Самозатягивающийся узел для веревки

Разновидности самозатягивающихся петель

Имеется немалое количество различных самозатягивающихся узлов, но мы рассмотрим наиболее популярные и применяемые в различных сферах:

  • Узловая конструкция c полуштыком. Она аналогична классическому узлу, но свободный конец снова пропускают внутрь опоры, заводят за основную веревку и затягивают в образовавшуюся петлю. Если длина веревки позволяет, то можно сделать и большее количество обвязок;
  • Узловое соединение коровьего типа. Такая разновидность узла активно применяется в морском флоте, однако, ее вполне можно применить на суше. Завязывать такой узловой вариант следует в форме перевернутого штыка;
  • Глухая петля не зависит от постоянной нагрузки, чтобы она держалась крепко, нужно ее просто завязать и хорошо затянуть. Вязка узловой конструкции происходит так, что одна петля просовывается в другую и затягивается;
  • Констриктор является наиболее крепким из представленных вариантов, так как после затягивания он не развязывается. Обычно его разрубают его, чтобы освободить тот или иной объект. Наиболее применим в быту, с его помощью завязывают разнообразные шланги, мешки, круглые предметы.

Стандартная самозатягивающаяся петля применяется на тросе, который закреплен на перекладине для разнообразных мешков. Это помогает уберечь припасы от сырости и грызунов. Он может стать и легко развязывающимся. В петлю нужно просунуть ходовой конец сложенной петлей, в таком случае, его при необходимости быстро развязать достаточно потянуть за конец узловой конструкции.



Имеется немалое количество различных самозатягивающихся узлов, но мы рассмотрим наиболее популярные и применяемые в различных сферах:

Самозатягивающийся узел

Самозатягивающийся узел считается самым простым типом соединения. Фактически, это обычная удавка с петлей, которая используется для крепления веревки.

Несмотря на простоту, существует несколько способов вязки самозатягивающихся узлов. Детальные схемы сферы применения приведены в данной статье.


Ключевая особенность такого узла в том, что соединение будет крепким лишь в том случае, если на ходовой конец веревки будет воздействовать постоянная нагрузка (рисунок 1).

Где применяется

Во всех сферах жизнедеятельности он найдет свое место. Его часто используют в альпинизме, на складах (их применяют для подвешивания тяжёлых предметов). Рыбаки используют во время вязки снастей для рыбалки с берега.

Популярностью пользуются узлы амортизирующие. Они формируются на дополнительной верёвке, которая используется для объединения запасного крепления в случае разрушения основного. Также существуют самозатягивающиеся узлы для транспортировки грузов или для различных спасательных работ. К таким относятся тормозящий узел, «ремни» и mariner.

Существует два вида креплений – простое и сложное, для различных жизненных ситуаций. На флоте оригинальный самозатягивающийся узел применяют редко, отдавая предпочтение его вариациям.

Существует два вида креплений – простое и сложное, для различных жизненных ситуаций. На флоте оригинальный самозатягивающийся узел применяют редко, отдавая предпочтение его вариациям.

Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)

Узлы привязывания веревки к предмету (затягивающиеся)

Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.

Рис. 15. Битенговый

Последовательность завязывания битенгового узла

1. Ходовой конец троса обнести вокруг битенга или причальной тумбы, сложить свободный конец в форме открытой петли и завести под корневой конец.

2. Сформированную закрытую петлю перекрутить на 180° и, обведя вокруг корневого троса, набросить сверху на битенг.

3. Затянуть узел.

Выбленки – вантовые ступеньки из троса для подъема на мачты. Именно для их привязывания моряки парусных судов первоначально использовали этот узел. Кроме того, выбленочный узел используют для швартовки лодки, подачи нетяжелого груза на высоту, увязки поклажи, плетения сетей. Это надежный затягивающийся узел, хорошо держит нагрузку и не проскальзывает даже на гладких поверхностях. Однако нужно учитывать, что такие свойства узла проявляются, только если к нему приложена постоянная нагрузка, в противном случае он может ослабнуть и начнет проскальзывать. Существует два варианта завязывания выбленочного узла: первый используют, когда конец предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт, второй – когда трос обносят вокруг самого предмета.

Последовательность завязывания выбленочного узла

Вариант 1

1. В данном варианте узел может быть завязан как на конце, так и на середине троса.

2. Сформировать закрытую петлю с проходом корневого конца над ходовым концом троса и надеть его на опору.

3. Сформировать вторую закрытую петлю, пропустив ходовой конец под корневым концом троса и также надеть ее на опору.

