Трехлетний опыт использования мотолодки Крым-3

Трехлетний опыт использования мотолодки Крым-3

В целом лодка достаточно мореходна, просторна и комфортабельна, но “по мелочам” претензий к ее оборудованию набралось за эти годы довольно много. Кое-что пришлось переделать и сделать. Думаю, что мои пожелания и краткий отчет о выполненных работах могут оказаться полезными.

Начнем с носовой части. Палуба здесь имеет такую сложную форму с большим наклоном вперед, что устоять на ней невозможно даже при покачивании лодки на самой мелкой волне. А ведь выскакивать на нос приходится довольно часто, например, при подходе к берегу. Когда лодка уже приткнулась и опирается килем на грунт, сходить на берег благодаря имеющимся ступеньке и форточке в ветровом стекле довольно удобно. Но при обратной операции, когда лодку приходится отталкивать от берега и заскакивать на носовую палубу уже на плаву, необходима поистине кошачья цепкость! Как минимум нужна хотя бы невысокая стойка – релинг, как на “Ладоге-2”.

Место для подуключин выбрано неудачно. Грести, сидя на носовой палубе спиной вперед и упираясь при каждом гребке руками в стекла, неудобно. Я переставил подуключины на борта, между дугами тента

Кстати сказать, штатные весла заменил более легкими и прочными от “Прогресса-4”.

По-походному весла крепятся теперь снаружи-за бортом, на привальном брусе.

Выгода двойная. Весла не загромождают кокпит и всегда готовы к работе: можно вставить их в подуключины за 10-15 сек даже при стоящем тенте. Для использования весел не нужно теперь вылезать с ними на нос и открывать крышку люка (все это на волне может оказаться небезопасным!). Грести удобнее всего оказалось стоя – можно вперед спиной, а можно и лицом по ходу движения. За счет работы корпусом усилие при гребке получается больше, лодка идет быстрее, чем при гребле в “штатном положении”. Можно грести с поставленным тентом: открытая форточка, откинутый задний клапан, а при необходимости и боковые стенки обеспечивают нормальный обзор. Наконец, работать веслами могут два человека одновременно, что также очень удобно.

Ступенька для выхода на нос явно нуждается в подкреплении: они сразу же и согнулась и отогнулась, а вдобавок еще и оторвалась от профиля-окантовки.

Место для установки стойки клотикового огня выбрано неудачно: проходя через форточку, каждый раз эту стойку” задеваешь, неудивительно, что в конце концов она обламывается. Петля кабеля, идущая от рамы стекла к клотику, мешает установке тента; в этом месте образуется большая щель. Более подходящее место – на правом стыке лобового и бокового стекол. У меня в этом месте стоит фара, к корпусу ее и прикреплена стойка.

Лобовые стекла имеют слишком большой наклон (45°). Это, может быть и красиво, но не выдерживает никакой критики. Прежде всего, при таком наклоне хуже видно. Если даже обычное оконное стекло поставить под углом 45°, то прозрачность его резко ухудшается. А что же тогда говорить об оргстекле, имеющем на поверхности гораздо больше царапин и микротрещин? Больше бликов, попадающих в глаза: так, отраженное изображение предмета, лежащего на полочке перед водителем, иногда полностью “забивает” картину, которую надо видеть сквозь стекло. В дождь все стекло покрывается каплями, которые стекают очень плохо. При уменьшении угла наклона стекла до 20-30° к вертикали они стекают гораздо лучше; если при этом приблизить лицо вплотную к стеклу, капли вообще становятся незаметными. При существующем же угле наклона приблизить лицо к стеклу вплотную не представляется возможным. Наконец, сильно наклоненные передние стекла при движении под тентом быстро запотевают, тогда как вертикальные боковые стекла практически остаются чистыми. Во время дождя много воды попадает через два вертикальных паза, образованных откидывающейся форточкой.

Боковые стекла имеют, на мой взгляд, слишком большую протяженность вдоль борта. Благодаря значительной высоте борта (0,8 м) “Крым-3” практически не забрызгивается и без них, а существующие стекла мешают при рыбалке, работе в шлюзах и т. п.

Конечно, переделка остекления в любительских условиях – работа очень трудоемкая, но представляется это делом стоящим! Пишу я об этом так подробно потому, что сказанное относится не только к “Крыму-3”, но и ко всем другим серийным и самодельным лодкам с “модным силуэтом”.

