Плавать (управлять) гребной надувной лодкой: обучение плаванию на лодке, рыбалка с лодки, научиться грести веслами

Техника гребли веслами

В принципе, грести умеет каждый. Этот процесс также интуитивно понятен, как и езда на велосипеде. Но чем отличается опытный гребец от новичка. Тем, что первый преодолеет за одно и то же время гораздо большее расстояние и затратит при этом гораздо меньше сил. В чем основные ошибки новичка?
1. Гребля за счет силы рук и отсутствие работы корпуса.
2. Слишком сильное или слишком слабое погружение в воду лопасти весла.
3. Слишком малое перемещение весел в горизонтальной плоскости.
4. Слишком сильное сжатие весел ладонями рук.

Теперь по порядку. Первая ошибка, которую совершает человек, впервые взявший весла в руки – “мертвая хватка” с которой он вцепляется в рукоять весла. Эта абсолютно ненужная трата сил, которая приводит к быстрой усталости и потертости ладоней до крови.
Весло необходимо держать крепко, но свободно. В свое время, наш инструктор объяснял это так: представьте себе, что у вас в руках два маленьких котенка. Их необходимо держать крепко, что бы они не выпали, но в то же время их нельзя сжимать, что бы не причинить им боль. Весло – тот же котенок: крепко сожмете – задушите. Таким образом, ваша рука должна напоминать крюк, с помощью которого вы обхватили рукоять. Да, и еще, ваши ладони должны быть сухими, иначе очень быстро появятся потертости.

Перед началом гребли нужно принять исходное положение: сесть на банке прямо, заняв 3/4 ее ширины, чуть согнутые ноги должны упираться в упорки, кисти согнутых в локтях рук должны находиться на весле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз.

Сам гребок делится на четыре фазы:

Разворот лопасти весла при гребле
1 — исходное положение, 2 — в начале разворота от себя, 3 — в конце разворота и в момент ввода в воду, 4 — на траверзе, 5 — в момент выноса из воды, 6 — при заносе

1. Начало гребка и захват воды – корпус наклонен вперед, руки вытянуты лопасть весла входит в воду перпендикулярно плоскости воды. Важно, что бы в момент захвата лопасть была развернута почти до вертикального положения с легким наклоном (не более 10 градусов) в сторону кормы. При этом погружать ее надо так, что бы верхняя кромка лопасти оставалась снаружи. Для некоторых типов весел рекомендуется погружать лопасть лишь на 2/3 ее длины. Тут правило такое: слишком глубоко погруженное весло – тормозит лодку и заставляет вас тратить лишние силы впустую. Мелко же погруженное весло создает лишь фонтаны разбрызгиваемой воды – красиво, но бесполезно – лодка не продвинется и на несколько метров, а вы и ваши пассажиры очень быстро окажетесь мокрыми.

2. Проводка – активная фаза гребка, во время которой вы придаете лодке ускорение. Лопасть совершает движение под водой, как бы отталкивая ее от себя . Тут над запомнить главное: проводка осуществляется за счет работы мышц спины и ног, а руки подключаются лишь в завершающей ее фазе. В момент зацепа воды наше тело должно быть наклонено вперед, а руки вытянуты. Во время проводки, не изменяя положения рук, мы тянем весло на себя за счет наклона корпуса назад и делаем медленный выдох. Таким образом, вы используете одновременно и массу своего тела, и силу мышц ног и спины. Руки, какие бы сильные они ни были, не смогут долго работать с такой нагрузкой. Используя лишь мышцы рук, вы быстро устанете и эффективность гребли снизится (не говоря уже о том, что на следующее утро они будут просто “отваливаться”).

3. Вынос лопасти из воды. В конце проводки мы подтягиваем руками весло к себе, выносим его из воды и разворачиваем лопасть параллельно плоскости воды. Это необходимо для того, что бы свести к минимуму сопротивление воздуха. Правда, сделать это возможно не всегда – все зависит от типов уключин. Стандартная У-образная уключина деревянной лодки и кольцевая резиновой позволяют сделать это. Однако, в металлических лодках уключины часто вмонтированы в весла (внешне это выглядит как весло с торчащим из него штырем) – тут никаких разворотов быть не может.

4. Занос. Это фаза отдыха. Делаем глубокий вдох, медленно наклоняем корпус вперед, выпрямляя руки и заносим весло назад к носу лодки параллельно поверхности воды (ну, вы помните, конечно, что при гребле мы сидим лицом к корме и спиной к носу – не удобно, а что делать?). Заканчивается занос началом нового гребка и все повторяется сначала.


Перед началом гребли нужно принять исходное положение: сесть на банке прямо, заняв 3/4 ее ширины, чуть согнутые ноги должны упираться в упорки, кисти согнутых в локтях рук должны находиться на весле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз.

Плавать (управлять) гребной надувной лодкой: обучение плаванию на лодке, рыбалка с лодки, научиться грести веслами

5.3. Особенности эксплуатации надувных лодок.

Итак, лодка подготовлена к плаванию. Как же ее эксплуатировать? Остановимся сначала на общих вопросах эксплуатации надувных лодок. Любое плавание начинается с отхода от берега. К сожалению, многие владельцы лодок стремятся быстрее начать туристское путешествие, достичь заветной заводи, забросить удочку в облюбованном месте и. теряют бдительность при отходе от берега. А жаль, ведь дно водоемов, особенно незнакомых, иногда покрыто битым стеклом, металлическими банками, корягами. Наиболее опасны остатки погибших от горько-солевой воды кустарников в водоемах Средней Азии. В летние месяцы года уровень воды в этих водоемах понижается в результате интенсивного испарения воды. Как только вода отходит, оживают погибшие кустарники с мощной корневой системой, давая молодую поросль. Осенью, когда эта поросль попадает под воду, она гибнет, оставляя жесткие сучки, которые представляют опасность для оболочки надувной лодки. Повышенное внимание необходимо и при прохождении лесосплавных рек и рек, которые сильно мелеют в летний период. Они, как правило, засорены бревнами, корягами, топляками. При встрече с такими предметами лодка может получить повреждение. Аналогичная ситуация может возникнуть и при возвращении назад.

Отчаливание и причаливание лучше производить против течения. На спокойной воде это делается одним плавным разворотом, на бурной реке следует использовать заводи за камнями, выступы берега. При сильном волнении выход на берег и отплытие от него представляются наиболее трудными этапами путешествия. Для их проведения надо выбирать места на мелководье с песчаными и галечными пляжами, а не около скалистых или каменистых берегов.

Таким образом, надлежит запомнить следующее: отходить от берега и причаливать к нему нужно медленно, осторожно, тщательно осматривая дно водоема.

При плавании важно также соблюдать осторожность, особенно на мелководье в незнакомых и засоренных водоемах, и следить за торчащими из воды предметами. Если нужно поменяться в лодке местами, то делать это необходимо не спеша, чтобы не накренить лодку. Меняться местами в неустойчивой лодке надо только около берега. Располагаться в лодке следует лишь на штатных сиденьях, размещение на борту может привести к переворачиванию лодки. Переходить из лодки в лодку нужно без резких движений. Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик, поскольку человек при прыжке с опорой на борг в силу незначительной массы лодки оттолкнет ее в сторону и окажется в воде.

Из-за малой осадки, большой площади парусности и незначительной массы надувные гребные лодки, особенно небольших размеров, подвергаются сносу под действием ветра и волн, поэтому на больших открытых водоемах, где господствуют ветер и волны, нужно проявлять осторожность, следя за силой и направлением ветра и высотой волны. Степень волнения и высоту волны ориентировочно можно определить визуально по характерным признакам водной поверхности (табл. 5.1). Каждый владелец должен знать указанную в Руководстве по эксплуатации допустимую высоту волны для своей лодки и в зависимости от нее принимать решение о возможности эксплуатации лодки.

Наиболее опасен ветер на водоемах Средней Азии. Редкий день выдается здесь безветренным. Сильный ветер создает большие волны, которые на глубоких местах могут быть пологими, а у берега становятся высокими, образуя прибой. Следует иметь в виду, что в сильный ветер, особенно дующий с берега, при значительной высоте волны грести на надувной лодке очень трудно. В этом случае лодку лучше разворачивать носом или кормой к волне.

Высота волн на водохранилищах обычно достигает 2,5 — 3,0 м, на озерах 3,5 м. На реках и каналах высота волны обычно меньше 0,6 м, но иногда (как правило, в период весенних вод) может достигать 1 м. При ухудшении погодных условий самое благоразумное — держаться ближе к берегу. Малые гребные лодки вообще не следует эксплуатировать далеко от берега. Не рекомендуется использовать надувные лодки в зоне фарватера водоемов, особенно в темное время суток и во время тумана. Но если все-таки приходится плавать в таких условиях, то необходимо иметь сигнальный цветовой электрический фонарь.

