Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»

Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»

Можно сказать, что наш город Цюрупинск (в Херсонской области) находится в местности, располагающей к отдыху на воде и путешествиям на лодках. Он расположен на реке Конке, в недавнем прошлом изобилующей рыбой, по реке 10 км до Днепра, по Днепру 40 км до Днепровско-Бугского лимана — почти моря; по суше 90 км до Черноморских пляжей Скадовска, Лазурного, Железного порта. По соседству — Крым.

Еще в школе я увлекся греблей, рыбачил с отцом, каждый год ездил отдыхать на море. С трепетом и завистью зачитывался книгами о морских путешествиях, географических открытиях, робинзонах, пиратах. Особенно восхищался мужеством яхтсменов-одиночек — таких, как Слокам, Фосс, Чичестер. Мечтал стать первым советским яхтсменом, в одиночку обогнувшим земной шар на самодельной яхте. Даже сделал эскиз этой яхты — довольно примитивный. Институтский товарищ Андрей Гролянов привел меня в 1977 году в яхт-клуб «Водник» Херсонского морского порта, где я впервые оказался в качестве матроса на борту забрызгиваемого днепровской волной катамарана класса «В». С тех пор я всей душой проникся любовью к парусу. Гонялся на катамаранах, а затем на «Финне». Но после окончания института мне на долгих два года пришлось разлучиться с водой — получил распределение в Луцк, затем служил в Закарпатье.

На постройку яхты (работали вдвоем) ушло полтора года. Работали а основном по вечерам, в некоторые выходные и праздничные дни, использовали часть отпуска. По грубым подсчетам, трудоемкость постройки составила около 1400 человеко-часов — с учетом времени, потраченного на поиски и доставку материала, инструмента, транспорта и т. д.

Можно сказать, что наш город Цюрупинск (в Херсонской области) находится в местности, располагающей к отдыху на воде и путешествиям , на лодках. Он расположен на реке Конке, в недавнем прошлом изобилующей рыбой, по реке 10 км до Днепра, по Днепру 40 км до Днепровско — Бугского лимана — почти моря; по суше 90 км до Черноморских пляжей Скадовска, Лазурного, Железного порта. По соседству — Крым.

Еще в школе я увлекся греблей, рыбачил с отцом, каждый год ездил отдыхать на море. С трепетом и завистью зачитывался книгами о морских путешествиях, географических открытиях, робинзонах, пиратах, Особенно восхищался мужеством яхтсменов — одиночек — таких, как Слокам, Фосс, Чичестер.

Мечтал стать первым советским яхтсменом, в одиночку обогнувшим земной шар на самодельной яхте. Даже сделал эскиз этой яхты — довольно примитивный. Институтский товарищ Андрей Гропянов привел меня в 1977 году в яхт-клуб «Водник» Херсонского морского порта, где я впервые оказался в качестве матроса на борту забрызгиваемого днепровской волной катамарана класса «В».

С тех пор я всей душой проникся любовью к парусу. Гонялся на катамаранах, а затем на «Финне». Но после окончания института мне на долгих два года пришлось разлучиться с водой — получил распределение служил. в. Закарпатье.

Вернувшись из армии в Цюрупинск, оснастил отцову «Южанку» гафельным парусом и на этой «яхте» катался с друзьями по Конке и Днепру, даже совершил недельный поход по Днепровско — Бугскому лиману. После этого похода решение строить яхту своими силами окончательно окрепло.

Мой друг Владимир Аверин поддержал эту идею и согласился разделить со мной все трудности строительства. Владимир Оборин, живущий в частном доме, любезно выделил нам в огороде участок размером 4 X 7 м для сборки корпуса.

Материал для постройки — доски м фанеру — удалось достать с огромными трудностями и в количестве, которого хватало лишь на яхту минимальных размерений. Проект пришлось разрабатывать самому, чтобы удовлетворить специфическим условиям использования яхты:

— возможность совершать небольшие плавания и прогулки с экипажем 4 человека;

— малая осадка, возможность подходить к отмелому пляжу и становиться днищем на грунт при «уходе» воды;

— хорошая ходкость под мотором «Ветерок-8».

Яхту нам предстояло содержать на стоянке у отмелого берега, а колебание уровня воды в Конке достигает 1 м из-за работы Каховской ГЭС и нагонного ветра снизу. Поэтому необходимо было предусмотреть возможность обсушки яхты. Мы избрали вариант швертбота с плоским участком на днище, чтобы яхта не получала крен при обсушке.

В корпусе длиной 5,7 м удалось разместить широкий, от борта до борта, носовой диван длиной 1700 мм (на ней могут поместиться две женщины или два ребенка), по левому борту — шкафчик для парадной одежды, по правому — камбузный столик с полочками шириной 300 мм, еще два дивана-койки, утопленных в «гробах» (ниши по бортам кокпита).

Вокруг столика, расположенного на швертовом колодце, удобно размещаются 6 человек. Под столиком находится винтовой механизм подъема шверта. Размеры кокпита предусмотрены побольше — солнечная сухая погода у нас не редкость, а в такую погоду никто не хочет сидеть в каюте.

От транца до переборки каюты — 1 м, на палубе по бортам получаются удобные лежанки. Ахтерпик размерами 2 X 0,5 м используется для хранения подвесного мотора, запчастей, бензина, масла, керосиновой лампы. Этот отсек отделен глухой переборкой от остальных помещений яхты.

По бортам кокпита в нос от переборки расположены рундуки для хранения шкиперского и другого имущества. Попасть в них можно через люки в палубе. Размер самоотливного кокпита 1500 X Х800 мм, вода спивается в щель швертового колодца.

