Знакомство с яхтой. Оборудование палубы

Вторая сторона медали: техническое устройство яхты

Информация выше важна не столько для шкипера, сколько для пассажира судна. Настоящий яхтсмен должен знать об устройстве больше. Разберем на примере килевой крейсерской яхты:

Килевая крейсерская яхта состоит из корпуса, парусного вооружения, пера руля и плавника. Последний противодействует опрокидыванию за счет своего большого веса. Крейсерские яхты могут быть многокорпусными и даже напоминать своей формой большой катамаран.

Парусное вооружение яхты состоит из одного-двух или даже трех парусов. Они называются грот (задний парус), спинакер (большой гоночный парус), генакер (альтернатива спинакеру) и стаскель (треугольный парус для поддержки мачты). Кроме самих парусов, к парусному вооружению относят средства управления ними. Например, ванты и гик. Первое означает стальной (оцинкованный) трос для поддержки мачты, а второе — устройство для горизонтального распрямления нижней части косого паруса.

Все тросы и снасти для управления парусной системой называются такелажем. Он делится на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж всегда находится в неподвижном зафиксированном состоянии (например, штаг), а бегучий применяется для управления ситуационно (например, фал).

Обратите внимание! Кроме парусов и такелажа, к парусной системе причисляют рангоут. Возможно, вы видели большие туристические корабли, где паруса размещаются на деревянных балках. Так вот, деревянные балки — часть рангоута. Они могут быть и металлическими, это не критично.

С устройством моторной яхты все намного проще. Вместо всех снастей для управления парусами у нас имеется моторный отсек, аккумуляторный отсек, топливный танк и аварийный привод руля. Подробнее останавливаться не будем — назначение всех этих частей понятны даже из их названий.

Типовое обустройство современной яхты состоит из корпуса, парусного вооружения (мотора), кают, камбуза, кокпита, гальюна с душевой зоной, каюткомпании и, иногда, откидного транца. Конечно, яхта может обойтись и без этого. Необходимый минимум — корпус и парусное вооружение. Корпус состоит из палубы, бортов, носовой и кормовой части.

Знакомство с яхтой. Оборудование палубы

Яхтинг: Полное руководство

КАК ЛОДКА ИДЁТ ПОД ПАРУСОМ

Для многих людей плывущая лодка представляет собой загадочное зрелище. Действительно, если бросить в море кусок металла, он сразу утонет, между тем большие корабли, сделанные из многих тысяч тонн стали, благополучно в том же море плавают. Почему ?Первым на этот вопрос ответил греческий математик Архимед. Погружаясь в ванну, он обратил внимание на то, что вода, наполнявшая ее, выливается через край.

Продолжив наблюдения, Архимед обнаружил, что объем вытесненной воды совпадает с массой тела, а также то, что при погружении тела в воду на него действует выталкивающая сила, и если эта сила (вес вытесненной воды) равна весу тела, оно не тонет. Так была описана природа плавучести.

Лучше всего яхта идет в положении оптимального плавания (вверху в центре); скорость и ходовые качества лодки снижаются, если ее корпус находится выше или ниже этого положения. То же относится и к грузовому судну: груз заставляет его опускаться глубже в воду

Большой корабль плавает потому, что его корпус имеет огромный объем и вытесняет большое количество воды. С другой стороны, маленький кусочек металла вытесняет очень мало воды, поэтому фактически нет выталкивающей силы, которая могла бы удержать его на поверхности, и он тонет. Это элементарное объяснение можно проиллюстрировать на примере грузового судна: когда в трюме нет груза, оно немного поднимается на воде и опускается, если в трюм поместить груз (см. рис. вверху). Форма корпуса остается прежней, поэтому выталкивающая сила остается такой же, но вес груза увеличивает вес судна, заставляя его погружаться глубже в воду.

Если груз добавлять и добавлять, то наступит момент, когда судно исчезнет под водой, но, прежде чем это случится, оно достигнет точки, которую судостроители называют положением оптимального плавания. В этой точке судно наиболее устойчиво, его общий вес равен весу вытесненной воды.

Все эти рассуждения применимы к яхтам – они проектируются для погружения на уровень, который дает возможность достичь максимальной скорости и продемонстрировать ходовые качества при соответствующей форме корпуса, с учетом назначения судна. Легкие, быстрые гоночные яхты более плавучи, чем тяжелые крейсеры.

С точки зрения плавучести важным фактором является вес лодки, а при решении вопроса об эксплуатационных качествах судна конструктор должен принимать во внимание всю подводную часть корпуса. Ее форма и размер определяют скорость движения яхты, ее гоночные качества, а также размер внутренних помещений.

Форма корпуса самым непосредственным образом влияет на скорость судна. Чем более обтекаемую форму имеет его корпус, тем быстрее оно движется

Вес также влияет на остойчивость судна; тип и форма киля, количество балласта определяют, насколько оно устойчиво на воде. Глубокий балластный киль обеспечивает максимальную остойчивость, а выдвижной киль (шверт), прикрепляемый к бортам или днищу, уменьшает остойчивость.

Форма корпуса и вес судна – это те факторы, которые конструктор должен учитывать при разработке проекта, в соответствии с типом будущего судна.

Проект маленького круизера (лодки для путешествий, прогулочного судна) будет, разумеется, достаточно простым, а современные океанские гоночные яхты конструируются по очень сложным схемам.

Помимо плана размещения парусов, такелажа и общей компоновки внутренних помещений, чертежи корпуса обычно выполняются в трех видах: бок, полуширота и корпус, вместе они дают представление о форме корпуса судна и позволяют строителю в точности следовать указаниям проектировщика.

Бок показывает корпус яхты го стороны правого борта с контурными линиями (известными как батоксы), обозначающими форму корпуса, точно гак же как контурные линии на карте обозначают форму холмов и долин; вид со стороны левого борта будет, естественно, идентичным.

Полуширота похожа на бок, но эта проекция выполняется со стороны днища. На чертеже изображается только половина яхты ради экономии места (отсюда и название), наружный контур соответствует линии палубы.

Наконец, третья проекция показывает поперечное сечение корпуса, одна половина – со стороны носа к центру, а другая – от кормы к центру яхты.

Одна из самых важных задач, решаемых при проектировании парусного судна, – обеспечение его остойчивости. Стоит ступить в маленький круизер, он тут же наклонится в ту сторону, куда вы наступили, поскольку центр тяжести переместится.

Выталкивающая сила приложена в середине яхты, в точке, называемой центром плавучести (В), а сила тяжести (вес) действует в центре тяжести (G) и направлена вниз. Когда точка G находится прямо над точкой В, лодка пребывает в устойчивом положении, она не опрокидывается. Когда лодка наклоняется (кренится), например когда вы в нее ступаете, точки В и G уже не находятся на одной линии. Центр плавучести смещается вправо или влево относительно центра тяжести, и тогда лодка наклоняется в этом направлении. Однако, поскольку выталкивающая сила направлена вверх, а сила тяжести – вниз, вместе они создают поворачивающий рычаг, который стремится вернуть лодку в прежнее положение.

В – центр плавучести

G – центр тяжести

Эта сила известна как восстанавливающий момент, она противодействует крену и придает яхте остойчивость.