4. Затянуть узел.

Вариант 2

1. Отступив от края троса, его ходовым концом сделать обнос вокруг опоры. Поднять по диагонали вверх свободный конец троса.

2. Сделать еще один оборот вокруг опоры, проведя ходовой конец троса под диагонально расположенной частью троса.

3. Затянуть узел.

Свое название этот морской узел получил от наклонного рея, закрепленного в верхней части мачты. Хотя в современном флоте для этой цели узел уже не используют, его продолжают применять тогда, когда необходимо быстро прикрепить трос к гладкому цилиндрическому предмету.

Рис. 17. Гафельный

Последовательность завязывания гафельного узла

1. Ходовым концом троса сделать двойной оборот вокруг опоры и обнести его вокруг корневого конца троса. Петли троса сильно не затягивать.

2. Провести трос между опорой и петлями троса.

3. Затянуть узел.

Узел «задвижной штык»

Узел известен и распространен не меньше, чем выбленочный. Он имеет больший диапазон применения: его вяжут для подъема длинноразмерных грузов на палубу или реи при установке дополнительных парусов, привязывают шлюпки к борту судна при их транспортировке. Как и многие затяжные узлы, «задвижной штык» хорошо работает только при наличии постоянной нагрузки, без которой он постепенно ослабевает и может развязаться. Однако этот узел имеет одну особенность, выгодно отличающую его от остальных узлов группы: он хорошо работает даже в тех случаях, когда тяга троса находится под острым углом или почти параллельна грузу. Узел прост в завязывании, хорошо выдерживает большие нагрузки. Надежность этого узла связана с его конструкцией и особенностью расположения шлагов при завязывании. Он состоит из трех шлагов, охватывающих груз, причем два из них вяжут со стороны приложения тяги.

Рис. 18. «Задвижной штык»

Последовательность завязывания узла «задвижной штык»

1. Ходовым концом троса сформировать шлаг вокруг груза с прохождением корневого конца над ходовым концом троса.

2. Поднять трос выше первого шлага и сделать еще один шлаг в противоположном направлении.

3. Провести ходовой конец троса под тросом, расположенным вдоль груза, и сделать третий шлаг.

4. Обвести свободный конец троса вокруг параллельного грузу участка троса.

5. Затянуть узел.

Название этого узла произошло от латинского названия разновидности удава, известного в зоологии, – боа констриктор. Среди затягивающихся узлов существует целая группа, имеющая сходные характеристики и сферу применения, что также нашло отражение в их названии: констриктор, двойной констриктор, питон. Такое название закрепилось за узлами благодаря тому, что в основе их конструкции лежат петли, охватывающие привязываемый предмет, что напоминает кольца удавов, убивающих свою жертву. Констриктор считается одним из самых сильно затягивающихся узлов, его превосходит только усиленная версия – двойной констриктор. Лучше всего его применять при соединении веревок и тросов с круглыми, не имеющими граней предметами. Но в то же время нужно учитывать, что это «одноразовый» узел, так как после приложения к нему сильной нагрузки развязать его будет практически невозможно. В современном морском деле констриктор из-за сложностей с развязыванием используют редко. В основном его применяют как временную марку, не допускающую расплетения тросов в случае их рассечения, или для пакетирования мягких тюков с грузом.

Рис. 19. Констриктор

Последовательность завязывания узла констриктор

1. Ходовым концом сделать оборот вокруг стойки и, обведя корневой конец троса по диагонали, провести его за первый шлаг.

2. Сделать второй шлаг и, проведя ходовой конец троса над корневым, завести в петлю, образованную вторым шлагом, снизу вверх.

3. Провести свободную часть троса в петлю, образованную первым шлагом.

4. Затянуть узел.

Это старинный морской узел, применяемый на парусных судах для крепления прямых дополнительных парусов к лисель-рейке. На данный момент узел выполняет вспомогательные задачи – им соединяют тросы с цилиндрическими предметами.

Рис. 20. Лисельный

Последовательность завязывания лисельного узла

1. Ходовым концом троса сделать два оборота вокруг опоры.

2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через две петли.

3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй петли, завести между тросом первой петли и опорой.

4. Затянуть узел.

Пал – это тумба из чугуна, бетона или деревянные сваи, забитые в грунт, за которые заводят швартовые. Из названия узла видно, что основная функция этого узла – закрепление тросов судна за швартовые приспособления на берегу. Узел очень прост в вязке и хорошо выдерживает постоянные и рывковые нагрузки.

