Вишера – Новая лодка для туризма
Д. Б. Волков, Журнал Катера и Яхты, №2 (096), 1982г.
Как уже сообщалось («КиЯ» № 95), первое знакомство любителей с этой новой и необычной лодкой, спроектированной нашим ЦКБ «Нептун», состоялось на межреспубликанской оптовой ярмарке «Культтовары-81» весной прошлого года. С тех пор опытный образец «Вишеры» успел пройти эксплуатационные и ресурсные испытания и был предъявлен межведомственной комиссии, которая рекомендовала его к производству.
Вопрос об освоении серийного выпуска малых водоизмещающих моторных судов отнюдь не нов. Еще совсем недавно на многих водоемах страны, особенно в низовьях крупных рек, можно было встретить тысячи деревянных катеров с давно снятыми с производства стационарными двигателями «Л-3» или «Л-6».
Однако время берёт свое — не только окончательно состарились, но и физически исчезли двигатели серии «Л»; пришли в негодность никому не нужные корпуса, хотя самый тип мореходного «неторопливого» судна нисколько не утратил привлекательности в глазах многих тысяч обитателей берегов. Больше того, по общему убеждению актуальность проблемы выпуска таких судов для продажи населению сомнений не вызывает.
Создатели прогулочных судов с этой проблемой знакомы, но радикально решать ее не имеют возможности: стационарные лодочные двигатели на 6—8 л. с, а именно такая мощность необходима для лодки, рассчитанной на водоизмещающий режим движения, у нас не выпускаются, хотя об этом немало говорилось и писалось — в том числе и на страницах центральной печати (см., например, статью «Баркас без мотора» в газ. «Правда» от 4.3.1977 г.).
Принимая во внимание, что на создание и освоение двигателя потребуется значительное время, а многие из тех, кому необходимо тихоходное и экономичное судно, практически уже на сегодня «остались на берегу», конструкторы ЦКБ «Нептун» постарались хоть в какой-то мере помочь решению назревшей проблемы созданием компромиссного варианта — судна, предназначенного для установки серийного подвесного мотора «Ветерок-8» мощностью 8 л. с.
Не случайно приходится делать так много оговорок. Мы отлично понимаем, что гораздо более совершенным вариантом была бы лодка со сравнительно легким судовым дизелем или четырехтактным бензиновым двигателем, скомпонованным с «днищевой» колонкой, аналогичной выпускаемой фирмой «Вольво-Пента». «Ветерок-8», как и большинство двухтактных двигателей, отличается значительным расходом бензина (450 г/л. с. ч); к тому же, этот подвесной мотор не имеет заднего хода — реверса, что существенно затрудняет эксплуатацию подобных судов сравнительно большого водоизмещения. Однако пока другого выхода, к сожалению, нет.
Трудно назвать любителями – водномоторниками тех жителей прибрежных деревень и поселков, для которых лодка зачастую представляет практически единственное средство передвижения. На сегодня они вынуждены использовать в хозяйственно-транспортных целях выпускаемые нашей промышленностью глиссирующие мотолодки, что, как правило, оказывается экономически нецелесообразным. Полезная грузоподъемность подобных скоростных лодок жестко ограничена величиной 300—350 кг, а то и ниже.
Для выхода их на глиссирование с полной нагрузкой приходится применять подвесные моторы максимальной из имеющихся у нас в продаже мощности 25—30 л. с, т. е. моторы дорогие, обладающие значительным часовым расходом топлива.
Расчеты, о которых уже упоминалось в № 94 (стр. 4), показывают, что с учетом затрат на приобретение самой лодки и моторов, необходимых для движения с полной паспортной нагрузкой на расчетной скорости, более выгодна водоизмещающая лодка с высокой полезной грузоподъемностью 600— 700 кг, рассчитанная на движение с малой скоростью под 8-сильным «Ветерком». Во всяком случае перевозка равного груза на одинаковое расстояние на водоизмещающей лодке «Вишера» обойдется на 40% дешевле, чем на глиссирующем «Крыме».
Вариант вместительной тихоходной «плавучей дачи» оказывается наиболее подходящим и для тех, кто собирается проводить на лодке отпуск со всей семьей, а также для тех туристов, которым не приходится «пожирать пространство», совершая чисто спортивные дальние плавания. Рассчитывая на эту категорию потенциальных покупателей будущей лодки, мы и старались сделать «Вишеру» как можно лучше приспособленной для дальних походов со всем снаряжением.
Можно ли поставить на нее не «Ветерок», а более мощный мотор, скажем — «Вихрь-30»? Можно, но при росте часового расхода топлива в три раза скорость увеличится немногим больше чем на 50%. Стоит еще учесть разницу и в стоимости и в весе самих моторов.
Самая на сегодня вместительная— по запасам топлива — мотолодка «Крым-3» имеет штатные места для размещения 7 канистр. Мы обычно берем на нее вдвое больше— 13—14 канистр, но даже при этом переходы от заправки до заправки практически не превышают 320 км. «Вишера» имеет штатные места для 10 канистр. Этого запаса топлива хватает на 400-километровый переход.
Благодаря очень большой фактической грузоподъемности лодки (на спокойной воде до 900—1000 кг), еще 6 канистр удается разместить под сланями и 3 — под кормовым сиденьем. Такой запас позволяет проходить по 750 км, экономя время на заправках и частично компенсируя этим малую скорость мотолодки — 9,5 км/ч. «Вишера», совершенно не чувствительная к перегрузке, и с 1000 кг на борту идет нисколько не медленнее, чем «налегке».
Мотолодка “Вищера”
Основные данные о моторной лодке “Вишера”:
Длина наибольшая, 5,64 м
Ширина наибольшая, 1,80 м
Высота борта на миделе, 0,82 м
Водоизмещение полное, 1000 кг
Масса с оборудованием и снабжением, 295 кг
Грузоподъемность, 600 кг
Пассажировместимость, 6 чел
Максимальная мощность ПМ, 8,8 (12) кВт (л. с.)
Скорость хода с мотором «Ветерок-12», 9,5 км/ч
Благодаря малой шумности мотора — рецесс с «Ветерком» закрыт сверху крышкой-капотом — даже длительные переходы не утомительны. О низком уровне шума, а следовательно, о высокой комфортабельности плавания говорит тот факт, что на «Вишере» во время движения мы спокойно слушали транзисторный приемник (на глиссирующих мотолодках с мощными моторами это практически невозможно!). При закрытой двери в каюте можно разговаривать, не напрягая голоса.
В прошедшую навигацию 1981 г. мотолодка с экипажем два человека за 20 дней их отпуска прошла путь от Дубны до Перми. Такие испытательные переходы мы считаем лучшей проверкой всех создаваемых нашим ЦКБ проектов прогулочных судов. Сжатые сроки путешествий, разнообразие погодных условий и различных по характеру водоемов, встречающихся на маршруте, позволяют всесторонне испытать и объективно оценить новую лодку.
Боткинское водохранилище и Камское устье испытатели «Вишеры» проходили при высоте волны 1,2—1,3 м. Почти метровой волной встретило мотолодку и Рыбинское море. Однако даже в таких тяжелых условиях не произошло ни одной поломки, что доказывает высокую надежность конструкции. При высоте волн до метра палуба «Вишары» не заливается и не забрызгивается. Результаты испытаний мореходных качеств да:от полное право считать указанную в паспорте лодки максимальную высоту волны, при которой разрешен выход (0,75 м), полностью безопасной.
На весь 2100-километровый путь было затрачено 800 л бензина, т. е. средний расход топлива на 100 км составил З8 л. На отдельных участках маршрута при стечении благоприятных обстоятельств одной канистры горючего хватало на 6 ч непрерывной работы «Ветерка».
Основные идеи, заложенные при разработке проекта, реализованы достаточно полно: это экономичность эксплуатации и комфортабельность плавания во время дальних переходов. Мотолодка хорошо подходит для отдыха на воде — путешествий во время отпуска. Оптимальный, на наш взгляд, состав экипажа — это семья, состоящая из двух взрослых и ребенка.
Естественно, этим не ограничивается возможность ее использования, но именно в таком варианте наиболее полно раскрываются ее преимущества.