Рассмотрим специфические особенности эксплуатации гребной, моторной и парусной надувных лодок.

При гребле на надувной лодке веслом с опорой на борт гребец садится спиной к движению, а при гребле гребком — так же, как на надувной байдарке, лицом к движению. Охват рукоятки весла пальцами должен быть свободным, без напряжения. Для создания упора при гребле ноги слегка сгибают в коленях и упирают в надувной борт, сиденье, опорные выступы или заводят под борт. Пользоваться надувной лодкой может любой человек при определенной сноровке и навыках в гребле. Так как надувная лодка имеет тенденцию к рысканию и дрейфу, грести на ней следует короткими гребками, поскольку в этом случае она легко скользит по воде и лучше удерживается на курсе.

Если по какой-то причине плавание на лодке совершается в одиночку вдали от берега, в сильный ветер или при быстром течении, рекомендуется привязать конец носового фалиня к телу, так как при случайном падении человека в воду лодку может быстро отнести от него.

Каждый, кто пользуется надувной резиновой лодкой, знает, что на одном якоре она очень неустойчива, ее «носит» ветром, а установка двух якорей затруднительна. И все же надежный одноякорный вариант постановки лодки есть. Для этого фал пропускают в боковые кольца на баллонах и связывают так, чтобы образовался треугольник с длиной стороны приблизительно два метра. На свободном конце фала закрепляют якорь. Передвигая фал в кольцах, добиваются нужного положения лодки, в котором ее будет удерживать ветер или течение. В результате появляется возможность постановки лодки под разными углами к ветру или течению и увеличения тем самым, например, района облова рыбы.

Человек, обладающий навыками управления жесткой моторной лодкой, без особого труда сможет управлять и надувной моторной лодкой, характерными особенностями эксплуатации которой являются небольшая инерция хода и малый радиус циркуляции, составляющий 2 — 3 длины корпуса лодки, а также большая чувствительность к размещению груза по длине кокпита. Надувная моторная лодка при разгоне, как правило, приобретает значительный дифферент на корму. Угол ходового дифферента при разгоне на моторных лодках с двигателями мощностью 14,7 — 22,1 кВт (10-15 л. с.) достигает 30°, и у наблюдателей в первый момент создается впечатление, что сейчас она перевернется, но проходит совсем немного времени, и лодка быстро выходит на глиссирование. При глиссировании угол ходового дифферента не превышает 1 °30′ и лодки буквально «стелются» по воде.

На рис. 5.14 и 5.15 приведены зависимости угла ходового дифферента и скорости от частоты вращения винта мотора для надувных моторных лодок «Орион-8» и «Орион-15», оснащенных моторами «Ветерок-8» и «Ветерок-14» со штатными винтами и имеющих на борту по два пассажира. Как видно из рисунков, дифферент, достигнув максимума в режиме плавания, начинает резко уменьшаться в переходном режиме и становится минимальным и постоянным в режиме глиссирования. Устойчивый режим глиссирования у лодки «Орион-8» начинается с 4000 1/мин, а у «Орион-15» — с 3500 1/мин.

При эксплуатации надувной моторной лодки следует учитывать, что вследствие малой инерции хода при мгновенном останове двигателя кормовая волна может догнать лодку и захлестнуть ее через вырез в транце. Поэтому торможение надувных лодок нужно осуществлять плавно, постепенно сбрасывая скорость вращения двигателя. Не следует держать курс лодки прямо на большие волны, лучше поочередно подставлять то один, то другой борт под углом к волне. Поворот необходимо осуществлять плавно, медленно уменьшая частоту вращения двигателя, так как при резком повороте вырывающаяся из-под конца наружного к повороту баллона вода ударяется о внутренний баллон и заливает лодку через транец.

Загрузка, мощность и частота вращения двигателя оказывают влияние на скорость моторной лодки (см. рис. 5.15). Увеличение мощности мотора неизменно дает прирост скорости при любых вариантах загрузки. В то же время изменение нагрузки существенно влияет на скорость только на лодках с моторами малой мощности. На лодках с моторами средней и большой мощности нагрузка оказывает меньшее влияние на скорость, так как их мощности вполне достаточно, чтобы обеспечить глиссирование даже при полной загрузке. Большегрузные надувные лодки с мощными двигателями позволяют развивать высокую скорость с одним или тремя пассажирами на борту, но при дальнейшем увеличении загрузки их скорость значительно падает.

Владелец надувной моторной лодки должен четко представлять, как связаны между собой скорость, расход топлива, ресурс двигателя, пройденное расстояние, и правильно выбирать оптимальные их соотношения, зависящие от целей и условий эксплуатации. Увеличение частоты вращения не всегда пропорционально приросту скорости, пройденному расстоянию и расходу топлива.

Хотя надувные лодки в эффективности использования парусов не могут сравниться с жесткими лодками, они вполне пригодны для туризма и отдыха, проведения регат различного ранга. На них можно освоить все правила управления парусами. Однако для успешного плавания на надувной парусной лодке, даже самой маленькой, с простейшим парусным вооружением требуется специальная подготовка.

Управление парусной лодкой осуществляется шкотами и рулем или рулевым веслом (рис. 5.16). Рулем можно удерживать парусную лодку на курсе, менять курс путем перекладки руля из диаметральной плоскости на левый или правый борт, разворачивать или тормозить движение лодки. Эффективность действия руля определяется скоростью лодки и углом отклонения руля от диаметральной плоскости. Любое отклонение руля, вызывая тормозящий эффект, снижает скорость лодки. Перекладка же руля на угол, больший 20°, уменьшает скорость лодки значительно, поэтому при управлении парусной лодкой с помощью руля следует выбирать оптимальный угол его отклонения так, чтобы на данной скорости обеспечить четкое выполнение маневра с минимальной потерей скорости.

Надувная парусная лодка, как и любое другое парусное судно, не может идти прямо против ветра, для этого нужно прибегать к лавировке. В зависимости от парусного вооружения лодка может идти следующими курсами (рис. 5.17): фордевинд (ветер попутный, дующий в корму); галфвинд (ветер дует прямо в борт); бакштаг (ветер, дующий в корму под острым углом); бейдевинд (ветер, дующий в нос под острым углом). На всех курсах, кроме фордевинда, надувная лодка дрейфует и кренится, что присуще только лодке с парусным движителем. Скорость надувной парусной лодки зависит от силы ветра, курса лодки относительно ветра, конструкции и вида парусного вооружения, площади паруса и умения рулевого.

Трудно дать советы по управлению надувной парусной лодкой с различными видами парусов, однако можно перечислить несколько основных правил, которые надо запомнить рулевому, прежде чем поднимать парус на надувной лодке. Перед эксплуатацией парусной лодки рекомендуется предварительно испытать парусное вооружение под руководством опытного яхтсмена, который поможет освоить тонкости управления и устранить недостатки в конструкции выбранного паруса. Для уменьшения парусности переносить лодку на воду необходимо со спущенным парусом. Перед отплытием надлежит проверить крепление руля, шверцев, узлов крепления шкотов и фалов. Отплыв от берега с помощью весел на глубину, на которой можно поставить шверцы, весла нужно уложить в кокпите так, чтобы в аварийной ситуации можно было быстро пустить их в ход.

Парус нельзя поднимать высоко над бортом во избежание опрокидывания лодки при сильных порывах ветра. При управлении парусом шкоты должны быть всегда расправлены, их следует держать в руках, не наматывая и не закрепляя за детали корпуса лодки, иначе внезапный сильный порыв ветра может положить лодку на воду. Если порыв ветра сильно кренит лодку набок, то необходимо потравить (ослабить) шкоты, частично обезветривая парус, закрепить фалы, аккуратно уложив их таким образом, чтобы в случае сильного порыва ветра или аварийной ситуации их можно было мгновенно отдать, т. е. спустить парус. Ходить под парусами надо так, чтобы они всегда были наполнены ветром, а не полоскали (хлопали) по ветру. Люди должны размещаться в лодке с наветренного борта (с той стороны, откуда дует ветер) и садиться как можно ниже.

