Классификация маломерных судов

Классификация маломерных судов

Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62

Общая информация

Классификация маломерных судов. Определения

Под термином “маломерное судно” понимаются суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России).

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким судам отнесены:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а .также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью более 100 килограммов, байдарок – более 150 килограммов и надувных безмоторных судов – более 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

При этом установлено, что осуществляя свои полномочия в отношении указанных судов ГИМС России не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера­ ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными судами – менее 225 кг.

В Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах, утвержденных во исполнение Водного Кодекса Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, даны следующие понятия военных и спортивных судов:

Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.

Под спортивными судами понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые исключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках)”.

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

По назначению:

прогулочные – суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т.д.);

производственные (коммерческие) – суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) – суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

глиссирующие – быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке – суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

Имеется еще ряд признаков, по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных.

Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию классификация осуществляется по двум признакам:

по типу (в зависимости от двигательной установки)

и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.

Типы маломерных судов:

катер моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя;

моторная лодка судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусное – судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стацио­ нарным двигателем или подвесным мотором);

несамоходное – судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл – бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой;

гребное судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускуль­ ной силы.

Районы плавания :

морской бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства);

внутренние – бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

несудоходные внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.

Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62

По типу движения

Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:

  • водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
  • глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
  • плоскодонное судно;
  • суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
  • конструкции с воздушной подушкой;
  • комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.

Глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям

Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:

Общее устройство маломерного моторного судна

Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:

С увеличением угла атаки α подъемная сила сначала возрастает и при некотором значении, называемом критическим углом атаки αкр, достигает максимального значения. При дальнейшем увеличении α подъемная сила уменьшается, что связано с отрывом потока от верхней поверхности крыла. Сила лобового сопротивления с увеличением угла атаки непрерывно растет.

Классы маломерного судна

Во «Временных правилах классификации и технических требований к прогулочным судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС)» к области непосредственной ответственности ГИМС отнесены суда 5 классов:

Судно 1 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,8 метра и с удалением от места убежища до 12 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 25 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 1, 2 и 3 разрядов при высоте волны до 1 метра, с удалением от берега до 2 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 5 км (в бассейнах 2 и 3 разрядов); в бассейнах 4-5 разрядов — без ограничений.

Судно 2 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,5 метров и с удалением от места убежища до 6 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 12 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 2 и 3 разрядов при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 2 км; в бассейнах 4 разряда при высоте волны до 0,6 метра с удалением от берега до 6 км, в бассейнах 5 разряда — без ограничений.

Судно 3 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 2 разряда при высоте волны до 1 метра с удалением от места убежища до 5 км; в бассейнах 3 разряда — при высоте волны до 1,2 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 4 и 5 разрядов — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 6 км; в бассейнах 5 разряда — без ограничений.

Судно 4 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от места убежища до 6 км; в бассейнах 4 разряда — при высоте волны до 0,6 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 5 разряда — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 4 разряда — при высоте волны до 0,25 метра с удалением от берега до 2 км.

Судно 5 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов — в бассейнах 5 разряда — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 5 разряда — при высоте волны до 0,2 метра с удалением от берега до 0,5 км.

С июня 1998 года в Европе действует Директива ЕС по прогулочным судам (ERCD — European Recreational Craft Directive), которая обязывает катеростроителей (и импортеров лодок из-за пределов ЕС) относить свою продукцию к одной из четырех категорий: А (океан), В (открытое море), С (морская прибрежная зона), D (защищенные акватории). Для судов прибрежного и внутреннего плавания достаточны категории С и D. Если ознакомиться со статистикой последних лет, можно видеть, что к категории «А» относятся суда длиной не менее 12 м (естественно, далеко не все, а только те, которые отвечают требованиям по остойчивости и прочности). В категории «В» очень редко можно встретить лодки длиной меньше 8 м; им, как правило, присваивают категории «С» и «D».

Сопоставление требований ГИМС с Директивой ЕС выявляет, что после приведения нормативов ГИМС по высоте волны к соизмеримым «значительным» волнам эти нормативы получают область распространения не выше категории С. (Под «значительными» волнами следует понимать волны с высотой, равной средней высоте 1/3 наибольших волн; именно эта высота фиксируется при непосредственном наблюдении).

Российский Речной Регистр (далее – РРР) в нормативном документе «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов», введенном в действие в 2006 г., установил параметры соответствия предписаний РРР и Директивы Европейского Совета 94/25/ЕС. Они сводятся, в основном, к следующему (см. таблицу 1.1 ).