Несколько слов о планировке «Вишеры». Корпус разделен переборками на четыре отсека: форпик, каюту, кокпит и ахтерпик. В форпике оборудован объемистый носовой багажник, куда при желании можно убрать даже запасной мотор. Крышка носового люка герметизирована; багажник запирается изнутри каюты. Дверь каюты, люк моторной ниши и топливный отсеки также запираются, что представляет несомненное удобство для владельцев лодок при базировании на неохраняемых стоянках.
Пост водителя расположен по правому борту в каюте и хорошо защищен от непогоды и солнца. Вход в каюту возможен как через откидывающуюся наверх — на крышу рубки — среднюю створку лобового стекла, так и через дверь из кокпита. Благодаря такому сквозному проходу загрузка и выгрузка лодки не вызывают затруднений. Бортовые рундуки, не которых установлены два сдвоенных мягких сиденья «спина к спине», используются для хранения спальных принадлежностей и одежды. Откинув спинки, сиденья можно быстро превратить в два спальных места. Если съемные подушки кормового дивана (в кокпите) уложить на настил между рундуками, получится третье спальное место. Предусмотрены съемный столик, за которым весь экипаж удобно размещается на обед; места (в том числе полки) для хранения мелких вещей, посуды, продуктов и другого походного снаряжения. Подволок зашит изолирующим слоем слоистого пластика против отпотевания; по бортовым панелям конденсат свободно стекает, не попадая на спальные места.
В кокпите расположен кормовой диван от борта до борта. Весь кокпит, включая моторную нишу, закрывается съемным тентом.
Для безопасности экипажа и пассажиров на носовой палубе установлена стойка-релинг, а в корме по бортам — поручни.
Корпус изготовлен из некорродиругащего в морской воде алюминиево-магниевого сплава: листы соединяются аргоно-дуговой сваркой; по набору применена контактная сварка. От возможных повреждений при навалах корпус защищен привальным брусом из прочного металлического профиля.
Рубка для удобства транспортировки лодки выполнена съемной. Ее монтаж на корпусе будет осуществляться силами владельца.
Внутри лодки закреплены блоки из пенопласта, обеспечивающие аварийную плавучесть в случае повреждения корпуса. В затопленном состоянии «Вишера» поддерживает на плаву находящихся в воде пассажиров. Остойчивость мотолодки достаточна для безопасного плавания при всех обстоятельствах, возможных при нормальной эксплуатации.
«Вишеру» предполагается снабжать двумя веслами-гребками, на конце одного из которых смонтирован отпорный крюк. Так как мотор «Ветерок-8» не дает достаточной мощности электропитания, предусмотрено подсоединение навигационных огней к аккумулятору. На лобовом стекле перед водителем установлен ручной стеклоочиститель. Мотолодка оборудована дистанционным рулевым управлением и управлением газом и реверсом.
Освоение производства первой нашей серийной водоизмещающей каютной лодки поручено Пермскому судостроительному заводу «Кама», выпускающему уже хорошо известную мотолодку «Крым-3». Этим обусловлено примененное конструкторами необычное решение: за основу принят остроскулый корпус «Крыма-3», а для увеличения его длины с 4,65 до 5,64 м к нему присоединена кормовая секция с несколько приподнятой килевой линией и некоторым уменьшением ширины. Это позволяет запустить в производство, по существу, новую лодку как модификацию «Крыма-3»— с гораздо меньшими затратами на оснастку и параллельно с основным глиссирующим вариантом.
В текущем году будет выпущена первая партия — 50 лодок нового типа. Ориентировочная цена — 2200 руб.
Принимая во внимание, что на создание и освоение двигателя потребуется значительное время, а многие из тех, кому необходимо тихоходное и экономичное судно, практически уже на сегодня «остались на берегу», конструкторы ЦКБ «Нептун» постарались хоть в какой-то мере помочь решению назревшей проблемы созданием компромиссного варианта — судна, предназначенного для установки серийного подвесного мотора «Ветерок-8» мощностью 8 л. с.
Описание моторной лодки «Вишера»
Изначально лодки модели «Вишера» разрабатывались для походов и путешествий. Основной задачей конструкторов являлось обеспечение плавности хода техники за счет большого водоизмещения.
В итоге вышло так, что лодка выталкивает больше одной тонны воды, и при этом может передвигаться со скоростью десять километров в час. На нее устанавливаются подвесные моторы Ветерок стандартного типа, способные обеспечить ей достаточную скорость даже с полной загрузкой. Несмотря на то что выпущенная в начале восьмидесятых годов «Вишера» успешно прошла все испытания, крупные партии поначалу не выпускались – тогда на рынке у нее было большое количество конкурентов.
Корпус лодок «Вишера» изготовлен из алюминиево-магниевого сплава. При этом все детали обшивки соединяются посредством сваривания. У самого корпуса есть одна особенность – носовой отсек занимает довольно много места. Благодаря этому мотор со всем сопутствующим оборудованием получилось вполне успешно скрыть в специальном отсеке, и тем самым уменьшить количество производимого шума.
Внутри лодка обустроена довольно удобно. Передняя часть имеет классическую автомобильную компоновку. Четыре пассажирских сиденья, расположенные сзади, без проблем раскладываются и превращаются в два полноценных и комфортных спальных места. В носовой и кормовой части имеются внушительных размеров багажные отделения, в которые без проблем влезет все необходимое оборудование. Отметим, что вся палуба легко превращается в комфортную каюту посредством тента, который можно натянуть над рундуками.
Что касается мореходных качеств лодки, нельзя не отметить ее безопасность. Несмотря на то что центр тяжести расположен довольно высоко, она устойчива, и будет надежно защищать своих пассажиров от брызг. Переднее стекло состоит из трех сегментов, и при этом центральный может откидываться для прохода на палубу через нос.
Лодка пользуется большой популярностью как раз из-за комфорта и безопасности пассажиров. Она без труда выдерживает волнение водной поверхности высотой до 75 сантиметров.
Что касается мореходных качеств лодки, нельзя не отметить ее безопасность. Несмотря на то что центр тяжести расположен довольно высоко, она устойчива, и будет надежно защищать своих пассажиров от брызг. Переднее стекло состоит из трех сегментов, и при этом центральный может откидываться для прохода на палубу через нос.
Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Сплав по реке Вишера. Камни Писанный, Бычок и Сыпучий.
Меня уже давно и необратимо покорил север Пермского края — значительная часть наиболее красивых достопримечательностей Перми Великой расположены именно там: это как популярные Ветлан, Полюд, Помяненный камень, Чердынь (с ее окрестностями), так и манящие объекты Вишерского заповедника (начиная, к примеру, с высшей точки Пермского края — Тулымского камня).
И если фотки с Ветлана есть у каждого приличного пермского тревэл-блогера, то многодневной прогулкой по Вишерскому заповеднику похвастаться могут лишь редкие единицы. Но путь от мейнстрима до уникальности не прост — далеко не каждый готов расстаться хотя бы на несколько дней с теплым унитазом и преодолевать десятки километров по непростому рельефу лесотундры с тяжелым рюкзаком.
Скрывать не буду — я тоже являюсь типичным городским ценителем зоны комфорта, но чем дальше, тем все большую силу берет мое любопытство над природной ленью, тем все глубже в неведомое простираются мои (пока что робкие) попытки в постижениях и открытиях. Что же касается Вишерского заповедника, то на будущий год я занес себе в вишлист недельную “пешку” по нему, а в этом решил максимально приблизить границы исследованного пространства путем сплава по красавице Вишере. Осталось определиться — кто и как будет это организовывать?
Самостоятельные сборы я отмел сразу — я ни разу не походник, опыт сплавов по рекам у меня очень скудный, да и продвинутых в жизни на природе друзей у меня нет. Перспектива сбора необходимого оборудования, обеспечения заброски, готовки еды, заготовки дров и т.п. в одно лицо меня совершенно не радовала.
Не секрет, что на таких мероприятиях люди склонны сильно расслабляться — плывешь такой себе звездочкой по воле воды и ветра, волосы по воде… А если такие все в команде? Одним словом — так или иначе кто-то должен быть постоянно озабоченным всеми проблемами досуга и
этим человеком я быть не хотел.