Установка дистанционного управления не на левом, как обычно, а на правом борту, по-моему, мало оправданна. Сделано это для того, чтобы компенсировать крен на левый борт, образующийся при малой нагрузке лодки из-за действия реактивного момента гребного винта правого вращения. Однако этот крен, действительно возникающий, когда в лодке находится один водитель, сидящий на левом борту, практически всегда можно компенсировать соответствующим распределением грузов в кокпите и т. п. А вот при установке поста управления справа появляется более серьезная сложность: затрудняется применение ДУ Калужского турбинного завода, имеющего фиксированную длину гибких тяг. На “Вихре” и “Нептуне” гибкие тяги крепятся с левой стороны, поэтому при установке ДУ на правом борту лучше всего было бы удлинить эти тяги (особенно тягу газа) примерно на 20 см. Поскольку такое удлинение невозможно, тяги приходится ставить буквально в натяг, что приводит к резкому их перегибу около мотора, увеличению усилий, необходимых для работы ДУ, и к выламыванию наконечников тяг при повороте передней части мотора влево. При установке двух моторов эта сложность усугубляется, так как левый мотор оказывается сдвинутым еще на 21-25 см влево от ДП.

Крючки, удерживающие спинки кресел, неудачны. Если на спинку случайно нажмет сидящий сзади пассажир, крючки отстегиваются, если с силой откидывается сидящий впереди, – разгибаются, так как имеют малую жесткость. Я их сразу же заменил.

В продольных рундуках под креслами необходима установка сланей. Все хранимые здесь предметы лежат прямо на днище лодки, намокают, через широкие щели могут провалиться под центральную слань. Пришлось делать слани довольно хитрой конструкции. Гораздо проще еще на заводе приваривать внутри подобных рундуков уголки для их установки.

Опыт показал, что третье спальное место на бензоотсеке (кормовой диван) не очень-то удобно. Здесь пахнет бензином, дует из щелей между тентом и клапаном на нем; в дождь затекает вода с этого клапана, нижний конец которого заведен внутрь лодки. Я устраиваю спальное место, положив центральную слань между продольными рундуками и поставив в головах раскладной табурет с тканевым сиденьем. Чтобы слань не сдвинулась с крышек рундуков, по углам прикрепил к ней уголки-упоры. Получилось просторное спальное место на всю ширину лодки, на котором мы с удобством спим вчетвером (двое взрослых и двое детей).

Штатный походный столик неудобен: неустойчив, мал по площади, на ходу оказывается наклоненным в корму. Чтобы получить более удобный стол, достаточно откинуть спинка кресел-рундуков и постелить на один из рундуков клеенку.

Теперь о тенте. Дуги его в откинутом положении мешают открывать крышку бензоотсека. Положение можно улучшить только, если сдвинуть кронштейны крепления дуг тента к корме на 5 см. Застегивать тент, находясь в лодке, очень неудобно. Рекомендую позаимствовать способ крепления тента, примененный на “Прогрессе”. От люверса (или от крючка, смотря чем крепится тент) внутрь лодки должны идти какие-либо скобки, держась за которые, можно было бы застегивать тент изнутри лодки.

Чтобы стекающая с кормового клапана вода не попадала в лодку, штыри, за которые крепится полотнище, рекомендую переставить наружу кокпита. На длинные (70 см) щели между тентом и кормовым клапаном поставьте застежки-молнии. Сами дуги лучше выполнить из нержавеющей трубы.

Вывод шланга из бензоотсека удобнее сделать не через имеющиеся отверстия в бортах, где шланг перетирается об острые кромки, а прямо через стенку между бензоотсеком и нишей. Лучше всего поставить здесь штуцер, подобный имеющемуся в поддоне мотора.

До сих пор мы говорили об оборудовании “Крыма-3”, т. е. о том, что опытный судоводитель-любитель может так или иначе переделать по вкусу своими силами. Но есть и претензии к конструкции корпуса. Начнем с того, что если не на всех, то, во всяком случае, на значительной части “Крымов-3” роль стрингеров и фальшкилей играют наложенные снаружи на днище и приваренные точечной сваркой угольники. Это не реданы, так как они не создают подъемной силы; очевидно поэтому лодка на поворотах сильно кренится, что вызывает подсос воздуха к винту даже при плавании с одним мотором. Вертикальные полки угольников легко гнутся при ударе о любой твердый предмет, после чего становятся источником дополнительного сопротивления и причиной попадания воздуха к винту. Особенно это относится к двум ближним к ДП реданам: они выходят к транцу прямо напротив гребных винтов (при установке двух моторов); их просто необходимо срезать на длине не менее 0,5 м от транца. Частая правка помятых полок опасна – чревата отрывом точек сварки.