Категории по Директиве Европейского Совета 94/25/ЕС

Классы судов согласно предписаниям РРР

М-СП (морской, смешанного плавания), М (морской)

  • для палубных судов — в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от места убежища до 6 км; в бассейнах 4 разряда — при высоте волны до 0,6 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 5 разряда — без ограничений;
  • для беспалубных судов — в бассейнах 4 разряда — при высоте волны до 0,25 метра с удалением от берега до 2 км.

Требования предъявляемые к маломерным судам в зависимости от назначения

  • Спортивные (гоночные) суда.
    Основным качеством спортивного судна является высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок. Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.
  • Прогулочные суда.
    Используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок — от двух до шести человек; для их размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии — хардтоп) либо небольшая рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100—120 км пути.
  • Туристские суда.
    Предназначены для совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости, мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания. К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.
  • Лодки для любительской рыбной ловли и охоты.
    К таким лодкам может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители больших городов выезжают на рыбалку за 50—100 км от городской черты. В последнем случае важно, чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами — тогда путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при ухудшении погоды.
    Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта — от рейсового автобуса до легкового автомобиля — для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро. И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения — будь то весла, подвесной электромотор и т.п.
  • Плавучие дачи, дома.
    Это отдельный тип судов приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост человека, оборудуются открытой площадкой — солярием, и обладают малой осадкой.
  • Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота. Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений, ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.
  • Гребные прогулочные лодки нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

По способу передвижения

Самоходные — это суда приводимые в движение механическими установками.

Несамоходные — всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).

По назначению

Транспортные суда — катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

* Пассажирскими судами по Регистру называются суда для перевозки 12 и более пассажиров.

Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. От всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%- Они служат главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и хозяйственных нужд населения.

Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.

Основными судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для прогулок (прогулочные суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских походов и т.д.

По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, — минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Внутренние судоходные пути — реки, озера, водохранилища — разделяются Речным Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л. Соответственно подразделяются по этим же классам (М, О, Р, Л) суда, поднадзорные Речному Регистру.

Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3 м и длиной 40 м. Условия — приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

К разряду М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о. Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива — от Кронштадта до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки; Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.

Судам класса М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского лимана вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль западного побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от Уст-Порта до о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20 м. Условия плавания — озерные. К разряду «О» относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта; низовья рек: Лены — ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура — от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея — от Игарки до Усть-Порта, Южного Буга — ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама — от Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2 м и длиной 12, 5 м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки. К разряду Р относятся озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга — от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до Астрахани — морской канал; Кама — от Перми до Чистополя, Обь — от Камня до Ямсальского бара; Енисей — от Красноярска до Игарки; Иртыш — ниже Омска; Лена — от Витима до устья реки Алдан; Днепр — ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная Двина — от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна, Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора— от Усть-Пильмы до Нарьян-Мара, Амур — от Благовещенска до Хабаровска, Дон — от Ростова до морского канала, Южный Буг — от Николаева до с. Терноватое, Куршский залив— от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал—от Красноармейска до Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград — Балтийск — устье реки Эльбинская Висла).

Суда класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах. К разряду Л относятся верхние плесы больших рек, таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея, Аму-Дарья, Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман —Калининградский канал, река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до Веселовского водохранилища и все остальные реки, не названные выше.

Класс суднаМинимальный надводный борт, ммУсловия плавания на волненииУдаление от берега, м
по балльности волнениявысота волны
Первыйдо 1 балла0,50
Второйдо 2 баллов0,75
Третийдо 3 баллов1,25
  • Минимальный наводный борт определяется на стоянке меньшим из 3 замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на некоторых судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии до первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе.
  • Для гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна составлять не менее 10% длины лодки.
  • В исключительных случаях отдельным судам могут устанавливаться условия плавания на волнении до 5 баллов и район плавания, отличные от заданных таблицей. При этом могут быть заданы условия в том числе: с сопровождающим судном, следование определенной трассой, в определенное время суток и т. д.

Морские суда по району плавания подразделяются на суда: а) с океанским (неограниченным морским) районом плавания; б) с морским районом плавания; в) районом прибрежно-морского плавания; г) районом рейдового плавания; д) плавающие в районе портовых вод. Некоторым малым промысловым судам и мотоботам удаление от берега разрешается только на 10 миль. Они могут выходить в море при ветре до четырех баллов.

Каждому маломерному судну, не поднадзорному Регистру СССР и Речному Регистру, плавающему на внутренних судоходных водоемах и в прибрежной зоне морей присваивается соответствующий класс: первый, второй, третий.