При этом, каждый год в соцсетях я читаю разоблачительные отзывы пермских туристов о горе-фирмах, которые, получив деньги, банально бросали своих клиентов на произвол судьбы: гиды не знали маршрутов, не имели навыков и желания исполнять свои прямые обязанности, перекладывая их на клиентов, забывали людей на стоянках и просто банально подвергали их жизни и здоровье опасности.
Поэтому я не стал экспериментировать и обратился в компанию к которой уже имел доверие — Зеленому ветру. Несколько лет назад я уже сплавлялся под ее флагами — после этих поездок у меня остались только самые лучшие воспоминания. Кроме того, об опыте своей сфере и ответственности за взятые обязательства, говорит и то, что именно эта компания систематически обеспечивает натурные съемки в Пермском крае многих федеральных кинопроектов. К примеру, Зеленый ветер сопровождал логистику съемочных бригад таких фильмов как “Географ глобус пропил” и “Время первых”.
В общем, выбор для меня был очевиден, а у Зеленого ветра как нельзя кстати в программе оказался шестидневный сплав по Вишере в первых числах июля. Здорово, еду! После недолгих роптаний определился и состав: я и среднее мое чадо — отрок Данила шестнадцати лет от роду.
Почему Вишера?
Я уже вскользь затрагивал этот вопрос в заметке о Мысе Стрелка, но рискну повториться — в курсе ли вы, что если исходить из современных правил гидрологии, то на карте в устье самого большого притока Каспийского моря должно быть написано не Волга, а Вишера?
Почему? Все просто, но давайте начнем с конца и разберемся сперва с вопросом — Кама vs Волга. При определении главенства рек в гидрологии учитываются многие факторы: площадь бассейна, количество притоков, протяженность реки, геологический возраст долины, ширина, глубина, скорость течения, но главным все же является водоносность (объем расхода). И как ни странно, но практически по всем вышеприведенным критериям Кама кладет Волгу “на лопатки”:
— по протяженности (до месте слияния) Кама длинней Волги практически на 400 км (1805 км против 1390 км и это без учета того, что после строительства водохранилищ по руслу Камы ее длина уменьшилась более чем на 200 км!);
— перепад высот между истоком и уровнем моря 331 метр против 228 метр в пользу Камы;
— притоков у Камы тоже больше: 73,7 тыс. против 66,5 тыс.;
— Кама значительно старше Волги, да и изначально последняя была лишь притоком Дона, а не Каспия;
— в месте слияния Волга соединяется с Камой практически под прямым углом, не меняя ее течения;
— по расходу Кама практически на 30% полноводнее Волги — 4300 м3/с против 3100 м3/с, при том, что Волга в летнее время сильно мелеет, чего не происходит с Камой;
— Волга незначительно превосходит Каму только по одному показателю — площади водосбора: 260,9 тыс. км² против 251,7 тыс. км² и то, при условии корректировки на горный рельеф Камского бассейна, который существенно увеличивает площадь водосбора.
Однако, при всей очевидности того, что Кама является более значимой рекой нежели Волга, исторически сложившаяся установка относительно главенства рек, имеет место быть и вряд ли когда-нибудь будет изменена.
Теперь перейдем ко второй части разбора — Кама vs Вишера. Берем опять в руки карандаш и линейку: водоносность Вишеры на месте ее слияния с Камой больше на 20% (2600 м3/с против 2100 м3/с), при этом при слиянии Вишера продолжает свой путь по прямой, а к ней под углом присоединяется Кама.
Ощутили величие этого “открытия”? А нам говорят, что Волга впадает в Каспийское море… (с)
Теперь от вопросов глобальных перейдем к мирским. Почему же все таки сплав по Вишере, а не какой-либо другой реке Пермского края (которых предостаточно)? Частично в начале статьи я уже ответил на этот вопрос — мне хотелось как можно ближе заглянуть в север нашего края и Вишера как нельзя лучше подходит на эту кандидатуру. Но чтобы полностью объяснить свой выбор, мне придется сделать еще небольшую географическую ремарку.
Истоки Вишеры теряются в горах Северного Урала на высоте более километра над уровнем моря и до своего устья она падает по высоте более чем на 900 метров, проходя при этом 415 километров — это позволяет ей занять пятое место про протяженности среди всех рек Пермского края, оставаясь при этом одной из самых полноводных.
Русло реки условно делится на 3 части. Верхняя Вишера — от истока до устья речки Улс (182 км) Вишера несет свои стремительные воды преимущественно в горной местности Вишерского заповедника, на фоне таких величественных вершин Северного Урала как Тулымский камень (1469 метров), Чувальский (912 метров), Березовый (831 метр). Статус особо охраняемой зоны обеспечивает первозданность природы этих мест в ее суровой красоте.
Чтобы добраться до этих мест потребуется выдержка и целеустремленность — от Красновишерска до самой дальней точки 71 квартала (кордон Вишерского заповедника) путь в 165 километров по плохой грунтовой дороге отнимет 6-7 часов. Выше дорог нет и подняться дальше можно только по реке — самые отчаянные туристы начинают свой сплав именно отсюда и за неделю пройдя 200 километров по реке оказываются в Красновишерске.
После устья речки Улс и до самого Красновишерска (133 км) Вишеру именуют Средней — здесь уже нет больших гор, река становится как значительно более полноводной, так и более спокойной, а ее берега украшают многочисленные скалы, самые известные из которых: Писаный, Говорливый, Сыпучий, Дыроватый, Ветлан. Здесь уже начинает появляться цивилизация в виде как еще живых, так и на глазах уходящих в небытие населенных пунктов (Вая, Акчим, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха, Романиха, Талица, Бахари, Красновишерск). Участок от устья речки Акчим (деревня Мутиха) до Вишерогорска очень живописен, но не подходит для сплава “выходного дня” — за 2 дня пройти его можно разве что только “галопом по Европам”. Поэтому основная масса туристов идет на сплав по реке от понтонной переправы Вишерогорска до Красновишерска — до этого места и добраться на машине не сложно и длина маршрута позволяет пройти его за выходные.
Нижняя часть Вишеры (около 100 км) становится типично равнинной рекой с низкими берегами, извилистым руслом и старицами — здесь она практически вдвое увеличивает свою полноводность после слияния с Колвой и Язьвой. Для сплава эта часть реки малоинтересна.
Как вы уже поняли, оптимальным в соотношении сложность/время/живописность является маршрут от деревни Мутиха с речки Акчим — все самые известные скалы Вишеры находятся ниже по течению, а заброска от Красновишерска до Мутихи займет всего пару часов, при этом значительно “срезав” основной поток других туристов.
Обратите внимание на слова “живописность” и “срезать поток туристов” — это и есть мои дополнительные мотивы, почему я выбрал Вишеру. Как уже говорил — ранее я уже сплавлялся по некоторым рекам Пермского края (Усьва, Обва) — по большинству из них в разгар сезона идут просто караваны катамаранов, а окружающий рельеф местности является весьма пресным (например, Обва). Маршрут по Вишере предполагал как относительную уединенность, так крайнюю насыщенность на природные красоты (с Вишерой в этом плане соперничать может только одна река — Березовая). Общая длина нашего путешествия — около 100 километров, из них более 90 по Вишере.
Ну и чтобы вы окончательно прониклись образом Вишеры, скажу, что из нашей группы целых пятеро человек приехало из Челябинска, четверо из Казани, один из Екатеринбурга и лишь оставшаяся половина — 10 человек, были пермскими.
Старт Регаты
На микроавтобусе “Зеленого ветра” группа часов за 5 добралась из Перми до Красновишерска (я присоединился к ним уже в Соликамске) — там нам необходимо было пересесть на ПАЗик, который уже через пару часов забросил нас до деревни Мутихи.
Еще за пару часов мы собрали катамараны на берегу речки Акчим, пообедали и с Божьей помощью, под вой комаров, слепней и гнуса — отчалили. Забегая вперед сразу скажу — это единственное, что доставляло нам неудобства за все время путешествия. Холодный июнь и резкое потепление в начале июля обеспечили самый пик активности этой летающей братии.