Вход в каюту закрывается съемным щитком и сдвижным капом; в носу по правому борту предусмотрен люк 400X450 для вентиляции и выхода на палубу. Конструкция корпуса швертбота — традиционная для такого типа судов. Поперечный набор состоит из 10 шпангоутов, включая фор- ахтерпиковую переборки, и транца.

Шпангоуты набраны из сосновых реек сечением 22 X 45, соединенных между собой кницами из фанеры толщиной 8 мм. Скуловые стрингеры изготовлены из реек 20 X 40, внутренний привальный брус — 22 X 60 мм. Корпус обшит фанерой марки ФСФ толщиной 8 (днище) и 6 мм; палуба — из 6-миллиметровой фанеры.

На постройку яхты (работали вдвоем) ушло полтора года. Работали в основном по вечерам, в некоторые выходные и праздничные дни, использовали часть отпуска. По грубым подсчетам, трудоемкость постройки составила около 1400 человеко — часов — с учетом времени, потраченного на поиски и доставку материала, инструмента, транспорта и т. д.

Собственно постройка корпуса началась с вычерчивания на миллиметровке в натуральную величину теоретических обводов всех шпангоутов. С этого чертежа переносили на отдельные листы бумаги контуры очередного шпангоута, затем вычерчивали на нем все основные детали.

По этому чертежу делались выкройки и заготовки деталей, которые затем маркировались. На нем же и собирали шпангоуты, подложив под бумагу листы фанеры. Все детали соединяли на эпоксидной смоле. Кницы, смазанные смолой, крепили сначала на гвоздях 2 X 20, затем просверливали отверстия под шурупы.

Переборки из декоративного пластика крепили на смоле и гвоздях с таким расчетом, чтобы шляпки затем можно было закрыть окантовкой из деревянных уголочков и планок. Для установки на стапель все шпангоутные рамки снабжались шергень -планками — шергень — линия была размечена на миллиметровке с проекцией корпус теоретического чертежа на высоте 1700 мм над основной пинией.

Стапель изготовили из двух сосновых досок сечением 50 X 120 мм, прикрепив их к стойкам, вкопанным в землю. Верхние кромки стапеля выровняли по шланговому уровню в продольном и поперечном направлениях. Сборка велась в положении «верх килем».

Поставив на стапель и раскрепив шпангоутные рамки, транец и форштевень (его сечение 70 X 140 мм), в них врезали рейки продольного набора, затем сняли со всех кромок, прилегающих к наружной обшивке, малку. Стенки швертового колодца изготовили из 16-милпиметровой фанеры, внутри оклеили двумя слоями стеклоткани.

Основанием колодца послужили 2 дубовых бруса сечением 35 X 60 мм, простирающиеся от шп. 4 до шп. 9. Снаружи корпус оклеили стеклотканью: днище и транец — тремя слоями, скулу — двумя и борта одним слоем. Затем корпус был окрашен двумя слоями эпоксидной смолы с введенным а нее пигментом — двуокисью титана (10 %).

Изнутри все деревянные поверхности (в том числе и фанеру) тщательно пропитали олифой за 2 раза. Подволок и стенки каюты окрасили белой масляной краской. Мачту и гик использовали от швертбота класса «М», соответственно подогнав до нужных размеров.

Степс мачты установлен на палубе рубки, поэтому «срубить» мачту для прохода под мостами не составляет проблемы. Вдвоем это можно сделать за 20 минут. Весь стоячий такелаж вырублен из стального тросика диаметром 3 мм. Электрооборудование — двенадцати вольтовое. Щиток с тумблерами находится на задней стенке шкафчика по левому борту.

На щитке смонтирован выпрямитель для подзарядки аккумуляторной батареи от подвесного мотора. На яхте установлены сигнально — отличительные огни, два плафона в каюте, розетка в каюте и на комингсе кокпита для питания радиоприемника и переносной фары.

Аккумуляторная батарея закреплена под носовым диваном, вместе с 90 кг твердого балласта, расположенного между шп. 4 и 4′, он заметно повышает устойчивость лодки. Кстати, мы провели испытание устойчивости яхты: при крене 90° она сохраняет тенденцию к восстановлению в нормальное положение.

Пищу готовим на переносной газовой плитке с двумя литровыми баллончиками. Если позволяют условия — готовим на палубе, в других случаях располагаем плитку на носовом диване или (при большой качке) на полу каюты.

31 августа 1985 г. состоялся спуск «Лучины» на воду. Лодку свободно переносили 10 человек, пропустив под плоское днище 5 поперечных лаг. Вес яхты со снаряжением и без экипажа составил около 670 кг. Первые выходы и крейсерские плавания на «Лучине» нас не разочаровали.

Скорость под мотором «Ветерок-8Э» составила около 10 км/ч, причем она почти не меняется при движении против ветра и волн. Под парусами яхта, бывает, идет быстрее. Однажды мы (4 человека) шли в бакштаг левого галса при ветре 10—15 м/с под генуей и зарифленным гротом со скоростью 15 км/ч в течение 4 часов.

При нормальном управлении обходим «Ассоли» на любых курсах. По вместительности и удобству расположения наша яхта гораздо комфортабельнее — что отмечали все гости, побывавшие на борту. Благодаря просторной надстройке — баку — наша каюта кажется просторнее, чем на некоторых 8-метровых узких яхтах.

В 1989 г. наш экипаж, участвуя а гонках вместе с «Ассолями», занимал несколько раз первые места. Наиболее интересной и трудной из них была победа в «гонке капитанов» по Днепру и Днепровско — Бугскому лиману, когда каждой яхтой управлял только один человек.