Последовательность завязывания палового узла

1. Сложить ходовой конец открытой петлей и обвести вокруг опоры.

2. Петлю обвести вокруг корневого и ходового концов и сверху набросить на опору.

3. Затянуть узел.

Этот узел часто называют простой удавкой. Он очень быстро вяжется и предназначен для крепления троса к цилиндрическим предметам. Однако работать такое соединение будет только при наличии постоянной, равномерной нагрузки, приложенной к корневому концу троса. При прекращении тяги или же появлении переменной (рывковой) нагрузки узел начинает проскальзывать и ходовой конец троса выходит из-под корневого конца троса, что приводит к его самороспуску.

Читайте также:  Какой тест и строй удилища выбрать для уклейки

Рис. 22. Самозатягивающийся

Последовательность завязывания самозатягивающегося узла

1. Ходовым концом троса сделать шлаг вокруг опоры. Завести свободную часть троса между петлей и опорой.

2. Потянув за корневой конец троса, затянуть узел.

Удавка с полуштыками

Из всех затяжных узлов, применяемых в парусном флоте для работы с цилиндрическими грузами, удавку с полуштыками использовали чаще всего. Ее использовали для буксировки и подъема стеньг, гафелей, рей, для крепления снастей, крепления швартового. В современных условиях этот узел продолжают применять при такелажных работах, а также в тех случаях, когда нет возможности применять металлические стропа или есть опасность повреждения при погрузке не очень тяжелых круглых длинноразмерных грузов. Достаточно часто его применяют в лесной и строительной промышленности, где он известен под названием «лесной» или «бревенчатый узел». Такая популярность удавки с полуштыками обусловлена ее высокой надежностью, высокой степенью фиксации даже на скользких круглых предметах и в то же время щадящим по отношению к тросам характером узла. Несомненным плюсом этой удавки является и простота ее развязывания после снятия нагрузки. Но для того чтобы использовать все эти положительные качества и не допустить схода привязанного груза, необходимо правильно вязать и размещать этот узел. Удавку с полуштыками завязывают не на середине груза, а с небольшим смещением, и ходовой конец троса при выходе из узла тянется в сторону конца поднимаемого предмета, куда будет приложена тяга. Необходимо выбирать слабину между узлом и полуштыками и формировать их по ходу спуска троса.

Рис. 23. Удавка с полуштыками

Последовательность завязывания удавки с полуштыками

1. Ходовым концом троса сформировать вокруг груза открытую петлю. Сделать обвод вокруг корневого конца троса и завести его в закрытую петлю.

2. Ходовым концом троса сделать три-четыре оборота вокруг передней стороны петли и провести его через основную петлю в направлении конца груза, в сторону которого будет тяга.

3. Затянуть узел и сформировать вокруг груза два полуштыка в направлении приложения тяги.

Фаловый, как лисельный и гафельный узлы, получил свое название по наименованию парусных снастей, для крепления которых их применяли. Этим узлом в парусном флоте крепили к реям грот-марс-фал и фор-марс-фал элементы оснастки для управления прямыми парусами. Схемы завязывания фалового и лисельного узлов очень похожи и отличаются только количеством витков на привязываемой опоре: у фалового их делают три, а у лисельного – два. На сегодняшний момент фаловый узел используют в такелажных работах и в быту.

Последовательность завязывания фалового узла

1. Ходовым концом троса сделать три оборота вокруг опоры.

2. Ходовым концом троса провести обвод вокруг корневого конца троса и провести его через три петли.

3. Ходовой конец развернуть на 180° и, обведя вокруг троса второй и третьей петли, завести между тросом первой петли и опорой.

4. Затянуть узел.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Удавка с полуштыками

Самозатягивающийся узел для веревки

Самозатягивающийся узел (рис. 1). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки.

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из‑под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

Самозатягивающийся узел (рис. 1). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки.

Крепление

У каждого рыбака имеется своё предпочтение в затягивании узлов. Как правило, набив руку на одном узле, практически ни один опытный рыбак не изменит тактики затягивания петли. В наше время продаются катушки, которые снабжены стопором или клипсой, за которую нужно закрепить плетёнку. Благодаря таким разработкам, можно не завязывать леску на катушку.

Некоторые рыболовы-любители вообще предпочитают не завязывать петель и не использовать современных креплений для монофила. Им по душе просто намотать то количество лески, которое удержит её на шпуле. Если вы используете 100 метров лески, а намотали 200, то ваш монофил будет неподвижен.