Хороший пример – яхта, идущая под парусом. Под давлением ветра на парус яхта кренится, точка В смещается в сторону от точки G, поэтому естественным стремлением для В и G является создание восстанавливающего момента, чтобы привести судно в исходное положение; это реакция остойчивой яхты.

На остойчивость лодки одновременно влияют несколько сил: боковая сила ветра, оказывающая давление на паруса, и противостоящая ей сила давления воды на киль. На швертботе (как показано на рисунке) вес членов команды помогает справиться с креном; на килевых лодках используется вес балласта

Однако у восстанавливающего момента есть предел, и, когда точка G оказывается по другую сторону от точки В, восстанавливающий момент оказывается направленным в другую сторону и превращается в опрокидывающий момент, что заставляет лодку переворачиваться, так как она теряет свою первоначальную остойчивость. Чтобы этого избежать, нужно восстановить положение, при котором яхта находится в нормальном состоянии, – когда точка G находится прямо над точкой В. Для достижения этого есть два способа:

1. Уменьшить давление ветра на паруса обезветриванием. Это дает лодке возможность вернуться в нормальное положение и возвращает G в положение над В. Обычно это достигается ослаблением, или травлением, шкотов (см. с. 189).

2. Использовать вес членов экипажа или балласта для увеличения восстанавливающего момента и противодействия крену. В плоскодонках в качестве балласта используется вес членов команды, они наклоняются в сторону высокого борта (или трапеции), чтобы вернуть судно в нормальное положение. На килевых яхтах используется вес балласта. Когда корпус кренится, киль поднимается, создавая сильный восстанавливающий момент, возвращающий яхту в нормальное положение.

Лучше всего яхта идет в положении оптимального плавания (вверху в центре); скорость и ходовые качества лодки снижаются, если ее корпус находится выше или ниже этого положения. То же относится и к грузовому судну: груз заставляет его опускаться глубже в воду

Знакомство с яхтой. Оборудование палубы

Палуба яхты — это основная рабочая площадка, здесь расположено множество приспособлений, нужных для управления лодкой, а также для обеспечения безопасности команды. По периметру палубы установлено леерное ограждение, оно начинается на носу с прочных релингов из нержавеющей стали (носовой релинг), к которым крепятся тросы из нержавеющей стали (часто покрытые пластиком), идущие по обеим сторонам лодки к прочному ограждению на корме. Эта часть ограждения называется кормовым релингом. Тросы натягиваются винтовыми талрепами (найтовами) или такелажными винтами для создания стального кольца вокруг палубы, обеспечивающего надежную защиту команды во время движения и работы на палубе. В носовой части палубы в ограждение иногда вплетают верхний леер, также для безопасности команды.

Знакомство с яхтой. Оборудование палубы


Оборудование планировка палубы

От расположения шкотовых и фаловых лебедок, направляющих рельсов, блоков и стопоров зависят секунды, которые всегда желают отыграть у своих соперников экипажи крейсерско-гоночных яхт. Однако в редком случае представления конструктора об эффективном в гонках палубном оборудовании совпадают с требованиями будущего экипажа яхты. На успех может рассчитывать только тот конструктор, который сам неоднократно принимает участие в гонках. Неудивительно поэтому, что очень часто расположение палубного оборудования определяет владелец судна.

При разработке планировки палубы крейсерско-гоночной яхты важно местоположение кокпита, поскольку начиная длины яхты 13-14 м стало обычным требованием иметь два или даже несколько кокпитов. На гоночных яхтах целесообразно устраивать отдельный кормовой кокпит для рулевого, откуда он имеет хороший обзор навигационных приборов. Кроме того, благодаря открытому люку рулевой может осуществлять постоянную связь со штурманом, который обычно находится в рубке. В поле зрения рулевого в этом случае находится весь экипаж, что почти невозможно на яхте с одним кокпитом, хотя и здесь люди не загораживают приборов и не мешают связи рулевого и штурмана.

Только на самых малых яхтах целесообразно сосредоточивать весь экипаж и устройства для управления парусами в одном кокпите. Так как румпель имеет определенную длину, то рулевой располагается в таком кокпите примерно посредине его длины; расстояние до приборов и входного люка невелико.

При полных курсах рулевой обычно находится на подветренной стороне кокпита, оставляя полную длину кокпита с наветренной стороны свободной для размещения экипажа. В бейдевинд каждый не занятый управлением парусами член экипажа, как правило, сидит с наветренного борта на палубе вблизи миделя яхты, свесив ноги за борт для эффективного откренивания судна. Кокпит остается свободным для действий штурмана, который может брать пеленги как с наветренной, так и с подветренной сторон. Для облегчения решения поставленных перед ним задач компас и указатель вымпельного ветра могут быть установлены на обоих бортах – довольно часто встречающийся вариант оборудования палубы на гоночных яхтах.

Если яхта имеет один кокпит и штурвальное управление, то лучше всего располагать штурвал в передней части кокпита. Весь экипаж находится за спиной рулевого.

В качестве примера экстремального варианта планировки палубы крейсерско-гоночной яхты можно привести 13-метровую яхту “Карина-Ш”. Здесь имеется кормовой кокпит для рулевого, оборудованный двумя штурвалами: на правом и левом бортах (рис. 175). Два кокпита для экипажа, расположенные впереди кокпита рулевого, оборудованы в общей сложности тринадцатью лебедками для фалов и шкотов. Некоторые из них связаны между собой приводами для увеличения усилия тяги. Цена этих лебедок составляет не менее 7% стоимости яхты. Дополнительными затратами для владельца являются индикаторы вымпельного ветра, установленные в трех местах (в кокпитах рулевого и команды, а также в штурманской рубке), и гидравлический талреп ахтерштага. Эти затраты, однако, окупаются, если учесть, что “Карина-Ш” входила в состав сборной команды ФРГ – победительницы Адмиральского Кубка 1973 г. Правда, вопрос о том, какую роль в этой победе сыграла планировка палубы и ее оборудование, до сих пор остается спорным.

Планировка палубы яхты, основным назначением которой являются туристские плавания в открытом океане, зависит в основном от типа вооружения и состава экипажа. Среди владельцев таких яхт, как правило, не принимающих участия в гонках, есть немало яхтсменов, для которых главное -тренировать морской экипаж. В этих случаях простота и рациональное обслуживание парусов часто даже нежелательны, так как основной целью плавания являются хорошие физические нагрузки для экипажа. Общую площадь парусности часто разделяют на несколько отдельных парусов, мачты оборудуют бакштагами, устанавливают бушприт. Такие суда, принадлежащие яхтсменам, которые витают в облаках старой морской романтики, являются полной противоположностью крейсерско-гоночным яхтам, участвующим в соревнованиях по правилам IOR.

