Ловля нахлыстом с лодки с применением плавучего якоря

Преимущества и недостатки

Есть такие места, где сидя на плотике нахлыстом ловить будет эффективнее чем на лодке. На нем не гребут, а сплавляются, «руля» ногами. Сплав на таких плотиках идет обычно боком, т. е. человек сидит лицом к берегу. Подойти к нужному месту на нем можно совершенно бесшумно.

Придуман такой плотик специально для нахлыста, но уже и любители спиннинга пытаются приспособить его для себя. Так как плотик не является плавсредством, то его можно применить в тех местах, где использование лодок запрещено. Цена плотиков 3500-11000 рублей. Необязательно гоняться за американскими изделиями, можно купить и китайского производства.

Одним из недостатков такого плотика для ловли нахлыстом можно считать то, что сидя в нем ноги будут долго находиться в холодной воде. В тех водоемах, где вода мало прогревается за короткое лето лучше рыбачить с лодки. Или другой вариант – покупать термобелье и тепло одеваться. Есть существенные различия в одежде, которую надевает на себя рыбак, если рыбачит на Волге или на Сибирских реках.

Плотики хорошо использовать весной, когда водоемы вскрылись не полностью. Например, утром еще можно стоять на льдине, а днем уже плавать на плоту.

Есть еще гибрид лодки и плотика – надувная компактная лодка, оснащенная веслами, но не имеющая части дна. Такой понтон-бот. Компактную лодку можно взять с собой в пеший переход, когда пробираешься в труднодоступные места.

А вот это видео о том как ловят на плотиках щуку в Финляндии:


Есть еще гибрид лодки и плотика – надувная компактная лодка, оснащенная веслами, но не имеющая части дна. Такой понтон-бот. Компактную лодку можно взять с собой в пеший переход, когда пробираешься в труднодоступные места.

Ловля нахлыстом с лодки

Ответ прост – можно воспользоваться плавательным средством. Таковыми являются плотик или лодка. Если вы любите побыть в одиночестве и полностью погрузиться в процесс, то лучшим выбором будет плот. А если желаете прихватить с собой парочку товарищей по рыбалке – смело покупайте лодку.

Ответ прост – можно воспользоваться плавательным средством. Таковыми являются плотик или лодка. Если вы любите побыть в одиночестве и полностью погрузиться в процесс, то лучшим выбором будет плот. А если желаете прихватить с собой парочку товарищей по рыбалке – смело покупайте лодку.

Ловля нахлыстом с лодки, используя плавучий дрейф – якорь

Ловля нахлыстом на якоре немногим отличается от ловли с берега. В том случае, если места скопления рыбы неизвестны, ловим с дрейфующей лодки. При этом мы заплываем на все новые места и обследуем более или менее большой участок. Дрейф не должен быть очень быстрым, поэтому при наличии ветра используют плавучий дрейф-якорь.

Это большой кусок полотна квадратной формы или обычный мешок. К четырем концам полотна привязывают веревки, и дрейф-якорь готов. Он может быть с вырезанным в середине небольшим отверстием.

Точка крепления плавучего якоря к борту имеет большое значение. Если укрепить его идеально в центре лодки, дрейф будет осуществляться в соответствии с направлением ветра. Говоря в данном случае о центре, я имею в виду не центр тяжести или действительный центр, а такой, в котором обе части лодки, направо и налево от крепления, будет оказывать одинаковое сопротивление воде и ветру.

Крепление плавучего дрейф-якоря ближе к носу или к корме приведет к небольшому повороту лодки и к дрейфу под углом, вправо или влево относительно направления ветра. Мы можем управлять направлением дрейфа, перемещая точку крепления якоря.

Лучше прикрепить веревку не к борту, а к вспомогательному тросу, протянутому от носа до кормы лодки. В этом случае используют скользящий узел, позволяющий плавно изменять точку крепления дрейф-якоря и, таким образом, управлять направлением дрейфа.

Ловля в дрейф более удобна при использовании моторной лодки для переходов с одного рыболовного участка на другой.
Дрейфуя и рыбача нахлыстом на мокрые, быстро подтягиваемые мушки, мы можем обловить большое пространство и относительно легко обнаружить рыбу.

Дрейфовать можно боком или кормой вперед. При более слабом ветре я рекомендовал бы боковой дрейф, при более сильном лучше поставить лодку носом к волне. Это уменьшит сопротивление ветра и скорость дрейфа. Во время бокового дрейфа шнур забрасываем по ветру или слегка в сторону. В процессе кормового дрейфа — перпендикулярно к ветру или слегка в сторону (по ветру). Находящаяся под поверхностью воды форель плывет против волны, т. е. против ветра, поэтому наши нахлыстовые мушки будут дефилировать у рыбы перед носом. Разумеется, следует помнить о том, что лодка постоянно наплывает на шнур.

Поэтому подтягиваем его, по меньшей мере, с такой же скоростью, как и скорость дрейфа. Сделать это довольно трудно, потому что, желая, чтобы наши мушки двигались быстро, мы должны гораздо быстрее подтягивать шнур, чем при ловле с берега. Конечно, этим способом очень трудно ловить на значительной глубине, так как ожидая, пока погрузится шнур, мы проплываем над ним на лодке, что сделает правильную ловлю невозможной. Для того чтобы успешно ловить на большой глубине, нужно выполнять очень дальние забросы. Но что же делать, если мы захотим ловить очень глубоко, скажем на 8 или 9 м.

Ловля нахлыстом на якоре немногим отличается от ловли с берега. В том случае, если места скопления рыбы неизвестны, ловим с дрейфующей лодки. При этом мы заплываем на все новые места и обследуем более или менее большой участок. Дрейф не должен быть очень быстрым, поэтому при наличии ветра используют плавучий дрейф-якорь.

О ловле нахлыстом на озерах и с лодки

Ужение нахлыстом на озерах

Большинство рыболово до сих пор испытывают некое благоговение перед озерами. Огромное водяное пространство “давит” на человека, и если рыба не поднимается, а такое случается часто, то многие сразу чувствуют отчаяние. Ужение на стоячей воде только иногда дает нам такое упоение победой, которое небольшие речки и ручьи готовы предоставить всегда. Действительно, для ловли на озерах требуется гораздо больше терпения, кроме того, нужно знать, как это делать. Рекомендуюется начинать с небольших водоемов, как более простых и понятных. Если рыба активна, то её легко будет поймать на тяжелую мокрую мушку, нимфу или стримера даже начинающему. Удилищас классом шнура 6 — 9 и длиной от 2,7 метра дают хорошую зону облова с берега. Плавающие шнуры для ловли на сухую мушку, специальные шнуры с тонущим кончиком для ловли под поверхностью и тонущие шнуры для ловли на нижней воде дают возможность применения разнообразной техники ужения и подачи мушки.

Если же рыба не активна, то следует плавномерно облавливать участок с берега, используя тяжелую мокрую мушку. Сначала делают короткие забросы, которые затем удлиняют все больше и больше. Если это и дальше не дает желаемого эффекта, то отходят по берегу на 20-30 метров в сторону и повторяют всю процедуру. После заброса мушке дают утонуть, а затем подтягивают её короткими рывками. Одиночная рыба обычно не клюет до самого последнего момента. Вытягивание шнура может быть как и медленным, так и достаточно быстрым, — в зависимости от манеры движения выбранной мушки.

