая способность моторных судов.
1. Соотношение мощности двигателя к весу водного транспортного средства.
2. Форма корпуса, имеющая достаточную гидродинамическую силу поддержания.
3. Небольшой вес судна.
Надувные лодки, производимые нашей компанией, за счет повышенной килеватости позволяют выйти на глиссер и с маломощным мотором.

С режимом глиссирования все сталкивались еще с детства, когда запускали камушки «блинчиками» по водной глади. Конечно, камушек должен быть плоским хотя бы с одной стороны, но лучше с двух.
Плоская поверхность, соприкасающаяся с поверхностью воды, – называется «малой килеватостью» и является необходимым условием для глиссирования. Перенося пример с камушком на лодку, становится очевидным, что чем площе днище лодки, тем ниже килеватость и меньше сопротивление, соответственно больший коэффициент глиссирующего режима.
Однако плавание на плоскодонке, даже если на воде совсем небольшое волнение, не самое приятное занятие, кроме того во время сильных ударных нагрузок может разрушиться корпус судна. Зато лодочному мотору для перехода на режим глиссирования нужна минимальная мощность. Соответственно, если вы плаваете на небольших водоемах со штилем, то плоскодонная лодки и маломощный, а значит, более дешевый мотор отлично справятся с поставленной задачей.
На водоемах даже с самой минимальной волной корпус судна уже должен иметь переменную килеватость. На практике это представляет собой глубокую V-образную форму носовой части, плавно переходящую в более плоскую к транцу. Такое строение корпуса позволяет снизить ударную нагрузку во время движения по волне и повысить мореходность судна.
Носовая часть корпуса оснащается «острыми скулами», которые во время движения отсекают волну. Кормовая часть днища не делается абсолютно плоской, чтобы исключить рыскливость судна и уменьшить радиус циркуляции, в противном случае резкий разворот может быть весьма опасен.
Примером глиссирования может быть движение доски виндсерфинга, которая при движении полностью выходит из воды, начиная скользить и стремительно ускоряться.
Разберем, чем отличаются два способа удержания на воде такие как, плавание и глиссирование. Для этого рассмотрим два примера перемещения по воде: в гребной лодки и на водных лыжах. В первом случае лодка держится благодаря архимедовой силе плавучести, во втором – благодаря гидродинамической силе поддержания. Плавучести самих лыж для удержания человека на воде не достаточно.
Режимы движения лодки
1. Водоизмещающий режим.
Скорость при таком режиме движения не превышает 15 км/ч и характерен для судов, оснащенных очень маломощными двигателями. Движение лодки происходит с минимальным использованием ее скоростных свойств, общая площадь поверхности, смачиваемая при этом, максимальная. Волна, поднимаемая при движении, высокая.
2. Переходный режим (скорость 16-18 км/ч). Носовая часть лодки при движении сильно поднята.
3. Режим глиссирования (скорость свыше 20 км/ч). Минимальная поверхность смачивания. Данный режим является наиболее экономичным. Легкое быстроходное судно называется глиссером.
Глиссер (фр. glisseur, от glisser – скользить) – легкое быстроходное судно.
Глиссирование – это движение по воде, при котором предмет удерживается на поверхности только за счет скоростного напора воды, то есть он скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению. Скорость резко возрастает.
Ярким примером перехода в глиссирующий режим служит то, как доска для виндсерфинга выходит полностью из воды, перестает раздвигать ее корпусом и начинает скользить, стремительно ускоряясь.
Глиссер появился как решение проблемы, возникающей при достижении судном скорости, равной скорости распространения волны, в результате чего возникает горка, которую судно постоянно пытается преодолеть. Из-за этого увеличивается нагрузка на двигатель и с ростом скорости увеличивается расход топлива. Данное явление получило название волновой кризис. Максимального расхода топлива судно достигает непосредственно перед тем, как перейти на глиссирование. Недостаточная мощность и/или не соответствующая форма корпуса являются причиной невыхода на режим глиссирования.
С точки зрения физики во время глиссирования сила поддержания возникает благодаря динамической реакции воды, которая воздействует на поверхность судна, с ней соприкасающегося. При этом гидростатические силы значения фактически не имеют. Для выхода на режим глиссирования требуется немного больше усилий, чем на его поддержание, поэтому лодку с подвесным мотором надо сначала разогнать, чтобы добиться глиссирующего режима, а потом газ можно уменьшить в два раза, при этом скорость останется прежней и сохранится режим глиссирования. Повышения мореходности глиссирующих судов и снижения перегрузки во время волнения можно с помощью килеватости днища. На этом принципе основаны килевые моторные лодки.
При изучении глиссирования нельзя не вспомнить про такое явление, как брызговое сопротивление (или волновое сопротивление). Во время движения нос судна (форштевень) разрезает воду, в результате образуя носовую волну. Потоки воды, обтекая борта, сталкиваются за кормой, создавая кормовую волну. А струи, обтекающие днище судна, создают поперечную волну, в результате чего поднимается вода за кормой. Волны разбегаются в стороны, судно стремится уйти от них, в результате волны отстают, но не на много. Когда судно увеличивает скорость, скорость волн синхронно возрастает, при этом волна становится длиннее и выше, при этом судно свою длину и высоту менять не может.
От чего зависит глиссирующая способность моторных судов.
1. Соотношение мощности двигателя к весу водного транспортного средства.
2. Форма корпуса, имеющая достаточную гидродинамическую силу поддержания.
3. Небольшой вес судна.
Надувные лодки, производимые нашей компанией, за счет повышенной килеватости позволяют выйти на глиссер и с маломощным мотором.