В парусном походе погодные условия в большей степени влияют на прохождение маршрута, чем в других водных путешествиях. Ветер не только является движущей силой, но и определяет состояние поверхности водоема. Поэтому разработка маршрута невозможна без изучения ветроволнового режима на акватории. Для каждого участка водохранилища характерны свои ветры. Характер и направление ветров определяются на специальных картах ветровой диаграммой, называемой розой ветров. При плавании, особенно на мелководье и при подходе к берегу, нужно следить за глубиной, чтобы вовремя убрать шверцы и руль. Так как направление ветра, в особенности вблизи берега и во внутренних водоемах, никогда не остается постоянным, необходимо иметь вымпел, который поможет правильно выбрать курс при перемене направления ветра. С целью безопасности надувные парусные лодки рекомендуется эксплуатировать при слабом, умеренном и редко свежем ветре. Ориентировочно силу и скорость ветра можно определить по шкале для визуальной оценки силы ветра (табл. 5.2).

Читайте также:  Особенности питания щуки

Для определения скорости ветра в диапазоне измерений от О до 44,8 м/с с точностью измерений ±3%, или ±0,1 м/с, в США выпускают электронный анемометр по типу турбо-метра, представляющего собой сочетание карманного калькулятора и чувствительной вертушки — турбинки, которая вращается в сапфировых подшипниках. Частота вращения вертушки измеряется и преобразуется в цифровые показания на дисплее прибора. Питание прибора осуществляется от трех малогабаритных элементов напряжением 1,5 В. Габариты турбометра 118 х 66 х 29,5 мм, масса 85 г.

Надувные лодки, переоборудованные любителями в парусные и не имеющие руля и элементов, уменьшающих дрейф, могут быть использованы лишь при слабом или умеренном попутном ветре, дующем в корму (курс фордевинд), поскольку ветер, дующий сбоку и под углом, будет вызывать сильный дрейф и может опрокинуть лодку.

Движение надувных лодок под парусами в ночное время недопустимо. Каждый член экипажа парусной надувной лодки должен быть в спасательном жилете.

Любая лодка, в том числе надувная, не застрахована от возможных повреждений и переворачивания. При повреждении оболочки (незначительном по величине проколе, разрезе, разрыве и т. п.), приводящем к нарушению герметичности и уменьшению плавучести лодки, людям, сидящим в лодке, необходимо сохранять спокойствие. Первые минуты после аварии всегда самые неприятные: складывается впечатление, что воздух стремительно выходит не из одного отсека, а из всего надувного баллона и оставшегося объема воздуха в неповрежденных отсеках не хватит для поддержания лодки на плаву. На самом деле это не так. Уже через несколько минут из поврежденного отсека перестает выходить воздух, так как разница между атмосферным давлением и давлением внутри борта ничтожно мала. В других неповрежденных отсеках давление остается практически неизменным и может уменьшаться только за счет выгиба перегородки в другую сторону.

Если произошла авария, сначала необходимо выяснить причину утечки воздуха, характер повреждения и принять решение о месте и времени проведения ремонта. При небольшом повреждении можно уменьшить утечку воздуха, закрыв отверстие резиновой пробкой или временной заплаткой из липкой ленты, и продолжать плавание до первой стоянки, где удобно произвести ремонт. При серьезном повреждении одного из отсеков происходит заметное падение давления во всей камере.

Для обеспечения непотопляемости, например, малой гребной лодки с двумя отсеками, образованными вертикальными перегородками, поврежденную половину надо загнуть внутрь лодки на надувное сиденье: оно служит в качестве перемычки, исключающей проникновение воды в лодку. По возможности следует осторожно, чтобы не выдернуть клапан наполнения, подкачать целые отсеки.

При повреждении носового отсека надувной моторной лодки с килем и деревянными пайолами, которые придают ей продольную и поперечную жесткость, для обеспечения непотопляемости также надо загнуть носовую часть, сбросить скорость вращения винта, правильно удифферентовать лодку, чтобы вода не захлестывала через нос. Если поврежден кормовой отсек моторной лодки У-образной формы, можно добраться до берега под мотором при малой частоте вращения. На лодках О-образной формы в аналогичном случае лучше снять мотор с транца, положить его в кокпит, передвинуть бензобак и тяжелые вещи с кормы в нос и плыть к берегу на веслах.

При повреждении надувного корпуса парусной лодки нужно сразу же спустить парус, поднять шверцы или шверт и держать курс к берегу.

Если вода поступает в кокпит через пробоину в днище, надо принять меры, чтобы уменьшить поступление воды, закрыв повреждение надувным сиденьем или другим подходящим предметом. Вместе с тем не следует проявлять особое беспокойство, так как при соблюдении требований к грузоподъемности лодки уровень воды не превысит половины высоты борта, что позволит без особого труда довести лодку до берега.

При переворачивании лодки, что чаще случается в туристских путешествиях, необходимо сначала попытаться вернуть лодку в исходное положение. Для этого следует захватить руками поверх днища дальний от себя борт и рывком потянуть его на себя, а если лодка не перевернется, тогда надо, держась за леер лодки или забравшись на днище, подплыть с ней к берегу.

При гребле на надувной лодке веслом с опорой на борт гребец садится спиной к движению, а при гребле гребком — так же, как на надувной байдарке, лицом к движению. Охват рукоятки весла пальцами должен быть свободным, без напряжения. Для создания упора при гребле ноги слегка сгибают в коленях и упирают в надувной борт, сиденье, опорные выступы или заводят под борт. Пользоваться надувной лодкой может любой человек при определенной сноровке и навыках в гребле. Так как надувная лодка имеет тенденцию к рысканию и дрейфу, грести на ней следует короткими гребками, поскольку в этом случае она легко скользит по воде и лучше удерживается на курсе.

Чтобы избежать рисков:

1. Убедитесь, что все используемые детали являются качественными и сертифицированными.

2. Необходимо разместиться в лодке таким образом, чтобы поддерживался ее баланс.

3. Убедитесь, что масло и бензин используются в правильных пропорциях.

4. Переключаться стоит исключительно на низких скоростях.

Таким образом, приняв во внимание все вышеуказанные моменты, удастся сделать свою прогулку по водоему приятной и безопасной. Выбирая мотор, опирайтесь не только на свои желания, но и на советы профессионалов. Это позволит найти ту модель, которая полностью соответствует всем критериям и подарит радость и наслаждение от пребывания на воде.

Такие нехитрые правила позволят обеспечить приятную и безопасную прогулку по водоему. Находясь на таком устройстве впервые, лучше взять с собой того, кто уже обладает опытом его управления. Он будет помогать с этим, давать необходимые практические советы.

Правильная развесовка на кокпите

Правильная развесовка гарантирует плавный ход, высокую скорость, комфорт и высокую управляемость судна. Для каждого типа лодки оптимальная схема распределения груза своя и прийти к ней можно только экспериментальным путем. Но все же существует несколько общепринятых правил:

  • не скапливайте весь груз в одной части кокпита;
  • при распределении веса принимайте в расчет наличие тяжелого подвесного мотора и его мощность;
  • вес водителя также имеет значение, так что не забудьте принять в расчеты и себя.

Если в то время, когда вы путешествуете по широкой реке, большому озере или морю, поднялся сильный ветер в совокупности с высокими волнами, следует выполнять следующую инструкцию:

Как правильно грести и управлять парусом

В глубину веков уходит искусство постройки судов и управления ими. Возможно, когда-то их заменяли поваленные бурей стволы деревьев. Потом, наверное, человек научился строить плот. Позднее был создан первый (выжженный или выдолбленный из цельного ствола дерева) челн.

Менялись в соответствии с прогрессом плавательной техники и способы гребли. Может быть, первобытный человек вначале и не знал, что такое гребля, а просто плыл «по воле волн», слегка «подручным материалом» подправляя «судно» на нужный «курс». Научившись пользоваться шестом, человек сделал еще шажок вперед в управлении плавающими предметами.

Наиболее древней из всех известных способов гребли является гребля однолопастным веслом, которое в первоначальном варианте представляло собою нечто вроде маленькой лопатки.

Чтобы грести одним веслом, заставляя лодку послушно плыть в выбранном направлении, нужен большой навык. Легче грести однолопастными веслами двум гребцам, когда каждый гребет со своего борта. Действия их должны быть согласованными, посадка в лодке — уверенная, нераскачивающаяся.

В начале гребка почти полностью выпрямленные руки без напряжения держат весло. Только оканчивая гребок, энергично сгибайте в локте руку, лежащую на весле ближе к лопасти. Другая рука при этом полностью выпрямлена и помогает поднимать весло для нового гребка.

Таким образом, в основном работает рука, лежащая на весле ближе к лопасти. Через каждые 1—2 часа (в зависимости от возраста гребцов) делается перерыв на 20—30 минут. Если течение попутное, отдыхать можно на воде, но лучше выйти на берег для разминки.

Гребля двухлопастным байдарочным веслом полезней — так как при ней одинаково работают обе руки — и схожа с греблей однолопастным веслом. Научитесь давать отдых мышцам в начале гребка, так как без этого невозможна длительная работа, тем более что двухлопастное весло вдвое тяжелее однолопастного.