Для того чтобы иметь возможность менять носовые паруса без изменения курса, я провел румпель — тали на бак и постоянно держал яхту под контролем. В том же году совершили морское плавание на «Лучине» по маршруту Херсон — Очаков — Скадовск — Херсон (около 300 миль).

При подходе к Скадовску нас встретил ветер скоростью 9 м/с и крутая волна. В лавировку наша короткая и широкая яхта шла довольно тяжело, потому пришлось запустить «Ветерок». А в остальном швертбот выдержал и это испытание.

При нормальном управлении обходим «Ассоли» на любых курсах. По вместительности и удобству расположения наша яхта гораздо комфортабельнее — что отмечали все гости, побывавшие на борту. Благодаря просторной надстройке — баку — наша каюта кажется просторнее, чем на некоторых 8-метровых узких яхтах.

Читайте также:  Как правильно выбрать теплые болотные сапоги для рыбалки; отзывы рыбаков

ГАЗ Соболь 4Х4 Orange Bird › Бортжурнал › Вепсы, Чуди, Древняя Русь и при чём тут Вепсский лес?

Всем привет!

После замечательно дня путешествия, с посещением каньона реки Лава и Староладожской Крепости, ну и естественно понаблюдав летучих мышей, лучше всего не возвращаться домой, а продолжить путешествие дальше – в Вепсский лес.

Что такое Вепсский лес?
Если не смотреть очень обширно на весь огромный лесной массив, От Финляндии и до Урала и дальше, а выделять обособленно, то Вепсский лес сейчас – это природный парк, имеющий статус особо охраняемой природной территории площадью 189 100 гектар и с выделенными внутри отдельными 7 резерватами.

Природный парк «Вепсский лес» расположен на самом востоке Ленинградской области и включает 7 резерватов (участков, где установлен наиболее строгий режим особой охраны).
Территория природного парка приурочена к Вепсовской возвышенности. В центральной его части находятся так называемые карбоновые отторженцы – гряды, сложенные породами каменноугольного периода возрастом более 320 млн. лет, передвинутые ледниковыми потоками (резерват «Карбоновые отторженцы»).
В природном парке находится множество озёр, наиболее крупное из которых – Леринское – расположено в одноимённом резервате. В резервате «Висячие озёра» имеются цепочки «зависших» над долиной р. Оять озёр, связанных с ручьями, истоки которых расположены значительно выше уреза воды в реке. Этот участок долины р. Оять расположен в зоне крупного разрывного тектонического нарушения. Значительную площадь природного парка занимают болота, одно из которых входит в состав резервата «Линзболото». В резервате «Урья – Канжая» можно увидеть реки горного типа с высокими и крутыми береговыми склонами – Урья и Канжая.
Большой ценностью природного парка являются сохранившиеся старовозрастные еловые и сосновые леса (резерваты «Вепсский лес» и «Ащозёрский»), важные для существования многих организмов, способных выжить только в лесах, не нарушенных хозяйственной деятельностью.
В парке в значительном количестве встречается бурый медведь; отмечена росомаха – крайне редкий в области зверь. Один из самых интересных обитателей – обычная здесь чернозобая гагара, которая за последние полвека почти исчезла как гнездящийся вид с большей части территории области. В лесах и на болотах можно наблюдать многих дневных хищных птиц, сов, дятлов, воробьиных и представителей других групп пернатых.
Природный парк имеет также этнографическую ценность: на его территории традиционно проживает малая народность России – вепсы, имеющая самобытную культуру и традиции.

Я люблю Вепсский лес. Не только из-за экстремальных маршрутов, их то можно найти в трех километрах от Санкт-Петербурга. А люблю за его первозданность. При этом это очень густонаселенный район в прошлом, на его территории сейчас огромное количество брошенных деревень и с каждым годом найти их все сложнее и сложнее. Природа быстро все бесследно забирает.

Но места еще живые и очень интересные. Давайте вернемся к Вепсам.

И с ними не все так просто. Основная историческая легенда звучит так:
Вепсы — древнейший народ европейского Севера. Считаются потомками племён Чуди и Веси, упоминаемых в «Повести временных лет» — самой ранней из сохранившихся русских летописей. В 862 году местные финно-угорские племена Чудь и Весь и славянские Словени и Кривичи — объединились в военно-политический союз, для управления которым по договору призвали варяжского князя Рюрика с братьями и дружиной. Данный союз и положил начало формированию государственности Древней Руси.

Вы поняли? Четыре базовых племени объединились и позвали Рюрика. И все это было как раз на территории Старой Ладоги. Далее вся эта банда дружина переместилась чуть выше по течению реки Волхов, основали Новгород и преемник Рюрика — Вещий Олег в 882 году занял Киев и перенёс Стольный град сказав: «сє буди м͠т(и) городомъ Русьскꙑмъ». С этого момента Киев стал столицей Руси.

Ещё раз — Чудь, Весь, Словене и Кривичи.

Легенды — это отличный повод для споров, размышлений и самых различных обсуждений!

А сейчас вепсы — вымирающая малая народность в России. Совсем малая. Всего осталось около 5000, а носителей языка вообще всего пара тысяч человек.

При этом выделяются три этнографические группы вепсов:

* северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
* средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
* южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Как я и говорил, с каждым годом живых деревень на территории Вепсского леса становится все меньше и меньше. Деревни исчезают, исчезает и вепсская самобытность. Навсегда.

Есть почти по центру природного парка «Вепсский лес» очень необычное поселение – поселок Курба.
Почему поселок необычный? Он из современных: возник в 1960 году, как достаточно крупный центр лесозаготовки, в 70-х годах прошлого века имел численность за 500 человек, в поселке была средняя школа и детский сад.