Речка Акчим небольшая (60 км), но горный рельеф в ее верховьях и средней части, сформировал множественные пороги 3 категории, что по большой воде делает ее самой интересной спортивной речкой Пермского края. Отрезок от Мутихи по Акчиму до устья с Вишерой не очень протяженный —
вот уже не более чем через час на горизонте показались первые камни Вишеры — Грива и Жабин мыс.
От них уже рукой подать до одного из главных артефактов Вишеры — камня Писанный. Двухкилометровая стена Писанного взметнула седую Парму вверх на 80 метров, а на его скалах до сих пор сохранились охристые рисунки времен неолита — это и послужило причиной его необычного названия.
У его подножия предполагалась наша первая стоянка и ночевка — несмотря на белые северные ночи (по факту немного темнело только на час в районе двух ночи), время уже клонилось к вечеру.
Недолгое обустройство лагеря и вот уже свободное время на закате — такой момент упустить нельзя и мы небольшой группой идем на экскурсию на Писанный. Виды с него очень напоминают Усьвенские столбы — обе громады стоят на излучинах омывающих их рек.
Однако, при всей очевидности того, что Кама является более значимой рекой нежели Волга, исторически сложившаяся установка относительно главенства рек, имеет место быть и вряд ли когда-нибудь будет изменена.
Обзор лодки «Вишера»: преимущества и недостатки
всего страниц: 4 : | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ранее я прошел несколько автономных вело-водных маршрутов летом и осенью, используя прицеп к велосипеду, каркасно-надувную байдарку длиной 3,8 м., с готовкой на газу. Новый подход предполагал отказ от прицепа, что влекло жесткие ограничения по весу и объему вещей – все снаряжение должно было поместиться в подрулевую, рамную и подседельную сумки велосипеда и рюкзак. Вместо байдарки должен был использоваться пакрафт, вместо газа – печка ‘щепочница’, и вместо самонадувного коврика и спальника – надувной легкий коврик и пристегиваемое к нему одеяло. Отказаться от палатки в пользу тента, имея опыт предыдущих походов в холодное дождливое время, я не рискнул.
Место. Выбор пал на популярный туристский маршрут по реке Вишера на севере Пермского края. Первоначально была мысль заглянуть в Вишерский заповедник и, пройдя по тропе начать сплав от устья Лыпьи, но получил следующий ответ администрации заповедника: “Видимо Вы не совсем понимаете, как там устроены тропы и это все таки горная местность с соответствующим рельефом. Поэтому сомневаюсь что 43 км по горам по лесам на велосипеде будут актуальны (. ) после 15 сентября водная часть будет закрыта для посещения”. Поэтому было принято решение пройти на велосипеде 160 км от г. Красновишерска до урочища Кордон 71 км на р.Вишера, и далее сплавиться 200 км. до точки старта.
ВИДЕО Часть 1. Дорога Красновишерск – Кордон.
ВИДЕО Часть 2. Сплав
Сроки. Старт запланирован на 12 сентября 2017 года. Прогноз погоды изменчивый, дожди с прояснениями, температура 5-10 градусов. На все от 10 до 14 дней.
Выбор пакрафта. Собственно ‘пакрафт’, как я понял, это Альпака или сделанное по ее типу плавсредство из специального тонкого материала, что дает снижение веса до 2 кг и ниже и компактность в сложенном виде, при достаточной прочности и грузоподъемности. По весьма негуманной цене. Кроме того, покрафтом называют лодку, сделанную из тонкого ПВХ, повторяющую формами пакрафт. Материал более тяжелый и грубый, но относительно недорогой.
Я остановился на ПВХ пакрафте Спутник-1 от Тайм Триала, поскольку его вес и габариты соответствовали задаче – ехать в подрулевом бауле. Был тревожный момент, когда на почте мне выдали здоровенный кирпич, весом килограмм восемь, но, оказалось, что половину веса составляет упаковка
Сама лодка. Однобаллонная. Модель стандартной длины, с декой. Цвет “мокрая химзащита”, днище серое, из более плотного ПВХ, с заходом на баллоны.
В сумке, вес брутто 4,5 кг, нормально.
* Внутри лодки места только для человека и в ноги можно поместить что-то размером с мяч. На носу имеются четыре петли, велосипедная МТБ рама без колес помещается нормально. Грести мешает, время от времени цеплял веслом, но терпимо. Еще про багаж. Поначалу я сел на надувную сидушку, рюкзак клал на переднюю палубу и сзади, за собой, сумку клал под колени. Поначалу казалось, что нужны петли для груза сзади, на горбу, но через пару дней гребли, я пришел к выводу, что более высокая посадка удобнее, и сел на рюкзак, а все остальное поместил в нос или на палубу спереди и такая компоновка оказалась оптимальной. Если выразиться кратко, то в пакрафте тесно. Но его любой способный подтянуться юноша может повесить на плечо и зашагать в гору. Комфортность посадки зависит от того, что вы под себя положите. Я начинал ерзать часа через полтора.
Прочее снаряжение.
Лодочное: Весло, пластик разборное. Ремкомплект. Шнур 10 м.
Велосипед МТБ хардтейл, 1-11 ск. с непромокаемыми сумками под рулем, в раме и за седлом, а так же дополнительным креплением фляги на руле.
Печка разборная с наддувом и котелок 1 литр, в чехле. Печка помещается в котелок, общий вес 0,65 кг с батарейками.
Зажигалка турбо и несколько обычных.
Пила Fiskars раздвижная.
Фильтр для воды MSR.
Кружка ti, ложка ti 2 шт., нож.
Фляга 0,7 и бутылка 2 л.
Электрическая часть:
Навигатор Garmin
Фонарь налобник Petzl
Телефон водостойкий с запасной заглушкой.
Внешний аккум. и шнур.
Батареи АА запасные.
З.щетка, з.паста, мыло, крем для рук в микроупаковках, вл.салфетки, ножницы, пластыри.
Еда. На 1 день. Завтрак: 2 каши овс. б/п., чай, сахар. Обед: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар. Ужин: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар.
Дополнительно: соль, перец, б.кубики.
Специальное: эн.гели high5.
Одежда и обувь.
Термобелье синт. быстросохнущее.
Теплое белье полартек.
Жилет пуховый.
Куртка флис.
Куртка штормовка мембрана.
Штаны велосипедные плотные.
Трусы велосипедные.
Пончо.
Носки 3 пары синт., носки для сна толстая шерсть.
Труба на шею флис.
Кепка х/б.
Шапка флис.
Ботинки утепленные salomon. Надо было бы взять сапоги, но ехать на велосипеде в сапогах тяжело.
Перчатки вело.
Грузим все в машину, можно выезжать.
Утро 12 сентября встретило солнцем и температурой +1 градус. Включил навигатор. Стартовал в 9 часов и сразу вылезла проблема – подседел-дроппер самопроизвольно опускался. Ехать на полусогнутых не хотелось. Ругая себя за то, что не поменял подседел на обычный, собрался уже мастерить подпорку, но заподозрил, что дело может быть в перегнутом сумкой тросе. Так оно и оказалось. После выкручивания регулятора подседел больше о себе не напоминал.
Дорога из Красновишерска в направлении Ваи главная, блуждать негде. Асфальт быстро закончился, дальше пошла грунтовка с поначалу хорошим покрытием.
Если быть точным, хорошая дорога идет до д.Мутиха, это примерно 50 км, далее начинается тяжелый участок.
Рельеф – огонь. Крутить, крутить и еще раз крутить. Суммарный подъем за 167 км велосипедной части маршрута составил 2346 метров.
Моя разбирается на три части, складывается как матрешка и помещается в алюминиевый литровый котелок от Kovea. Наддув работает от двух батареек АА, моторчик потребляет очень мало и за 10 дней комплект я не израсходовал. Корпус из нержавейки, двухстенный нагнетаемый вентилятором воздух поступает снизу и в верхнюю часть. Температура пламени высокая, вода закипает не хуже, чем на мощной газовой горелке, но трудно регулировать силу пламени. Слабый дождь не мешает. Расход ‘дров’ очень небольшой, на суп и чай хватит веток толщиной с палец которые можно принести за раз в одной руке. Существенный плюс также в том, что необходимое количество горючего материала можно найти везде, где есть деревья. Даже на самых популярных туристических стоянках, где отдыхающие обломали все сухие ветки с елок в радиусе 300 метров вширь и полтора роста вверх. Даже в дождливую погоду. В принципе можно ломать ветки руками, с помощью ножа, но с пилкой-сучкорезом легче как добывать, так и разделывать до необходимой длины (см 5-10) Я брал Fiskars с выдвижным лезвием 160 мм.