Двое гребцов, одновременно делая один гребок однолопастными веслами, работают каждый со своего борта, поэтому лодка движется прямолинейно. Эта одновременность гребка невозможна при гребле двухлопастными веслами, которые стали бы сталкиваться друг с другом в воздухе. Поэтому оба гребца делают гребок с одного борта одновременно, а лодка при этом стремится сделать поворот в другую сторону. Из-за этого гребля двухлопастными веслами может дать достаточно прямолинейное и равномерное движение только при условии, если лодка будет длинной и узкой, то есть более устойчивой на курсе. Лодка должна быть обязательно узкой еще и потому, что гребец работает двухлопастным веслом попеременно, то с правого, то с левого борта. Такими качествами обладает байдарка, на которой обычно и применяется двухлопастное весло, часто называемое байдарочным.

Неравномерность движения лодки при работе двухлопастными веслами требует применения руля, особенно на многоместной байдарке, иначе плавание на ней будет утомительным. На всех других лодках при известной тренировке можно грести и без руля.

Недостаток парной гребли веслами, укрепленными в уключинах, в том, что гребцы сидят спиной к движению. В остальном же такая гребля относится к одному из наиболее полезных видов спорта: в ней принимают участие мышцы рук, ног и почти всего корпуса. Кроме того, весло, закрепленное в уключинах, является сильным рычагом и дает самый мощный гребок, позволяющий вести наиболее тяжелые лодки и развивать на воде скорость наибольшую из достижимых при посредстве мускульных усилий.

Начинающий гребец должен прежде всего освоить правильное погружение весла. Спокойно, без ненужной поспешности погрузив весла в воду (под водой должна быть почти вся лопасть; веретено не следует опускать в воду) и повернув лопасть на правильный угол (почти перпендикулярно к поверхности воды, с очень небольшим наклоном в сторону кормы), делайте рывок рукоятками весел в полную силу.

При частой тренировке в движениях гребца появляется необходимый автоматизм, и тогда гребки делаются более частыми, а гребец меньше утомляется. Так как весло сбалансировано в уключинах, для отдыха можно использовать любую паузу в движении. В то время как при гребле однолопастным или байдарочным веслом их нужно заносить перед гребком возможно дальше вперед, при парных веслах этого делать не следует: занося их слишком далеко, гребец только напрасно тратит силы. Следующий этап обучения гребле состоит в выработке согласованных движений всех гребцов. Старшим является гребец, сидящий ближе других к корме; этот гребец (обычно самый умелый), именуемый загребным, хорошо виден остальным гребцам, и они по нему согласуют свои действия. В отличие от байдарки гребная лодка может обходиться без руля, но все же иметь его желательно, тем более что гребцы только периодически могут смотреть вперёд.

Нередки такие любители гребли, что их не соблазнить и моторной лодкой — во всем своя романтика. Есть она и в плавании на парусной лодке, и сущность ее не только в красивости, поэтичности, но и в мужественном и умном споре с силами природы, прежде всего с ветром.

Почему же спор, а не согласие — ведь ветру и парусу всегда «по пути»: не будешь же плыть вперед, если ветер дует тебе навстречу.

Конечно, на простых лодках с небольшим парусом можно плыть только с попутным ветром. Хорошая парусная лодка, а тем более яхта, может идти если и не прямо против ветра, то лишь слегка наискосок к нему и при этом даже быстрее и лучше, чем по ветру. Нашим самодельным парусникам еще далеко до настоящей яхты. Но и на тех из них, что имеют боковые шверты и руль, можно обойти весь водоем и подойти обратно к пристани, ни разу не берясь за весло. Что, же касается шлюпки «искра», то если на ней хорошо сделаны парус бермудского типа и кинжальный шверт, она не слишком уступит и яхте.

Теория движения судна под парусом сложна, и много должен тренироваться спортсмен, чтобы в парусном спорте достичь вершин мастерства. Но, нам пока это не нужно, да и наши суда малопригодна для этого. Зато азы парусного дела не только увлекательны, но и просты.

Оттолкнитесь от берега, отгребите немного однолопастным веслом, опустите шверт. Лодка, допустим, стоит бортом к ветру. Ветер отнес в сторону парус, который полощется, как большой флаг, а лодку медленно сносит обратно к берегу. Потяните на себя шкот (снасть, служащую для управления парусом). Тотчас же парус наполнится ветром, натянется, и лодка пойдет вперед. Теперь она слушается руля и уходит все дальше на простор водоема. Лодка хорошо идет с попутным ветром, хорошо идет и с боковым. Но вот она поворачивает все более и более против ветра. Постепенно скорость ее уменьшается, и вот парус натянут, а лодка вперед уже почти не идет. Следовательно, она достигла своего предельного курса и круче уже не пойдет — надо ее слегка «увалить», то есть отвернуть от ветра, и она снова пойдет вперед. Если скорость ее настолько упала, что руля она уже не слушается, надо подгрести веслом. Но как быть, если надо идти именно в ту сторону, откуда дует ветер, ведь лодка туда не идет? Теперь приходится лавировать, идти зигзагами. Простая лодка будет ходить вправо, влево и почти не продвигаться вперед. Тут уж придется браться за весла. Лодка такая, как «искра», не заставит лишний раз натирать мозоли на ладонях, для плавания на яхтах нужен ветер, а куда он дует, это не столь важно.

При сильном ветре лодка заметно кренится, замедляет ход, хуже слушается руля, парус ее действует слабее. Крен уменьшают с помощью откренивания.

Если откренивания недостаточно, ослабьте шкот.

Попутный ветер почти не кренит лодку, но тут появляется другая опасность. Увлекшись скоростью, можно не заметить, как лодка постепенно повернулась так, что ветер дует уже не с кормы, а почти сбоку, причем с того бока, куда обращен парус. В этих условиях одно неосторожное движение — и парус с большой силой будет переброшен ветром с одного борта на другой. На всех лодках, включая «искру», нет вант (растяжек, укрепляющих мачту), и это избавит от аварии. Но рывок может быть настолько сильным, что шкот будет вырван из рук, оборван, а то и сама лодка, зачерпнув воду, опрокинется.

Пройдет несколько дней, и настойчивые тренировки помогут понять сложности овладения таким на первый взгляд простым делом, как гребля или управление парусом.

Плавайте! Занимайтесь греблей! Уходите в путешествия под парусом! И вы чудесно укрепите свой организм при систематических занятиях, сделаете себя сильными, стройными, закаленными.

Много труда и воли понадобится, чтобы достигнуть цели. Но для этого не жаль никакого труда!

Если откренивания недостаточно, ослабьте шкот.

Управление каяком

Удобную посадку обеспечивает пара упоров, установленных в соответствии с ростом гребца. Упоры поддерживают корпус в поворотах, помогают держать равновесие при прямолинейной гребле и разворотах.

Усилия на лодку при гребках передаются посредством упирающихся в упоры ног. Руки при этом исполняют роль промежуточного звена между веслом и туловищем гребца. Поэтому при обучении важно научиться работать корпусом. При гребке корпус должен повернуться так, чтобы весло лопастью погрузилось в воду на уровне ступней. Одновременно гребец плотно прижимает ступню к упору. Гребок нужно заканчивать, как только нижняя рука поднимется до уровня живота. При этом лопасть уводится вбок подъемом локтя. Сладите, чтобы кисть и предплечье были на одной линии. Для следующего гребка корпус поворачивается в другую сторону.

Чтобы выполнить разворот, гребец делает дуговые гребки. Этот прием обеспечивает сохранение скорости движения лодки. Хват веретена такой же, как при прямолинейном плавании. Опущенную в воду лопасть весла нужно повернуть от лодки по большой дуге от носа к корме. При этом руки только держат весло, а собственно разворот осуществляется поворотом корпуса гребца. Дуговой гребок произойдет, если начальное положение лопасти будет у кормы с аналогичным движением корпуса. Этот прием гребец должен освоить в совершенстве.

вторник, 24 апреля 2018 г.

1. Начало гребка и захват воды – корпус наклонен вперед, руки вытянуты лопасть весла входит в воду перпендикулярно плоскости воды. Важно, что бы в момент захвата лопасть была развернута почти до вертикального положения с легким наклоном (не более 10 градусов) в сторону кормы. При этом погружать ее надо так, что бы верхняя кромка лопасти оставалась снаружи. Для некоторых типов весел рекомендуется погружать лопасть лишь на 2/3 ее длины. Тут правило такое: слишком глубоко погруженное весло – тормозит лодку и заставляет вас тратить лишние силы впустую. Мелко же погруженное весло создает лишь фонтаны разбрызгиваемой воды – красиво, но бесполезно – лодка не продвинется и на несколько метров, а вы и ваши пассажиры очень быстро окажетесь мокрыми.