И ученики школы в 1980 годах, возвращаясь из походов по родному краю, приносили из заброшенных деревень орудия труда, различную кухонную утварь, созданные руками местных мастеров. Да и местные жители стали приносить в дар музею старинные вещи. Так собралась уникальная коллекция подлинных предметов деревенского быта и в 1983 году в Курбинской школе по инициативе педагогов и учащихся был открыт Музей вепсского быта.

А в 2009 году школу закрыли. И музей бы пропал, как часто у нас бывает в стране, если бы не Ершова Светлана Ивановна.

Светлана Ивановна заинтересовала своих учеников культурным наследием вепсов и сумела привить своим ученикам интерес к родному языку и культуре. В конце 1980-х годов, Светлана Ершова начала помимо математики, вести в школе преподавание вепсского языка. Курбинская школа стала первой школой в Ленинградской области, где началось преподавание вепсского языка как обязательного предмета. При школе был создан первый детский вепсский фольклорный ансамбль в Ленинградской области «Rusked boleine». Многие ученики Светланы Ивановны принимали участие в конкурсах вепсского языка. Многие из них позже стали известными вепсскими журналистами, преподавателями вепсского языка и учеными.

После закрытия Курбинской школы, Светлана Ершова сумела доказать областным властям необходимость сохранения своего музея и добилась для него в мае 2010 года статуса филиала Подпорожского краеведческого музея, обеспечивая тем самым его существование и в будущем. На свои средства и с помощью своих родственников и односельчан Светлана Ершова отремонтировала выделенное музею пустующее здание бывшей администрации Курбинской волости, и с августа 2010 года музей Вепсской культуры и быта был снова открыт для посетителей.


Что такое Вепсский лес?
Если не смотреть очень обширно на весь огромный лесной массив, От Финляндии и до Урала и дальше, а выделять обособленно, то Вепсский лес сейчас – это природный парк, имеющий статус особо охраняемой природной территории площадью 189 100 гектар и с выделенными внутри отдельными 7 резерватами.

Поделиться42011-04-04 12:25:45

  • Автор: SolAV
  • Поиск-Почеп
  • Откуда: Центр-Мыс Каменный
  • Сообщений: 1200
  • Пол: Мужской
  • Последний визит:
    2020-03-25 14:00:43

Я пропитываю просто льнянкой. Покупаю в магазинах для художников нерафинированное неполимеризованное обязательно.
Деревяху зачищенную чисто (около 1000-1500 шершавость наждачной бумаги, для твёрдых сортов деревяхи – самшит, мербау и до 2000 дохожу) на мороз. Если нема естественного могучего – в банальную морозилку. Потом в льнянку, подогретую на водяной бане до прекращения выхода пузыриков их деревяшных пор. Затем обтёр лишки тряпицей и на полимеризацию под ультрафиолетческую лампу (с ДРЛки колбу спилякал – мощщнейщий ультрофиолет). Полирую потом жёсткой суконкой.
Влагу не берёт, в руке не скользит.
На картинке чудо лампа моя и рукаять ножа, деревяха – сопеле.

Я пропитываю просто льнянкой. Покупаю в магазинах для художников нерафинированное неполимеризованное обязательно.
Деревяху зачищенную чисто (около 1000-1500 шершавость наждачной бумаги, для твёрдых сортов деревяхи – самшит, мербау и до 2000 дохожу) на мороз. Если нема естественного могучего – в банальную морозилку. Потом в льнянку, подогретую на водяной бане до прекращения выхода пузыриков их деревяшных пор. Затем обтёр лишки тряпицей и на полимеризацию под ультрафиолетческую лампу (с ДРЛки колбу спилякал – мощщнейщий ультрофиолет). Полирую потом жёсткой суконкой.
Влагу не берёт, в руке не скользит.
На картинке чудо лампа моя и рукаять ножа, деревяха – сопеле.

«Лучина» для субмарины

Накануне 18-летия гибели атомной подлодки «Курск» наметился положительный сдвиг в решении проблемы безопасного подъема на поверхность моряков с субмарин, оказавшихся на дне в результате чрезвычайных происшествий. Не может не радовать сообщение на портале госзакупок об объявлении закрытого тендера на разработку модульной системы спасения экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте.

На опытно-конструкторскую работу под условным названием «Лучина» выделен 221 миллион рублей. Эта сумма распределяется по годам: 2018-й – 26,5, 2019-й – 91,5, 2020-й – 103 миллиона. Завершить ОКР нужно в ноябре последнего. Будущая система должна дополнить существующие спасательные суда – носители спасательных глубоководных аппаратов (СГА). Очевидно, объявление тендера вызвано серьезными трудностями, возникшими при реализации до 2020 года основных мероприятий, заложенных в утвержденной министром обороны РФ Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года. Речь идет о строительстве серии из шести спасательных судов проекта 21300 с СГА нового поколения проекта 18271 и многофункциональных спасательных судов дальней морской и океанской зон.

Разработка модульной системы спасения экипажей аварийных субмарин, лежащих на грунте (ОКР «Лучина»), предполагает наличие в ее составе прежде всего барокамеры нового поколения для размещения в ней поднятых СГА на поверхность подводников, стыковочного модуля с СГА, средств поддержания жизнедеятельности моряков в отсеках ПЛ. Надо также предусмотреть использование модулей с обитаемыми подводными аппаратами типа АРС-600 и телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами (ТНПА). Теми и другими ВМФ уже располагает. Данная система должна увеличить возможности существующих судов-носителей СГА.

Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»

и как это сделанно у других.