Рис. 176. Палуба яхты “Карина-Ш” длиной 13,4

Рис. 176. Планировка палубы яхты “Гидра”.1-два блока с вертлюгами для шкотов дополнительных парусов; 2-двухшкивный блок; 3-трехшкивный блок; 4-шкотовый стопор; 5-ричер; 6-шкот “автоматического” стакселя; 7- обушок с блоком для стаксель-шкота; 8-открытый клюз; 9- вентиляционная головка; 10-утка длиной 380 мм; И – якорный шпиль; 12-погон стаксель-шкота; 13 – шкотовая лебедка; 14-электровентилятор из машинного отсека; 15-зажим гика шкота; 16 – погон гака-шкота; 17-шкотовая лебедка; 13-рельс 30X6 для блока шкота ричера; 19-утка длиной 320 мм; 20- киповая планка.

Другой вариант оснастки и оборудования палубы – для яхт, предназначенных для плавания с семейным экипажем, т. е. при ограниченном количестве рук на борту, способных управлять парусами. В этом случае яхту оборудуют минимальным числом фаловых и шкотовых лебедок, стоимость которых не превышает 1 % общей стоимости постройки яхты. В качестве примера можно предложить чертеж планировки палубы 14-метровой стальной яхты “Гидра” (рис. 176). Здесь предусмотрен кормовой кокпит, который, однако, не несет прямых функций по управлению парусами. Он служит как бы балконом для обитателей кормовой, изолированной от остальных помещений, каюты (ее обычно занимает владелец яхты). У переднего обреза кокпита установлена пара шкотовых лебедок, которые используются для шкотов генуэзского стакселя или бегучего такелажа спинакера. Один или два человека, несущие вахту в кормовом кокпите, позволяют полностью разгрузить носовой кокпит для рулевого – владельца яхты и его гостей. Такой вариант отнюдь не исключает успешного участия яхты в океанских и морских соревнованиях.

Между двумя рассмотренными примерами планировки палубы яхт имеется множество других вариантов. Определяющими факторами в их выборе являются расходы на оборудование судна, которые запланировал нести его будущий владелец, а также назначение яхты – характер ее преимущественного использования.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- “Фаворит К” и “Фаворит Щ”, внутренняя и наружная замывка вагонов.

Оборудование планировка палубы

Знакомство с яхтой. Оборудование палубы

Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное.

Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь: «. Если на борту судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно сухопутного человека» (Алексей Толстой). Параллельно выучим английские названия.

Обещаю сильно постараться и не сделать эти «смотрины» занудным рассказом из разряда «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». Всё – только самое необходимое и только с картинками. J

И, чтобы не разводить турусы на колёсах, сразу – к делу. Любая яхта состоит из двух частей. Это корпус и парусное вооружение . То, что находится в воде – это корпус, то, что находится на корпусе – это парусное вооружение.

Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель – это не ругательство.

Корпус снабжён килём, одна часть которого закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем – бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.

Поворачивает яхта с помощью пера руля, который через головку руля и балер связан со штурвалом или румпелем. Балер – это вертикальный вал (металлическая палка), которая в воде заканчивается пером руля, а в кокпите – румпелем или штурвалом. Румпель – это горизонтально расположенная палка, соединённая через баллер с пером руля.

Вот вам три картинки, и на этом с корпусом – всё.

Читайте также:  Зимняя ловля со льда

Знакомьтесь, яхта в профиль

Что у корпуса вверху…

Что у корпуса внутри…

Pulpit (корм. pushpit )

Bench in wardroom

Lengthwise b ulkhead

Door to the cabin

Как-то так это выглядит …

Ну, теперь, когда мы всё знаем про корпус, можно выйти на палубу и перейти к изучению того, что у яхты над корпусом.

Парусное вооружение

Запомните: парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная яхта не ходила под мотором.

Составные части парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).

Паруса – это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за ними девушкам на пляже. Рангоут – это комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.

Парус (sail) . Все чартерные яхты имеют вооружение бермудского шлюпа: два треугольных паруса (передний – стаксель, задний – грот).

Стороны этих треугольников называют шкато́рины , а углы, как это ни странно, просто углами.

Задняя шкаторина традиционного грота всегда имеет небольшой выгиб наружу — горб, который поддерживают тонкие пластины — латы , вставленные в специальные карманы паруса. Латы есть не на всех парусах. На современных яхтах очень распространены гроты, которые скручиваются в рулон внутри мачты (грот на закрутке). Такие паруса шьются почти плоскими (для удобства скручивания) и не имеют ни горба, ни лат.

Понятно, что паруса не могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и такелаж.

Ранго́ут ( spars ) — это совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой (mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)

Главной частью рангоута является мачта . Верхний конец мачты называется топом , нижний — шпором . Шпор мачты опирается в степс — специальную деревянную или металлическую подушку, укреплённую на килевой части яхты.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина грота. «Дерево» не означает, что на гике растут ветки с листьями. Просто так принято называть элементы рангоута. Исторически сложилось с времён, когда рангоут был деревянным.

Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой , противоположный конец, упирающийся в морду рулевого — ноком . Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг (boom swivel), позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз.

Краспицы (spreaders) — служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте.

С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу.

Такелаж ( rig ) — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.

Стоячий такелажstanding rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) — неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута. В основном стоячий такелаж служит для расчалки мачты.

Чтобы мачта не завалилась ни вперёд, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Можно конечно включить «профессора» и дать такое определение: «Форштаг и ахтерштаг обеспечивают устойчивую работу мачты в плоскости ДП. А для того, чтобы мачта воспринимала боковые нагрузки (из плоскости ДП), её расчаливают через краспицы вантами». Но суть от этого не поменяется.

По дороге надо рассказать ещё, что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП) – это вертикальная плоскость, которая виртуально рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси симметрии).

Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках — вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками — талрепами (turnbuckle) .

Бегучий такелаж (running rigging) — подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.

Фалы (halyards) предназначены для ПОДЪЁМА парусов или частей рангоута .

Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал (jib halyard) — для подъема стакселя.

Шкоты (sheets) — служат для УПРАВЛЕНИЯ парусами или подвижным рангоутом . Гика-шкот (main sheet) для управления гиком; стаксель-шкоты (jib sheets) — для управления стакселем.

Топенант (topping lift) — снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу.

Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.

Грота-шкот ( main sheet ) служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота-шкотом за шкотовый у r гол разворачивают грот из рулона в мачте.

Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.

И запомните: только конченный «чайник» путает грота-шкот с гика-шкотом!

Гика-шкот ( boom sheet ) управляет гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.

Оттяжка гика ( boomvang ) , как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах. И не спрашивайте сейчас: зачем на полных? что такое полные курсы? почему они поправились и чем отличаются от худых? Ответы на эти вопросы вы найдёте на яхте, у вашего капитана. А потом, когда вернётесь домой (и если будет охота), почитайте статьи про настройку парусов («Параметры настройки и форма паруса», «Принципы настройки грота»). Впрочем, чтобы не выглядеть в глазах капитана сухопутным мазутом, можете почитать прямо сейчас: там много красивых картинок и учёных слов.

К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика снабжена пружинным или пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.

Существуют и другие снасти бегучего такелажа для постановки парусов, например, линь закрутки паруса (fourline). С ними вы сможете познакомиться поближе на яхте: у меня нет сейчас цели “завалить” вас всеми верёвками, какие только могут существовать на лодке. Есть снасти, управляющие дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но давайте их пока не трогать: с основным добром бы разобраться. J

А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!