Читайте также:  Катушки для морской рыбалки - электрическая, мультипликаторная и безынерционная: модели, цена и отзывы

Глиссирование. Понятие “выход на глиссер”

Повысить мореходность глиссирующих судов и снизить перегрузки на волнении возможно путем придания днищу килеватости. По такому принципу созданы килевые моторные лодки.

Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?

Ну и, наконец, третий режим. Тут стоит обмолвиться, что до сих пор нет четкого понимания, что именно должно считаться режимом глиссирования. Как мы уже говорили ранее, данный режим для надувных лодок на теоретическом уровне практически не изучался. В связи с этим, далеко не все его особенности известны. Кто-то, например, считает, что для надувных лодок данный режим можно назвать только условным глиссированием. При этом, если речь идёт о некоторых надувных катамаранах с мотором и нескольких иных видах надувных судов, то тут принято считать, что они обладают всеми необходимыми признаками глиссирующих лодок. Несмотря на всё это, нельзя забывать и о том, что есть большое количество различных факторов, которые так или иначе влияют на этот самый режим глиссирования. Двумя основным факторами является тип днища, установленного в лодке, а также мощность мотора.

Что такое глиссирование: необходимые условия, режимы, как улучшить выход на глиссер?

Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в основном носят не теоретический, а скорее экспериментальный характер.

Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как глиссирование надувных лодок рассматривается с тех же позиций, что и глиссирование судов с жестким корпусом, что в результате дает либо просто ошибочную и искаженную информацию, либо откровенную ересь. Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, для начала нужно определить самое главное, а именно — что такое глиссирование.

В учебниках по гидродинамике можно встретить вот такое определение этого понятия:

Глиссирование — это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости.

Если перевести эту формулировку на простой и понятный язык, то получится примерно следующее:

Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счет встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади.

Но это определение опять же будет верным для судов с жестким корпусом, а не для надувных лодок. Для которых самым точным определением будет такое:

Глиссирование — это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.

Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:

Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на веслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/ч.

Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17-18 км/ч. При этом корма может сильно проседать вниз, настолько, что транец лодки с установленным на нем двигателем может оказаться на уровне воды, а нос — высоко задраться вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.

Существует несколько разных мнений о том, что можно считать глиссирующим режимом для надувных лодок. В отличие от хорошо изученного глиссирования судов с жестким корпусом, поведение надувных моторных лодок при выходе в этот режим изучено еще недостаточно хорошо, и многие аспекты его еще до конца не раскрыты. Есть мнение, что классические надувные моторные лодки с жестким полом, оборудованные аирдеком или надувным дном низкого давления (НДНД), относятся к судам, для которых этот режим можно назвать условным глиссированием.