Читайте также:  Знакомство с яхтой. Оборудование палубы

Четыре необходимых вещи без которых выходить на воду на лодке небезопасно

Если уж собрался устроить покатушки по воде на лодке с мотором или вышел на ней на рыбалку — следует захватить с собой 4 необходимых вещи:

  • Нож,
  • Поляризационные очки,
  • Кепку или шапку,
  • И конечно же спасательный жилет.


Как правило, это осуществляется с помощью румпеля, но на тяжелых и мощных моделях может быть установлен рулевой редуктор.

Как управлять лодкой, байдаркой и плотом

На лодках обычно ходят на веслах, а по быстрым рекам против течения — бечевой или на шестах.

На небольших лодках каждый гребец обычно гребет двумя веслами, такие весла называются парными. Иногда на лодках бывает руль, а если его нет, рулевой для управления пользуется небольшим кормовым веслом—гребком; управлять лодкой может и сам гребец.

Очень важно научиться правильно садиться в лодку. Делается это так. Сначала надо положить в лодку весла, затем подтянуть ее вплотную к причалу или к берегу, взяться за борт руками, поставить ногу как можно ближе к килю 2, перенести в лодку другую ногу и, не выпрямляясь, занять место на банке (скамейке). Прыгать в лодку, становиться на банку, стоять в лодке во весь рост нельзя. От этого лодка портится и может перевернуться.

Чтобы отойти от причала или берега, нужно упереться в него рукоятью весла, оттолкнуть лодку на свободную воду, где вы не будете никому мешать, и вставить весла в уключины.

Движения, которые производятся во время гребли, имеют специальные названия, их надо знать каждому туристу-воднику.

Движение весла в воде — гребок называется проводкой, начало гребка — захватом, окончание — концом и движение по воздуху — заносом.

Учиться грести и управлять лодкой лучше под руководством инструктора или хорошего гребца. Но можно научиться этому и самостоятельно. Правильно грести нужно так: ногами упереться в опорную планку (упорку), согнув слегка колени; весла взять в обхват (большой палец снизу, остальные сверху), наклониться вперед и, одновременно выпрямляя руки, сделать занос. Затем погрузить лопасти весел до шейки в воду и, разгибая спину и сгибая руки, сделать гребок. От правильного наклона лопасти весла зависят успех проводки и скорость движения лодки. Поэтому, чтобы во время проводки лопасть весла была погружена в воду правильно (по шейку), надо немного наклонить ее верхней кромкой к корме, как бы накрыть воду. Наклон верхней кромкой к носу называется о т-крытым веслом. Накрытие должно быть таким, чтобы вода не выталкивала и не опускала лопасть. Чтобы найти нужный наклон лопасти, достаточно сделать несколько гребков. Рукоять весла во время проводки не следует крепко сжимать в руке. Такой хват весла утомляет руки. Чтобы замедлить движение лодки или затормозить ее, нужно сделать гребок в обратную сторону. Грести веслами в обратную сторону — табанить можно научиться на первом занятии.

На первых же занятиях надо учиться делать повороты. Сделайте несколько гребков одним веслом, и лодка, набирая скорость, начнет поворачиваться по пологой дуге в сторону, противоположную гребущему веслу. Проделайте то же самое другим веслом — лодка будет поворачиваться в другую сторону. Попробуйте набрать скорость, а затем табанить правым веслом. Скорость заметно снизится, и лодка одновременно повернется в сторону табанящего весла. Проделайте то же самое другим веслом. Вам станет ясно, что, загребая веслом, можно сделать поворот, не снижая скорости, а даже увеличивая ее; тормозя же, замедляя движение, можно закончить поворот полной остановкой. Чтобы сделать очень крутой поворот или развернуть лодку на месте, нужно пользоваться одновременно и тем и другим способом поворота: одним веслом табанить, а другим загребать.

Управлять лодкой с помощью руля несложно, так как она всегда будет поворачиваться в ту сторону, куда повернуто перо руля. Рулевым веслом можно управлять теми же способами, что и обычными веслами, т. е. табанить или грести. Рулевой сидит на самой корме лодки и держит весло одной рукой за рукоять, другой около середины веретена. Расстояние между кистями его рук должно быть несколько больше ширины плеч. Для облегчения работы гребца рулевой обычно подгребает с одного или с другого борта. Чтобы лодка в этот момент не уходила в сторону, проводку делают параллельно борту, а весло держат почти вертикально; заканчивают проводку около самого борта небольшим отведением лопасти в сторону от лодки, повернув ее плоскостью параллельно линии движения.

Чтобы сделать поворот, лопасть отводят подальше от борта и проводку делают по дуге. На некоторых лодках на корме для рулевого весла ставятся уключины. В этом случае веслом пользуются так же, как и рулем, — поворачивают лопасть в сторону поворота. Когда действий руля или рулевого весла для выполнения поворота, недостаточно рулевой дает команду гребцу: «табань», или «загребай правым (левым)».

В туристскую двухместную разборную байдарку можно садиться только тогда, когда она находится на плаву, т. е. не касается дна. Садятся в нее по очереди. Один гребец держит байдарку за фальшборты, другой, став лицом по ходу движения, кладет весло поперек байдарки, так, чтобы лопасти в случае крена опирались о воду. Если посадка производится с берега, то весло кладется так, чтобы лопасть его опиралась на берег. Затем, обхватив весло и придерживаясь за фальшборты, гребец ставит ногу впереди сиденья, быстро переносит корпус в байдарку и садится. Так же садится и второй гребец, первый же в это время держится за берег или сдерживает байдарку веслом. Сидят в байдарке лицом по ходу движения и гребут одним двухлопастным веслом; гребок делают поочередно то правой, то левой лопастью. Ширина хвата весла должна быть немного больше ширины плеч. Не следует высоко поднимать локти — это утомляет гребца. Во время проводки корпус несколько разворачивается, но не наклоняется.

Управляют байдаркой веслом или рулем, соединенным веревочками (брасиками) со стременами; они одеваются на ноги второго гребца, который считается старшим.

На плоту ходят вниз по течению с шестами или гребями — продольно расположенными большими веслами, которыми пользуются для управления плотом. Участники похода располагаются на носу и на корме плота и, управляя гребями или отталкивая шестами то нос, то корму, держат плот в наиболее выгодном потоке. Если течение недостаточно быстрое, два человека становятся на кормовой части плота и, равномерно отталкиваясь шестами, продвигают плот в нужном направлении. Юным туристам не рекомендуется путешествовать на плотах с гребями, так как построить такой плот и управлять им сложно.

Туристу-воднику необходимо свободно управлять выбранным для похода средством передвижения и обязательно уметь хорошо плавать, нырять, оказывать помощь утопающему.

Чтобы совершать путешествия по голубым дорогам, необходимо предварительно посоветоваться с врачом и только с его разрешения начинать подготовку к походу: систематически закаливать и укреплять свой организм утренней зарядкой и занятиями различными видами спорта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

На лодках обычно ходят на веслах, а по быстрым рекам против течения — бечевой или на шестах.

Требования ГИМС для «чайников»

Это статья для начинающих водномоторников, и в ней доступным языком объясняется
– что нужно регистрировать в ГИМС, а что нет;
– в каких случаях не нужны права;
– как и на какую лодку можно законно повесить мотор большей мощности;
– что нужно обязательно иметь в лодке, чтобы инспектор ГИМС вас уважал.

Как было раньше?

Не так давно (до 2012 года) все лодки с мотором назывались маломерными судами, и их нужно было регистрировать в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Надо было ставить на учёт те из них, что использовались под мотором (любой мощности) и/или могли разместить на борту 220 и более кг. То есть в основе было два «проклятия» – наличие любого мотора и грузоподъёмность от 220 кг. Ох и натерпелся тогда наш водно-моторный брат: в очередях на оформление/снятие постой, бумаги казённые пиши, пошлины плати, ТО пройди, а ещё налоги за «водоплавающих лошадок» вынь да положи в конце года. И это только полбеды – если на транец 5 и более «кобыл» прикрутил, то ещё и удостоверение на право управления маломерным судном гоже иметь, а для этого учиться надо, медсправку получать, экзамены сдавать, пошлины платить. Причём ладно бы учёба с толком была, а то ведь одно недоумение – тебе на речке в глуши с удочкой рыбачить, а тебя по навигационным морским огням «гоняют», как будто не лодка у тебя надувная, а авианосец в международных водах.