По режиму движения

Маломерные суда делятся на суда с режимом плавания (водоизмещающиеся), режимом глиссирования, переходным режимом с плавания на глиссирование с режимом движения на подводных крыльях, с режимом движения на подводной подушке.

По обводам корпуса

Обводы корпуса маломерных судов могут иметь различные формы. Основные два типа обводов подводной части корпуса — это круглоскулый и остроскулый.

Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулыми называются обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви в бортовой. Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.

Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Плоскокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов (всех или за исключением одного-двух носовых) образованы прямыми линиями.

Изогнутокилеватыми называются остроскулые обводы, у которых днищевые ветви шпангоутов образованы плавно изогнутой S -образной линией.

Смешанными называются обводы, при которых часть шпангоутов остроскулая, а часть круглоскулая.

По режиму движения

Классификация маломерных судов

Шлюпки судовые подразделяются на спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строят в соответствии со специальными международными правилами, они служат для спасения команды и пассажиров при аварии судов. Рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Классификация маломерных судов и основы теории судна

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

По типу:

катер – моторное судно со стационарным двигателем;

моторная лодка – судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусное – судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное – парусное судно, оборудованное дополнительно стационарным двигателем или подвесным мотором;

несамоходное – судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл – бескорпусное водное транспортное средство с движителем;

гребное – судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.

Кроме классификации по типам, маломерные суда классифицируются по целому ряду признаков.

По способу передвижения суда бывают самоходные и несамоходные.

По назначению:

прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест­вия и т.д.);

производственные (коммерческие) – суда, предназначенные для выполнения различных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) – суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, независящий от скорости;

глиссирующие быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возни­кает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного дви­жения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

По обводам корпуса (подводной части его) в основном суда бывают кругло- и остроскулыми. Круглоскулыми называются обводы с плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула). Остроскулыми — обводы, имеющие на шпангоутах излом в месте соединения днищевой ветви с бортовой ветвью.

По конструкции набора корпуса в зависимости от того, какие связи (продольные или поперечные) набора прочнее, суда могут быть с продольной или с поперечной системой набора. Если же прочность продольных и поперечных связей равноценна, то конструкция набора считается смешанной. Легкие суда клееных конструкций принято называть безнаборными.

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.

  • Стоимость обучения
  • Информация об описании образовательной программы, реализуемых уровнях образования, формах обучения, учебном плане
  • Информация о языках на которых осуществляется образование (обучение)
  • Порядок и основание перевода, отчисления обучающихся
  • Курсы
  • Реквизиты для оплаты
  • Описание процесса оплаты банковской картой
  • Обеспечение безопасности
  • Судовождение
  • Устройство и техническое обслуживание маломерных судов
      Классификация маломерных судов и основы теории судна
    • Устройство судов. Корпус
    • Основы теории судна. Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества
    • Судовые устройства, системы и снабжение. Спасательные, сигнальные и противопожарные средства
    • Обслуживание и ремонт судов. Такелажные и малярные работы
  • Судовые двигатели их эксплуатация, электрооборудование судов
  • Правовая информация
  • Документы для регистрации МС в ГИМС
  • Необходимые документы
  • Информация для самоподготовки
  • Тематические статьи

Размещение на данном сайте информации персонального характера произведено в соответствии с требованиями ст.9 Федерального Закона от 27.07.2006г. №152-ФЗ “О персональных данных”.

Тел: 47-41-70
Тел: +7 (924) 782-4707
Тел/Факс: +7 (4152) 300-150

&copy 2009 – 2020
Центр дистанционной подготовки судоводителей
“КАМСТОРМ”

прогулочные суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест­вия и т.д.);

Маломерные суда

Маломерные суда – это суда, которые поднадзорны Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам» МЧС России осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам:

  • самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок — менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов — менее 225 килограммов, эксплуатируемых во внутренних водах;
  • прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, других судов и плавательных средств пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, рыболовных, буксирных, военных и спортивных судов), используемых в целях мореплавания.

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифицируются:

по назначению:

  • прогулочные (суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей);
  • производственные (суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций — перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);
  • специальные (суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ — патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические и т.д.).

по характеру движения:

  • водоизмещающие (суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости);
  • глиссирующие (быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности);
  • на подводных крыльях (суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой);
  • на воздушной подушке (суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, поднимающее судно над водой.

Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость: по типу движителя (на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем); по материалу корпуса (деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т.д.).

Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет по их техническому состоянию осуществляется классификация еще по двум признакам: по типу (в зависимости от наличия и типа двигательной установки) и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.