В то же время некоторые надувные моторные катамараны и несколько других видов относительно редко встречающихся надувных концепт-ботов обладают всеми признаками глиссирующих судов в классическом понимании этого термина. Так или иначе, в отношении надувных лодок есть множество факторов, влияющих на выход и поддержание этого режима. Прежде всего необходимо принимать во внимание тип днища надувной лодки и мощность установленного на нее двигателя. В дальнейшем для упрощения понимания материала режим условного глиссирования надувных классических лодок мы будем называть просто «глиссированием».

При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки. Лодка принимает горизонтальное положение, но смоченная поверхность днища не превышает 2/3 от ее длины, и со стороны кажется, что она как будто скользит по воде. Обороты двигателя при этом увеличиваются. По достижении лодкой этого режима обороты двигателя можно сбросить с полных до 2/3, и лодка все равно сохранит высокую скорость и останется в глиссирующем режиме. Это связано с тем, что усилие, необходимое для выхода на этот режим, намного превышает усилие, необходимое для его поддержания. Средняя скорость перехода надувных лодок в глиссирующий режим составляет 20 км/ч.

Ряд специалистов утверждают, что настоящий режим глиссирования на надувных лодках достигается только на скорости 28 км/ч и больше, мотивируя это тем, что только начиная с этой скорости лодка не выходит из данного режима и не теряет скорости даже при движении по неспокойной воде. Однако это утверждение можно считать достаточно спорным, так как даже на меньшей скорости в зависимости от модели, типа днища, мощности установленного ПЛМ, загрузки и множества других факторов надувные лодки разного типа могут выполнять уверенный выход из переходного режима движения и двигаются в режиме, обладающем всеми признаками глиссирования. Пусть даже и на меньшей скорости.

Особенности надувных лодок

Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жестким корпусом при выводе в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это с помощью переноса и крепления бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая ее к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 м включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.

Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.

В водно-моторной среде хорошо известен постулат: чтобы вывести судно на режим глиссирования, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса. То есть выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причем в этот расчет берется все: вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика, эта схема расчета абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.

Так, наши собственные тесты показали следующие результаты.

Комплект: килевая лодка (вес по паспорту 48 кг) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг) + топливо (4 кг) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг — показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/ч. Хотя, следуя вышеприведенным расчетам, для судов с жестким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7,48 до 9,35 л.с.

Или вот другой пример: плоскодонная лодка (23 кг) + ПЛМ Mercury 5 М (20 кг) + водитель (115 кг). Итого общий вес 158 кг. Результат — выход на глиссирование и максимальная скорость 26,8 км/ч. Хотя, опять-таки следуя расчетам, мощность двигателя для этого комплекта должна находиться в диапазоне от 6,32 до 7,9 л.с.

Экспериментальным путем был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ:

— при длине лодки от 300 до 330 см для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 4-6 л.с. Каждый следующий человек +3 л.с. Пример: для выхода в режим глиссирования на надувной лодке длиной 3,2 м и загрузкой два человека будет необходим двигатель мощностью не меньше 8 л.с. Для выхода на глиссер на лодке длиной 3,3 м и загрузкой 3 человека необходим двигатель мощностью не меньше 10 л.с.;

— при длине лодки от 340 до 360 см для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек +5 л.с. Пример: для лодки длиной 3,5 м с загрузкой 2 человека — минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с., для 3 человек на борту — 15 л.с.;

— при длине лодки от 380 до 400 см — 10 л.с. для одного человека и +5 л.с. на каждого следующего пассажира.

При длине надувной лодки свыше 400 см рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигателя мощностью от 25 л.с.

Павел Прудников,

«Лодки-Питер»

Как уже было справедливо сказано, все формулы и расчеты по теме глиссирования, приводимые в периодической печати, касались именно жестких корпусов. По мнению известных инженеров-проектировщиков, в последние 40 лет ничего нового в обводах этих судов не появилось и, тем более, революционных проектов предложено не было. Надувные же корпуса до конца не изучены, и любые привязки к терминам очень условны.