Парусное вооружение

YachtRus.ru Самый главный сайт о Яхтах в России


В закрытом кокпите пол размещают выше уровня ватерлинии, чтобы через трубы вода сливалась с кокпита. На палубе размещают специальную надстройку для управления судном – рубка, а в ее стенках пробивают окна – иллюминаторы. Сами боковые стенки рубки имеют название «комингсы». Корпус яхты разделен перегородками, которые разделяют ее помещение на несколько отсеков, предназначенных как для проживания пассажиров, так и в качестве складов и размещения оборудования.

ПАЛУБЫ, ПОКРЫТЫЕ ТИКОВОЙ ДОСКОЙ

Тиковую палубу можно оставлять неокрашенной или смазанной спецсоставом. Современная тиковая палуба обычно настилается только из-за ее внешнего вида. Однако она существенно увеличивает риск протечек, если используются сквозные болты.

Палуба является своего рода дорогой, но сильно нагревается в тропических условиях. Кроме того, тонкие полосы тика (шпон) используемые для укладки палубы, могут весьма быстро стереться в местах наибольшего движения.

Палуба является своего рода дорогой, но сильно нагревается в тропических условиях. Кроме того, тонкие полосы тика (шпон) используемые для укладки палубы, могут весьма быстро стереться в местах наибольшего движения.

Работа экипажа яхты на швартовке

Швартовка – это процедура «парковки» яхты к причальному месту. (никогда не говорите слово “парковать яхту” при заправских моряках! Это опасно для психики – этих моряков. )
Швартовка и отход яхты – довольно ответственные процедуры, и тут многое зависит от слаженных действий всей команды.
Различают швартовку бортом (заправские моряки называют швартовка лагом), швартовку кормой и швартовку носом.

Процедуру швартовки и отхода капитан подробно объясняет матросам до начала маневра, объясняет каждому члену экипажа его действия.

Яхта привязывается к берегу веревками (концами), которые называются швартовыми.
Как крепить швартовы – это лучше осваивать на практике, важно знать, как называются части швартового оборудования.

Для предотвращения удара и смягчения касаний яхты со стенками или бортами других яхт служат кранцы. Обычно при подходе или отходе один из членов команды держит один кранец в руках за веревку, чтобы вовремя подставить его под нужное место. Не пытайтесь смягчить касание, подставляя ноги и руки – это может кончиться травмой.

Нижний передний угол — галсовый, снасть для управления — галс.

Яхтинг. Полное руководство.2007

ЗНАКОМСТВО С ЯХТОЙ

Мачта прикреплена к палубе, с нее сви­

Алюминий – легкий металл и весьма

Мачты из углеролных волокон в основ­

сают аккуратно свернутые тросы

устойчивый к коррозии

ном используются на гоночных яхтах

остается свободным (мачта, проходящая через середину каюты, доставляет неудобства и затруднения). Во-вторых, при аварии мачта, прикрепленная к палубе, просто упадет за борт, маловероятно, что она разо­ рвет крышу каюты. Крепление мачты к палубе также облег­ чает обслуживание: если мачту нужно снять, то ее можно опус­ тить, свернув такелаж, а если она прикреплена к килю, то потребуется подъемный кран, чтобы вынуть ее из корпуса.

Высота мачты определяется в зависимости от предполагаемо­ го типа плавания. У гоночной яхты мачта всегда будет выше, чем у круизера, чтобы она могла нести паруса большей площади и показать лучшие гоночные качества.

По всей длине мачты нахо­ дятся места креплений, или

оковки, такелажа. На самой вер­ хушке находятся многочислен­ ные приспособления, от оковок до антенны, для хождения под парусом и навигационное обо­ рудование.

В отличие от старинных судов с прямым вооружением, которые несли десятки рей с прямыми парусами, на современных судах оснастка имеет очень немного­ численные части рангоута — гик обычно бывает единственным. Его назначение — обеспечение крепления нижней шкаторины грота. Он крепится к мачте S-образным коленом, которое позволяет ему свободно вра­ щаться, и к лодке — гика-шко- том, обычно рядом с кормовым концом гика.

На всех гоночных яхтах нахо­ дится по крайней мере один

спинакер-гик, хотя он и не является постоянным рангоу­ том. Он хранится на палубе перед мачтой до тех пор, пока не понадобится.

Краспицы тоже можно рас­ сматривать как часть рангоута, но они чаще бывают малень­ кими и крепятся к мачте в одной или нескольких точках над палубой. Краспицы могут быть расположены с любой стороны мачты, их назначе­ ние заключается в обеспече­ нии большего угла между ван­ тами (см.: «Стоячий такелаж», с. 31) и оковками, и, соот­ ветственно, поддержки мачты. Круизеры обычно оснащены только одним комплектом краспиц, а вот на гоночных яхтах, высота мачт которых требует большей поддержки, таких комлектов может быть несколько.

Различают два вида такелажа: стоячий — жесткие, постоянно закрепленные тросы, они удер­ живают мачту на месте, и бегу­ чий — изготовленный из гибкой проволоки или синтетических канатов, он используется для поднятия парусов и управления ими.

Стоячий такелаж делается из проволочного троса, кото­ рый, в свою очередь, изготовлен из переплетенных волокон из нержавеющей стали. Тросы из гибкой проволоки могут быть изготовлены таким же образом, но они состоят из гораздо боль­ шего числа волокон, что поз­ воляет изгибать их без риска разрушения при использовании в блоках или талях.

Веселка для подъема на мачту облегча­ ет работу со стоячим такелажем

Для бегучего такелажа обыч­ но используются синтетические тросы, исключение составляют большие яхты.

Мачта удерживается на месте вантами, которые натягивают­ ся между палубой и точками с обеих сторон мачты, обычно несколько ниже краспиц и на верхушке мачты. Ванты крепят­ ся к корпусу с помощью очень

крепких оковок, которые

ми тросами, натянутыми от носа и кормы к верхушке мачты, иногда к более низкой точке.

Бегучий такелаж, кулачковые стопора и погон гика на гоночном швертботе

Такое крепление позволяет устанавливать мачту в наибо­ лее подходящее к конкретной ситуации положение, а также допускает любую настройку, нужную шкиперу, например, мачту можно наклонить, чтобы оптимизировать работу парусов.

Основными элементами бегу­ чего такелажа являются фалы, которые поднимают и опуска­ ют паруса, и шкоты, которые управляют установленными парусами.

Фалы могут быть выполнены из гибких проволочных тросов, но на большинстве средних и маленьких яхт используются синтетические, которые изготав­ ливаются в широком ассорти­ менте (подробно см. на с. 65).

Фалы обычно поднимаются вдоль мачты внутри нее, сквозь входное отверстие возле палубы и проходят через шкив или ролик на топе. На мачте или на крыше каюты устанавливается лебедка, она дает возможность тянуть фал при поднятии паруса, ведь правильное натяжение паруса является одним из секретов его установки. Любое провисание фала может повлиять на натяже­ ние паруса (и его работу).