В 1999 году я стал счастливым обладателем катамарана «Простор». После первой сборки и испытания счастье немного померкло и стало очевидно, что без существенного усовершенствования катамаран просто нельзя эксплуатировать, ибо он начал разваливатся. В первые же выходы сломался руль и срезало заклёпки на вант-путенсе. Вследствие чего рухнула мачта. Поэтому первое, что я сделал, это:

Заменил срезанные заклёпки на винты. На «ПРОСТОРАХ» заклёпки это вообще отдельная тема. Разные серии или варианты катов клепались разными по качеству заклёпками. Так что кому как повезёт. Мне повезло, только через 4 года некоторые из них потребовали замены. Наиболее уязвимые заклёпочные соединения:

  1. Крепление ликпаза трамплина к продольному коробу. Причиной разрушения заклёпок являются, как правило, дети, прыгающие на трамплине, или пассажиры, думающие, что кат — это железный пароход. На концах ликпаза надо поставить винты с потайной головкой и гайкой на гровер шайбе, так как на сильных ходах может открутиться. Я бы ещё посоветовал гайку завинчивать на клею.
  2. Крепление подкладных гаек на продольном коробе. Срезаются на волнении и при вывинчивании болтов на быстрых ходах. Ещё выгибается короб от изгибающего усилия кронштейна соединяющего продольный короб и поперечные балки. Особенно в месте соединения кронштейна задней поперечной балки с коробом. В этих местах надо сделать подкладки из дюралевого листа толщиной не менее 1,5 мм. и площадью 2010 см. , изнутри короба. Затем закрепить их с помощью вытяжных заклёпок. Эти пластины распределят изгибающие усилия на большую площадь коробов.
  3. Крепление вант-путенсов. Рекомендую заменить заклёпки на болты диаметром не меньше 6мм., а так же такелажные скобы (мочки) на более мощные, а то родные не выдерживают.
  4. При эксплуатации ката в солёной воде, нужно обратить внимание на заклёпки крепления ликпаза баллона к коробу и места соприкосновения дюраля и нержавейки. Там появляется коррозия.

Желательно иметь набор болтов и гаек D-5 мм и соответствующее сверло и ручную дрель, для оперативной замены вылетевших заклёпок в походе.

Установка носовой балки (2 варианта). Считаю совершенно необходимым установку носовой балки. Поскольку натяжение штага под действием ветра создаёт силы, сдвигаюшие носы ката вовнутрь. Что вызывает черезмерное напряжение на болтовых соединениях продольных балок и последуюшее их разрушение. Установка штатной поперечной балки ничем не оправдана, кроме использования стандартных деталей. Достаточно балки D 50-40 мм и толщиной стенок 1-1,5 мм, что существенно экономит вес.

Первоначально я установил балку поверх коробов, однако в этом случае она работает только на сжатие. Поэтому родился второй вариант, который я считаю наиболее приемлемым, поскольку он обеспечивает некоторую жесткость моста ката (рис 1).

Первоначально, для предотвращения истирания трубы на стыке с коробом, была приклёпана накладка из дюраля толщиной 5 мм. Однако это не спасло, трубы продолжали истираться и я сделал накладки из капролона толщиной 20 мм.

Варианты передней балки на других катамаранах:

Укрепление продольных балок. Несмотря на установку передней балки, которая уменьшила нагрузку на стыки коробов, она всё-таки оставалась довольно значительной. Особенно на подветренные короба, в бейд. Поэтому возникла необходимость укрепить стыки коробов. Есть масса способов укрепления стыков и многие из них описаны. Я установил по два дюралевых швеллера в каждый короб с внутренней стороны, что усложнило сборку, зато внешний вид почти не пострадал.

Хотя есть более простой и как мне кажется более надёжный вариант: установить швеллера или уголки снаружи на подкладных гайках, как на этих катамаранах:

Изменение крепления обтекателей. Штатное крепление обтекателей не выдеживает никакой критики . На волнении трос может выхлестнуться из стопора, а из-за невозможности увидеть это вовремя можно потерять обтекатель. Поэтому я удлинил ликтрос и, проделав в обтекателе отверстие и выведя трос наружу, привязал его к поперечной передней балке (рис 2).

Родные баллоны. Родные баллоны катамарана это большой, очень БОЛЬШОЙ ГЕМОРРОЙ. Это тема отдельной статьи. Вообше-то их лучше сразу выбросить и поиметь баллоны из ПВХ ткани. Остановлюсь на минимальных необходимых доработках родных баллонов, c которыми зможно эксплуатировать катамаран.

1. Пришить ликтрос к ткани баллона в кормовой оконечности, чтобы ликвидировать сползание ликтроса.

2. Наклеить полосы резиновой ткани в местах соприкосновения баллонов с обтекателями и швертовыми колодцами. Однако это мало помогает, так как баллон всё равно трётся из за невозможности надуть его в треск. Если его передуть , то вылетят клапана, если недодуть, то он будет тереться о швертовые колодцы. Поэтому приходится постоянно контролировать на ходу состояние надутости баллонов.

1. Пришить ликтрос к ткани баллона в кормовой оконечности, чтобы ликвидировать сползание ликтроса.

Русский светец — отрада девиц (русская пословица).

Корчага могла иметь форму горшка или кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок — слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки.

Немного о истории русского быта

Здравствуйте уважаемые пикабушники.

Мне бы хотелось сегодня вам рассказать кое что интересненькое.

Все мы знаем что такое лучина. Каждый из нас слышал или читал о том, что этой самой лучиной давным давно наши предки освещали избы. А знаете ли вы что такое светец? Хотите подробностей? Их есть у меня.)