В статье специалиста «Лодки-Питер» Павла Прудникова названы три режима движения надувных лодок и, более того, приведены конкретные цифры, при которых они наступают. Однако эти показатели привязаны исключительно к определенным лодке, мотору, винту, загрузке. Несмотря на то, что крой делается по лекалам, лодки на выходе со стапелей имеют индивидуальный характер. Винт подбирается исключительно под определенную нагрузку. Распределение груза в кокпите сильно влияет на результат. Таким образом, получая данные замеров, мы видим не более чем один из вариантов, а это субъективное мнение.

Читайте также:  Обзор алюминиевой моторной лодки «Buster S»: особенности и преимущества

На полученные результаты влияют и условия движения корпуса по отношению к ветру и волне. Максимальная скорость лодки уходит на второй план, а на первый выступают ее мореходные качества, способность судна комфортно перемещаться в условиях волнения и поддерживать постоянную скорость. Именно поэтому более чем за 15 лет тестовых замеров было выведено, что полноценное глиссирование надувных корпусов длиной более 3,6 м начинается на скорости 28 км/ч, при оптимально подобранном винте и равномерно распределенной загрузке. Эта цифра тоже должна восприниматься как субъективное мнение, дабы избежать споров. Но есть некая собранная статистика, которая может быть использована для усреднения расчетов и для привязки к имеющимся в простом суждении водномоторников терминам.

— при длине лодки от 340 до 360 см для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек +5 л.с. Пример: для лодки длиной 3,5 м с загрузкой 2 человека — минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с., для 3 человек на борту — 15 л.с.;

Переходный режим

С ростом скорости судна длина и амплитуда носовой поперечной волны продолжает увеличиваться. Появляется дифферент на корму. Энергия мотора расходуется на заталкивание судна на передний гребень волны.

Переходный режим – режим движения в котором создается большая поперечная волна, присутствует дифферент на корму называется переходным, а силы набегающего потока воды не хватает, чтобы вытолкнуть судно из воды. При этом не все суда могут выйти из переходного режима, зависит от обводов судна.

Становится понятно, что преодоление носовой поперечной волны требует больших затрат энергии мотора, поэтому переходный режим является наименее оптимальным с точки зрения расхода топлива. Расход растет, а скорость увеличивается незначительно.


В круглых баллонах обычных катамаранов набегающий поток не выталкивает катамаран вверх, он просто обтекает баллоны. Для того, чтобы вытолкнуть судно необходимо отразить поток воды в одном направлении вниз, для этого нужна плоская опора. Чтобы сделать баллон плоским, мы наклеиваем дополнительные маленькие баллоны снизу основного. Эти баллоны называются скегами.

Глиссирование надувных моторных лодок

Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в большинстве своём носят не теоретический, а скорее экспериментальный характер. Так же в специализированной прессе и интернет – обсуждениях очень часто можно видеть, как вопрос о глиссировании надувных лодок рассматривается через призму судов с жёстким корпусом, что в результате даёт либо просто ошибочную и искажённую информацию, либо откровенную ересь. Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, для начала нужно определить самое главное, а именно – что такое «глиссирование».

В учебниках по гидродинамике можно встретить вот такое определение этого понятия:

– «Глиссирование, это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости».

Если попытаться перевести это определение на простой и понятный язык, то получится примерно следующее:

Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счёт встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади. Но это определение опять будет верным для судов с жёстким корпусом, а не для надувных лодок. Для которых самым точным определением будет следующее:

Глиссирование – это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.

Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:

Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на вёслах, а так же при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/час.

Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17- 18 км/час. При этом корма лодки может сильно проседать вниз на столько, что транец лодки с установленным на нём двигателем может оказаться на уровне воды, а нос – высоко задирается вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.