Понятно, что чем тоньше ветки, тем быстрее они прогорают, поэтому за процессом горения надо постоянно следить одним глазом, и подкладывать дрова, не доводя до полного прогорания углей. Которых с наддувом практически не остается, получается даже не зола – пепел. Искр мало, но они есть, вблизи палатки использовать надо аккуратно. Остается выжженое пятно, но только на поверхности земли. Металл понемногу обгорает, каков срок жизни нержавейки сказать сложно. В целом, мое мнение о турбопечке положительное.
Еда. На 1 день. Завтрак: 2 каши овс. б/п., чай, сахар. Обед: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар. Ужин: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар.
Дополнительно: соль, перец, б.кубики.
Специальное: эн.гели high5.
13 Августа.Первый “рыбный день”
Наблюдая невероятной красоты пейзажи (горы слева, скалы в русле, задумчивые туманы над перекатами)
экспедиционеры приступили сопственно к ловле. Хариус не баловал, и на вертушки не кидался, начались мучительные эксперименты с мухами, бомбардами и прочим. Вскоре выяснилось, что хариус таки ловитца и на блесну и на муху, но слабо и некрупный.
Хариусы подобного размера были метко окрещены Osi «пиписочниками», поскольку своими размерами походили на вышеозначенный орган, да еще после купания в бодрящей североуральской водичке.
Мы снова прошли мимо кордона Круглая Ямка
Через некоторое время мы вошли в тихий плес, протянувшийся вдоль поросшей лесом скалы, которая стеной возвышалась по правому берегу
Epi сделал заброс вертушки Aglia-long номер 1.5 в сторону скалы и сразу понял, что клюнул не хариус, небольшая, но очень сильная рыбка с отменной гимнастической подготовкой сделала несколько свечек из воды, но в итоге была надежно принята в подсачек, это был первый Таймень нашей экспедиции!
Osi изловил приличного хариуса и все вместе еще несколько “обычных”, ужин обещал быть “рыбным”
Стоянку нашли поздно, уже смеркалось, небольшая галечная коса и стоянка чуть в глубине от берега, вполне приличная, хотя и очень каменистая.
Мы успели натянуть тент и искупаться до того как начался ОН, то есть дождь…
ОН был непродолжительным и почти не испортил нам настроение, а аперитив нам его здорово поднял!
После проведения небольшой фотосессии:
Хвостатые были приготовлены методом горячего копчения, вот он кроссавец таймень:
Он же после разделывания по методу Зета:
Кулинарные достоинства тайменя превзошли все наши ожидания…
Даже происки местной молодежи, которая с матом металась по реке в поисках Коли (это еще мягко сказано – они матом не ругались, а разговаривали), «у которого лодка белая и мотор Хонда», не могли испортить вечер.
Сырые дрова горели плохо, но очень сильно шипели как несколько закипающих чайников сразу, родился новый термин: “дрова кипят”, дровам приходилось помогать кипеть вручную.
Вопрос по сплаву
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 117
- почтенный теронозавр
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 373
QUOTE (Tux @ 14 апреля 2009, 13:06) |
Купили мотор ямаху сорокасильный. |
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 117
- турист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 702
QUOTE (Следопыт @ 14 апреля 2009, 14:44) |
Насколько знаю, 8-местных катамаранов у нас не производят. А 6-местные – “Басег”, “Аква-спорт”. |
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 117
Сообщение отредактировал Катамарановладелец: 14.04.2009 – 15:30
- почтенный теронозавр
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 373
- недавно на форуме
- Группа: Новички
- Сообщений: 22
Сообщение отредактировал Nathin: 14.04.2009 – 15:57
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 101
QUOTE (Tux @ 14 апреля 2009, 13:06) |
Мы с друзьями отправляемся на сплав в начале лета на Вишеру. Купили мотор ямаху сорокасильный. Сейчас нужен катамаран. Вот нужен совет где купить 4-8 местный. Или может есть у кого? Заранее благодарю. |
Сообщение отредактировал Митька: 14.04.2009 – 16:54
- недавно на форуме
- Группа: Новички
- Сообщений: 22
Сообщение отредактировал Nathin: 14.04.2009 – 17:36
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 222
- Pininовод
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 3 649
ну не 40 же лошадок
5 сильная ямаха тащила три наших катамарана против ветра вполне шустро.
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 511
40 лошадей на кат – это вы ребята нифига себе с запасцем двигло взяли)))
В остальном согласен с предыдущими ораторами – запасайте винты, шпонки, всякоразный ЗИП.
- Цинично- равнодушен. В состоянии готовности
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 521
QUOTE (Tux @ 14 апреля 2009, 13:06) |
Купили мотор ямаху сорокасильный. Сейчас нужен катамаран. |
- рядовой пользователь
- Группа: Отключенные
- Сообщений: 200
QUOTE (Nathin @ 14 апреля 2009, 15:54) |
Не переживайте. Придётся сделать специально транец, чтобы перераспределить нагрузку на кат. На малом газу пойдёт. Или купить резиновую лодку побольше. |
- турист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 1 702
QUOTE (Tux @ 15 апреля 2009, 16:23) |
Какой транец? и как? |
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 101
QUOTE (kaizer44 @ 15 апреля 2009, 8:43) |
Вишера то же нормально. Плесы есть но все обойти можно если вы не всегда под мотором идти будете. От Ваи до Красновишерска даже под мотором за день не добраться. А мотор на реках типа Вишеры особенно летом вещь не заменимая, можно везде подойти и все посмотреть. |
Сообщение отредактировал Митька: 15.04.2009 – 16:28
- рядовой пользователь
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 200
QUOTE (Tux @ 14 апреля 2009, 13:06) |
Сейчас нужен катамаран. Вот нужен совет где купить 4-8 местный. Или может есть у кого? |
- недавно на форуме
- Группа: Новички
- Сообщений: 22
Сообщение отредактировал Nathin: 15.04.2009 – 20:00
Сообщение отредактировал Митька: 15.04.2009 – 16:28
Лодки ПВХ в г. Малая Вишера.
Недорогая и легкая двухместная “лодка выходного дня” для городского жителя.
Лодка Солар 310 оптима – легкая и удобная лодка для рыбалки на озере или спокойной реке, с транспортировкой которой можно справиться в одиночку.
Лодка SOLAR-310 имеет полностью надувное килевое днище низкого давления, усиливается слоем ПВХ-ткани по всей поверхности скольжения. Пол внутри лодки проклеен защитным слоем не скользящей ткани по всей площади кокпита.
Недорогая и легкая трехместная “лодка выходного дня” для городского жителя.
Лодка Солар 330 оптима разработана с учетом запросов покупателей из средней полосы России, которым не надо переплачивать за ненужные в обычных условиях утяжелители в виде дополнительных слоев защиты дна и пола.
Лодка Солар 330 максима разработана в самом распространённом на сегодняшний день формате “для рыбалки вдвоём”. Лодка имеет дополнительное усиление пола, днища и низа баллонов слоем ПВХ-ткани.
Легкая и вместительная “лодка выходного дня” для городского жителя.
Лодка Солар 350 оптима – легкая и удобная в транспортировке лодка, но более вместительная, чем младшие модели- Солар 310 и 330. В этой лодке можно расположиться вдвоём для однодневного выезда на рыбалку или охоту на озере или спокойной реке.
Солар 350 максима неплохо подходит в качестве помощника в рыбалке и походов для двоих неразлучных друзей, обладает весьма неплохим набором ходовых качеств. Благодаря оригинальным обводам, отсутствует как таковое заливание носовой части.
Новинка! Доступна для заказа.
Само название ОПТИМА подразумевает сочетание относительно малого веса – эргономики – и стоимости. Именно такими свойствами обладает лодка Солар 380 оптима.