Итак, светец – это такая нехитрая, но очень своеобразная подставка для лучины или для лучин. Да-да, были и для одной и для нескольких, на любую потребность, так сказать.) Но обо всем по порядку.

Как вы, наверное, догадываетесь, в давние-давние времена освещать помещения свечами было чутка дороговато. Например, есть сведения, что во второй половине XVII века сотня сальных свечей стоила 5 рублей (огого!), а 150 полен лучины стоило 15 алтын (где-то 45 копеек, если я не ошиблась в расчетах). И аж до второй половины XIX века лучинами пользовалось даже некоторое городское население, а для крепостных крестьян в деревнях (преимущественно в лесистой местности) лучина являлась чуть ли не единственным источником освещения.

Не все деревья для лучин были одинаково полезны. В основном выбирали берёзу или сосну. Берёзовая лучина давала ровное чистое пламя, но дымила и сбрасывала тлеющие угольки. Сосновая лучше щепалась, горела более ярким и широким пламенем, но сгорала быстрее, выделяя сильную копоть. А, и уголёк сосновой лучины спирально закручивался и мешал горению пламени. Для лучин использовали поленья без сучков, высушивали их на печи, за тем расщепляли. Длина лучины могла доходить до 1,5 м.

Как отмечали современники, большое количество изб XVIII века топилось по черному. К дыму очага добавлялся едкий дым лучины, что плохо влияло на здоровье людей, но лучшего и более дешёвого способа осветить помещение не было придумано – лучина ярко горела, а чтобы осветить всю избу зажигали две или три.

В 1768 году академик И.И. Лепёхин, путешествуя по России писал: «во весь мой проезд видеть не случалось, где бы в деревнях употребляли другой свет, кроме лучины, да и в самих городах бедные жители от сего не исключаются». В 1812 году, француз И. Руа в своих мемуарах писал о том, что лампу имели только самые богатые крестьяне, так как это был предмет роскоши, остальные же пользовались лучиной.

Соответственно этот, для многих единственный и пожароопасный источник освещения очень нуждался в специальном приспособлении. Да, в самых «убогих» избах лучины втыкали в выдолбы печных кирпичей, или же вообще в щель между брёвнами стены, но и тогда понимали, что это такое себе.)))

Железные рогульки для светцов находили при раскопках городищ X-XIII веков. Примерно с XVII века мы можем пронаблюдать большее усложнение и разнообразие форм. В основном это были железные зажимы «уши», которые втыкали острым концом в деревянную стойку. Деревянные стойки были малыми настольными, и высокими «поставными» стоявшими на полу.

Были полностью железные светцы, они так же могли быть как настольными, так и «поставными». Сами зажимы тоже были разнообразными, от простых рогулек с четырьмя и более отрогами, до сложных фигурных причудливо изогнутых зажимов с окончаниями в виде петель.

К светцу, под горящий конец лучины ставилось корытце с водой или снегом. Иногда светец укрепляли на специальной деревянной стойке с «встроенным» корытом. А были еще светцы с корытцем из листового железа, но это на Урале, где добывалось и выделывалось железо в больших количествах.

В основном отдавалось предпочтение более компактным светцам, так как использовались они только в холодное время года, когда световой день был короче, а в остальное время светец убирался под лавку или на чердак.

Художественное оформление самих стоянов и оснований тоже изобилует разнообразием: деревянные украшали резьбой и росписью, а кованые светцы могли иметь самую причудливую форму и декор, тут уж кузнецы развлекались как могли.

И так, это был мой первый пост на Пикабу. Постаралась написать коротко и чтоб легко читалось, надеюсь что получилось. Если вам было интересно и полезно, то с удовольствием буду писать ещё. Спасибо за внимание.

В 1768 году академик И.И. Лепёхин, путешествуя по России писал: «во весь мой проезд видеть не случалось, где бы в деревнях употребляли другой свет, кроме лучины, да и в самих городах бедные жители от сего не исключаются». В 1812 году, француз И. Руа в своих мемуарах писал о том, что лампу имели только самые богатые крестьяне, так как это был предмет роскоши, остальные же пользовались лучиной.

Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет

Мишина Галина
Конспект занятия по краеведению «О чем рассказала лучина?» для детей от 5 лет

— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;

— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.

Словарь: канделябр, керосиновая лампа, светец, «отщеплять от полена», подставка с разветвлением для нескольких свечей, электрическая лампочка, металлический цоколь, патрон.

Материалы и оборудование:

— фишки (синие, зеленые, красные);

— картинки, наклеенные на картон (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, лучина);

— пчелиный воск и шнур (толщиной 1 мм);

— подсвечники из разного материала (деревянные, стеклянные, металлические, фарфоровые);

— иллюстрации (костер в пещере).

Конспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме “От Каинска до Куйбышева». Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории.

ЛУЧИНА

лучина ж. 1) Тонкая щепка сухого дерева. 2) Такая щепка, укреплявшаяся в светце и освещавшая избу в старину.

лучина ж. 1) Тонкая щепка сухого дерева. 2) Такая щепка, укреплявшаяся в светце и освещавшая избу в старину.

Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»

ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ

Музыка Александра Варламова
Слова Семена Стромилова

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит –
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит;

Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!

Не житьё мне здесь без милой:
С кем теперь идти к венцу?
Знать судил мне рок с могилой
Обручиться молодцу.

Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тесной келье гробовой.

Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро ль, скоро ль, гробовая
Скроет грудь мою доска?