Глиссирующий режим

При выходе на глиссирование происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки. Лодка принимает горизонтальное положение, но смоченная поверхность днища не превышает 2/3 от её длины и со стороны кажется, что она как будто скользит по воде. Обороты двигателя при этом увеличиваются. По достижению лодкой этого режима обороты двигателя можно сбросить с полных до 2/3 и лодка всё равно сохранит высокую скорость и останется в глиссирующем режиме. Это связано с тем, что усилие, необходимое для выхода на глиссирование, намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Средняя скорость перехода надувных лодок в глиссирующий режим составляет 20 км/час.

Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жёстким корпусом при выводе их в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это путем переноса и креплением бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая её к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 метров включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.

Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то в отличие от хорошо изученных судов с жёстким корпусом здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.

Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что – «Для того, чтобы вывести судно на режим глиссирования, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».

Говоря простым языком, выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг. его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причём в этот расчёт берётся всё – вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика – эта схема расчёта абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.

Так, наши собственные тесты показали следующие результаты:

Комплект: килевая лодка «Ривьера 3400 КОМПАКТ» (вес по-паспорту 48 кг.) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг.) + топливо (4 кг.) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг. – показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/час. Хотя следуя вышеприведённым расчетам для судов с жёстким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7.48 до 9.35 л.с.

Или вот другой пример: плоскодонная лодка АКВА 2800 ( 23 кг.) + /catalog/motors/lodochnyj-motor-mercury/2-taktnyje-motory-mercury/mercury_outboard_motor_5_m/ (20 кг.) + водитель (115 кг.). Итого общий вес 158 кг. Результат – выход на глиссирование и максимальная скорость 26.8 км/час. Хотя опять-таки следуя расчётам, мощность двигателя для этого комплекта должна находится в диапазоне от 6.32 до 7.9 л.с.

Экспериментальным путём был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ:

Длина лодки от 300 до 330 см. для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 4 – 6 л.с. Каждый следующий человек + 3 л.с. Пример: для выхода в режим глиссирования на надувной лодке длиной 3.2 метра и загрузкой два человека будет необходим двигатель мощностью не меньше 8 л.с. Для выхода на глиссер на лодке длиной 330 см. и загрузкой 3 человека необходим двигатель мощностью не меньше 10 л.с.

Длина лодки от 340 до 360 см. Для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек + 5 л.с. Пример: для лодки длиной 350 см. с загрузкой 2 человека – минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с. для 3-х человек на борту – 15 л.с.

Длина лодки от 380 до 400 см. – 10 л.с. для одного человека и + 5 л.с. на каждого следующего пассажира.

При длине надувной лодки свыше 400 см. рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигатели мощностью от 25 л.с.

Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что – «Для того, чтобы вывести судно на режим глиссирования, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».

Идеальные параметры корпуса надувной лодки из ПВХ для глиссирования

Для того, чтобы надувная лодка или твердокорпусная модель могла выйти на глиссер, она должна обладать определенными параметрами. А именно:

  • чем ближе центр тяжести к носу надувной лодки, тем быстрее можно будет выйти на режим глиссирования;
  • надувная лодка должна быть килевой;
  • корпус, для того чтобы свободно и быстро можно было выйти на глиссер, должен максимально обтекаемым;
  • вес маломерного судна должен быть как можно меньше;
  • конструкция должна быть прочной, а выступающих деталей должно быть минимальное количество.

Сегодня практически все надувные моторные лодки из ПВХ способны перейти эту черту. Если же у вас все никак не получается выйти на глиссер, можете попробовать снизить загруженность лодки, изменить угол наклона мотора, сместить центр тяжести вперед. Для последнего вы можете купить специальную ручку, с помощью которой легко управлять мотором, находясь по центру или даже в носовой части лодки. Кстати, такая ручка стоит совсем немного, порядка 200 грн или даже меньше.

Для того, чтобы выдать нужную скорость, вашему подвесному мотору нужно для начала хорошенько прогреться. Особенно, если мы с вами говорим о холодной погоде. Иногда для этого нужно не менее 15 минут работы на высоких оборотах. И только после этого можно постепенно повышать скорость до необходимых параметров. Вообще, со временем вы почувствуете то, как выйти на глиссер на вашей лодке с подвесным мотором. Это будет ощущаться буквально на интуиции.

Добавить комментарий