Универсальная лодка, для рыбалки, походов или туризма. При разработке этой лодки, нам хотелось воплотить в жизнь нечто универсальное, создать максимально эргономичное и практичное судно для отдыха на природе.
Лодка содержит в своей конструкции, новейшую запатентованную (pat.145840) разработку компании – водоводный тоннель! Если Вы любитель покорять горные, порожистые, мелководные реки – эта лодка придется Вам по душе !
С лодки Солар 400 начинаются экспедиционные модели лодок, то есть тех на которых можно отправляться в длительные водные походы. Солар 400 – укороченная версия и облегченная версия Солар 450.
Универсальная лодка Solar 420 К Максима для рыбалки, походов или туризма. Производителю удалось создать максимально эргономичное и практичное судно для отдыха на природе.
Водоводный тоннель от SOLAR, позволит Вам проходить по почти любым, даже самым безводным водоёмам и надежно защитит водоприемник мотора (интейк). Проходимость SOLAR-420 JET tunnel в режиме глиссирования составляет всего 5-7 см.
Солар-420 Стрела Jet Tunnel это удлиннённая на 40 см версия хита наших продаж Солар-380 Jet Tunnel. Модель содержит в своей конструкции, запатентованную разрабоку компании Solar(Солар) – водоводный тоннель!
Идеальная “модель эгоиста” – супер маневренная лодка Solar-420 Vega Jet Tunnel. Легкая (чуть больше 50 килограмм), проходимая по любому мелководью, супер маневренная лодка может легко уместиться в багажник любого автомобиля или вертолета.
Новинка! Доступна для заказа. Поступление в мае 2020 года
- «
- ‹
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- ›
- »
Новинка! Доступна для заказа.
Катер «КМ-120 КАМА Прогулочный»
Катер «КМ-120 КАМА Прогулочный» разработан для размещения пассажиров на открытой палубе. Катер комплектуется тентом бимини, укрывающим всю палубу.
Катер «КМ-120 ИК» «КМ-120 ИК» — двухпалубное исполнение прогулочной версии. Рулевое управление дублируется на верхней палубе.
Пожалуйста, оцените лодку и оставьте об этой лодке свой отзыв
Сообщества › Драйвер-Путешественник › Блог › Сплав по реке Вишера. Камни Писанный, Бычок и Сыпучий.
Меня уже давно и необратимо покорил север Пермского края — значительная часть наиболее красивых достопримечательностей Перми Великой расположены именно там: это как популярные Ветлан, Полюд, Помяненный камень, Чердынь (с ее окрестностями), так и манящие объекты Вишерского заповедника (начиная, к примеру, с высшей точки Пермского края — Тулымского камня).
И если фотки с Ветлана есть у каждого приличного пермского тревэл-блогера, то многодневной прогулкой по Вишерскому заповеднику похвастаться могут лишь редкие единицы. Но путь от мейнстрима до уникальности не прост — далеко не каждый готов расстаться хотя бы на несколько дней с теплым унитазом и преодолевать десятки километров по непростому рельефу лесотундры с тяжелым рюкзаком.
Скрывать не буду — я тоже являюсь типичным городским ценителем зоны комфорта, но чем дальше, тем все большую силу берет мое любопытство над природной ленью, тем все глубже в неведомое простираются мои (пока что робкие) попытки в постижениях и открытиях. Что же касается Вишерского заповедника, то на будущий год я занес себе в вишлист недельную “пешку” по нему, а в этом решил максимально приблизить границы исследованного пространства путем сплава по красавице Вишере. Осталось определиться — кто и как будет это организовывать?
Самостоятельные сборы я отмел сразу — я ни разу не походник, опыт сплавов по рекам у меня очень скудный, да и продвинутых в жизни на природе друзей у меня нет. Перспектива сбора необходимого оборудования, обеспечения заброски, готовки еды, заготовки дров и т.п. в одно лицо меня совершенно не радовала.
Не секрет, что на таких мероприятиях люди склонны сильно расслабляться — плывешь такой себе звездочкой по воле воды и ветра, волосы по воде… А если такие все в команде? Одним словом — так или иначе кто-то должен быть постоянно озабоченным всеми проблемами досуга и
этим человеком я быть не хотел.
При этом, каждый год в соцсетях я читаю разоблачительные отзывы пермских туристов о горе-фирмах, которые, получив деньги, банально бросали своих клиентов на произвол судьбы: гиды не знали маршрутов, не имели навыков и желания исполнять свои прямые обязанности, перекладывая их на клиентов, забывали людей на стоянках и просто банально подвергали их жизни и здоровье опасности.
Поэтому я не стал экспериментировать и обратился в компанию к которой уже имел доверие — Зеленому ветру. Несколько лет назад я уже сплавлялся под ее флагами — после этих поездок у меня остались только самые лучшие воспоминания. Кроме того, об опыте своей сфере и ответственности за взятые обязательства, говорит и то, что именно эта компания систематически обеспечивает натурные съемки в Пермском крае многих федеральных кинопроектов. К примеру, Зеленый ветер сопровождал логистику съемочных бригад таких фильмов как “Географ глобус пропил” и “Время первых”.
В общем, выбор для меня был очевиден, а у Зеленого ветра как нельзя кстати в программе оказался шестидневный сплав по Вишере в первых числах июля. Здорово, еду! После недолгих роптаний определился и состав: я и среднее мое чадо — отрок Данила шестнадцати лет от роду.
Почему Вишера?
Я уже вскользь затрагивал этот вопрос в заметке о Мысе Стрелка, но рискну повториться — в курсе ли вы, что если исходить из современных правил гидрологии, то на карте в устье самого большого притока Каспийского моря должно быть написано не Волга, а Вишера?
Почему? Все просто, но давайте начнем с конца и разберемся сперва с вопросом — Кама vs Волга. При определении главенства рек в гидрологии учитываются многие факторы: площадь бассейна, количество притоков, протяженность реки, геологический возраст долины, ширина, глубина, скорость течения, но главным все же является водоносность (объем расхода). И как ни странно, но практически по всем вышеприведенным критериям Кама кладет Волгу “на лопатки”:
— по протяженности (до месте слияния) Кама длинней Волги практически на 400 км (1805 км против 1390 км и это без учета того, что после строительства водохранилищ по руслу Камы ее длина уменьшилась более чем на 200 км!);
— перепад высот между истоком и уровнем моря 331 метр против 228 метр в пользу Камы;
— притоков у Камы тоже больше: 73,7 тыс. против 66,5 тыс.;
— Кама значительно старше Волги, да и изначально последняя была лишь притоком Дона, а не Каспия;
— в месте слияния Волга соединяется с Камой практически под прямым углом, не меняя ее течения;
— по расходу Кама практически на 30% полноводнее Волги — 4300 м3/с против 3100 м3/с, при том, что Волга в летнее время сильно мелеет, чего не происходит с Камой;
— Волга незначительно превосходит Каму только по одному показателю — площади водосбора: 260,9 тыс. км² против 251,7 тыс. км² и то, при условии корректировки на горный рельеф Камского бассейна, который существенно увеличивает площадь водосбора.
Однако, при всей очевидности того, что Кама является более значимой рекой нежели Волга, исторически сложившаяся установка относительно главенства рек, имеет место быть и вряд ли когда-нибудь будет изменена.
Теперь перейдем ко второй части разбора — Кама vs Вишера. Берем опять в руки карандаш и линейку: водоносность Вишеры на месте ее слияния с Камой больше на 20% (2600 м3/с против 2100 м3/с), при этом при слиянии Вишера продолжает свой путь по прямой, а к ней под углом присоединяется Кама.
Ощутили величие этого “открытия”? А нам говорят, что Волга впадает в Каспийское море… (с)
Теперь от вопросов глобальных перейдем к мирским. Почему же все таки сплав по Вишере, а не какой-либо другой реке Пермского края (которых предостаточно)? Частично в начале статьи я уже ответил на этот вопрос — мне хотелось как можно ближе заглянуть в север нашего края и Вишера как нельзя лучше подходит на эту кандидатуру. Но чтобы полностью объяснить свой выбор, мне придется сделать еще небольшую географическую ремарку.