Если на водоеме не питающих его ручьев, то облавливание открытой воды может быть произведено против ветра, который вызывает волну, собирающую вместе различный корм для рыбы. Достаточно глубокий каменистый берег дает больше мест для питания, чем скалистый отвесный. Он представляет жизненное пространство для насекомых и мошек, которые привлекают большую рыбу — ваш трофей. Лесистые берега — всегда неплохое место для ужения, так как возле них, как правило, есть рыба, даже если ветер дует от берега. Тут нужно быть крайне осторожным потому, что даже большая рыба возле берега также крайне осторожна, и её легко спугнуть. В небольших, закрытых заводях можно использовать специальное надувное кольцо, чтобы добраться до рыб, которых невозможно достать с берега. Когда вы находитесь глубоко в воде, не образуется видимого рыбе силуета, который мог бы её испугать. Соблюдая осторожность, можно приблизится к рыбе достаточно близко. Надо помнить одно — рыба видит стоящего человека на гораздо большем расстоянии, чем самый длинный заброс. Области, в котором существует течение, дают гораздо больше возможностей для лова. На больший водяных просторах ветер вызывает достаточно сильное движение воды, помните об этом. Теснина между островками, полуострова, мысы, протоки — все это отличные места для ловли. При ловли рыбы с дрейфующей лодки можно достаточно удачно подобраться к питающейся с поверхности или прямо под поверхностью рыбе.

Если вы заметили рыбу, кормящуюся с поверхности воды, дайте лодке дрейфовать по ветру и постарайтесь обловить как можно большую территорию. Наиболее выгодный участок, все-таки, с рябью или волнами. Гладкая поверхность воды — плохой помошник рыболову, особенно при ловле на сухую мушку в ясный солнечный день. У рыбы появляется возможность хорошо рассмотреть приманку. При таких обстоятельствах трудно хорошо спрятать подлесок, особенно если заброс производится совсем рядом с рыбой. Резкий заброс, поводок, упавший рядом с мушкой, заставят дергаться и испугают рыбу, хотя, иной раз, наоборот, заинтересует её, придав мушке жизнь и движение. Как вы уже заметили, сразу и наверняка сказать ничего нельзя.

При выборе приманки — мушек, следует ориентироваться на размер и тип насекомых, обитающих в данных водах. Нередко большую роль играют и сухопутные насекомые. Наибольший успех сопутствует тем, кто понял, какой тип активности происходит в данной воде, но, к несчастью, определить это на стоячей воде очень не легко. Лучше всего использовать мокрых мушек классических “скромных” моделей среднего размера. Практически во всем мире успехом пользуется знаменитая айвентовская “блек энд пикок спайдер”, которая связана на крючке № 8 и эффективна даже в том случае, если перед этим рыбы наелись мелких рачков. Ловля на мушку на озерах и прочих водоемах такого же типа приносит огромное удовольствие, что бы ни говорили некоторые люди. Можно поймать действительно великолепную рыбу, хотя это и требует значительных усилий. Как говорится, без труда…

Ужение нахлыстом с лодки обычно применяют как на больших реках, так и на озерах, в которые имигрируют лосось и кумжа. При ловле рыбы на таких реках наиболее известны ужение нахлыстом с лодки и харлинг (бек-троллинг). Нахлыст с передним забросом выполняется приналичии гребца, который удерживает лодку против течения, в то время, как удильщик облавливает места стоянки рыбы. Также используется метод, при котором лодка удерживается на течении с помощью якоря. Ужение с лодки очень эффективно набольших и широких реках, где гребец может расположить лодку так, чтобы мушка оказалась точно над местом стоянки. Подобно ужению с лодки, ужение харлингом — также подходящий метод на больших реках. Даже широкий водоем может быть эффективно обловлен посредством пересечения его на лодке впереад назад, по диагонали поперек реки, в то время как мушка удится выше мест стоянки рыбы. Опытные удильщики харлинга обычно имеют комплект из трех удилищ со шнурами различной длины. Комбинацией приманок может быть, например, мушка, воблер и колеблющаяся блесна. Но для чистого нахлыста вполне достаточно трех типов мушек различных цветовых комбинаций и размеров.

Нахлыст в озерах выполняется с дрейфующей лодки, которая управляется гребцом. два главных метода нахлыста, которые осуществляются при ужении с лодки, это — ужение на мокрую мушку и “дорожка”.

Ужение на мокрую мушку, производится одноручным удилищем длинной 2,8 — 3,3 метра. Лучше использовать плавающий шнур или медленотонущий промежуточный шнур, также подойдет для ловли плавающий шнур с тонущим подлеско, для ловли рыбы под поверхность и чуть глубже. Дорожкой прежде всего ловят морскую и озерную форель. Ею обычно пользуются в то время, когда большие, унесенные ветром насекомые часто попадают на поверхность воды. Но применение дорожки не находится в столь уж большой зависимости от естественных насекомых и их сезона: даже когда нет никаких насекомых, на нее может быть поймана кумжа. Желательно использовать для “дорожки” удилища размером 4,8 метра и можно более. Нахлыстовые принадлежности в интернет-магазине eFish

Ужение нахлыстом с лодки обычно применяют как на больших реках, так и на озерах, в которые имигрируют лосось и кумжа. При ловле рыбы на таких реках наиболее известны ужение нахлыстом с лодки и харлинг (бек-троллинг). Нахлыст с передним забросом выполняется приналичии гребца, который удерживает лодку против течения, в то время, как удильщик облавливает места стоянки рыбы. Также используется метод, при котором лодка удерживается на течении с помощью якоря. Ужение с лодки очень эффективно набольших и широких реках, где гребец может расположить лодку так, чтобы мушка оказалась точно над местом стоянки. Подобно ужению с лодки, ужение харлингом — также подходящий метод на больших реках. Даже широкий водоем может быть эффективно обловлен посредством пересечения его на лодке впереад назад, по диагонали поперек реки, в то время как мушка удится выше мест стоянки рыбы. Опытные удильщики харлинга обычно имеют комплект из трех удилищ со шнурами различной длины. Комбинацией приманок может быть, например, мушка, воблер и колеблющаяся блесна. Но для чистого нахлыста вполне достаточно трех типов мушек различных цветовых комбинаций и размеров.

Применение плавучего якоря на рыбалке

Купить плавучий якорь для лодки и ловить себе спокойно хоть сомов на квок, хоть судака на джиг – вот такая вырисовывается стратегия при эксплуатации водного парашюта или плавучего якоря для лодки.

Изначально и в большей степени на морях роль водного плавучего якоря сводилась к уменьшению скорости дрейфа небольшого судна при отказе мотора, чтобы не потерять исходную точку, где произошла авария. Иначе может унести очень далеко в открытое море или просторы океана. В таком случае поиски пропавшего судна могут затянуться надолго. Почему бы не воспользоваться традиционным якорем, опустив его на дно? Сделать это не везде позволяют глубины и условия на воде. В сильный шторм стоящее на якорях судно может быть разбито или опрокинуто волнами. Кроме того, выставленный плавучий якорь держит маломерное судно, более крупный катер или буксир всегда против волны, двигаясь в дрейфе по ветру, но при постоянном торможении водным якорем, что выправляет ход лодки. При этом фал должен быть закреплён строго на носу судна, по центру. В случае наката большой волны только это нередко спасает судно от опрокидывания.

Для чего нужен плавучий якорь рыболовам? Рыболовы-сомятники, которые «квочат» этого сильного и крупного хищника на больших водоёмах, к примеру, на волжских просторах, вообще не могут обойтись без водного якоря в ветреную погоду, когда сильный порывистый ветер гонит плавсредство со скоростью моторной лодки в режиме троллинга. Установленный плавучий якорь под напором течения, которое движется навстречу ветру, удерживает лодку в нулевом скоростном режиме или движется намного медленнее и уже по курсу, который может контролировать рыболов. Обычно этот курс не меняется или меняется незаметно, разумеется, при установленном плавучем якоре. И тогда такой контролируемый дрейф может совершаться вдоль глубинной бровки, где обычно держится мощный усатый хищник. Именно плавучий якорь иногда становится условием успеха в ловле сома на квок, поскольку позволяет в ветреную погоду регулировать скорость, а значит, постоянно «держать под квоком» приманку. А движение вдоль бровки, иногда с трудом найденной, становится почти всегда успешной, по крайней мере, намного успешнее, чем при беспорядочном движении по воле ветра.