Типы маломерных судов:

  • катер (моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя), моторная лодка (судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора),
  • парусное судно (парусное судно, имеющее парусное вооружение и движение которого осуществляется при помощи парусов);
  • парусно-моторное судно (судно, оборудованное дополнительно механической установкой — стационарным двигателем или подвесным мотором);
  • несамоходное судно (судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки);
  • гидроцикл — водный мотоцикл (водное транспортное средство, корпус которого представляет из себя механическую установку и снаружи оборудованную надстройку для размещения водителя и одного–двух пассажиров);
  • гребное судно (судно–лодка, приводимое в движении гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы).

Районы плавания:

  • морской (бассейны, в которых установлен морской режим плавания);
  • внутренние водные пути (бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей);
  • внутренние воды (внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей).

Следует отметить, что классификация прогулочных судов имеет определенные особенности. Она осуществляется соответствующими должностными лицами ГИМС МЧС России.

Классификация прогулочных судов осуществляется в соответствии с результатами технического освидетельствования (осмотра) судна. Класс, присвоенный прогулочному судну, определяет разрешенные районы плавания, которые устанавливаются с учетом его конструкции, мореходных качеств и технического состояния. Класс прогулочных судов соответствует категории сложности морских бассейнов, за исключением прибрежных морских (не далее 12 миль от берега) и внутренних водных бассейнов (районы плавания IV категории сложности), у которых класс судна соответствует разряду сложности этих районов плавания.

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах приведено в таблице 1. Соответствие класса палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах IV категории сложности представлено в таблице 2.

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах

Класс судна

Категория сложности районов плавания в морских бассейнах

Характеристики района плавания

Высота волны 3% обеспеченности, м

Удаление от мест убежищ, миль

Расстояние между местами убежищ, миль

Типы маломерных судов:

Классификация и общее устройство маломерного моторного судна

Судно — плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла или выполнения других хозяйственных и специальных задач.

Под маломерными судами понимаются суда и другие водные транспортные средства (моторные, гребные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, со стационарными двигателями мощностью менее 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами независимо от мощности.

(1 Регистровая тонна = 2,831685 м³ — единица объема, применяемая для выражения регистровой вместимости судна (объема внутренних помещений судна.)

Шлюпками называются беспалубные маломерные гребные, парусные и моторные суда. Их изготавливают из дерева, металла, пластмасс, а также резинотканей (надувные). По назначению шлюпки делятся на служебные (судовые), спасательные и спортивные. В зависимости от размеров и конструкции шлюпки подразделяются на баркасы, вельботы, ялики и тузики.

Катер — самоходная шлюпка, имеющая палубу и хорошие мореходные качества. Применяется для служебно-вспомогательных целей (гидрографические, водолазные, лоцманские, санитарные, буксирные, спасательные, рабочие, разъездные и др.) и народохозяйственные (рыбопромысловые, пассажирские).

Катера могут оснащаться двухмачтовым парусным и весельным (от 10 до 16 весел) вооружением с кливером, фоком и гротом. На них устанавливается мотор, обеспечивающий автономность плавания, предусмотрена обитаемость экипажа.

Семейство маломерных судов очень многообразно, поэтому приведенная ниже классификация не претендует на полноту и законченность, она может изменятся и дополнятся:

Семейство маломерных судов очень многообразно, поэтому приведенная ниже классификация не претендует на полноту и законченность, она может изменятся и дополнятся:

Категории плавания маломерных судов и сертификат СE

Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является категория плавания, то есть способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.

Для классификации маломерных судов, вводимых на рынок и эксплуатируемых на территории стран Евросоюза, существует единый стандарт, предусмотренный Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) – так называемая «Категория СЕ», или «Категория RCD», и ее соответствующие значения: «А», «B», «C» и «D». Относимость судна к одной из таких категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.

Категории СЕ / RCD

А. Океанские суда – катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.

B. Морские суда – катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.

C. Прибрежные суда – катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.

D. Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод – лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.

Сертификат СЕ

Категория плавания СE / RCD присваивается судну в процессе сертификации СЕ, которая является обязательной для всех маломерных судов с длиной корпуса от 2,5 до 24 метров, размещаемых на рынке или вводимых в эксплуатацию на территории стран Евросоюза.

Данная обязанность установлена Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), введенной 16 июня 1996 года Европейской Комиссией в целях обеспечения единого уровня безопасности в разработке и производстве маломерных судов на всей территории Европейской экономической зоны.