Истоки Вишеры теряются в горах Северного Урала на высоте более километра над уровнем моря и до своего устья она падает по высоте более чем на 900 метров, проходя при этом 415 километров — это позволяет ей занять пятое место про протяженности среди всех рек Пермского края, оставаясь при этом одной из самых полноводных.
Русло реки условно делится на 3 части. Верхняя Вишера — от истока до устья речки Улс (182 км) Вишера несет свои стремительные воды преимущественно в горной местности Вишерского заповедника, на фоне таких величественных вершин Северного Урала как Тулымский камень (1469 метров), Чувальский (912 метров), Березовый (831 метр). Статус особо охраняемой зоны обеспечивает первозданность природы этих мест в ее суровой красоте.
Чтобы добраться до этих мест потребуется выдержка и целеустремленность — от Красновишерска до самой дальней точки 71 квартала (кордон Вишерского заповедника) путь в 165 километров по плохой грунтовой дороге отнимет 6-7 часов. Выше дорог нет и подняться дальше можно только по реке — самые отчаянные туристы начинают свой сплав именно отсюда и за неделю пройдя 200 километров по реке оказываются в Красновишерске.
После устья речки Улс и до самого Красновишерска (133 км) Вишеру именуют Средней — здесь уже нет больших гор, река становится как значительно более полноводной, так и более спокойной, а ее берега украшают многочисленные скалы, самые известные из которых: Писаный, Говорливый, Сыпучий, Дыроватый, Ветлан. Здесь уже начинает появляться цивилизация в виде как еще живых, так и на глазах уходящих в небытие населенных пунктов (Вая, Акчим, Сыпучи, Вишерогорск, Заговоруха, Романиха, Талица, Бахари, Красновишерск). Участок от устья речки Акчим (деревня Мутиха) до Вишерогорска очень живописен, но не подходит для сплава “выходного дня” — за 2 дня пройти его можно разве что только “галопом по Европам”. Поэтому основная масса туристов идет на сплав по реке от понтонной переправы Вишерогорска до Красновишерска — до этого места и добраться на машине не сложно и длина маршрута позволяет пройти его за выходные.
Нижняя часть Вишеры (около 100 км) становится типично равнинной рекой с низкими берегами, извилистым руслом и старицами — здесь она практически вдвое увеличивает свою полноводность после слияния с Колвой и Язьвой. Для сплава эта часть реки малоинтересна.
Как вы уже поняли, оптимальным в соотношении сложность/время/живописность является маршрут от деревни Мутиха с речки Акчим — все самые известные скалы Вишеры находятся ниже по течению, а заброска от Красновишерска до Мутихи займет всего пару часов, при этом значительно “срезав” основной поток других туристов.
Обратите внимание на слова “живописность” и “срезать поток туристов” — это и есть мои дополнительные мотивы, почему я выбрал Вишеру. Как уже говорил — ранее я уже сплавлялся по некоторым рекам Пермского края (Усьва, Обва) — по большинству из них в разгар сезона идут просто караваны катамаранов, а окружающий рельеф местности является весьма пресным (например, Обва). Маршрут по Вишере предполагал как относительную уединенность, так крайнюю насыщенность на природные красоты (с Вишерой в этом плане соперничать может только одна река — Березовая). Общая длина нашего путешествия — около 100 километров, из них более 90 по Вишере.
Ну и чтобы вы окончательно прониклись образом Вишеры, скажу, что из нашей группы целых пятеро человек приехало из Челябинска, четверо из Казани, один из Екатеринбурга и лишь оставшаяся половина — 10 человек, были пермскими.
Старт Регаты
На микроавтобусе “Зеленого ветра” группа часов за 5 добралась из Перми до Красновишерска (я присоединился к ним уже в Соликамске) — там нам необходимо было пересесть на ПАЗик, который уже через пару часов забросил нас до деревни Мутихи.
Еще за пару часов мы собрали катамараны на берегу речки Акчим, пообедали и с Божьей помощью, под вой комаров, слепней и гнуса — отчалили. Забегая вперед сразу скажу — это единственное, что доставляло нам неудобства за все время путешествия. Холодный июнь и резкое потепление в начале июля обеспечили самый пик активности этой летающей братии.
Речка Акчим небольшая (60 км), но горный рельеф в ее верховьях и средней части, сформировал множественные пороги 3 категории, что по большой воде делает ее самой интересной спортивной речкой Пермского края. Отрезок от Мутихи по Акчиму до устья с Вишерой не очень протяженный —
вот уже не более чем через час на горизонте показались первые камни Вишеры — Грива и Жабин мыс.
От них уже рукой подать до одного из главных артефактов Вишеры — камня Писанный. Двухкилометровая стена Писанного взметнула седую Парму вверх на 80 метров, а на его скалах до сих пор сохранились охристые рисунки времен неолита — это и послужило причиной его необычного названия.
У его подножия предполагалась наша первая стоянка и ночевка — несмотря на белые северные ночи (по факту немного темнело только на час в районе двух ночи), время уже клонилось к вечеру.
Недолгое обустройство лагеря и вот уже свободное время на закате — такой момент упустить нельзя и мы небольшой группой идем на экскурсию на Писанный. Виды с него очень напоминают Усьвенские столбы — обе громады стоят на излучинах омывающих их рек.
Почему Вишера?
Лодки ПВХ в г. Малая Вишера.
Недорогая и легкая двухместная “лодка выходного дня” для городского жителя.
Лодка Солар 310 оптима – легкая и удобная лодка для рыбалки на озере или спокойной реке, с транспортировкой которой можно справиться в одиночку.
Лодка SOLAR-310 имеет полностью надувное килевое днище низкого давления, усиливается слоем ПВХ-ткани по всей поверхности скольжения. Пол внутри лодки проклеен защитным слоем не скользящей ткани по всей площади кокпита.
Недорогая и легкая трехместная “лодка выходного дня” для городского жителя.
Лодка Солар 330 оптима разработана с учетом запросов покупателей из средней полосы России, которым не надо переплачивать за ненужные в обычных условиях утяжелители в виде дополнительных слоев защиты дна и пола.
Лодка Солар 330 максима разработана в самом распространённом на сегодняшний день формате “для рыбалки вдвоём”. Лодка имеет дополнительное усиление пола, днища и низа баллонов слоем ПВХ-ткани.
Легкая и вместительная “лодка выходного дня” для городского жителя.
Лодка Солар 350 оптима – легкая и удобная в транспортировке лодка, но более вместительная, чем младшие модели- Солар 310 и 330. В этой лодке можно расположиться вдвоём для однодневного выезда на рыбалку или охоту на озере или спокойной реке.
Солар 350 максима неплохо подходит в качестве помощника в рыбалке и походов для двоих неразлучных друзей, обладает весьма неплохим набором ходовых качеств. Благодаря оригинальным обводам, отсутствует как таковое заливание носовой части.
Новинка! Доступна для заказа.
Само название ОПТИМА подразумевает сочетание относительно малого веса – эргономики – и стоимости. Именно такими свойствами обладает лодка Солар 380 оптима.
Универсальная лодка, для рыбалки, походов или туризма. При разработке этой лодки, нам хотелось воплотить в жизнь нечто универсальное, создать максимально эргономичное и практичное судно для отдыха на природе.
Лодка содержит в своей конструкции, новейшую запатентованную (pat.145840) разработку компании – водоводный тоннель! Если Вы любитель покорять горные, порожистые, мелководные реки – эта лодка придется Вам по душе !
С лодки Солар 400 начинаются экспедиционные модели лодок, то есть тех на которых можно отправляться в длительные водные походы. Солар 400 – укороченная версия и облегченная версия Солар 450.
Универсальная лодка Solar 420 К Максима для рыбалки, походов или туризма. Производителю удалось создать максимально эргономичное и практичное судно для отдыха на природе.
Водоводный тоннель от SOLAR, позволит Вам проходить по почти любым, даже самым безводным водоёмам и надежно защитит водоприемник мотора (интейк). Проходимость SOLAR-420 JET tunnel в режиме глиссирования составляет всего 5-7 см.
Солар-420 Стрела Jet Tunnel это удлиннённая на 40 см версия хита наших продаж Солар-380 Jet Tunnel. Модель содержит в своей конструкции, запатентованную разрабоку компании Solar(Солар) – водоводный тоннель!