Купить плавучий якорь для лодки или сделать своими руками обязательно нужно и любителям спиннинговой ловли судака и окуня на волжских водохранилищах, где почти не бывает дней без ветра. Штилевая погода здесь – просто подарок для спиннингиста, которому в волну и ветер приходится то и дело опускать и доставать якорь со дна. Водный парашют решает эту проблему кардинально. Можно опустить его воду, дать выйти в заданный режим и забыть о транспортных проблемах, а сосредоточиться только на рыбалке.

Читайте также:  Чем отличается зимняя рыбалка на реке

Для чего нужен плавучий якорь рыболовам, которые ловят в отвес? Здесь уже точно не обойтись без водного парашюта. Представьте себе ситуацию. Рыболов сидит в лодке и то и дело поддёргивает кверху бортовую удочку или короткий спиннинг, а на шнуре или леске подвешена блесна или «кальмарчик» на джиговой головке. Приманка должна относительно ровно и монотонно совершать определённые движения по вертикальному маршруту, уходя в сторону только в регламенте заданной игры для блесны, если она является планирующей приманкой. Но при этом лодка под воздействием ветра движется довольно быстро. Скорость движения плоскодонной лодки ПВХ, скользящей по поверхности, может составлять 2,5-3 километра в час, даже если она просто дрейфует по ветру. И чем больше лодка и высота борта, тем больше её парусность. Какая уж тут может быть игра вертикальной блесны? Здесь сподручнее троллинговать. Но стоит только опустить в воду плавучий якорь, как скорость дрейфующей лодки снизится до более низких отметок или даже до цифры «0». Понятно, какой-то дрейф плавсредства должен быть. И обычно лодка движется. Здесь оказывают влияние течение и скорость ветра. Также увеличение или уменьшение скорости дрейфа маломерного судна достигается длиной фала-троса, на котором находится водный парашют. Кроме того, влияет на скорость и глубина погружения плавучего якоря. А это зависит от того, есть на поверхности якорный томбуй или нет. Если – есть, то глубина погружения плавучего якоря обычно фиксируется длиной троса – буйрепа. При отсутствии томбуя водный парашют может погрузиться глубже, особенно, если каркас его выполнен из массивного прутка. И самое значительное влияние на скорость дрейфующей лодки оказывает размер плавучего якоря. И это понятно. Чем больше площадь раскрытого в воде полотна парашюта, тем больше и его сопротивление.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

Характеристики и предназначение плавучего якоря

Плавучий якорь — это приспособление, которое жизненно необходимо небольшому судну, будь то надувная лодка или парусная яхта. Он помогает маломерному парусному судну ложиться в дрейф, а лодке держаться на месте при сильном течении, ветре, высоких волнах.

Плавучий вид является безопасным для надувных и лодок из ПВХ, т.к. не может повредить их, в отличие от металлических и иных видов якорей. О том, какие разновидности якорей используют для маломерных лодок, как работает плавучее устройство, можно ли сделать его своими руками и сколько он стоит в магазинах, расскажет эта статья.

Основной задачей является удержание судна на месте посредством зацепления за дно, но только якорь, называемый плавучий, выполняет эту задачу без непосредственного контакта с донным грунтом.

Плавучий якорь

Осенью отвесное блеснение нередко вытесняет ловлю на спиннинг, поскольку хищник держится уже на большой глубине и даже ступенчатая проводка джига не всегда приносит удачу. Отвесное же блеснение даёт возможность ловить на глубине почти всеми приманками, конечно, соответствующего веса.

Но этот вид ловли осенью на искусственные приманки подразумевает рыбалку сплавом по течению, а также – по воле ветра. Обычно это неторопливый дрейф по уловистым местам, которыми являются длинные бровки по скату на яму. Именно в таких местах возможна самая результативная рыбалка. Но на бескрайних просторах больших водохранилищ почти всегда бывает ветрено. И сила ветра нередко гонит маломерное судно со скоростью лодочного мотора на малых оборотах. И такая скорость не позволяет приманке играть в полную силу её возможностей. Блесна просто не успевает опуститься на дно, откуда она должна подняться в рывке и заиграть. Или проводка получится, скорее, по диагонали, чем вертикальная. Это, понятно, не даст никакого положительного результата.

Что можно сделать в таком случае? Самый простой способ – поставить лодку на якорь и ловить в отвес. Но, во-первых, это слишком утомительно – каждый раз опускать якорь, затем вынимать, перемещаться на новое место и всё начинать сначала. Во-вторых, сбрасывание якоря на дно всё равно отпугивает осторожного хищника, тем более вода в это время очень прозрачная. Кроме этого, всегда во время падения якоря на дно есть шум (выбор якоря для лодки).

Шнуры и лески

А сейчас перейдем к самому интересному. Дело в том, что леска в данном случае состоит из нескольких отрезков с различными характеристиками. Их правильный подбор и сопряжение обеспечивает не только точность, но и саму возможность проведения заброса. Как говорилось выше, при манипулировании снастью используется единственно возможный при легких приманках принцип кнута.

Оснастка может состоять из:

  • Бэкинга. Длина бэкинга, обычно представляющего собой плетенку небольшого диаметра, варьируется в интервале от 30 до 300 метров. Это удлиняющая леска, первой наматывающаяся на катушку. При ловле нахлыстом клюнувшая добыча может отмотать до 200 метров лески, поэтому запас должен быть достаточным.
  • Раннинга. Раннинг – это предтече короткотелого нахлыстового шнура под расхожим названием «стреляющая голова». Благодаря использованию раннинга (идеально гладкого шнура, без затруднений проходящего через кольца удилища) и смещению веса к передней части удается производить забросы на весьма дальние дистанции.
  • Нахлыстового шнура. Существует масса разновидностей специальных нахлыстовых шнуров, обеспечивающих вышеупомянутый эффект кнута. В первую очередь, они классифицируются по степени плавучести (плавучие, тонущие, интермедиальные). Помимо этого, существуют специальные маркеры, обозначающие геометрию (длину, толщину, конфигурацию) шнура. Из общей универсальной массы выделяются узкоспециализированные варианты, предназначенные для ловли рыбы на отдельные виды приманок.
  • Подлеска. Подлесок следует сразу же за основным шнуром, к которому крепится обычно простейшим способом «петля в петлю». Он обеспечивает передачу энергии от удилища через шнур к наживке и благодаря незаметности не слишком пугает рыбу. Подлесок традиционно изготавливается из монофильной нити и по длине не превышает соответствующий параметр удилища. Зачастую подлесок представляет собой несколько последовательно связанных отрезков монофилки: от самого толстого от шнура к наиболее тонкому, у приманки. Однако в продаже есть и специальные безузловые подлески условно конусообразной формы.
  • Поводка. Нахлыстовая ловля не всегда требует использования поводка: во многих случаях приманка крепится непосредственно к подлеску. Однако при охоте на очень осторожную и малоактивную рыбу, а также использовании некоторых видов приманок, поводок, по толщине соответствующий диаметру конца подлеска, все же не помешает.


Ныне изготовлением мушек занимаются лишь заядлые нахлыстовики: большинство рыболовов предпочитают приобретать необходимые приманки в специализированных магазинах. Готовые мушки различаются по степени реалистичности: некоторые точь-в-точь напоминают живые аналоги, другие подобны им лишь в общих чертах, а третьи вообще не имеют подобий в существующем мире.

Ловля нахлыстом с лодки с применением плавучего якоря

2. Дрейф с плавучим якорем.

Если судно не может дойти до берега, войти в укрытие или найти место, удобное для подхода, а также не может своим ходом и при помощи руля держаться по ветру, нужно стать на плавучий якорь (если глубина небольшая, то на донный якорь).


Рис 128 Шлюпка на плавучем якоре:

1 — мешок с маслом; 2 — буек; 3 — рулевое весло; 4 — трос для выбирания якоря; 5 — якорь; 6 — буйреп

Плавучий якорь на большой глубине позволяет поставить судно в разрез волне и уменьшить дрейф. Ставится якорь с носа, в воде он наполняется, натягивает дректов и, оставаясь почти на месте, тормозит движение судна, разворачивая его носом на ветер (рис. 128).