Сегодня все эти ужасы можно забыть как страшный сон. С 2012 года вместо маломерных судов появились плавательные средства (плавстредство) – всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно (1). Исключительно по воле самого владельца – хочешь регистрируй, как раньше, хочешь так просторы водные борозди, никто с тебя не спросит.

ИТАК, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕГИСТРАЦИИ СЕГОДНЯ? Помнить только две характеристики, связанные со своей лодкой:
1. Вес лодки вместе с мотором (но без бака, груза и пассажиров):
– если до 200 кг, не надо регистрировать;
– если больше, надо.
Про грузоподъёмность ЗАБЫТЬ, она теперь не имеет никакого значения для ГИМС.
2. Мощность мотора:
– до 10.88 л.с. – не надо регистрировать;
– больше – надо.
ВАЖНО!
– Требования к наличию прав также поменялись. Всё, что не подлежит регистрации (см. пункты выше) не требует и удостоверения на право управления (2).
– С налогами при этом изменений не случилось: транспортный налог за лодочный мотор от 5 л.с. по-прежнему платить надо (даже если мотор не зарегистрирован) – просто теперь необходимо самостоятельно сообщать информацию в налоговую.
– Если лодка не подлежит регистрации, то и техническое освидетельствование (ТО) проходить не надо. – Доказывать ГИМС, что вы «не верблюд», не требуется, документы на не поднадзорные плавсредства иметь при себе вы не обязаны. Никаких санкций за это не следует. Инспектор по имеющимся надписям на лодке и моторе определяет, плавательное средство или маломерное судно перед ним. Максимум, что может попросить, ознакомиться с шильдой на лодке и моторе.

МАЛОВАТО БУДЕТ, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ФОРСИРОВАННОМ МОТОРЕ

Если с надувными лодками всё понятно – большинство из них не поднадзорны ГИМС, то ограничение по мощности мотора до 10 сил ставит серьёзные преграды на пути к полной свободе. Допустим, у вас надувная лодка, для которой «десятка» – мотор хоть и не маленький, но не соответствующий реальным потребностям. Выход из сложившейся ситуации предложили производители техники, заинтересованные в продажах, наладив выпуск моделей ПЛМ с возможностью из формальных 10 нерегистрируемых «лошадок» сделать 15, а то и 20 фактических, но никем кроме владельца не видимых. То есть на шильде у вас скромные «пони», а под колпаком ещё несколько неучтённых «голов». Такие моторы не что иное, как Russian edition – модели, специально созданные в обход российского закона. Покупатель и продавец довольны, налоговая, подбивая статистику по транс-портному налогу, наверное, не очень.Если вы решили пойти по пути увеличения мощности мотора, но при этом избежать регистрации, то это вполне разумный, хоть и полузаконный способ. Тут главное не переусердствовать и трезво соотнести результат с техническими возможностями вашей лодки, просчитав риски.

ВАЖНО УЧЕСТЬ ДВА МОМЕНТА.

Если транец на лодке 18 мм, то она рассчитана на мотор до 10 л.с. Это вовсе не означает, что под «пятнашкой» она немедленно лопнет и расползётся по швам, но систематическая эксплуатация в таком режиме ни к чему хорошему не приведёт. В один прекрасный момент мотор сделает прощальный «вжик» и нырнёт в царство Нептуна, либо лодка потребует внезапного ремонта. Производитель, ставя тонкий транец и выбивая на шильде ограничение в 8–10 сил, намекает: дальше на свой страх и риск, если что, то мы здесь ни при чём. Хотите сделать из 10 л.с. 15 и более, позаботьтесь о том, чтобы лодка была с транцем толщиной минимум 24 мм, а это, в свою очередь, значит, что она будет тяжелее и дороже.

При минимальном диаметре баллона (44 см) нижняя граница длины лодки, при котором использование мотора в 15 сил можно считать безопасным, начинается от 3.3 м. В противном случае ставить мотор свыше 10 л.с., во-первых, опасно, во-вторых, не целесообразно. Для примера возьмём проверенное временем наблюдение, справедливое для надувной лодки: для выхода на режим глиссирования требуется мощность двигателя из расчёта 1 л.с. на 25 кг веса. Получается, что 10 сил без проблем «подымут» снаряженную лодку массой 250 кг. При грамотном подборе модели лодки и винта мотора, а также исходя из условий плавания, можно добиться глиссирования и при большей массе. В большинстве случаев (если ходите в одиночку или вдвоём без перегруза), ставить мотор больше 10 л.с. на лодку длиной менее 3.2 м резон сомнительный.

А вот что касается безопасности, то 3.2 м под «пятнашкой» – это уже «бешеный табурет», который, конечно, и драйв готов своему владельцу предоставить, но и любая ошибка может обернуться бедой. Скорость такой «табуретки» в районе 40 км/ч – на воде это, безусловно, интересно, да только вот закончиться всё может внезапным купанием. Даже на холостом ходу можно в секунду оказаться за бортом. Автор этих строк стал не просто свидетелем, а невольным участником на первый взгляд штатной ситуации. Товарищ по рыбалке, будучи рулевым, решил во время троллинга привстать, чтобы на секунду разглядеть, что там впереди. Держа румпель, он поднялся на ноги и в этот момент из-за волны чуть качнулся назад, потеряв на долю секунды равновесие. Машинально рука на румпеле провернула газ в поисках опоры, и 15-сильная «Ямаха» подняла нос нашей небольшой лодочки. Пол буквально выдернуло из-под ног, от падения за борт спасло лишь то, что лодка продолжила идти прямым курсом, и реакция – одной рукой удалось схватиться за леер, второй за товарища и удержать его, дав возможность сбросить газ. Ограничение на лодке было как раз 8 л.с. – нет, она не развалилась, просто её поведение под мотором в 15 сил стало подразумевать подобные экстремальные ситуации. Нужны ли они на рыбалке?

«Форсированный» мотор ставим на лодки, где это разумно: длина от 3.3 м, диаметр баллона от 44 см.Если планируем ставить «раздушенную» десятку, то стоит рассматривать лодки с толщиной транца от 24 мм. Обращаем внимание на усиления: наличие стрингеров, толщина пайол от 8 мм. Привальный брус с брызгоотбойником. Внутри лодки обязательно должно быть за что держаться и водителю, и пассажирам: ручки, леера.

Что нужно иметь на лодке?

С регистрацией, правами и мотором разобрались. Теперь осталось разобраться, что нужно в лодке иметь обязательно. Для маломерных судов всё просто – есть нормы снабжения, если чего-то из списка нет на борту – штраф. Для пласредств (нерегистрируемых лодок) всё изощрённее – штраф не предусмотрен. То есть можно «забыть» аптечку, якорь и даже вёсла. Но отсутствие спасжилетов ГИМС безнаказанным не оставит. Как никак задача инспекции – контроль безопасности на воде, а спасжилеты – это безопасность. Если находитесь на территории Ленобласти, то жилеты должны быть надеты на всех, кто в лодке. Цвет красный или оранжевый со светоотражающими полосками, жилет должен быть укомплектован свистком. Требования не столь жёсткие, чтобы ими пренебрегать, не говоря уже о том, что использование жилета нужно не инспектору, а тому, кто в лодке, ради его же безопасности. И здесь любопытно, что большинство дешёвых спасжилетов, продаваемых в магазинах, таковыми не являются – это страховочные, а не спасательные жилеты. Разница в принципе работы. Спасательный жилет перевернёт вас на спину и будет держать на плаву, даже если вы потеряете сознание, страховочный делать этого не будет. Не умеете плавать, потеряли сознание – шансы на спасение минимальные, если вы в страховочном жилете. Нужно понимать эту опасность, когда выбираете дешёвый «спасжилет» (до 1500 р.)

Несоответствие нормам снабжения на плавсредстве административно не наказуемо. Спасжилеты обязательны. В Ленобласти их всегда нужно надевать, находясь в лодке, не важно при этом, двигаетесь ли вы или остановились. Не экономьте на жилетах. Как видите, чтобы уже сегодня стать водномоторником, нет никаких формальных преград. Наслаждайтесь отдыхом на воде, но помните о безопасности – берегите себя и тех, кто рядом.

Это статья для начинающих водномоторников, и в ней доступным языком объясняется
– что нужно регистрировать в ГИМС, а что нет;
– в каких случаях не нужны права;
– как и на какую лодку можно законно повесить мотор большей мощности;
– что нужно обязательно иметь в лодке, чтобы инспектор ГИМС вас уважал.