Шкоты крепятся к шкотовому углу переднего паруса, или спи­ накера (см. с. 37, 189), и к ниж­ ней стороне гика грота. Шкоты переднего паруса, или спина­ кера, состоят из троса, идуще­ го из угла паруса вниз по обе стороны яхты через подвижный блок на палубе и далее к лебедке в кокпите. Гика-шкот управля­ ет гиком посредством блока и тали, закрепленной в кокпите или рядом с ним. Как правило, шкипер управляет румпелем, а шкоты передает своей команде.

ЗНАКОМСТВО С ЯХТОЙ

Паруса — это тот элемент, который тянет лодку вперед. Непосвященному кажется, что они представляют собой просто полотнища ткани, свисающие с мачты, но их крой, придание им правильной формы — очень непростое дело. Когда ветер наполняет паруса, они прини­ мают форму аэродинамической поверхности, которая преобразу­ ет энергию ветра в тягу вперед.

Большинство парусов изго­ тавливается из синтетических тканей. Изначально очень попу­ лярным был нейлон, первый из синтетических материалов, но он имеет тенденцию силь­ но растягиваться. Поэтому были разработаны более подходя­ щие синтетические материалы на основе полиэстра. Хорошо известны терилен и дакрон, но существует множество других, включая некоторые специаль­ ные ткани, предназначенные для экстремальных условий гонок.

Одним из достоинств син­ тетических материалов (поми­ мо повышения мореходных качеств) является их устойчи­ вость к гниению. Такие паруса можно складывать мокрыми, в отличие от сшитых из хлопча­ тобумажных тканей, применяв­ шихся в давно минувшие дни, тогда паруса следовало тщатель­ но сушить перед укладыванием.

Паруса изготавливают из тка­ ней различного веса, в зави­ симости от назначения. Для движения в хорошую погоду используются легкие ткани, осо­ бенно на маленьких швертбо­ тах и досках для серфинга; для штормовой погоды выбирают паруса из более крепких, грубых материалов; для промежуточных вариантов можно выбрать ткани любого веса и типа, которые

Паруса — это тот элемент, который тянет лодку вперед. Непосвященному кажется, что они представляют собой просто полотнища ткани, свисающие с мачты, но их крой, придание им правильной формы — очень непростое дело. Когда ветер наполняет паруса, они прини­ мают форму аэродинамической поверхности, которая преобразу­ ет энергию ветра в тягу вперед.

Давайте подведем черту

С одной стороны я благодарен владельцам яхт с тиковыми палубами и самим палубам, так как это мой хлеб.

Но с другой стороны, меня разочаровывает напрасная трата времени и сил. Люди могли бы сэкономить уйму времени, избавить себя от неудобств и траты денег, если бы следили за тиком.

Да, он стоит дорого, но окупит себя с лихвой. Не только потому, что вам не придется заново укладывать палубу, но и потому, что вы сможете продать яхту дороже. Будет видно, что яхту поддерживают в надлежащем состоянии. Тик не будет подвержен влиянию солнца, воды и ветра, а гелькоут, палубное оборудование и иллюминаторы прослужат дольше. Гранд-каньон был создан такой же эрозией. Если мыслить в таком ключе, вы поймете, почему я даю этот совет.

Я не могу сделать многого, изменить мир или моду, но надеюсь, что могу уменьшить ущерб, говоря правду. Сейчас вы знаете больше.

И помните, никаких жестких щеток!

Да, он стоит дорого, но окупит себя с лихвой. Не только потому, что вам не придется заново укладывать палубу, но и потому, что вы сможете продать яхту дороже. Будет видно, что яхту поддерживают в надлежащем состоянии. Тик не будет подвержен влиянию солнца, воды и ветра, а гелькоут, палубное оборудование и иллюминаторы прослужат дольше. Гранд-каньон был создан такой же эрозией. Если мыслить в таком ключе, вы поймете, почему я даю этот совет.

Читайте также:  Троллинговые приманки

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ

на современной парусной яхте

Есть самые различные представления о жизни на яхтах. Что в них правда, а что вымысел?

Мы вкратце рассказали Вам о внутренних помещениях яхты, но в летнем круизе основная – полная событиями жизнь кипит наверху, на палубе яхты. В кормовой части палубы яхты есть «обширное углубление», называемое кокпитом.
Кокпит оборудован сиденьями (под ними располагаются объемные рундуки) и обеденным столиком, складываемым для удобства на маршруте. От жгучего солнца закрывает натяжной тент, а от встречного ветра на стоянках – спрейхуд (все это можно быстро свернуть и развернуть по необходимости или по желанию)
Вы можете завтракать наверху, наслаждаясь легким утренним бризом, а вечером вас ждет приятный ужин, окутанный вечерней прохладой и любованием бесчисленными, ярчайшими звездами. Стакан сока выпитый в открытом море или сочный апельсин, истекающий соком до или после купания… Соль после купания можно смыть пресной водой при помощи специального дополнительного душа, расположенного в кокпите, а солнечные ванны наиболее удобно принимать, расположившись на мягких матрасах на носу яхты.
В задней части яхты кокпит переходит в кормовую платформу, удобную для отдыха и купания.
На яхте, пока она находится в море, существует только 12 вольт. На некоторых яхтах стоят автомобильные или морские инверторы(преобразователи), преобразующие аккумуляторные 12V постоянного тока в привычные 220V переменного тока. Прежде чем подключать к подобным аппаратам дорогостоящую технику, например ноутбук, убедитесь, что Ваш инвертор выдает ток с нормальным, а не модифицированным синусом. Это важный параметр и об этом должно быть написано на корпусе устройства. Многие китайские модели инверторов грешат модифицированным синусом. Дорогие морские инверторы выдают настоящий синус. Обычные электроприборы типа лампочки, электробритвы или зарядного устройства для сотового телефона можно подключать к инверторам с любой формой волны.
Когда яхта приходит порт или в марину, её бортовая сеть соединяется с береговой и на ней оживают обычные розетки на 220 вольт. Можно вскипятить чайник, посмотреть телевизор и даже включить обогреватель, тепловентилятор или кондиционер, если Вы позаботились о системе климат-контроля для Вашей яхты.
Если Вы ходите зимой там где нет берегового электричества для обогрева, то рекомендуем захватить любимый спальник.
Для большего комфорта на берегу в маринах Вы всегда сможете найти дополнительно, душ, туалет, бассейн, пляж с лежаками, ресторан, магазины, такси и пр. А при желании Вы всегда сможете окунуться в бурную ночную жизнь прибрежного города.