Для удержания шлюпки носом против волны дополнительно используют рулевое весло, так как рулем удержать шлюпку на нужном курсе при отсутствии хода невозможно.

Длина якорного каната плавучего якоря зависит от глубины якорной стоянки и состояния погоды. Для увеличения держащей силы плавучего якоря длина якорного каната увеличивается равномерным потравливанием дректова и троса для выбирания якоря.

Дректов должен быть не менее четырех-пяти длин маломерного судна, а если волна большая и крутая, то во избежание рывков можно крепить канат по вытравливании его на две длины волны и более, пока он не примет горизонтального положения.

Трос для выбирания якоря крепится со слабиной и должен быть не короче якорного каната.

Судно при правильно поставленном и подобранном по величине плавучем якоре должно медленно дрейфовать под ветер.

Для ослабления ударов волн о судно при дрейфе, их разрушительного действия и заливания судна можно использовать животные и растительные масла, которые, растекаясь по морю, создают на поверхности воды тонкую пленку, что мешает образованию гребней волн, гасит их энергию, смягчает удары волн о судно.

Минеральные масла действуют значительно хуже, и на маломерных судах их использовать не рекомендуется. Масло можно периодически лить в воду с наветренного борта или подвесить с того же борта смоченную в масле швабру.

Существует и более экономичный способ: в парусиновом мешке или металличе ской банке прокалывают отверстия, закладывают крошеную пробку, ветошь или пеньку и наливают масло. Затем банку закрывают, мешок завязывают, прикрепляют к якорному канату и травят.

Можно также через плавучий якорь продеть линь, чтобы оба конца его были на судне. Затем к линю прикрепить мешок или банку и передвигать их к якорю до расстояния нескольких метров от него. Опорожнившийся мешок или банку втягивают на судно и вновь наполняют маслом.

Для линя на плавучем якоре рекомендуется иметь блок. Мешок или банку можно подвесить к якорному канату как поплавок на такой высоте, чтобы они доставали до волны. Масло, выливаясь из мешка или банки, покрывает воду тонкой пленкой.

Рис. 129. Плавучие якоря

Плавучий якорь может быть стандартным или специально сшитым из толстой парусины в виде конуса с открытым основанием. В основание конуса вставляется металлический круглый обруч, к которому крепятся четыре стропки одинаковой длины со свободными концами, соединенными в общий огон для ввязывания якорного каната.

На вершине якоря имеется огон, за который крепится растительный трос-оттяжка для выбирания якоря. Якорь должен иметь буйреп с поплавком, по которому определяется местонахождение якоря и можно его найти на небольшой глубине, если он будет упущен.

Буек и буйреп необходимы для спуска, подъема плавучего якоря и для контроля за его положением. Плавучий якорь можно изготовить и своими силами. Соотношение длины к ширине такого якоря должно составлять 1 : 2,25.

Открытое отверстие плавучего якоря может быть четырехугольным (рис. 129), треугольным или любой другой формы.

Если надо быстро соорудить плавучий якорь, его можно сделать из одного толстого шеста (весла) с принайтовленной к нему треугольной парусиной. К нижнему углу парусины подвешивается груз или дрек.

Наиболее распространен плавучий шлюпочный якорь типа флюгера или усеченного конуса. Делается такой якорь из парусины, диаметр его у основания составляет около 40 см, длина около 120 см, диаметр у вершины срезанного конуса 3 см.

Для создания необходимой жесткости и крепости конус у основания обвивают ликтросом и подкрепляют четырьмя продольными нашивками из такого же троса, заканчивающегося петлей, за которую крепится дректов.

Если заглох мотор, а якорь отдать невозможно, то нос судна малых размеров можно привести перпендикулярно к волне с помощью плавучего якоря, который в крайнем случае заменяют ведром, корзиной, рубашкой с завязанным воротником и рукавами или наволочкой.

Еще материал о якорях:

3. Управление на прибое.

На прибое управление судном имеет свои особенности, требующие от судоводителя ловкости, смекалки и большого внимания.

Прибой — самая опасная зона для движения маломерных судов во время волнения. Набегающие на берег волны становятся крутыми, а сила их ударов очень большой.

Кроме того, в полосе прибоя вдоль берега образуется течение, особенно сильное, если вода набегает на берег под углом. Поток нагоняемой к берегу ветром и прибоем воды уходит в море, образуя придонное течение.

Это течение, направленное от берега, может уносить в море различные предметы. Неправильности строения берега или сооружения в полосе прибоя образуют водовороты. Около скалистых берегов от столкновения набегающей и обратной волн образуется толчея.

Чем глубже побережье, тем сильнее и круче прибой. Особенно велика сила прибойных волн у обрывистых скальных берегов. С увеличением прибрежных отмелей уменьшается прибой. Вместе с ветром прибой создает обстановку, опасную для подхода маломерных судов к берегу.

Высокая по сравнению с размерами судна, быстродвижущаяся и крутая волна стремится вывести маломерное судно из повиновения. В этих условиях управлять судном становится трудно.

Попадая на гребень волны, судно находится целиком во власти волн, его корма с рулем и винтами может оказаться в воздухе, судно развернется лагом к волне и может перевернуться.

Большое количество несчастных случаев с мелкими судами происходит в полосе прибоя во время подхода судов к берегу. Характерно, что 90% несчастных случаев при спасании людей с затонувших морских судов происходит в момент высадки со шлюпок на землю,

Во время волнения не следует подходить к незнакомому берегу. Лишь в исключительных случаях и притом с большой осмотрительностью надо выбрать место для выброски на берег.

К этому весьма сложному маневру нужно готовиться очень внимательно, без спешки. Наилучшим местом выхода на землю будет такое, где прибой более спокойный, а берег песчаный, мелководный.

К скалистому берегу подходить для высадки нельзя. Если неизбежна высадка на берег с каменным набросом, нужно с возможно более короткой дистанции хорошо изучить место, прежде чем решаться подходить к берегу. Однако при изучении места нельзя входить в зону прибоя и бурунов.

Белые «барашки» на поверхности воды в некотором отдалении от берега часто являются признаками сильного прибоя, скрытого рифа, мели или водоворотов.

Искусство управления маломерным судном на попутном прибое заключается в том, чтобы не дать волне вывести судно из положения, перпендикулярного к волне.

Бывает, что на одной волне судно пройдет благополучно, а другая волна выводит его из правильного положения, ставит лагом к волне и переворачивает. На прибое особенно сложно подойти к определенному месту берега.

Подход к берегу на прибое часто требует от рулевого виртуозной техники, большого опыта и самообладания. Управление шлюпкой на прибое облегчается, если править судном с помощью рулевого весла, для которого на корме шлюпки должна быть уключина. Руль при движении шлюпки с попутным прибоем работает плохо.

При подходе к берегу на сильном прибое необходимо заранее надеть спасательные нагрудники или жилеты, а если позволяет погода, то нужно снять лишнюю одежду.

Все находящиеся на судне лица должны хорошо знать свои обязанности во время подхода к берегу в зоне прибоя и о порядке действий по командам судоводителя.

Готовясь к высадке на прибое, надо людей и груз расположить в шлюпке ближе к стороне, обращенной к морю, но не в самой оконечности.

При подходе к берегу носом необходимо с кормы отдать якорь или плавучий якорь (большую корзину или тяжелый груз, волочащийся по дну) и на нем спускаться к берегу. Если волна начнет уводить шлюпку с курса, то, перепуская или подбирая дректов, можно задержать шлюпку и привести ее в положение, перпендикулярное волне.

Нужно стремиться держать судно все время на заднем, обращенном к морю склоне волны, пока последняя не рассыплется. Для этого нужно при подходе к корме каждой крупной волны уменьшать или останавливать ход, а как только гребень волны подойдет к носу судна и станет его поднимать, дать ход вперед и стараться не отставать от волны.