Идеальная “модель эгоиста” – супер маневренная лодка Solar-420 Vega Jet Tunnel. Легкая (чуть больше 50 килограмм), проходимая по любому мелководью, супер маневренная лодка может легко уместиться в багажник любого автомобиля или вертолета.
Новинка! Доступна для заказа. Поступление в мае 2020 года
- «
- ‹
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- ›
- »
- Лодки ПВХ российского и зарубежного производства от известных брендов.
- Цены на лодки, рекомендованные производителями, без дополнительных накруток.
- Собственные сервисные центры по ремонту лодок ПВХ и подвесных лодочных моторов
Услуги во время рыболовного тура
- Заброска/выброска (транспортные услуги)
- Инструктор по рыбалке
- Повар (оговаривается дополнительно)
- Питание (оговаривается дополнительно), алкоголь и табачные изделия приобретаются самостоятельно
- Оформление лицензий и разрешений на пребывание на территории заповедников
- Страховка
- Аптечка
- Предоставление туристического оборудования (палатки, спальники, туристические коврики, комплект кострового оборудования)
При ловле с берега снасть забрасывают поперек или против течения. Затем удилище приподнимают до угла 60 – 80°, чтобы мушки перед поплавком играли как “верховые”. Для придания большей живости игре леску при отпускании или подмотке можно слегка подергивать. Если же окажется, что хариус лучше берет на глубине, мушки перед поплавком можно превратить в “затопленные”, вытянув удилище в одну линию с леской.
Сплав по Вишере на 4 дня в 2020 году
Продолжительность сплава: 4 дня (например с четверга по воскресенье).
Маршрут сплава: п.Мутиха – п.Красновишерск
Протяженность маршрута: автобус – 750 км (туда и обратно), сплав – 90 км.
Река Вишера изумительно красивая и живописная, а также, пожалуй, самая любимая река для сплавов среди туристов. Местами это горная бурная река, с прохладной водой, со скромными порогами и перекатами. Но в общем-то сплав по Вишере вполне безопасный и подходит для туристов с небольшим стажем и для похода с детьми, а можно даже и с собакой. Здесь, находясь на севере Пермского края, Вы познаете истинную и дикую природу Урала, которую Вы вряд ли где-то еще встретите. Сплав по Вишере пролегает через Вишерский заповедник, охраняемую территорию с природными богатствами. Здесь не только красивые скалисты берега, горы и бесконечная зелень леса. Здесь поистине богатый животный мир: медведи, росомахи, рыси, реки наполнены разными видами рыб. Веками эти места привлекали людей- охотников и рыболовов, которые оставили свой след в истории заповедника в виде наскальных рисунков.
Здесь, в местах, практически не тронутых человеком, вдали от цивилизации Вы сможете наконец-то расслышать прекрасный голос, которым говорит сама Природа. Сплав по Вишере может Вам подарить тихий отдых, восстановить свои силы и душевное равновесие, получить новые яркие впечатления. К тому же Вишера порадует Вас великолепной рыбалкой, Вас ждет посиделки у костра и восхождение на легендарные скалы Ветлан и Полюд, откуда Вы сможете с восхищение взглянуть на долину реки.
Сплав по Вишере на долгие отпечатается в Вашей памяти и займет важное место в сердце.
Сплав по Вишере дает нам возможность познакомиться со следующими памятниками Уральской природы:
1. Камень Писанный. Высота “Писанного” около 100 метров, а протянулся этот камень на два километра вдоль реки. Название камня говорит само за себя. На нем было обнаружено около 300 наскальных рисунков древних людей. К сожалению, вандализм и легкая доступность этого камня для туристов сделали свое дело. На данный момент, целых изображений осталось около 10. По оценкам ученых, камень “Писанный” был священным местом, для людей эпохи неолита. Здесь были найдены: наконечники стрел; черепа древних животных; когти и клыки с просверленными отверстиями, которые носились в виде украшений и ритуальных предметов; различные амулеты. Так же было найдено в районе “Писанного” много костровищ, но костей животных, как на любых других костровищах древних людей, найдено не было. Это говорит о том, что действительно, данное место было сакральным. Все что происходило в этих местах, жертвоприношения, все это было для древних богов.
2. Камень Бычок, в его пещерах обнаружены следы древней ананьинской культуры. Пещеры, по данным археологов, использовались древними охотниками. В них были найдены костровища, кости древних животных.
3. Камень Дыроватый, весь просто пронизан многочисленными пещерами. Самая большая пещера в камне “Дыроватый” называется “Каньонная”. Длина пещеры достигает 90 метров. Все пещеры расположены на разной высоте и соединены системами щелей. Около водной глади прослеживаются самые заметные пещеры камня. Остальные же придется искать в заролсях.
4. Камень Говорливый, который всегда отвечает Вам продолжительным эхом. Протянулся он на два километра по правому берегу Вишеры. Высота камня около 60 метров. Эхо, которое Вам отвечает, образуется из-за дугообразной формы “Говорливого”. С этим камнем связана красивая легенда. Как-то, давным-давно, пришли захватчики на местные земли. Их встретил рыбак. У него не было времени добраться до деревни и он принял не равный бой. Рыбак пал. Но камень вдруг ожил. Камень на всю тайгу закричал и приближении врагов. Местные жители услышали громкий крик и выдвинулись встречать неприятеля. Враг был разбит. А камень назвали “Говорливый”
5. Камень Ветлан, самый величественный и знаменитый камень Вишеры. Его высота, в некоторых местах, достигает 100 метров. С его вершины открывается такой великолепный вид, что просто захватывает дух. С камнем Ветлан связана красивая легенда. Жили как то два богатыря, Ветлан и Полюд. Были огромными, равными по силе. Разными были только по росту да телосложению. Влюбились оба богатыря в красавицу Вишеру и Вишере они оба были любы. Встретились два богатыря в схватке за Вишеру. Бросилась Вишера между богатырями, умоляла перестать. Кидали богатыри камни друг в друга через девицу. Бой продолжался шесть дней и шесть ночей. Рухнули богатыри, обессилившие, склонили друг к другу головы и окоменели. А Вишера превратилась в речку.
6. Камень Полюд (для его посещения необходимы дополнительные 6 часов)- главный соперник Ветлана, по крайней мере так гласит легенда. Но по более правдивым данным, тут была застава, охраняющая Чердынь от набегов. А гланым на этой заставе был Полюд. О приближающихся врагах они предупреждали сигнальными кострами на вершине камня.
Обзор лодки «Вишера»: преимущества и недостатки
Первый участок сплава по совету Игоря решили особо не растягивать, да и усталость от дальней дороги уже давала о себе знать — отплыли от места старта всего километров на пять и причалили к каменистой косе острова. Вот тут с женой мы и поняли правильность нашего выбора пакета услуг. Пока мы бродили по берегу, любуясь природой и рассматривая камушки на берегу, Игорь с Даней установили палатки, тент, напилили дров и разожгли костер.
По левой стороне нашего островка замечаю небольшой перекатик, видно как на нем прыгают небольшие харюзки (местные рыболовы именно так называют хариусов) — пора собирать снасть. Выбор остановил на следующем комплекте: спиннинг Cottus Sonex Persh (2,40 м, тест 3-10 гр.), катушка Quantum Energy Ti 2000, монофильная леска 0,147 мм, вращалка Cottus Wald 4гр. с белым лепестком. Надеваю забродники — вперед за добычей.
Маршрут сплава по реке Вишера
Богатая флора и фауна позволят поближе познакомиться с их уникальными представителями. В верховьях реки водится крупнейшая популяция хариуса и тайменя из семейства лососевых. Только представьте, сколько незабываемых эмоций и впечатлений принесет рыбалка на Вишере! Местные рыболовы называют таймень «речным тигром» за его впечатляющие размеры и небывалое сопротивление! На сплаве специально предусмотрены дневки, где можно отдохнуть от работы веслами и вдоволь порыбачить.
Вложения
7.07.12 Суббота.
Половину ночи, на противоположном берегу, развеселая компания пела песни, а у нас над головой им подпевала утка. Часам к трем все угомонились.