Действие Директивы распространяется на катера и яхты длиной от 2,5 до 24 метров, предназначенные для спорта и отдыха, включая чартерные суда, а также гидроциклы и некоторое оборудование. Сюда, в том числе, входят средства водного транспорта, частично построенные на территории Евросоюза и импортированные из-за его пределов.

Соответствие судна требованиям Директивы подтверждается:

– маркировкой знаком «CE»,

– наличием уникального идентификационного номера (УИН / ИНК), который размещается на внешней стороне транца (в верхнем углу, ближе к правому борту), а также внутри салона – «скрытый» идентификационного номер (должен быть подробно записан в файле технической документации на судно),

– «табличкой» производителя, которая крепится к судну, доступна для осмотра и в обязательном порядке содержит информацию о производителе / импортере, категории конструкции, максимально допустимом количестве человек на борту, максимальной загрузке, идентификационном номер Европейского Уполномоченного органа, который выдал сертификат CE и знак «CE».

Средства водного транспорта, прошедшие сертификацию СЕ в рамках Директивы, вне зависимости от типа конструкции, размеров и категорий, должны иметь следующие документы:

– Техническая документация, соответствующая Директиве, с подробным описанием судна, его дизайна, конструкции и компонентов, подтверждающая соответствие судна всем применимым в рамках Директивы международным стандартам ISO,

– Руководство пользователя (инструкция), соответствующее Директиве,

– Декларация соответствия Директиве.

Не подпадают под действия Директивы и, соответственно, не подлежат обязательной сертификацию СЕ и не имеют соответствующие маркировки и сертификаты:

– суда, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные лодки, которые производитель отнес к этой категории,

– каноэ и байдарки, гондолы и водные велосипеды,

– парусные доски для серфинга,

– доски для серфинга, включая доски для серфинга с мотором,

– оригинальные исторические корабли и их копии, спроектированные до 1950 года, построенные преимущественно из оригинальных материалов и помеченные как таковые изготовителем,

– экспериментальные суда, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза,

– суда, построенные для личного пользования, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза в течение пяти лет,

– суда на воздушной подушке,

– суда на подводных крыльях,

– суда с паровым двигателем, с топливом в виде угля, кокса, древесного топлива, нефти или газа.

Еще одно исключение из требований Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) составляют маломерные суда, которые были введены в эксплуатацию на территории соответствующего государства до момента его признания участником Евросоюза либо до момента реализации Директивы, то есть до 16 июня 1998 года.

Двигатель

В 2006 году вступили в силу поправки 2003/44/EC, которые акцентировали внимание Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC на уровне шума двигателей и выбросах выхлопных газов. С того времени возникало немало неприятных и непривычных для яхтсменов ситуаций, когда состояние нового двигателя неожиданно признавалось не соответствующим требованиям Директивы и судно не проходило инспекцию СЕ – оставалось либо полностью заменить двигатель, либо эксплуатировать судно исключительно за пределами Евросоюза.

Для новых судов ситуация была устранена довольно быстро: с 2006 года европейские и даже американские производители начали активно внедрять сертификацию двигателей и оборудования до момента их монтажа. Таким образом любые проблемы с последующим прохождением инспекции СЕ самого судна полностью исключались.

На сегодняшний день любые двигатели для маломерных судов, выпущенные в Европе с 2006 года, гарантированно имеют сертификат СЕ. Подобный же сертификат могут иметь двигатели некоторых производителей из США, Великобритании, Китая и Южной Америки.

Отсутствие или подделка сертификата СЕ

Если судно соответствует всем вышеперечисленным требованиям, оно должно иметь сертификат СЕ, соответствующую маркировку и документацию. Согласно Директиве о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), в качестве санкций за нахождение судна на территории Евросоюза без сертификата СЕ, с недействительным или поддельным сертификатом СЕ, в зависимости от обстоятельств, могут быть применены запрет на эксплуатацию судна, наложение ареста на судно, штраф до 10 000 Евро и/или лишение свободы на срок до 3 месяцев.

Что дает сертификат СЕ при эксплуатации судна вне стран Евросоюза?

Для жителей России, Украины, Белоруссии и Казахстана приобретение катеров или яхт, построенных европейскими судостроителями, становится явлением довольно частым. Особенно в последнее время, когда именитые яхтенные бренды повсеместно открывают собственные представительства, появляется все больше их официальных дистрибьюторов и дилеров.

Но если для Европы наличие у яхт маркировки СЕ является делом необходимым и привычным, для нас это лишь некий дополнительный показатель, которому мы, в силу действующих локальных нормативных актов по классификации и сертификации водной техники, не всегда придаем значение.