Читайте также:  Катушка Daiwa Exceler

В случае неудачного маневра при подходе к берегу носом назад отойти почти невозможно. Подходить к берегу можно и кормой, но при этом есть опасность сломать винт и руль, правда, на некоторых шлюпках (типа шестерок и четверок) иногда лучше подходить к берегу кормой.

В этом случае надо еще до полосы бурулов развернуть судно носом в море, снять руль и спускаться на заднем склоне волны на якоре, отданном с носа.

Перед самым берегом нужно стараться ввести судно на гребень волны и вместе с волной выбрасываться на берег. Такая выброска даст возможность поставить судно дальше от береговой черты (рис. 130).

Тотчас же по касании грунта или по выброске катера или шлюпки людям нужно выскочить на берег и, придерживая судно за борта, возможно быстрее вытаскивать его носом вперед за линию прибоя до того, как подойдет следующая волна, чтобы обратной волной судно не унесло в море, не опрокинуло и не повредило его на берегу.

Дректов в это время пусть травится и может оставаться в воде для последующего отхода.

Следует опасаться отстать от волны перед самым берегом, так как при сходе с волны судно может задеть за дно, пробить корпус и даже опрокинуться.

Если к берегу подходят несколько шлюпок, то одна из них становится на якорь, не доходя до прибоя, к ней крепится канат, по которому остальные суда спускаются к берегу кормой.

Если берег приглубый и прибой образует только один-два буруна, то около самого берега шлюпку нужно быстро развернуть лагом к волне. Тогда волна выбросит судно на берег, а команда должна максимально быстро соскочить с судна и оттащить шлюпку в глубь берега.


Рис. 130. Подход к берегу при волнении.

Отходить от берега в море при волнении любительскому судну нельзя. Даже лица, имеющие хорошую морскую выучку, делают это только при крайней необходимости.

Выход в море при волнении допустим на судах с достаточной скоростью хода, хорошими мореходными качествами и надежным двигателем. Судно должно сидеть на ровном киле. Если прибой вызван мертвой зыбью при безветрии или при ветре с берега, отход от берега облегчается.

Подтянутое к линии прибоя судно с подходом меньшей волны носом сталкивают в море и отводят от берега на достаточную глубину, усиленно работая веслами и шестами. Затем, когда судно начнет всходить на волну, включается двигатель. Судно на хорошем ходу должно идти точно вразрез волны.

Для относительно крупных маломерных судов выход в море легче всего выполнить с помощью ранее отданного или завезенного якоря.

Выбираемая слабина дректова перепускается через носовую часть судна на носовой кнехт, а на шлюпке — через переднюю банку с таким расчетом, чтобы в момент подхода гребня волны не допускать движения судна назад к берегу, задерживая его на туго натянутом дректове.

Все время следует предупреждать разворачивание судна лагом к волне, так как в этом положении потерявшую управление шлюпку волна прибоя легко понесет на берег.

При отходе так же, как и при подходе к берегу, для управления следует пользоваться рулевым веслом.

На хорошо управляемом судне с выходом на волну, при приближении ее гребня, нужно для смягчения удара несколько придержать ход.

В случае неудачного маневра при подходе к берегу носом назад отойти почти невозможно. Подходить к берегу можно и кормой, но при этом есть опасность сломать винт и руль, правда, на некоторых шлюпках (типа шестерок и четверок) иногда лучше подходить к берегу кормой.

Модель якоря Денфорта.

Не складывается, то есть отличается монолитной конструкцией соответственно – большие, чем у «кошки» размеры. Именно это многие владельцы надувных лодок рассматривают как его основной недостаток. К плюсам можно отнести заостренные широкообразные лапы, которые способны погружаться в грунт на достаточно большую глубину. Это делает их незаменимыми при плавании в водоемах с песчаным или илистым дном. Модель Денфорта весом в 2 кг способен удерживать лодку весом до 100 кг. Основным материалом якорей этого типа является высокопрочная оцинкованная или нержавеющая сталь с лакокрасочным антикоррозийным покрытием. Якорь из оцинковки способен прослужить 3-4 сезона, второй – немного меньше.

Якорь Денфорта

  • конусовидный якорь – его форма напоминает усеченный конус, в основании его лежит металлический обруч;
  • пирамидальный якорь – выполнен в форме усеченной пирамиды, в основании крепится специальная металлическая крестовина;
  • якорь парашют – выполнен в виде купола, по механизму действия напоминает парашют;
  • штормовой якорь – конструкция представляет собой рейку, к ней крепится полотнице треугольной формы, в нижней части конструкции крепится металлический утяжелитель; к углам полотнища присоединены стропы, при помощи которых конструкция прикрепляется к основному канату;
  • якорь дроги Жордана – в конструкцию этого вида якоря входит несколько плавучих якорей, они крепятся на одном канате, такое устройство является незаменимым во время шторма.

Оснащение удочки

В классическом исполнении ловля в отвес с лодки осуществлялась без удилища. Рыбак удерживал в руке леску, на конце которой привязывалась самодельная приманка. От умелых движений рукой зависела эффективность рыбалки.

Современная ловля ведется с применением короткой удочки. Она состоит из следующих элементов.

  1. Лучше всего подходит для ловли в отвес с лодки короткий удильник длиной до 1 м. Вершинка удилища должна быть жесткой, а на бланке может быть 2-3 пропускных кольца. Удобно держать удочку при наличии пробковой рукоятки.
  2. Снасть комплектуется любой катушкой, которая вмещает необходимую длину лески, позволяет быстро опускать приманку и своевременно сматывать оснастку. Для добычи трофейного хищника лучше отдать предпочтение спиннинговым «мясорубкам» или мультипликаторам, которые имеют регулируемый фрикционный тормоз. Удочка станет немного тяжелее и более громоздкой, зато удастся избежать сходов крупной рыбы.
  3. Данная снасть может комплектоваться как монофильной леской, так и плетенкой. Преимущества плетеного шнура проявляются при ловле на большой глубине. Благодаря отсутствию растяжения самая осторожная поклевка становится заметной. Второй плюс плетенки — это эффективность подсечки. Короткое удилище не позволяет сделать размашистую подсечку, поэтому бывает сложно пробить твердую пасть хищника. Опытные рыболовы отдают предпочтение светлому шнуру, на котором делаются отметки с дискретностью 1 м при помощи водостойкого маркера.


Что касается джиговых головок, то для отвесной ловли подходит большинство разновидностей. Это могут быть модели с верхним колечком, находящимся в центральной части (регби, шар), или грузы с передним расположением крепежной петельки (ложка, банан). Полезными дополнениями в джиг-головках являются погремушки, шумовые глазки и т. д.

Виды якорей и их применение

Существует много легенд о необыкновенных свойствах разных конструкций якорей. Насколько они правдоподобны? Какой из известных якорей выбрать? Рассмотрим наиболее популярные виды якорей, их достоинства и недостатки, однако необходимо понимать, что универсальных рекомендаций быть не может.

Адмиралтейский якорь

Адмиралтейский якорь наиболее приспособлен ко всем видам грунта, хотя и не обладает самой большой удерживающей силой, поскольку, в отличие от других конструкций, цепляется за дно не двумя, а только одной лапой. Для любительских рыбацких лодок предназначены модели массой 5; 10 и 12 кг, которые могут быть установлены на суда водоизмещением более 1000 кг. Конструкция такого якоря предполагает отдачу, как правило, вручную. Он может быть установлен с использованием томбуя на тросе-буйрепе, отмечающем положение якоря. Если якорь застрял и поднять его за якорный канат не удается, достаточно потянуть за буйреп, чтобы он освободился. В качестве томбуя рыболовы часто используют кусок пенопласта или пустую пластиковую бутылку. Использование этого якоря на маломерных судах нецелесообразно из-за его громоздкости.