Подготавливаемся к отплытию

Все необходимое у вас с собой, вы на берегу, и укладываете все вещи в непромокаемые мешки, которые смогут послужить сиденьем во время путешествия. Выберете безопасное место для спуска на воду, привяжите якорь к леерному ограждению и закрепите его как швартовый канат. Аккуратно распределите груз по всей площади дна и привяжите так, чтобы во время большой волны ничего не вылетало и не принесло вреда. Распределяйте ближе к корме. Оденьте спасательные жилеты, проверьте, чтобы всё было закреплено. Все производители предусматривают страховочную остановку двигателя, в виде троса при выдёргивании которого мотор сразу глушится. Это делается для того, чтобы человек попавший в воду не получил серьёзных или смертельных травм. Тот, кто управляет лодкой, обычно прикрепляет трос к своему жилету. Отчаливайте с поднятым мотором, управляя вёслами.

Читайте также:  Обзор лодки Badger FINAL ATTACK: что нужно знать

Если вы пользуетесь GPS-навигатором, настройте место отправки и включите эхолот, не забывайте, у него есть определённый допуск на задержку, поэтому следует немного подождать прежде чем заводить мотор. Выйдя на глубину заведите мотор и прежде чем начать плавание проверьте чтобы обзор и посадке всех пассажиров была правильной, вдоль леерного ограждения.

Пользовательские ссылки

Уважаемый , Аlexej 1989, есть два основных правила которыми вы должны руководствоваться –
1.Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ зарегистрированных в Минюсте 24.08.2005 №6940,утвержденных приказом МЧС России № 502 от 29.06.2005 .
2.Правила плавания по внутренним водным путям РФ утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129. Советую изучить , а затем грамотно управлять своим маломерным судном . Удачи.

Как плавать на каноэ

Такие лодки, как каноэ, были созданы много веков назад аборигенами Северной Америки. В те далекие времена они выдалбливались из ствола дерева или собирались из бересты и обладали узкой длинной формой с острыми и закругленными вверх носом и кормой. Сегодня каноэ тоже активно используются для рыбалки, охоты, сплава, разных видов спорта, сплава по горным рекам и изготавливаются из современных материалов, но их форма вместе с принципом управления практически не изменились. Традиционно на каноэ гребут веслом с одной лопастью, которое опускается в воду то с левой, то с правой стороны.


В принципе, стать хорошим гребцом на каноэ при желании могут все. Для того, чтобы плавать на нем, необходимо, в первую очередь, научиться держать в лодке равновесие как сидя, так и стоя на одном колене. Изначально лучше потренироваться недалеко от берега в течение нескольких часов, опустившись на самый низ кокпита. Как только тело начнет автоматически принимать нужное положение при поворотах или легком крене судна, можно выходить на воду и оттачивать технику гребли.

Рекомендации по управлению лодкой ПВХ

  • лодка пвх
  • управление лодкой

Во время управления лодкой ПВХ под мотором, её правый борт может немного уводить влево. Это типичное явление для моторных лодок с V-образными корпусами, поэтому оснований для беспокойства нет.

Однако, несмотря ни на что, после первого спуска судна на воду, постарайтесь опробовать его в движении, постепенно наращивая скорость, привыкая к особенностям управления данного комплекта.

Если Ваша лодка при движении «садится» кормой и хлопает днищем по волнам, выберете оптимальный угол наклона дейдвуда подвесного мотора, что немедленно отразиться на дифференте судна. Если во время крейсерского хода на глиссировании наблюдается фонтан брызг за кормой, это следствие того, что двигатель установлен слишком низко. Исправить высоту подвески лодочного мотора можно с помощью специальной накладки для регулировки высоты транца.

Обратите внимание на дифферент лодки

Если во время управления моторная лодка на ходу имеет чрезмерный дифферент на корму на крейсерской скорости либо дельфинирует, то Вам необходимо остановиться и переместить часть снаряжения и пассажиров в переднюю часть кокпита. Еще можно постараться достичь желаемого результата наклоном подвесного мотора наружу (т.е., прижатием дейдвуда мотора к транцу). Если во время движения лодка ПВХ имеет дифферент на нос, то есть, зарывается в воду, выполните обратные действия.

Оптимальное распределение груза в кокпите

Правильное распределение груза на борту – гарантия не только ровного хода моторной лодки, но и комфортного управления. Не следует сосредотачивать весь имеющийся на борту груз на корме или в носу лодки, особенно если у Вас подвесной мотор большого веса и высокой мощности. Но при правильном распределении груза в лодке необходимо учитывать не только это, но и тип лодки. Идеальное распределение в каждом конкретном случае достигается опытным путём.

Управление моторной лодкой в штормовую погоду

Если Ваша лодка ПВХ на реке, в море или на большом озере попала в сильный ветер, сопровождающийся волнами, то для эффективного управления соблюдайте следующие правила:

  • Уменьшите скорость моторной лодки до минимума, при котором можно сохранить управление. Помните, что корпус имеет большую парусность.
  • Не паникуйте и сохраняйте спокойствие. Ещё раз проверьте, надежно ли держатся в кокпите пассажиры, хорошо ли закреплено снаряжение на борту.
  • Осторожно управляя лодкой ПВХ, постарайтесь найти бухту или другое защищённое место для укрытия от волн.
  • Если такового нет, держитесь подальше от берега, так как, если заглохнет мотор, во время сильного прибоя лодку или дейдвуд подвесного мотора может разбить о прибрежные скалы.
  • Управляя моторной лодкой, ведите судно носом под углом к волнам. Двигаться в этом случае рекомендуется зигзагом.
  • В шторм в лодке скапливается слишком много воды и возрастает вероятность того, что забьется сливное отверстие. Поэтому при первом же удобном случае постарайтесь прочистить сливной клапан, расположенный на транце судна.

Основы управления моторной лодкой ПВХ

Следует помнить, что, как и катера, все моторные лодки управляются движением кормы. Это означает, что корму нужно поворачивать в направлении, противоположном направлению желаемого движения. Например, при повороте штурвала налево корма лодки ПВХ будет двигаться вправо, и наоборот. Это особенно важно иметь в виду при управлении лодкой ПВХ на подходе к причалу, при маневрировании в стеснённом пространстве или вблизи людей, находящихся в воде. Если лодка оснащена двумя моторами, можно один мотор пустить вперёд, а на другом включить задний ход, что позволит выполнить разворот корпуса практически на месте.

Важно знать, что управление поворотом моторной лодки с включённой задней передачей выполняется совсем не так, как у судна, мотор которого двигает его вперёд. Двигаясь задним ходом, маневрировать особенно затруднительно в стеснённом пространстве. В общем, при включённой задней передаче поворот штурвала влево повернёт корму тоже влево. Если же судно оснащено двумя моторами, и двигатель правого борта включён вперёд, а левый мотор – назад, то лодка будет поворачиваться против часовой стрелки.

Чтобы быстро остановить моторную лодку, переведите переключатель передач в нейтральное положение. Когда двигатель перейдёт на холостые обороты, медленно переведите переключатель передач в положение «задний ход». Когда судно остановится, переведите регулятор газа в нейтральное положение.

Осуществляя управление лодкой пвх, максимально осторожно приближайтесь к пловцу в воде. Это можно делать только с мотором на холостых оборотах. Уводите корму в сторону от человека. На расстоянии в несколько метров от пловца переключатель передач нужно перевести на нейтраль и выключить мотор.

Управление лодкой пвх при выходе на глиссирование

Для длительного и устойчивого глиссирования моторной лодки необходимо, чтобы корпус судна при движении имел небольшой дифферент (примерно 1-3°) на корму. Это достигается оптимальным расположением груза в лодке, а также изменением угла установки (наклона) мотора. Необходимо помнить, что правильная загрузка лодки ПВХ в сочетании с правильным наклоном мотора станут гарантией желаемой управляемости моторной лодки и минимального расхода топлива на крейсерской скорости.

Если в ходе управления моторной лодкой ПВХ в одной или нескольких из её надувных оболочек заметно упало давление, это может стать следствием уменьшения температуры воздуха, например, в случае, когда движение осуществляется вечером, после жаркого солнечного дня. В этом случае необходимо остановиться и подкачать баллоны с помощью насоса из базовой комплектации. При этом, если давление упало только в одной из оболочек, осмотрите её на предмет повреждений или проверьте работоспособность воздушного клапана. Если в поверхности материала имеется прокол, вполне реально провести ремонт лодки ПВХ своими руками в походных условиях.

Если во время управления моторная лодка на ходу имеет чрезмерный дифферент на корму на крейсерской скорости либо дельфинирует, то Вам необходимо остановиться и переместить часть снаряжения и пассажиров в переднюю часть кокпита. Еще можно постараться достичь желаемого результата наклоном подвесного мотора наружу (т.е., прижатием дейдвуда мотора к транцу). Если во время движения лодка ПВХ имеет дифферент на нос, то есть, зарывается в воду, выполните обратные действия.