Вместе с тем, среди известных преимуществ наличия у катера или яхты, импортируемого из Европы, сертификата СЕ мы можем выделить следующие:

– подтверждение соответствия судна международным стандартам,

– подтверждение заявленных продавцом технических характеристик судна, его дизайна, конструкции, категории плавания,

– возможность дальнейшей эксплуатации судна, его регистрации и продажи (перепродажи) на территории любого из государств-участников Европейской экономической зоны без каких-либо помех и препятствий.

– суда на подводных крыльях,

Классификация и освидетельствование маломерных судов

  • Виды освидетельствования маломерных судов
  • Специфика процедуры освидетельствования в 2020 году
  • Классификация маломерных судов

Многие владельцы маломерных судов считают, что проводить техосмотр транспортных средств можно раз в пять лет. Это грубое заблуждение. Эксплуатировать в коммерческих и личных целях маломерное судно, которое не прошло техническое освидетельствование, запрещено. Данная законодательная норма закреплена в ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ.

Многие владельцы маломерных судов считают, что проводить техосмотр транспортных средств можно раз в пять лет. Это грубое заблуждение. Эксплуатировать в коммерческих и личных целях маломерное судно, которое не прошло техническое освидетельствование, запрещено. Данная законодательная норма закреплена в ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ.

Классификация маломерных судов

РАЗДЕЛ I

Классификация маломерных судов.

Основы теории устройства судна.

Эксплуатационные, мореходные и маневренные качества судна.

Судовые устройства и системы.

Классификация маломерных судов

Под термином «маломерное судно» понимаются суда, которые поднадзорны ГИМС МЧС России.

В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о ГИМС МЧС к таким судам отнесены:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок – менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов – менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

ГИМС Рос­сии не регистрирует и не осуществляет технического надзора за военными и спортивными судами, катера­ми и лодками, являющимися табельным имуществом морских и речных судов, а также за принадлежащими гражданам гребными лодками грузоподъемностью менее 100 кг, байдарками -менее 150 кг и надувными су­дами – менее 225 кг. В Правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных плавсредствах даны следующие понятия военных и спортивных судов:

Под военными судами понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.

Под спортивными судами понимаются маломерные суда, спроектированные и построенные по правилам национального или международного спортивного класса и используемые ис­ключительно для участия в спортивных соревнованиях (гонках).

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном классифи­цируются:

По назначению:

прогулочные – суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешест­вия и т.д.);

производственные (коммерческие) – суда, предназначенные для выполнения хозяйственных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные работы и т.д.);

специальные (служебные) – суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоохранные, гидрографические, исследова­тельские катера и лодки и т.д.).

По характеру движения:

водоизмещающие – суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

глиссирующие – быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродинамическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) кор­пуса по водной поверхности;

на подводных крыльях – суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движении возни­кает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке – суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного дви­жения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

По типу движителямоторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, во­дометным движителем.

По материалукорпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, компо­зитные и т.д.

Имеется еще ряд признаков, по которым производится классификация судов, в т.ч. и маломерных. Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техническому состоянию классификация осуществляется по двум признакам:

по типу (в зависимости от двигательной установки)

и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.

Типы маломерных судов:

катер – моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стаци­онарного двигателя;

моторная лодка – судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодочного мотора;

парусно-мотпорное – парусное судно, оборудованное дополнительно механической установкой (стацио­нарным двигателем или подвесным мотором);

несамоходное – судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл – бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой;

гребное – судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускуль­ной силы.

парусное – судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помо­щи парусов;

Районы плавания:

морской – бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства);

внутренние – бассейны, включенные в перечень судоходных внутренних водных путей;

несудоходные – внутренние водоемы, не включенные в перечень судоходных внутренних водных путей.

и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксплуатация данного судна.

“Опыт классификации маломерных судов.”

Событием, способным оказать существенное влияние на развитие маломерного судостроения стало принятие в 2001 году “Методических указаний по классификации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Российской Федерации” и “Основных технических требований к судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ”. В том же 2001 году, после доработки и объединения выше названных документов, были приняты “Временные Правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС РФ”. Основные положения Правил опубликованы В.В.Антоновым и В.В.Романовым в книге “Маломерные суда на водоемах России” в 2002 г.

Все вышеупомянутые документы по классификации создавались на основе проекта Правил классификации маломерных судов, подготовленного при участии Трифонова А.В. и Романова В.В.