Якорь Холла

Якорь Холла – веками проверенная классика. Разработанный англичанином Холлом, он являлся лидером по скорости зацепа за грунт и был наиболее распространен в XX веке. Правда, сейчас его постепенно вытесняют более совершенные конструкции. Для надежной фиксации данный якорь отдают с ходу. При его движении на канате по дну лапы поворачиваются книзу, при этом происходит надежный захват грунта. Якорь Холла, как правило, бывает сделан из чугуна. По его принципу изготавливают множество аналогов, однако не все из них стоит использовать.

Якорь-плуг

Не слишком часто, но все же он встречается в продаже. Хорош тем, что имеет держащую силу до 25 кг на каждый килограмм собственной массы. Правильно подобранные геометрия, конструкция и масса якоря гарантируют хорошее заглубление при любом варианте падения на грунт, но лучшие результаты он показывает на мягких грунтах. Его геометрия подходит для размещения на больших катерах водоизмещением свыше 3000 кг, оснащенных электромеханической якорной лебедкой. Постановка такого якоря предполагает обязательное наличие буйрепа. Но с извлечением часто возникают проблемы. Использовать его на маломерных судах нецелесообразно.

Якорь-кошка

Еще одна распространенная категория якорей, которая, хотя и не относится к «признанному типу»», все же имеет право на существование. В маломерном флоте этот якорь получил весьма большое распространение, поскольку является самым компактным и подходит практически для любых грунтов. Он легко складывается и занимает мало места при транспортировке, но на этом его достоинства заканчиваются. Его можно рассматривать только в качестве вспомогательного из-за небольшой держащей силы. С ним удобно якориться за берег, заросший камышом, с успехом его можно использовать для траления при поиске утопленных снастей, но в качестве надежного основного якоря, тем более на течении, применять нельзя. Изготавливается из чугуна или стали и, как правило, бывает оцинкован. Складывающиеся лопасти легко раскладываются, однако этим якорем можно повредить надувную лодку. В торговой сети предлагаются якоря массой от 1,5 до 12 кг с дискретностью 0,5 кг. Для лодок водоизмещением 200-400 кг достаточно якоря-кошки массой 4-5 кг.

Бесштоковые якоря

Многих указанных недостатков лишены современные бесштоковые якоря. Они компактны, не имеют деталей, за которые на дне может зацепиться якорный трос, а главное – обладают большой держащей силой.

Якорь Дэнфорта обеспечивает до 50 кг держащей силы на каждый килограмм собственной массы. Это достигается благодаря его способности зарываться в грунт на глубину, в три-четыре раза превышающую длину лап. Но и такие якоря не лишены недостатков. Глубоко зарываясь в мягкий песчаный грунт, на галечном дне Дэнфорты низшей весовой группы движутся скачками. Из-за тонких лап большой площади эти якоря планируют в толще воды и ложатся в стороне от места отдачи. Даже легкий якорь так глубоко зарывается в грунт (забирает), что нередко его бывает трудно поднять вручную.

«Непотеряйка»

Недавно на рынке появились якоря «Непотеряйка» разработанные на основе патентов якорей Дэнфорта и Матросова. Благодаря продуманным расчету длины веретена и лап, расположению центров площадей лап от оси вращения веретена, расстоянию между центрами площадей лап, углу атаки, углу отворота и площади лап этот якорь обладает весьма внушительной держащей силой. Похожие якоря со скользящим элементом, закрепленным на цевье якоря фалом, известны уже много лет. Однако для их эффективной работы необходимо было подгружать цевье куском тяжелой цепи, что вело к увеличению массо-габаритных характеристик.

Производитель «Непотеряйки» при проектировании эти недостатки учел и выпускает линейку якорей массой 3; 4,2 и 6,5 кг.

Ноу-хау заключается в том, что на конце цевья установлен компактный груз, прижимающий его ко дну. При постановке якоря происходит зацепление за грунт лапами, отклоняющимися от оси веретена. При этом ограничители, установленные на втулке, не позволяют лапам отклониться более чем на заданный угол. При зацеплении лап за твердый предмет на дне водоема такая конструкция якоря всегда позволит извлечь его. Для этого необходимо маневрированием плавучего средства обеспечить заход со стороны, противоположной забросу якоря. Утяжелитель, установленный на верхнем конце веретена, удерживает якорь в максимально возможном горизонтальном положении. Под действием тягового усилия направленного противоположно тому, которое якорь испытывал при удержании плавучего средства, подвижный кольцевой элемент скользит вдоль веретена якоря к его нижнему концу; при этом точка приложения тягового усилия изменяется и лапы якоря выходят из зацепления. Отсутствие острых кромок позволяет использовать такой якорь, прежде всего, при эксплуатации надувных лодок, а складывание в плоскость обеспечивает легкую и удобную транспортировку и хранение.

Якорь-присоска

Еще одна интересная новинка – якорь-присоска. Глядя на него, трудно понять, что это такое, но, если прочитать соответствующую надпись на нем, становится ясным его предназначение.

Вы когда-нибудь пробовали поднять с песчаного дна тарелку, лежащую вверх дном, особенно если тарелка чугунная? Этот якорь состоит как бы из двух таких тарелок, соединенных донышками, а соотношение габаритных размеров всегда обеспечивает его приземление на одну из двух вогнутых сферических поверхностей. Поэтому на илистом или песчаном грунте удерживающая сила его возрастает в несколько раз.

Боковая вогнутая поверхность является дополнительным грунтозацепом при заиливании и служит местом для намотки якорного фала при хранении. Для различных условий эксплуатации предусмотрены резервные точки крепления фала: отверстия и перемычки со стороны присасывающих поверхностей.

Якорь обработан по современной технологии термополимерного покрытия, предотвращающего коррозию металла. Комплектуется фалом длиной 25 м российского производства и транспортной сумкой. Габаритные размеры якоря: 220x220x70 мм; масса – 4 и 5 кг. Таким якорем уж точно лодку не повредишь!

Якорь-плуг

Как выбрать якорь

Каждый якорь предназначен и хорош в определённых местах, подходящих ему. Для правильного выбора якоря необходимо знать хотя бы примерно какой грунт в местах, где вы планируете плавать, а также важную роль играет вес вашего судна (лодки). Вес можно узнать с помощью специальной таблицы, или же по сложной формуле.

  • Для лодки (судна) весом одной тонны (1000 кг) требуется якорь 10–12 кг, то есть якорь должен быть около 10% от веса лодки. Также можно выбрать якорь по длине судна (лодки). Якорь должен быть весом 1% от длины лодки, например, 270–2,7 кг. Только не следует забывать о том, что якорь можно усилить цепью.
  • Для надувных лодок мастера советуют якорь-кошку. Это самый распространённый якорь, который способен использоваться практически во всех грунтах. Также он небольшого размера, что служит удобством при перевозке. Якорь весит 2–12 кг, его увеличительная масса составляет 0,5 кг. Цена этого якоря от 300 до 1500 рублей. Четырёх килограммовый якорь-кошка от 2000 рублей.
  • Также существует якорь холла, он, как и якорь Матросова, отличается большими размерами, что позволяет крепче держать судно, хорошо применяется на гальке. Цена за 4,5 кг 1800–2000 рублей.
  • Существует Китайская модель как якорь-грибок с оболочкой ПВХ, что способствует предотвратить ржавчину, появления пятен, и тем самым продлевает время служения. Цена за якорь весом 5,4 кг составляет 1380 рублей.

Трёхлепестковый якорь с весом 6,8 кг и покрытием ПВХ. Подобные якоря могут присасываться ко дну, а также зацепляться. Якорь хорошо использовать на лодках (надувных), благодаря обрезиненному корпусу можно не бояться повредить лодку. Металл, из которого сделан якорь, является чугун, производству Китая, способен удержать нагрузку до 700 кг, цена 1880 рублей.

  • Плавучий якорь составляет 1500–2200 мм. Этот якорь применяется для судна (лодки) с длиною 15 метров. Когда якорь опущен в воду, он принимает свою форму и этим самым препятствует движению судна. Плавучий якорь может быть и из нейлона его применяют при шторме или когда просто очень сильное течение. Цена 3177, а якорь из нейлона составляет 1360 рублей.