Жизнь в марине это особенный процесс.
В чем-то он более сложный, в чем-то более простой.
Когда живешь в марине, приходится соблюдать некоторые правила. Они обусловлены тем, что лодки стоят на воде и необходимостью соблюдать чистоту этой воды, ведь неприятно будет выйти утром на палубу и увидеть грязную воду за бортом…
Поэтому существуют некоторые запреты:
– как мы уже писали и считаем нужным повториться, во время стоянки в марине нельзя пользоваться прокачным туалетом, для этого существуют комфортные туалеты на причале, но если очень нужно, тогда судовые туалеты, во время стоянки в маринах переключают на сбор отходов в специальную небольшую цистерну, которую потом откачивают.
– нельзя выбрасывать за борт мусор (для мусора существуют баки на причале в достаточном количестве)
Если возникает желание принять душ, на причале есть туалеты, оборудованные душевыми кабинками и фенами. Особенно хочется сказать о турецких туалетах. Вообще туалеты в Турции это отдельная тема. Даже в аэропорту, где поток людей очень высок, чувствуется огромная разница. Первое на что обращаешь внимание – это ЧИСТОТА. Что уж говорить о туалетах в марине. Это место, куда приятно прийти. Просто помыть руки, посмотреть на себя в зеркало, почитать объявления. В туалете зачастую стоят свежие цветы. В туалетах играют дети. Туалеты являются неким центром жизни в маринах.
Свежее постельное белье для нужд яхтсменов обеспечивают наземные службы химчистки. Правда стоимость их услуг ну просто неприлично велика и русские яхтсмены традиционно предпочитают стирать бельё на борту, соорудив “стиральную машину” из ёмкого ведра и собственных неутомимых ног. Англичане и голландцы живо перенимают наш опыт. Вам, разумеется, подобные “развлечения” не грозят – Вы на отдыхе.
Безусловно, существуют такие места как офис, магазин, яхт-клуб (он включает в себя бар и ресторан). В них всегда приятно прийти. Уютная обстановка создаст Вам настроение, а вежливый и приветливый персонал всегда будет рад оказать Вам помощь.

В турецком Мармарисе стоит обратить внимание как на большие торговые центры, такие как Tansas [Танзаш], Migros [Мигрос], Carrefour [Карфур], Sogutlu [Сойютлю] в которых фиксированные цены, а также маленькие лавочки и магазинчики в которых удобно покупать мясо, фрукты, овощи и другие продукты – в них торговаться признак хорошего тона. Тем, кто заинтересуется таким способом, мы с удовольствием дадим рекомендации на месте (покажем Где, Что, Как и Почем стоит покупать).

В Мармарис приятно съездить не только за продуктами, но и познакомится с этим интересным городом, погулять по улочкам и набережной, посидеть в ресторанчиках или отдаться шопингу в бесчисленных лавочках и магазинчиках. А может Вам по душе бурная ночная жизнь, тогда знаменитая Улица Баров к Вашим услугам.

В Черногорском Баре рекомендуем такие супермаркеты как Робна Куча (IDEA) в двух кварталах от марины и более далекий, но выгодный VOLI.

А если мы совершаем переход, к Вашим услугам в любом городе или маленькой бухточке всегда найдется уютные ресторанчики, в которых Вам предложат вкусную и полезную пищу. Любители рыбных блюд получат полное удовлетворение широким ассортиментом свежих морепродуктов.

Как правило, на яхте есть постоянно 12В в одной или нескольких розетках в кают-компании (разъем такой же, как в автомобилях) и 220В в розетках в кают компании и каютах во время стоянки, когда яхта присоединена к внешнему электричеству на берегу. На яхтах бизнес класса стоят инверторы 220V. Но мощность при этом остается небольшой – ведь электричество идет от аккумуляторов. Этого достаточно, чтобы подзарядить мобильный телефон, планшет, фотоаппарат или ноутбук, но недостаточно для утюга или фена.

Курение на борту яхты
Курение на яхте разрешено только в кокпите на открытом воздухе с той стороны относительно ветра, где другие члены экипажа не смогут познать ароматы Вашей трубочки. Для индивидов, желающих курить в кают-компании (внутри салона), уготовлен тазик с цементом.

Алкоголь на борту яхты
Поскольку у нас с Вами учебный рейс, то алкоголь на борту употреблять нельзя вне зависимости от времени суток и медицинских показаний. Приносить и хранить, как багаж можно, а открывать нельзя. Для любителей запершись в каюте тянуть через трубочку – сообщаем, что детекторы не дремлют и пишутся. А инструктора штрафуют когда он закрывает на это глаза.
Вывод: не стоит усложнять всем жизнь, гораздо проще пройти по сходням на берег или понтон за пределы юрисдикции капитана судна и устроить распитие прямо там или в ближайшем кафе. Имеет смысл лишь учесть то, что если к началу учебы Вы будете не в адеквате, то присоединитесь к наблюдающим пассажирам до излечения – капитан не даст Вам работы с травмоопасным оборудованием и не допустит за руль.
А получив права и став капитаном, Вы сами сможете устанавливать на своём судне те правила, которые сочтете уместными и удобными для безопасного быта и мореплавания.

Питьевая вода
Несмотря на то, что водопроводная вода очищается хорошо, пить её все же не рекомендуется. Однако для чистки зубов и мытья фруктов ее можно использовать без опаски. Рекомендуем употреблять питьевую, расфасованную в бутылки воду. Ее можно купить в любом магазине в бутылках разного объема; она недорогая и имеет приятный вкус.

Дети на яхте
Дети на яхте взрослеют. Проверено на практике. Взрослеют не в смысле сантиметров роста, а в смысле ответственности. Высмотреть, проследить за заправкой яхты водой, проложить курс на электронном навигаторе, найти “пиратов” в бинокль на соседней яхте, постоять за капитанским штурвалом. Посидеть за настоящими морскими бумажными картами, напечатанными на специальной вощеной бумаге. Найти клад. Зарыть сокровище.
Это мир романтики и героизма, которого так не хватает в сером мире городов и виртуальном зазеркалье. А еще научиться плавать, прыгать в воду с головой, нырять и изучить прочие навыки Ихтиандра.

Солнечные ванны
Солнце на Средиземном море жаркое и коварное, а отражение от морской воды многократно усиливает его эффект. Чтобы избежать солнечных ударов, солнечной аллергии и других неприятностей, кожу надо постепенно готовить к принятию солнечных ванн.
Загар ложится ровнее, если до принятия солнечных ванн посетить турецкую баню “хамам”.
Старайтесь не загорать на открытом солнце в промежутке с 12.00 до 15.00 в первые дни после приезда.
Не забывайте пользоваться солнцезащитными кремами, наносите их также после купания.
В начале отдыха используйте солнцезащитные кремы или спреи с высокой степенью защиты, особенно для детей. По мере приобретения загара степень силы защитных средств можно постепенно снижать.
Пейте больше жидкости, это поможет организму переносить жару. Особенно хорошо утоляют жажду негазированная питьевая вода (продается в бутылках разного объема) и традиционный горячий чай.
Не забывайте надевать на яхте головной убор и солнцезащитные очки.

Некоторую познавательную информацию о быте на парусной яхте можно извлечь из просмотра сериала “Стань Морским Волком“, снятом студией VSP в нашей яхтшколе.

Алкоголь на борту яхты
Поскольку у нас с Вами учебный рейс, то алкоголь на борту употреблять нельзя вне зависимости от времени суток и медицинских показаний. Приносить и хранить, как багаж можно, а открывать нельзя. Для любителей запершись в каюте тянуть через трубочку – сообщаем, что детекторы не дремлют и пишутся. А инструктора штрафуют когда он закрывает на это глаза.
Вывод: не стоит усложнять всем жизнь, гораздо проще пройти по сходням на берег или понтон за пределы юрисдикции капитана судна и устроить распитие прямо там или в ближайшем кафе. Имеет смысл лишь учесть то, что если к началу учебы Вы будете не в адеквате, то присоединитесь к наблюдающим пассажирам до излечения – капитан не даст Вам работы с травмоопасным оборудованием и не допустит за руль.
А получив права и став капитаном, Вы сами сможете устанавливать на своём судне те правила, которые сочтете уместными и удобными для безопасного быта и мореплавания.