Правила классификации имеют структуру традиционную для подобных нормативных документов. Они включают в себя: область распространения, определения и пояснения, категории и классы поднадзорных судов, формулу класса, порядок осуществления технического надзора и технические требования к судам. Последние включают требования: к корпусу; плавучести; остойчивости и непотопляемости; устройствам и снабжению, механическим установкам, системам, электрооборудованию, противопожарной защите и парусному вооружению.

В основном в Правилах отражены требования к судам внутреннего и прибрежного морского плавания, поскольку на момент разработки проекта распространение юрисдикции ГИМС за пределы территориальных вод России не предполагалось. А так как в дальнейшем она была расширена и на маломерные суда, совершающие плавания и вне территориальных вод, то в окончательную редакцию оказались включенными I, II,III категории морских бассейнов, классификация которых основана на проработках коллектива работников ГИМС г. Санкт-Петербурга, под руководством К.Ф.Пашинского. Очевидно, что требования к судам предназначенным для эксплуатации в бассейнах этих категорий нуждаются в специальной разработке и должны быть включены в следующую редакцию Правил.

В разработанных Правилах за основу взята система классификации бассейнов, принятая Российским Речным Регистром с добавлением одного разряда для мелководных водоемов, где высота ветровых волн не превышает 0,2 м (именуемых сегодня в ряде документов “несудоходными” на которых, тем не менее, эксплуатируются десятки тысяч судов), а так же трех категорий морских водных бассейнов.

Удаление от места-убежища (берега) определялось с учетом возможности преодоления расстояния при заметном ухудшении гидрометеоусловий. Следовательно, на ряду с высотой надводного борта и остойчивостью важными характеристиками становятся скорость судна и характер его движения. Очевидно, что более высокий класс при прочих равных условиях должны получать суда, оборудованные несколькими движителями (парусно-моторные, парусные с веслами, моторные с веслами). Парусные суда должны получать более высокий класс, чем гребные, т.к. с усилением ветра эффективность паруса возрастает, а весел – снижается.

В правила включены требования к остойчивости и непотопляемости, позволяющие говорить о возможности создания вполне мореходных и безопасных судов. Так, введены требования по составу судовой документации, включению в нее диаграмм статической остойчивости, проведению опыта кренования, метацентрическим высотам, характеру расположения блоков плавучести, оговорен обязательный учет влияния свободной поверхности для судов с самоотливным кокпитом.

Разработана и внедрена формула класса, отражающая важнейшие особенности конструкции судна в наибольшей мере влияющие на его мореходные качества. Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками. Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

  1. катер;
  2. моторная лодка;
  3. парусное судно;
  4. парусно-моторное судно;
  5. гидроцикл;
  6. гребное судно;
  7. несамоходное судно.

При этом судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс “К” или “П”.

Второй знак кода указывает на наличие или отсутствие у судна водонепроницаемой палубы:

  • 1-судно, имеющее водонепроницаемую палубу;
  • 0-открытое (беспалубное) судно.

Третий знак кода указывает класс судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:

  • “М” – морской;
  • “В” – внутренний;
  • “Н” – несудоходный.

В формуле класса морского судна после третьего знака указывается категория допустимого района плавания.

Четвертый знак указывает общее допустимое количество людей на борту (экипажа и пассажиров).

Пятый знак указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

Шестой знак указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, шестой знак в формуле не ставится.

Ниже приведены примеры записи формулы класса.

1.1.М 111.10.50 – катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

4.1.М 111.10.50.60 – парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 м2.

1К.1.М1.6.50 – катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу с разрядом плавания “1” в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт.

2.0.2В.4.40 – моторная беспалубная лодка с разрядом плавания “2” в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек, с ограничением по мощности подвесных моторов 40 кВт.

6.0.5Н.2. – гребная беспалубная лодка с разрядом плавания “5” в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2-х человек.

7.1.4В.4 – несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом “4” в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающее размещение на борту судна при движении до 4-х человек.

Использование формулы класса позволяет конкретизировать требования к судну в зависимости от предполагаемого района эксплуатации, преобладающих в нем гидрометеоусловий, увязать район плавания судна с конструкцией корпуса, степенью обеспеченности плавучести, остойчивости и непотопляемости, требованиями к механическим установкам, системам, устройствам и снабжению, электрооборудованию, парусному вооружению.

В Правилах также определены минимальные толщины для наружной обшивки корпусов из различных материалов, требования к соединительным мостам многокорпусных судов, леерам, реллингам и трапам. Впервые применительно к маломерным судам определены допустимые пределы износов, повреждений и дефектов.