  • На тот случай, если плаванье проводится в местах, где лапы якоря могут сходиться необходимо, привязать ещё один трос с использованием поплавка (резиновый мяч, пенопласт). Если якорь сильно зацепиться (случается часто), то трос послужит как страховочный, благодаря которому вы без затруднений вытащите зацепившийся якорь.

    Парашют, или плавучий якорь

    Парашют, или плавучий якорь
    При ловле на самодур в пресноводных водоемах годятся и уже известные вам способы. Однако парашют, является непременной принадлежностью на предстоящей рыбалке.
    Парашют — это плавучий якорь. Его легко можно изготовить из зонтика. Мне гораздо проще, еще лет двадцать назад я разжился в порту плавучим якорем, идущим в комплекте к спасательному плоту, и он верно служит мне до сих пор. Так что, если у вас нет знакомых в порту, или вы живете далеко от моря, возьмите зонтик, обшейте тесьмой небольшое отверстие в его верху, установите стропы, сложите их концы таким образом, чтобы стропы были одинаковой длины. Сделайте кольцо из строп, прихватите его надежным узлом, ликвидируйте лишнюю часть канатиков и приготовьте несколько метров кодолы, то есть якорной веревки. Между прочим, настоящий якорь также пригодится.

    Теперь все зависит от конкретных условий ловли. Когда удите на реке с сильным течением либо при волнении на водоеме вообще без оного, выйдя к нужному месту, опускаете в воду парашют, предварительно привязав его к кодолу за носовое кольцо лодки. Приняв рабочее положение, парашют позволит лодке дрейфовать с одинаковой скоростью. После этого, опять же в зависимости от времени года или суток, а также — вида предполагаемой добычи, прикрепляете к спиннингу нужный самодур. Его скорость движения в воде пропорциональна скорости лодки. Захотите ее увеличить, извлекайте парашют. Либо применяйте запасной, меньшего размера.
    Обычно во время ловли с лодки спиннингисты используют короткие удилища, но, в нашем случае, их длина колеблется от 2,4 до 3 метров. Ведь самодур в десять раз превосходит по длине самую громадную из блесен, к тому же, в отличие от морской рыбалки, рыбу с него нужно снимать только над лодкой, в строгой очередности от верхнего крючка. Кстати, если отправляетесь за судаками, прихватите с собой колотушку. Что могут вытворять в лодке два одновременно попавшихся на самодур судака, пока не начнете ловить — не представите себе. Так что рыбу лучше сразу оглушить, а только потом снимать с крючков. Но для начала ее нужно поймать.
    В случае поклевки, отдайте якорь и извлекайте из воды парашют. Обратите внимание, на какой из крючков «фестивального» самодура клюнула рыба, а также, где именно она взяла приманку — в придонном слое или выше него. Установите на удилище наиболее подходящий из ваших самодуров с более легким грузилом. Теперь, внимание! Когда температура воды выше четырнадцати градусов, следует применять самодуры только с редким оперением или с витыми крючками. При отвесном способе ловли рыба будет активно клевать исключительно в том случае, если самодурные крючки будут поднаживлены кусочками рыбы, червями, креветками или иными наживками.
    Но гораздо лучше пользоваться приемами, известными любому спиннингисту, вот для чего и требуются более длинные удилища. Забрасываете поднаживленную снасть подальше, и после того, как грузило опустится на дно, поднимаете спиннинг перпендикулярно лодке с одновременной подмоткой. Затем снова опускайте удилище и ждите, пока грузило коснется дна. Таким скачкообразным способом вы можете облавливать клевое место со всех сторон.
    Если почувствуете удар, не спешите быстро работать катушкой. Делайте очень медленную подмотку и вполне вероятно, что на вашей снасти число добычи увеличится. Во время ловли окуней на самодур не при самом сильном клеве мне приходилось извлекать из воды минимум двух одновременно.
    Предвижу ваш вопрос и отвечаю на него. Да, все-таки стоило возиться с оперением снасти даже для такого вида рыбалки, так как в подобной ситуации рыба может клевать и на обычный наживленный крючок, но это будет столь редко, что замахаетесь своим спиннингом, пока наконец-то разживетесь одним окунем. При условии, что он все-таки клюнет. Насколько выше ваши шансы на успех при применении самодура в сравнении с ходовой донкой, можете проверить на практике. К тому же, во время ужения в дрейфе обычные крючки с червями никогда не дадут того эффекта, как замаскированные, безо всякой наживки.

    В жизни каждого из нас есть место праздникам. Различные юбилеи, свадьбы, корпоративные вечеринки и так далее. Как лучше организовать праздник, что бы он был не забываемым? Для этого нужно наверное доверится профессионалам. Существует банкетная служба, которая сделает все для организации вашего праздника абсолютно любой тематики.

    Теперь все зависит от конкретных условий ловли. Когда удите на реке с сильным течением либо при волнении на водоеме вообще без оного, выйдя к нужному месту, опускаете в воду парашют, предварительно привязав его к кодолу за носовое кольцо лодки. Приняв рабочее положение, парашют позволит лодке дрейфовать с одинаковой скоростью. После этого, опять же в зависимости от времени года или суток, а также — вида предполагаемой добычи, прикрепляете к спиннингу нужный самодур. Его скорость движения в воде пропорциональна скорости лодки. Захотите ее увеличить, извлекайте парашют. Либо применяйте запасной, меньшего размера.
    Обычно во время ловли с лодки спиннингисты используют короткие удилища, но, в нашем случае, их длина колеблется от 2,4 до 3 метров. Ведь самодур в десять раз превосходит по длине самую громадную из блесен, к тому же, в отличие от морской рыбалки, рыбу с него нужно снимать только над лодкой, в строгой очередности от верхнего крючка. Кстати, если отправляетесь за судаками, прихватите с собой колотушку. Что могут вытворять в лодке два одновременно попавшихся на самодур судака, пока не начнете ловить — не представите себе. Так что рыбу лучше сразу оглушить, а только потом снимать с крючков. Но для начала ее нужно поймать.
    В случае поклевки, отдайте якорь и извлекайте из воды парашют. Обратите внимание, на какой из крючков «фестивального» самодура клюнула рыба, а также, где именно она взяла приманку — в придонном слое или выше него. Установите на удилище наиболее подходящий из ваших самодуров с более легким грузилом. Теперь, внимание! Когда температура воды выше четырнадцати градусов, следует применять самодуры только с редким оперением или с витыми крючками. При отвесном способе ловли рыба будет активно клевать исключительно в том случае, если самодурные крючки будут поднаживлены кусочками рыбы, червями, креветками или иными наживками.
    Но гораздо лучше пользоваться приемами, известными любому спиннингисту, вот для чего и требуются более длинные удилища. Забрасываете поднаживленную снасть подальше, и после того, как грузило опустится на дно, поднимаете спиннинг перпендикулярно лодке с одновременной подмоткой. Затем снова опускайте удилище и ждите, пока грузило коснется дна. Таким скачкообразным способом вы можете облавливать клевое место со всех сторон.
    Если почувствуете удар, не спешите быстро работать катушкой. Делайте очень медленную подмотку и вполне вероятно, что на вашей снасти число добычи увеличится. Во время ловли окуней на самодур не при самом сильном клеве мне приходилось извлекать из воды минимум двух одновременно.
    Предвижу ваш вопрос и отвечаю на него. Да, все-таки стоило возиться с оперением снасти даже для такого вида рыбалки, так как в подобной ситуации рыба может клевать и на обычный наживленный крючок, но это будет столь редко, что замахаетесь своим спиннингом, пока наконец-то разживетесь одним окунем. При условии, что он все-таки клюнет. Насколько выше ваши шансы на успех при применении самодура в сравнении с ходовой донкой, можете проверить на практике. К тому же, во время ужения в дрейфе обычные крючки с червями никогда не дадут того эффекта, как замаскированные, безо всякой наживки.