Сказка о том, как мы гребные лодки под мотором плавать учили (+видео)

Мы в «Лодках-Питер» любим экспериментировать, потому что постоянно ищем новые решения, которые помогут сделать жизнь владельца надувной лодки более простой, а и так приятное общение с водной стихией – ещё лучше и комфортнее. Поэтому проводим опыты по внедрению новаторских идей на своих лодках и сотрудниках. Вот и на этот раз нам в голову пришла «гениальная» идея – почему изначально гребная лодка должна обязательно быть только гребной? Почему её нельзя использовать под мотором, подумали мы и началось…

В качестве поля для экспериментов был выбран один из самых популярных размеров гребных надувных лодок из ПВХ длиной 240 см. Как правило, лодки этого размера приобретают для одиночного использования на спокойных водоёмах исключительно под вёслами. Преимущества этого размера – небольшой вес комплекта от 10 до 15 килограмм, достаточно универсальный размер, позволяющий с комфортом разместится одному человеку. А если владелец без претензий – то и вдвоём. Ну и конечно же ЦЕНА этих лодок – находящаяся в пределах от 8500 руб. за самую простую до 11 000 за наиболее дорогую модель. Кроме размера большинство этих лодок объединяет ещё одно обстоятельство – отсутствие транца для установки подвесного лодочного мотора (ПЛМ). Причем многие производители даже в паспорте лодки не указывают максимально – допустимую мощность ПЛМ. А это значит, что по их авторитетному мнению двигатель туда ставить нельзя. Ну а раз нельзя, но очень хочется – это значит можно, решили мы и в порядке эксперимента снабдили несколько лодок навесными транцами для установки ПЛМ. Модификации подверглись следующие модели:

В качестве эталонного образца мы протестировали надувную лодку HUNTER 240 с уже встроенным транцем и, соответственно, более высокой ценовой категории. Это было нужно для того, чтобы понять – можно ли вообще устанавливать ПЛМ на лодки такого размера и насколько это безопасно. Оказалось – очень даже хорошо. С установленным двигателем мощностью 3.5 л.с. эта лодка шустро набрала скорость и с одним человеком на борту вышла из водоизмещающего режима. Причём места в ней, не смотря на скромный размер, оказалось достаточно как для одного, так и для двух человек. Особенно если пассажир садится не на банку, а в самый нос лодки. Да и вообще на воде эта модель показала себя с хорошей стороны. Сумка для переноски и хранения удобная, с двумя пайолами лодка на воде достаточно устойчивая ну и сборка не заняла много времени. Тем не менее с модифицированными лодками мы решили не рисковать и на тест взяли двигатель мощностью 2 л.с. и на всякий случай прихватили с собой электромотор MinnKota Endura 30.

Первым на воду был спущен FORT 240. Особенность этой лодки в том, что её нос и корма имеют значительный подъем. Для гребной лодки это, конечно, хорошо. Можно грести как вперёд, так и назад не боясь зачерпнуть воду даже при волнении. Но как оказалось, для установки бензинового ПЛМ такая конструкция не подходит. Как только в одиночку начинаешь движение под мотором, корма лодки тут же уходит вниз и ложится на воду аккурат по изгибу баллона. Опустить её при этом нет никакой возможности. Сколько не переноси вес тела ближе к носу, всё равно лодка идёт на этом самом изгибе и ничего с этим не поделать. Ощущения при этом весьма специфические, как будто управляешь не надувной лодкой, а катером на подводных крыльях. Хоть по паспорту Форт 240 является одноместной лодкой, но если находится в ней вдвоём (размер кокпита и объем баллонов это позволяют), то ситуация становится ещё интереснее. Лодка хоть и уравновешивается, но из за высоко поднятой кормы с транцем винт двигателя начинает хватать воздух с поверхности и возникает явление кавитации. Регулировки наклона двигателя никаких ощутимых результатов не дали. Но это с бензиновым ПЛМ. С электрическим лодочным мотором совсем другое дело. На нём есть возможность регулировать глубину погружения редуктора, поэтому его установка и использование не доставили никаких проблем. Под электромотором лодка идёт бесшумно и уверенно, но не быстро. Но это – особенность всех электромоторов.

Следующей спущенной на воду лодкой стала «АКВА-МАСТЕР 240». Её особенностью является то, что на ней есть штатные крепления для навесного транца, но сам транец в комплект не входит. Так же как и у Форта диаметр баллонов этой лодки составляет 36 см. что в теории позволяет использовать её с ПЛМ. Но на практике дело обстоит следующим образом. Бензиновый ПЛМ мощностью 2 л.с. на неё установить можно. Но не больше. . Всё-таки размер и общий объем лодки даёт о себе знать и при наборе двигателем оборотов выше среднего корма сильно проседает вниз. Не то, что бы существовала опасность перелива воды через корму лодки, но всё же лишняя осторожность не помешает. Если устанавливать двигатель больше 2 л.с., то как хорошо видно на видео, при полных оборотах двигателя поддон мотора практически касается поверхности воды а это может привести к весьма печальным последствиям. Таким образом эту модель надувных лодок можно рекомендовать для установки ПЛМ мощностью не больше 2 л.с. Под электромотором «АКВА-МАСТЕР 240» показала себя весьма неплохо. В этом случае на ней можно даже позволить себе такую роскошь, как бортовую посадку, что более характерно для лодок большего размера.

Ещё один участник нашего эксперимента – лодка «Аква-Оптима 240». Бензиновый ПЛМ установить на неё конечно можно… Но не нужно. Диаметр баллонов по паспорту у неё составляет 34 см. и как оказалось, эти два сантиметра дают существенную разницу с двумя выше описанными моделями. С установленным на неё бензиновым ПЛМ мощностью 2 л.с. на этой лодке можно в прямом смысле натерпеться страху. Навесной транец ведёт себя весьма непредсказуемым образом, вибрируя вместе с установленным на нём двигателем, но при этом даже на средних оборотах наблюдается сильный кормовой крен, который ещё чуть-чуть и грозится стать полноценным переворотом через транец. Даже если каким-то чудом удаётся вывести лодку из водоизмещающего режима, то её ход становится настолько непредсказуемым, что кажется, будто находишься за штурвалом «Формулы-1» на воде, а не на утлой скорлупке длиной всего лишь 240 см. Вывод – установка бензинового ПЛМ на эту модель не только не желательна, но и противопоказана. Зато использовать её как гребную или с электромотором – одно удовольствие. Это можно и нужно делать.

Ну и последний участник теста – FLINC F240L. Эта лодка имеет самый маленький диаметр баллонов из всех представленных на тесте – 32 см, поэтому помня опыт с «Аква-Оптима 240» мы даже не пытались установить на неё бензиновый ПЛМ. Эксперимент, конечно, превыше всего – но своя шкура как то роднее. Электромотор на неё установить можно, но управлять им неудобно, так как ручка управления оказывается слишком высоко. Но в качестве сугубо гребной одноместной лодки Флинк 240 – это превосходный вариант.

Итог: Наш тест показал, что некоторые модели надувных лодок с дополнительно установленным навесным транцем можно использовать с ПЛМ небольшой мощности. И на каждую из них можно установить подвесной электромотор, что позволяет успешно использовать этот комплект на спокойном водоёме.


Следующей спущенной на воду лодкой стала «АКВА-МАСТЕР 240». Её особенностью является то, что на ней есть штатные крепления для навесного транца, но сам транец в комплект не входит. Так же как и у Форта диаметр баллонов этой лодки составляет 36 см. что в теории позволяет использовать её с ПЛМ. Но на практике дело обстоит следующим образом. Бензиновый ПЛМ мощностью 2 л.с. на неё установить можно. Но не больше. . Всё-таки размер и общий объем лодки даёт о себе знать и при наборе двигателем оборотов выше среднего корма сильно проседает вниз. Не то, что бы существовала опасность перелива воды через корму лодки, но всё же лишняя осторожность не помешает. Если устанавливать двигатель больше 2 л.с., то как хорошо видно на видео, при полных оборотах двигателя поддон мотора практически касается поверхности воды а это может привести к весьма печальным последствиям. Таким образом эту модель надувных лодок можно рекомендовать для установки ПЛМ мощностью не больше 2 л.с. Под электромотором «АКВА-МАСТЕР 240» показала себя весьма неплохо. В этом случае на ней можно даже позволить себе такую роскошь, как бортовую посадку, что более характерно для лодок большего размера.

Добавить комментарий