Главным минусом такой тактики является тот факт, что в период ловли рыбы иногда придётся удалять кое-какую часть лески, которая потёрлась. В итоге вам всё равно придётся завязать узел, по той причине, что оставшегося количества лески будет недостаточно для того, чтобы самостоятельно удерживаться.


Непрофессиональные рыбаки очень часто задают вопрос о том, каково должно быть количество намотанной на шпулю лески. А вот профессионалы утверждают, что необходимо мотать до того момента, пока расстояние от бортика не будет равно приблизительно 2 мм. Это обеспечит вам максимальное количество забросов. Нельзя мотать леску до уровня бортика катушки. Это может привести к бородам и сбросам колец.

Самозатягивающийся узел для веревки

4. Затягивающиеся узлы.

Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется “проще не придумаешь”.

К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие.

Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.


Рис. 44. Самозатягивающийся узел

Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.


Рис. 45. Самозатягивающийся узел
с полуштыком

Коровий узел (рис. 46). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.


Рис. 46. Коровий узел

Глухая петля (рис. 47). Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей.

Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.


Рис. 47. Глухая петля

Выбленочный узел (рис. 48). Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса.

Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).

Читайте также:  Котлеты из речной рыбы

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.

Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.


Рис. 48. Выбленочный узел:
а – первый способ вязки; б – второй способ вязки

Задвижной штык (рис. 49). На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный.

Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна.

В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два – с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга – там два шлага.

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на рои лисель-спиртов.

Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.

Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

“Констриктор” (рис. 50). “Боа констриктор” – это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов.

В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. “Констриктор” хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим.

Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое.

С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить се в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой “констриктором”.

Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью “констриктора” накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

Двойной “констриктор” (рис. 51). Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный “констриктор”, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.


Рис. 51. Двойной “констриктор”

Питонов узел (рис. 52). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от “констриктора”. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и “констриктор”.

Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.

Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.


Рис. 52. Питонов узел:

Шахтерский узел (рис. 53). Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Пикетный узел (рис- 54). Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Гафельный узел (рис. 55). Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

Лисельный узел (рис. 56). На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях – лисель-спиртах.

Этим узлом лисель пришнуровывался штсртами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Фаловый узел (рис. 57). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался “грот-марсель” на грот-мачте или “фор-марсель” на фок-мачте.

Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.


Рис. 57. Фаловый узел

Щучий узел (рис. 58). Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

Верблюжий узел (рис. 59). Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Стопорный узел (рис. 60). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать.

Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют “под себя”.


Рис. 60. Стопорный узел.

Качельный узел (рис. 61). При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения.

Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.


Рис. 61. Качельный yзел

Зигзаговый узел (рис. 62). Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.

Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их, прежде всего, необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.


Рис. 62. Зигзаговый узел

Паловый узел (рис. 63). Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт.

Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинут сверху на пал.


Рис. 63. Паловый узел

Битенговый узел (рис. 64). Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец.

Читайте также:  Ловля леща в октябре

Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.


Рис. 64. Битенговый узел

Удавка с полуштыками (рис. 65). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.

Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы.

Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.

Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла “лесной узел” или “бревенчатый узел”.

Удавка с полуштыками – надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета.

После того как петля обнесена ходовым концом 3—4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга- В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел.

Его всегда Нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс. 65, б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана.

Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки.

Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Рис. 47. Глухая петля

7. Линьковая намотка

Очень удобный узел в тех случаях, когда длину веревки приходиться периодически корректировать (в том числе – поддерживая ее в натянутом состоянии). Применяется он при креплении грузов, поднятии предметов на высоту, швартовке лодок, установке растяжек для палаток и тентов, а также во многих других случаях.

Для правильного выполнения узла данного типа необходимо обернуть веревку вокруг прочного статичного объекта (например – дерева), затем завести конец внутрь образовавшейся петли, дважды обернуть его вокруг веревки, вывести из петли и вновь обернуть вокруг веревки, создав, таким образом, узел.

Применяется, главным образом, при связывании тонких веревок и рыболовных лесок, а также служит для привязывания к ним различных объектов.

Глухая петля

Связка подразумевает продевание одной петли в другую и последующее затягивание. Качество узлов не зависит от воздействия постоянного давления. Достаточно просто завязать канат, плотно зажать его, и конструкция будет держаться самостоятельно.

  1. Один из двух кончиков завязки складывают петлей (края ходового шнура выводят под основной частью).
  2. Второй край проводят сквозь петлю сверху.
  3. Кончик выводят вниз, окружают основную часть завязки, выпускают в ту же петлю по направлению снизу вверх.
  4. Получившийся узелок затягивают, в результате получается крепкая фиксируемая стяжка.