Футболка с ручной росписью. Морская

Роспись выполнена акриловыми красками по ткани.

В этой части я рассказываю о изготовлении бюджетной тиковой палубы. А также дам ответы на вопросы:

Словарь яхтсмена – состоит из наиболее употребляемых терминов в морской практике.

Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.

Бакен – плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.

Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.

Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков мачту.

Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контро­лирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.

Береговой – 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.

Буек – поплавок, установленный на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета, знак гоночной дистанции и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.

Буй – плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.

Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

Ванты – тросы, поддерживающие мачту.

Ватерлиния – линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Конструктивная ватерлиния – линия, образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. Конструктивная ватерлиния соответствует ватерлинии при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.

Вести прокладку – отмечать местоположение лодки на карте.

Взять рифы – уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху к лееру на рее у прямых парусив.

Водоизмещение – вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.

Вперед – в сторону носа судна.

Выбирать слабину троса – подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Галс – расположение судна относительно ветра.

Галсовый угол (паруса) – нижний передний угол паруса.

Галфвинд – курс судна относительно ветра, при кото­ром угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.

Генуэзский парус – большой передний парус, простира­ющийся далеко за грот-мачту.

Гик – элемент рангоута. К нему обычно крепится ниж­няя шкаторина. Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Гика-шкот – трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Грот – главный парус на судне, при продольной оснас­тке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.

Диаметральная плоскость – воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.

Дифферент – разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали.

Дрейф корабля в подветренную сторону – происходящий под действием ветра.

Задняя шкаторина – задняя кромка косого паруса.

Истинный ветер – скорость и направление ветра, опре­деляемые без учета движения судна.

Кокпит – площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.

Колдунчики – индикаторы ветра, используются для точной настройки парусов. Тонкие нити (легкие ленточки) длиной 10-25 сантиметров, прикрепляются к парусу там, где необходимо видеть как ведет себя поток воздуха.

Корма – задняя часть судна.

Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.

Корпус – основная часть лодки, то есть днище и борта.

Кранец – предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта.

Краспица – парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крен – наклон на бок. Крениться – наклоняться (о судне).

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крутой бейдевинд – курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.

Курс – направление по компасу, которое указывает нос лодки.

Курс яхты относительно ветра – термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попут­ном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.

Лавировка – движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.

Лаг – прибор для измерения скорости лодки и прой­денного расстояния.

Лебедка – приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.

Левентик – зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.

Левый борт – левая часть судна, если стоять лицом к носу.

Левый галс – яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.

Леерная стойка – опора для лееров и страховочного троса.

Лечь в дрейф – фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.

Лоция – пособие по навигации.

Мачта – вертикальный элемент рангоута для установ­ки парусов.

Меридиан – воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.

Местоположение – местонахождение судна, опреде­ленное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.

Мидель – максимальная ширина судна.

Монотип – лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.

Мористее – дальше от берега. Выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. Фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега».

Морская миля – единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).

Муринг – так называют “мертвый якорь”.

Наблюдаемое местоположение – координаты, получен­ные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.

Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер.

Нижняя шкаторина – нижняя кромка паруса.

Нирал – трос, оттягивающий парус вниз.

Нос – передняя часть судна.

Носовой релинг – перила в носовой части лодки.

Нуль глубин (на карте) – уровень воды при самом низ­ком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.

Оверштаг – поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.

Оснастка – мачта, рангоут и паруса.

Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.

Отливное течение – поток воды, понижающий ее уровень.

Читайте также:  Лодка «Добрыня»: описание модели, технические характеристики, отзывы

Относительный (вымпельный) ветер – направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направ­ления и скорости судна.

Оттяжка – трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.

Оттяжка гика – препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.

Пеленг – местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.

Передний парус – треугольный парус, установленный впереди мачты.

Передняя шкаторина – основная (ведущая) кромка косого паруса.

Погон – направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.

Подветренная сторона – защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).

Правый борт – правая часть судна, если стоять лицом к носу.

Правый галс – лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.

Прибрежный – находящийся на небольшом расстоя­нии от берега.

Приводить к ветру – идти курсом, близким к направ­лению ветра.

Приливное течение – поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.

Против ветра – нос судна направлен прямо навстречу ветру.

Рангоут – общее название мачт, гиков, реев и т. п.

Рифить – уменьшать размер (площадь) паруса.

Румпель – рычаг у руля для управления им.

Руль – подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.

Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рыскать – сворачивать в сторону от курса (под воз­действием внешних сил). Лодка резко поворачива­ет, может накрениться под опасным углом.

Свертывать – свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.

Сделать галс – повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.

Спинакер – большой легкий передний парус, использу­ется при попутном ветре.

Стаксель – треугольный парус, крепится к форштагу.

Стояние (уровня) прилива – короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.

Стоячий такелаж – неподвижный: ванты и штаги, под­держивающие мачту.

Страховочный трос – трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безо­пасного движения по палубе.

Сходный трап – главный вход во внутренние помеще­ния, обычно через люк, ведущий к лестнице.

Счисление пути – ведение записей о взятом курсе, вет­ровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местополо­жения.

Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.

Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута.

Toп – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Траверз – направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.

Уваливать под ветер – изменять курс в сторону от ветра.

Узел – единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.

Утка – специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.

Фал – трос для поднятия парусов.

Фальшборт – легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.

Фордевинд – 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересе­кает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.

Швартов – трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Шверт – доска, расположенная в щели, проходя­щей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкот – трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.

Шкотовый угол (паруса) – нижний задний угол косо­го паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.

Шлаг – один оборот троса вокруг чего-либо.

Шпринг – швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.

Штаги – тросы, прикрепленные к мачте для ее под­держки.

Якорная цепь – цепь для крепления якоря.

Якорный трос – используется для швартовки или креп­ления судна.

Крен – наклон на бок. Крениться – наклоняться (о судне).

Выход на яхте для новичков

Вам кажется, что яхтинг не для Вас, что это дорого, сложно и нужно ехать заграницу на море.

Начать заниматься парусом возможно прямо рядом с домом, в Ближайшем Подмосковье или Севастополе! Чтобы попробовать нужна всего лишь Ваша решимость и немного свободного времени. Стоимость 3-х часового выхода на яхте в Пирогово 3000 рублей с человека, выходные в Севастополе (2 дня)- 12 500 рублей с человека!

Наша программа для новичков называется яхтенный Start UP!

Все лето с мая по сентябрь по субботам (12.00-15.00) и воскресеньям (16.00-20.00) проходит в Пирогово (11 км от МКАД по Осташковскому шоссе).

Всю зиму (с октября по май) организуются 2-х дневные туры на выходные в Севастополь с проживанием на базе нашего яхт-клуба и выходами на спортивных парусных яхтах. (Cевастополь, Ушакова балка)

Мы знакомим вас с парусными яхтами SB20, рассказываем, как это работает, даем «порулить» яхтой, поработать с парусами, активно задействуем вас в процесс управления яхтой и, в заключении, участие в настоящей гонке!!