    Как заякорить лодку

    Довольно пожилого вида рыбак причалил к берегу, тяжело переступил через борт надувной лодки онемевшими от долгого некомфортного сидения ногами на землю и сокрушенно проговорил: “Все! Никогда в жизни больше не сяду на эту надувную резинку!”

    Признаться, эти слова знакомого коллеги по рыбалке меня несколько удивили. Ведь я знал, как сильно желал он обзавестись собственной лодкой, чтобы рыбачить, как он говорил, “на просторе”. Лодку он в конце-концов приобрел – и вот такое, прямо скажем, неожиданное разочарование.

    Так в чем же дело? Почему первая же рыбалка с лодки так огорчила этого рыбака?

    Чтобы не было “болтанки”

    Многое прояснилось из дальнейшего с ним разговора. По словам собеседника, даже при малейшем дуновении ветра его лодку сильно разворачивало то в одну, то в другую сторону, в результате чего его удочки стали напоминать длинные маятники, которые “шарахались” то вправо, то влево. И самое неприятное: поплавки из-за этого не стояли на месте, а дергались вслед за “маячившимся” кончиками удилищ. Вот и приходилось ему хвататься то за одно удилище, то за другое, приподнимать их и удерживать при развороте в направлении поплавков.

    Словом, рыбалка была испорчена, вместо прекрасного вида отдыха она превратилась в сплошной мучительный процесс. А все потому, что рыбак по неопытности неправильно заякорился, из-за чего и получилась такая “болтанка”. По его же признанию, он сначала опустил один груз и сразу же – другой. Шнуры от обоих грузов ушли под воду в вертикальном положении. А при таком якорении лодка, конечно же, устойчиво фиксироваться на воде не будет. Она не только станет постоянно разворачиваться из стороны в сторону, но и “болтаться” взад-вперед или справа-налево, особенно если ветер часто меняет свое направление.

    Как же правильно заякорить лодку, чтобы избежать ее раскачивания и “болтанки”?

    Коротко можно сказать так: надо добиться, чтобы передний и задний шнуры (или веревки) с грузами были туго растянуты в противоположных направлениях. А это значит, что они должны уходить под воду не вертикально, как у того горе-рыбака, а под значительным углом. Лишь хорошо натянутые вперед и назад шнуры будут надежно удерживать вашу лодку в зафиксированном положении.

    При этом необходимо помнить, что главная нагрузка по удерживанию заякоренной лодки ложится на задний груз и, соответственно, на задний шнур, особенно при сильном ветре или течении. Поэтому задний груз должен быть значительно тяжелее переднего, ведь передний груз, можно сказать, лишь фиксирует лодку в заданном направлении, в то время как задний груз удерживает ее на месте.

    А чтобы лодка заякорилась надежнее, задний шнур должен быть в полтора-два раза длиннее глубины участка водоема, где вы решили порыбачить. К примеру, если глубина около трех метров, то длина заднего якорного шнура должна быть не менее пяти-шести метров. Длина переднего шнура может быть значительно меньше, лишь чуть превышая глубину водоема.

    При якорении лодки необходимо соблюдать определенную последовательность. Лично я поступаю следующим образом. Опускаю сначала задний груз. Как только он коснулся дна, постепенно уплываю вперед, одновременно распуская сзади шнур от лежащего на дне груза. После того как удалился от груза на расстоянии, вдвое превышающее глубину водоема, опускаю передний груз так, чтобы шнур от него был не в натяжку, а со значительной слабиной (длина шнура должна быть примерно на метр больше глубины водоема). Теперь, взявшись за задний шнур, натягиваю его, в результате чего лодка начинает двигаться назад, к первому грузу. И как только почувствую, что второй шнур натянулся и движение лодки застопорилось, сразу привязываю задний шнур к лодке. Теперь можно быть спокойным: никакая болтанка и раскачивание лодке не грозят.

    Если есть необходимость более надежно заякорить и передний груз (к примеру, при боковом ветре, сильном течении), достаточно использовать более длинный шнур. Однако при этом задний шнур необходимо предварительно распустить соответственно на большую длину. Чтобы затем вновь натянуть его и добиться “равновесия” сторон.

    Конечно, при идеальной погоде, когда тихо и безветренно, можно просто опустить грузы без всякой натяжки шнуров. Но ведь такие погодные условия на рыбалке, сами знаете, бывают крайне редко. Нет необходимости натягивать шнуры в растяжку и при рыбалке на неглубоких, заросших водорослями водоемах.

    С учетом ветра и течения

    Если рыбалка предстоит на стоячей воде, то тут все ясно без лишних слов: лодку надо якорить так, чтобы носом она была против ветра, навстречу волне. Ведь удочки ставятся на кормовую часть, а значит – забрасывать крючок с насадкой по ветру будет значительно легче и удобней, и ветер будет в спину. Кроме того, так безопаснее: при усилении ветра на обширных водоемах возникают большие волны, а подставлять им борт – чревато серьезными последствиями.

    Но как быть, если рыбачишь на течении? Что тут важнее учитывать – направление ветра или течения? Ведь нередко бывает так: что течение направлено в одну сторону, а ветер – против или поперек течения. Тут уж, как говорится, из двух зол надо выбирать меньшее.

    Плохо, конечно, когда ветер мешает забросить удочку, дует сбоку или в лицо. Но еще хуже, если станешь забрасывать удочку по ветру, а поплавок будет нести течением вправо или влево, а то и прижимать к лодке.Леска в таком случае натягивается, поплавок начинает “плясать” на волне, притапливается. Поклевку при этом трудно или вообще невозможно заметить.

    Поэтому выход остается только один: якориться надо все-таки вдоль по течению. Конечно, если при этом ветер и набегающая на борт лодки волна не настолько сильны, чтобы создавать опасность для рыболова. Впрочем, мне не раз доводилось видеть, как некоторые рыболовы все же ставят лодку поперек ветра даже при ловле на стоячей воде. В таком случае за подветренным бортом лодки образуется довольно тихий, без волн, участок, очень даже уютный для рыбалки. Так чаще всего поступают в том случае, когда в лодке находится не один, а два или три рыболова. Удочки ставятся поперек бортов по направлению ветра.

    При таком якорении рыбачить удобнее и свободнее. Сам я тоже не раз рыбачил в таких условиях. Но, повторяю, такой вариант допустим лишь при условии, если это позволяет сила ветра. Кроме того, такая рыбалка возможна лишь с жестких лодок, а для надувных она вряд ли уместна.

    Нередко доводится рыбачить на неглубоких водоемах, где местами встречаются участки с выступающими над водой водорослями. В этих местах волн почти не бывает даже при сильном ветре. А поэтому тут очень удобно якориться. На небольшой глубине, повторяю, необязательно сильно натягивать веревки для грузов, можно свободно опустить грузы вертикально. А подводные заросли надежно “схватят” опущенный груз, не дадут сдвинуться лодке с места даже при сильном ветре. Кроме того, отсюда очень удобно забрасывать крючок с насадкой за кромку водорослей, где чаще всего и гуляет рыба.

    Нелишне напомнить, что при ловле со стоящей на якоре лодки, особенно на небольшой глубине, необходимо соблюдать тишину. Нечаянный удар веслом или удилищем о борт лодки, а также другой посторонний звук сразу доходит до дна и может вспугнуть и даже разогнать рыбу. После этого придется немало ждать, пока наконец все успокоится и рыба вновь вернется к прикормленному месту.

    …А тот мой знакомый рыболов все же “помирился” со своей надувной лодкой и теперь с удовольствием на ней рыбачит. Правда, ради этого мне пришлось подробно разъяснять ему, как надо якориться. Надеюсь, что этот добрый совет окажется полезным и другим, особенно начинающим рыболовам.

    Довольно пожилого вида рыбак причалил к берегу, тяжело переступил через борт надувной лодки онемевшими от долгого некомфортного сидения ногами на землю и сокрушенно проговорил: “Все! Никогда в жизни больше не сяду на эту надувную резинку!”

    Добавить комментарий