Две последние строки повторяются

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. – М.: Худож. лит., 1989. – (Классики и современники. Поэтич. б-ка). – без указания автора музыки

Песня на основе стихотворения поэта 1830-40-х гг. Семена Николаевича Стромилова (биографические данные о нем неизвестны). На музыку стихотворение положено Варламовым в 1840-е годы и впервые издано при нотах. В других источниках ст. 10 “С кем теперь пойду к венцу”, ст. 12 “Обвенчаться молодцу”. Последний куплет в песенной практике часто опускается. Янка Дягилева в 1980-е годы утвердила песню в панковской среде. В народе известна под именем “Лучина” или “Лучинушка”. Под этими же именами бытуют и другие песни: “Лучинушка” на слова Н. Панова , народная “Лучина”:

Лучина, моя лучинушка березовая,
Что же ты, моя лучинушка, неясно горишь. )

Исполнение Марии Максаковой, передача “В нашу гавань заходили корабли”, “5 канал”, 19.10.2008:

ВАРИАНТЫ (4)

1.

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, –
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.

Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!

Не житьё мне здесь без милой,
С кем пойду теперь к венцу?
Знать сулил мне рок с могилой
Обвенчаться молодцу.

Расступись, земля сырая.
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В темный терем гробовой.

Владимирский С. Н. Гитара для всех. М.: «Пионерская правда» : Рось : Фантастика для всех, 1994

Аналогичный вариант текста (последняя строка – “В тихой келье гробовой”) – Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005, – с двухголосием:

2. То не ветер ветку клонит

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, –
То мое, мое сердечко стонет,
Как осенний лист, дрожит.

Извела меня кручина,
Подколодная змея.
ы гори, догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!

Не житьё мне здесь без милой,
С кем пойду теперь к венцу?
Знать судил мне рок – с могилой
Обвенчаться молодцу.

Расступись, земля сырая.
Дай мне, молодцу, покой.
Приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой…

3. Что не ветер ветку клонит

Что не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
Знать мое, мое сердечко ноет,
Как осенний лист дрожит.
Знать мое, мое сердечко ноет,
Как осенний лист дрожит.
Извела меня кручина —
Подколодная змея,
Догорай, гори, моя лучинушка,
Догорю с тобой и я.
Догорай, гори, моя лучинушка,
Догорю с тобой и я.
Не житье мне здесь без милой.
С кем пойду я под венец?
Знать, судьба — могила,
Обвенчался молодец.
— Приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой,
Будь мне матерью, родная,
Я сыночек буду твой.

Записана от Соболевой С. И., 1905 г. р., г. Каскелен, в 1977 г. В 1 ч. сб. “Фольклор семиреченских казаков”, № 20. Здесь приведен более полный текст. См. “Песни и романсы русских поэтов”, серия “Библиотека поэта”, М.-Л., 1965, № 418. “То не ветер ветку клонит” С. И. Стромилова.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 296.

4. То не ветер ветку клонит

Слова С. Н. Стромилова

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.

Извела меня кручина,
Подколодная змея.
Догорай, гори, моя лучина,
Догорю с тобой и я!

Не житье мне здесь без милой,
С кем пойду теперь к венцу?
Знать судил, судил мне рок с могилой,
Обвенчаться, молодцу.

Расступись, земля сырая,
Дай мне молодцу покой,
Приюти, приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой!

Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска.
Скоро ль, скоро ль, скоро ль гробовая
Скроет грудь мою доска.

Русские народные песни. Песенник. Ред.-сост. проф. Е. В. Гиппиус. Гос. изд-во «Искусство», Л., 1943, стр. 238.

10, 12 и 16 строки – в народном разночтении

Расступись, земля сырая.
Дай мне, молодцу, покой.
Приюти меня, родная,
В тихой келье гробовой…

Шалаш Твердое топливо

  • Брикеты Nielsen
  • Брикеты RUF
  • Брикеты NESTRO
  • Брикеты Pini&Kay
  • Каменноугольные брикеты
  • Торфобрикеты
  • Дрова
  • Пеллеты
  • Растопка
  • Береста
  • Уголь древесный березовый
  • Продажа бань бочек из кедра

ТОПЛИВНЫЕ БРИКЕТЫ ИЗ БЕРЕЗОВОЙ ПЫЛИ
Подробнее

ЛУЧИНА, ЛУЧИНУШКА БЕРЕЗОВАЯ

4. ЛУЧИНА, ЛУЧИНУШКА БЕРЕЗОВАЯ

Лучина, лучинушка березовая!

Что же ты, лучинушка, неясно горишь?

Неясно горишь, не вспыхиваешь?

Или ты, лучинушка, в печи не была?

Или ты, лучинушка, не высушена?

Или свекровь лютая водой подлила?

Подружки-голубушки, ложитеся спать,

Ложитесь, подруженьки, вам некого ждать,

А мне, молодешеньке, всю ночь не спать,

Всю ночку не спать младой – постелюшку стлать,

Постелюшку стлать-то мне – мила друга ждать.

Первый сон заснула я – мила друга нет,

Другой сон заснула я – сердечного нет,

Третий сон заснула я – заря, белый свет!

По белой по зорюшке мой милый идет:

Сапожки на ножках поскрипывают,

Соболина шубушка пошумливает,

На шубушке пуговки погремывают.

Традиционная лирическая семейно – бытовая песня. Состоит из двух частей. В первой, символической картине, неясно горящая, не вспыхивающая лучина означает семейное неблагополучие. О причине говорится иносказательно, намеком: или «не высушена» (муж женился не по любви, не успел забыть другую), или «свекровь лютая водой подлила» (свекровь настраивает сына против невестки, мешает наладить отношения).