Коровий узел

Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для креплений с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания. На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Издавна этот узел применяли на кораблях для креплений с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания. На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Констриктор

Самый крепкий узел, который после затягивания не развязывается. Чаще всего, чтобы его снять приходится разрезать веревку. Данная связка необходима в быту, с ее помощью можно связать ковер, обвязать резиновый шланг, мешок, также можно обозначить на тросе конкретные места, не беспокоясь, что метка может сползти. Идеален этот узел при завязывании на круглых предметах.

Обычный самозатягивающийся узел может быть использован на тросе, который закреплен за перекладину для подвешивания в складах мешков с крупой, сахаром, мукой, чтобы уберечь их от сырости и грызунов. Его можно также сделать быстро развязывающимся. Для этого надо в петлю пропустить ходовой конец сложенный петлей, тогда при необходимости быстро развязать, достаточно будет потянуть за этот конец.


Самозатягивающаяся петля для лески эффективна и популярна в использовании у рыбаков. Поскольку получается качественный узел, не требующий специальных навыков вязания. Он получается надежным, так как с противоположной стороны лески привязан грузок.

Как завязать хороший узел

Завязывать узлы умеют все. Вопрос только в том, как мы это делаем. Ведь практически всегда пользуются прямым узлом (или еще хуже, если «бабьим»). И ладно, если они используются для бытовых целей, но бывают же случаи и другие. Вы буксируете автомобиль и трос лопнул – как завязать хороший узел, чтобы веревка не развязалась? На стройке своего дома нужно что-то поднять на веревке – как хорошо привязать веревку к карабину, ручке ведра и т.д. А если при этом еще не оказалось троса нужной длины, то нужно правильно связать веревки между собой. Одним словом, ситуаций может быть множество, где нужно применять действительно надежный узел, так как иначе может быть просто опасно. В данной статье описано, конечно, не все великое множество узлов, но основные полезные способы вязания вы здесь найдете.

Узел «встречная восьмерка»

Какими бывают и как завязываются самозатягивающиеся узлы

Применение узлы с собственной затяжкой, большинство из которых именуют ещё морскими, нашли давно и везде, но не каждый из нас знает все секреты, как именно сделать самозатягивающийся узел в конкретной ситуации.

Некоторые крепления рассчитаны на постоянную тянущую силу, а другие нужно завязать, тогда тяжесть непостоянна либо вовсе отсутствует, как, например, в галстуке. Поэтому каждый самозатягивающийся крепёж идеально подходит под конкретный случай.

Немного тренировки — и фиксаторы со сложными на вид схемами и петлями будут вязаться легко и непринуждённо, помогая закрепить что угодно и где угодно, а в их прочности и надёжности сомнений уже не будет.

Чтобы освоить порядок шагов, как самому завязать узел любой конфигурации, лучше по ходу описания сразу закреплять его практикой — так станет понятной логика его плетения, и в будущем сделать такой крепёж уже не будет проблемой.

Наиболее частые применения такие затягивающиеся узлы находят в строительстве и ремонте, в альпинизме, в походах и путешествиях, на рыбалке и охоте, в армии, и особенно на флоте, который и стал родоначальником способов их завязывания. Но и в быту их знание будет кстати, если однажды научиться, как можно завязать самозатягивающийся узел, и потом не забывать их применять.

Узлы для связывания лесок: кровавые, оллбрайт

Этими узлы дают гладкое место стыка, не цепляющееся за кольца при забросе и вываживании.

Кровавый узел – простой узел для связывания двух лесок или шнуров, подходит для лесок разного диаметра.

Узел Оллбрайт подойдет для связывания лесок из разных материалов, например шнура и флюорокарбона


Этими узлы дают гладкое место стыка, не цепляющееся за кольца при забросе и вываживании.

Применение при рыбалке

Использование удавки для рыбалки не всегда удобно. Самозатягивающиеся узлы прочны только при постоянной нагрузке без рывков. Связывание концов лески или закрепление на ней крючков и грузила приведет к их потере по причине гладкости и скользкости материала – конструкция быстро распустится. Для связывания снастей часто применяют обычную или двойную восьмерку (фламандская восьмерка или швейцарский проводник). Петля налеске выполняется вязальным крючком.

Первый представляет собой дополнительные витки с закреплением на последнем, второй – дополнительную петлю, которая накладывается на опору на небольшом расстоянии от основной конструкции.

Добавить комментарий