Важной частью правил является раздел определений и пояснений, содержащий разъяснения по таким терминам, имевшим ранее неоднозначное трактование применительно к маломерным судам, как: место-убежище; водонепроницаемая палуба; несудоходный водоем; перегон; прогулочное судно; судовладелец; судно сертифицированное; судно в постройке; судно в эксплуатации; экипаж; пассажир и пассажировместимость; открытое судно.

Среди важнейших результатов внедрения Правил следует отметить возможность классификации, а следовательно осуществление технического надзора за такими судами, как вспомогательные несамоходные промысловые, а так же надувные буксируемые баллоны.

Правила прошли апробацию в ходе создания ряда проектов судов, в том числе судна для малых рек “Шкипер”.

В некоторой доработке нуждается раздел “Непотопляемость”. В нем на ряду с требованиями по сохранению положительных плавучести и остойчивости для полностью залитого водой судна при полной загрузке присутствуют требования: по сохранению положительной плавучести при затоплении одной секции плавучести или любого из водонепроницаемых отсеков, а также архаичные требования ГОСТ 19356-79. Последние сводятся к тому, что судно должно сохранять в затопленном состоянии запас плавучести равный 10% грузоподъемности. При этом остойчивость считается удовлетворительной если обеспечивается при размещении на любом борту в районе миделя груза массой 5% грузоподъемности.

Очевидно что каждое из вышеприведенных требований имеет свою логику и должно присутствовать в Правилах. Однако их необходимо поставить в строгое соответствие вполне определенным классам судов. Так по-видимому 10% (от грузоподъемности) запас плавучести целесообразно оставить для беспалубных судов 4 – 5 классов. Требования по сохранению плавучести при затоплении одной секции плавучести следует распространить на беспалубные суда 1 класса. Требования к сохранению плавучести и остойчивости при полном заливании должно быть распространено на беспалубные суда 1 – 3 класса.

Необходимо вводить в Правила определение судов “поплавкового типа”, корпуса которых имеют вид поплавков, горловины люков которых постоянной герметично задраены, либо люки вовсе отсутствуют. Нередко внутренняя часть корпуса таких судов заполняется материалов обеспечивающим плавучесть (например пенопластом) даже в случае повреждения. Суда такого типа могли бы быть отнесены к более высоким классам.

Шестой знак указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, шестой знак в формуле не ставится.

Маломерные суда и их регистрация

С 25 мая вступает в силу, и начинает действовать новый федеральный закон № 36- ФЗ, который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов, и четко определяет, критерии, по которым лодка к таковым относится, и каким лодкам больше не нужна государственная регистрация.

Маломерным (определение маломерного судна используется впервые в «новом» российском законодательстве) по новому закону является любое судно длиной не более 20 м с количеством людей на борту не более 12. Кроме этого, увеличивается до 1000 рублей госпошлина за регистрацию маломерного судна, но при этом пошлина за проведение технического освидетельствования, взиматься не будет, так как само освидетельствование для маломерных судов, теперь не нужно.

До этого такое понятие было только в приказе Минтранса от 14 октября 2002 года, но в нем упоминались отдельные критерии для типов судов. Для самоходной лодки — двигатель, который должен был быть не больше 75 л. с. (или любой подвесной мотор). Для гребного судна признаком маломерности считалась грузоподъемность: для байдарки — минимум 150 кг, для гребной лодки — 100 кг, для надувной — 225 кг. Под такое определение попадали многие суда, которые массово используются рыбаками и туристами, например, байдарки «Свирь-К» и «Ильмень» или резиновая лодка «Уфимка-22».

По закону маломерные суда должны были регистрироваться в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), но на деле, регистрировать нужно было суда грузоподъемностью от 220 кг и с подвесным мотором около 10 л. с. Из-за этого происходили конфликты ГИМС с туристами. При этом по закону (ст. 11.8 и 11.9 КоАП) за не прошедшую техосмотр байдарку без бортовых номеров грузоподъемностью больше 150 кг предусмотрен небольшой, но неприятный штраф — от 500 до 1 тыс. рублей.

С вступлением нового закона в силу, проверки ГИМС, туристам больше не грозят. Новый закон будет иметь преимущество перед приказом 2002 года.

Теперь, не нужна регистрация плавсредств массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л.с.) и парусным судам (яхтам) длиной до 9 м без каюты. При этом процедура регистрации коммерческих маломерных судов, будет происходить по новому порядку, а некоммерческих — остается в ведении ГИМС МЧС.

Закон не имеет обратной силы, и все ранее выданные документы будут действовать до следующей перерегистрации судна.

В соответствии с требованиями Закона статьи 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации, не применяются до их дальнейшего уточнения.

Читайте также:  Особенности и секреты летней рыбалки
Добавить комментарий