Во второй картине раскрываются реальные отношения: муж гуляет по ночам. Отношение лирической героини, молодой крестьянки к своему мужу помогают понять и ее действия: она долго не ложится спать, ждет его, просыпается среди ночи, и уменьшительно-ласкательные суффиксы: сапожки, ножки, шубушка, и эпитеты: милый сердечный друг.

5. НЕ КУКУШЕЧКА ВО СЫРОМ БОРУ КУКОВАЛА

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зеленом саду громко свищет,

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами:

«Как берут меня, доброго молодца, во неволю,

Уж как вяжут мне, доброму молодцу, белы руки,

Что куют, куют добру молодцу скоры ноги,

Что везут, везут добра молодца, везут в город,

Отдают меня, добра молодца, в царску службу,

Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.

Уж никто по мне, добром молодце, не потужит:

Только тужит лишь одна матушка, мать родная,

Молода жена добра молодца проклинает,

Красны девушки про молодчика вспоминают,

Род и племя все меня, молодца, провожают:

«Послужи-ка ты, добрый молодец, верой, правдой,

Положи за нас буйную ты головку».

Традиционная лирическая рекрутская песня хорошо передает чувства и мысли молодого рекрута, не по своей воле идущего «во солдаты». Символические образы: кукушка – горюющая мать, провожающая сына, соловей – молодец. В рекрутских песнях всегда горюет не жена, а мать, это устойчиво.

6. УЖ ТЫ, ПОЛЕ МОЕ, ПОЛЕ ЧИСТОЕ

Уж ты, поле мое, поле чистое,

Ты раздолье мое, ты широкое!

Ничего ты, поле, не спородило,

Спородило, поле, част ракитов куст.

Как во этом кусту тело белое,

Тело белое, молодецкое.

В голове у него – сабля вострая,

В ретивом у него – пуля быстрая,

Во ногах у него – конь вороный его.

«Уж ты конь, ты мой конь, ты товарищ мой!

Ты беги, беги по дорожке вдоль,

По дорожке вдоль к отцу, к матери,

К отцу, к матери, к молодой жене.

Ты жене скажи, что женился я,

Что женила меня пуля быстрая,

Обвенчала меня сабля вострая».

Лирическая казачья песня о гибели казака в бою. Традиционный образ верного товарища – вороного коня, которому смертельно раненый воин дает последний наказ – бежать на родную сторону и сообщить родным о его гибели. В песне используются широко распространенные метафоры: смерть – женитьба, пуля – невеста, сабля – сваха.

7. СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ

– Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

– Наши сестры – штыки, сабли остры,

Вот где наши сестры!

– Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

– Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!

– Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши матки?

– Наши матки – белые палатки,

Вот где наши матки!

– Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши жены?

-Наши жены – пушки заряжены,

Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши детки?

– Наши детки – пули наши метки,

Вот где наши детки!

– Солдатушки, бравы ребятушки,

А где ж ваша хата?

– Наша хата – лагерь супостата,

Вот где наша хата!

Солдатская строевая песня. Первые две строки, содержащие вопрос, обычно пел запевала, самый звонкоголосый солдат, а затем вторую часть строфы – ответ подхватывали остальные. Песня исполнялась во время длинного перехода в строю, ритм ее помогал держать строй, чеканить шаг и вызывал чувство бодрости.

8. НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЕНАЯ ДУБРАВУШКА

Не шуми, мати зеленая дубравушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти,

Перед грозного судью – самого царя.

Еще станет государь-царь меня спрашивать:

«Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

Еще много ли с тобой было товарищей?»

«Я скажу тебе, надежа православный царь,

Всею правду скажу тебе, всю истину,

Что товарищей у меня было четверо:

Еще первый мой товарищ – темная ночь,

А второй мой товарищ – булатный нож,

А как третий-то товарищ – то мой добрый конь,

А четвертый мой товарищ – то тугой лук,

Что рассыльщики мои – то калены стрелы».

Что возговорит надежа православный царь:

«Исполать тебе, детинушка крестьянский сын,

Что умел ты воровать, умел ответ держать!

Я за то тебя, детинушка, пожалую

Середи поля хоромами высокими –

Что двумя ли столбами с перекладиной!»

Старинная разбойничья песня. Раскрытию чувст героя помогает картина волнующейся от ветра дубравы, к которой обращается разбойник накануне суда и смертной казни. Традиционный мотив: разбойник не выдает своих друзей, называя товарищами темную ночь, булатный нож, тугой лук и каленые стрелы. Виселица, которой «жалует» царь за достойный ответ, иносказательно изображается как «хоромы высокие – два столба с перекладиной». В песне много постоянных эпитетов, тавтологические повторы: государь-царь, правда – истина.

Спородило, поле, част ракитов куст.

Константин Баландин, Анна и Геннадий Лучины: стройотрядовское движение — нечто большее, чем песни под гитару у костра!

Константин Баландин твердо убежден: все стройотрядовцы, и он в том числе, прошли истинную школу руководящей работы — их учили контактировать, находить нужных людей. Это был своего рода резерв кадров, которые умели находить выход из различных ситуаций, надеясь только лишь на собственные силы. Заметьте, многие ректоры вузов, руководители разного уровня прошли школу стройотрядовского движения. Неужели кто-то станет оспаривать его пользу?

Новое в блогах


Последний куплет песни почти никем не поется, вместо него повторяется первый. Об авторе стихов этой песни ничего достоверно неизвестно, кроме разве что имени, которое тоже далеко не все указывают точно: иногда – Семён Иванович Стромилов (что правильно), иногда – Семён Николаевич Стромилов. Сам поэт печатался под псевдонимом «С.С.», что, наверное, и внесло невнятность в его имя.

Добавить комментарий