Как это выглядит?

Москва: 3-х часовая программа включает в себя

  • – Сбор в яхт клубе Галс (Пироговское водохранилище), регистрация в офисе СПортфлот
  • – Вводный бриффинг: что такое яхта, как устроена, как работают паруса, особенности яхтенного языка или что сказал инструктор- рулевой
  • – Распределение по экипажам, знакомство с инструкторами
  • – Тренировка на воде на яхтах SB20 под руководством инструктора СПортфлот
  • – Целый час настоящей парусной регаты, где победителями можете стать Вы!

Цена: 3000 рублей


Севастополь: 2-х дневный выезд в Севастополь на выходные (сб, вскр)

  • – Пятница/суббота утро прилет в аэропорт Симферополь
  • – Суббота/вскр с утра до обеда выходы на яхтах, теория, тренировки и гонки. Вечером свободное время для исследования достопримечательностей Севастополя
  • – Каждое утро теоретическая часть: что такое яхта, как устроена, как работают паруса, особенности яхтенного языка или что сказал инструктор- рулевой
  • – Каждый день 2-х часовая тренировка на воде на яхтах SB20 под руководством инструктора СПортфлот
  • – Две настоящие гонки с медалями и призами для победителей в заключении каждого дня
  • – Праздничный фуршет и награждение по окончанию week end
  • Цена: 12 500 рублей за 2 дня, 10 500 за раннее бронирование

У ВАС ОСТАЛИСЬ СОМНЕНИЯ? ДАВАЙТЕ ИХ РАЗВЕЕМ:

Команды формируются на месте, поэтому можно приходить одному или с друзьями. Для группы из 3 человек предусмотрены специальные скидки на участие

Нужен ли опыт?

Опыт не нужен, физическая подготовка не важна. На месте мы покажем и расскажем все важное о яхте, инструктор на борту поможет сориентироваться и вовлечет в процесс управления.

Насколько это безопасно?

Яхты SB20 абсолютно безопасны. Все участники получают спасательные жилеты и перчатки перед выходом на воду, на воде работает катер-спасатель.

Можно ли с детьми?

Дети с 10 лет в сопровождении родителей

Как выглядит яхта?

Яхта SB20 – парусная, спортивная яхта для дневного плавания. Она очень динамична, вмещает экипаж 3-4 человека + инструктор, требует работы всего экипажа. Вы обязательно подержите ветер в руках и попробуете порулить. Яхта безопасна и не переворачивается.

Стоимость участия?

Стоимость программы 3000 рублей с человека для Московской 3-х часовой программы. Для групп из 3 человек, стоимость составит 2500 рублей на человека

Стоимость программы 12 500 рублей с человека для 2-х дневного weekend в Севастополе. Для групп из 3 человек, стоимость составит 10 500 рублей на человека

Как одеться на первый выход?

Посмотрите прогноз погоды на планируемую поездку. На воде температура обычно на 4-5 градусов меньше из-за ветра и близкой воды. Для солнечной жаркой погоды подойдет:

– купальник, шорты, футболка, головной убор, солнцезащитный крем и очки, легкая куртка для защиты от ветра

Для пасмурной, прохладной погоды необходимо позаботиться о тепле:

– легкие водонепроницаемые брюки и куртка, для утепления флисовой комплект или термобелье под низ

Обязательно возьмите два комплекта одежды: один для выхода на воду, второй чтобы переодеться. Обувь на яхте должна быть закрытая (каблуки, сандалии – не подходят), на резиновой нескользящей подошве (подойдут кроссовки, кеды). На территории клуба есть раздевалки и души.

Что не рекомендуется брать с собой?
Телефон и фотоаппараты брать на борт не рекомендуются. Они, к сожалению, плохо плавают. Сумки и лишние вещи оставляем на берегу в шкафчиках, на яхте их разместить негде.

Как добраться?

Добраться можно на а/м по Осташковскому шоссе до д. БОлтино, указатель на ВСБ ГАЛС

Добраться можно также на общественном транспорте на маршрутке или автобусе 314 от ст м Медведково (20 минут пути)

На территории ВСБ Галс вам необходимо найти офис Спортфлот:

Севастополь:

Аэропорт Симферополь (а/билеты от 5000 рублей).Трансфер Симферополь-Севастополь (1000-1500р с человека, 2 часа).

Адрес: яхт-клуб «Ушакова балка», Севастополь, ул. Пляжная 29

В яхт клубе находится гостиница, столовая, баня, раздевалки с душами и туалетами.

Возможно проживание на территории яхт клуба (двухместный номер 3000 рублей/ночь) или в городе, в центре жизни. Питание на территории яхт клуба (400 руб завтрак, 600 рублей обед)

Если вам понравится, то можно продолжить:

  • – Купить абонемент на 4 занятия в клубе (программы Start up или Азбучные гонки) по спец цене (Москва)
  • – Пройти курс «Матрос спортивной яхты»
  • – Пойти учиться на «Рулевой парусной яхты»
  • – Серьезно подойти к вопросу и пройти курс Базовый с дальнейшем получением сертификата Competent Crew
  • – Сходить с нами в какой нибудь поход за рубеж на большой круизной яхте.

Яхта SB20 – парусная, спортивная яхта для дневного плавания. Она очень динамична, вмещает экипаж 3-4 человека + инструктор, требует работы всего экипажа. Вы обязательно подержите ветер в руках и попробуете порулить. Яхта безопасна и не переворачивается.

elektrik_dv

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности) соответствующими иллюстрациями.

Парусное судно – это плавательное средство, передвигающееся по воде благодаря использованию силы ветра, уловленной парусами судна; никакие механические приспособления, способные воздействовать на его движение, при этом не используются. Парусные суда – древнейшее средство передвижения по воде, частично применяемое человечеством до сих пор – несмотря на развитие механики и изобретение механизмов, способных двигать корабли и суда без помощи ветра.

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная – это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. ФОРДУНЫ и БАКШТАГИ удерживают стеньги и брам-стеньги; ВАНТЫ, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.
Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки – РЕИ. Реи крепят к мачте серединой; средняя точка реи проецируется на ось судна. К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса; к парусине пришиты горизонтальные ряды рифов – веревок, с помощью которых парус при ненадобности убирается путем скатывания полотнища и подтягивания его к рее. Через свободные нижние края паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.
Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: НИЖНИЕ – ПРОСТО РЕИ (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); ВЫШЕ, над марсами стеньг, крепятся МАРСА-РЕИ (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к ВЕРХНИМ БРАМ-СТЕНЬГАМ прикрепляют БРАМ-РЕИ (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку БОМ- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.
Для управления рангоутом и парусами служит БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

ПРЯМЫМИ ПАРУСАМИ вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 670.

КОСЫЕ ПАРУСА, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 200! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.
Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. ГАФЕЛЬНЫЕ ПАРУСА – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. БЕРМУДСКИЕ ПАРУСА – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности) соответствующими иллюстрациями.

Добавить комментарий