Имеющийся мощный форштевень было бы целесообразно протянуть почти на всю длину лодки в виде киля и закончить опять-таки за 0,5- 1 м от транца. Такой мощный киль предохранял бы днище при наездах на плавающие бревна и т. п., позволял бы при необходимости перекатывать лодку по суше на бревнышках-катках. Сейчас это невозможно, так как ребра-полки угольников – тут же сминаются. Повреждаются они и при перевозке лодки в кузове автомашины, так что на сегодня единственный приемлемый способ транспортировки “Крыма-3”- это снять стекла и уложить его вверх днищем, не забыв поставить подкладки высотой не менее 5 см у рымов-уток.

От ударов о воду обшивка днища вибрирует, вминается внутрь; около сварных точек на всех трех угольниках-реданах образуются трещинки, затем они соединяются – получаются трещины длиной до 10- 12 см. В первые два сезона эксплуатации лодка воды набирала мало, а вот к концу третьего, когда начали интенсивно образовываться сплошные протяженные трещины (сейчас их 5-6 шт.), за час хода набиралось до 15 ведер.

Временные заплатки из ткани “1000” на клею не помогали – их разрывало по длине трещин. Заплатки из листового металла на заклепках, как рекомендуется в руководства по эксплуатации, я пока ставить не стал: днище будет издырявлено, а листовые накладки разрушатся так же, как основная оболочка. Здесь необходимы какие-то более серьезные меры по подкреплению днища.

Покупая лодку, которая стоит более двух тысяч, я собирался плавать на ней никак не менее 10-15 лет, Однако при сегодняшнем состоянии корпуса лодку уже пора выбрасывать. Что же надо сделать, чтобы не испортить лодку окончательно, а действительно исправить недостатки, заложенные в конструкцию днища еще при создании проекта в ЦКБ “Нептун”?

Место для установки стойки клотикового огня выбрано неудачно: проходя через форточку, каждый раз эту стойку” задеваешь, неудивительно, что в конце концов она обламывается. Петля кабеля, идущая от рамы стекла к клотику, мешает установке тента; в этом месте образуется большая щель. Более подходящее место – на правом стыке лобового и бокового стекол. У меня в этом месте стоит фара, к корпусу ее и прикреплена стойка.

Характеристики лодки «Крым-3»

  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 25
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
  • ИНСТРУКЦИИ
  • Характеристики
  • Фотогалерея 25
  • Тент ходовой
  • Тент транспортировочный
  • Тент стояночный
  • Ветровые стекла
  • Пайолы
Длина наибольшая, м4.7
Ширина наибольшая, м1.8
Высота борта на миделе, м0.8
Угол килеватости днища на миделе/транце15°/7°
Масса с оборудованием и снабжением, кг245
Грузоподъемность, кг500
Пассажировместимость, чел.5
Допустимая мощность ПМ, л.с.60
Скорость с полной нагрузкой с двумя моторами “Вихрь-М”, км/ч39

Общие сведения
Мотолодка “Крым-3” была разработана в 1978 году ЦКБ “Нептун”. При проектировании данной модели, разработчики уделяли наибольшее внимание таким характеристиками, как безопасность и вместительность. Основным предназначением судна является водная прогулка выходного дня. Кроме того, был осуществлен выпуск модификации мотолодки “Крым-3”, оснащенная жесткой рубкой, которая имела массу 30кг. При изготовлении корпуса и рубки использовался алюминиево-магниевый (АМе5В) сплав. Необходимо отметить, что рубка разрабатывалась с учетом повышения комфорта для экипажа, именно поэтому ее высота была увеличена, что являлось не свойственным для мотолодок аналогичного класса.

Корпус
Судно обладает корпусом остроскулым выпокло-килеватной формы, клепано-сварной конструкции изготовленной с использование морского алюминия. Толщина днища составляет 2 мм, толщина бортов – 1,5 мм. Кроме того, непотопляемость корпусу обеспечивают встроенные блоки плавучести из пенопласта, размещенные под кормовым рундуком, а также в носовой части кокпита.

Кокпит
“Крым 3” располагает кокпитом, компонующийся автомобильным типом. Кроме того, в судне использовались передовые решения компоновки для того времени – откидная “калитка” ветрового стекла, а также перенос рулевой колонки. Установив рулевое место по правому борту, разработчиками была решена проблема крена катера, появляющаяся в результате действия гребных винтов при экипаже, состоящем из одного водителя. Изготовили более удобный ухват рычага под правую руку управления дроссельной заслонкой, поскольку, как правило, автомобилистов являются правшами. Кроме того, разработчики отказались от бортовых потопчин в пользу увеличения площади внутреннего кокпита. Что позволило совершать посадку/высадку команды через носовую палубу при помощи откидной “калитки”, расположенной в конструкции остекления. Багажное отделение отделено от кокпита переборкой, а доступ в него осуществляется через крышку, расположенной в палубе. Несмотря на то, что экипаж мотолодки “Крым-3” допускает лишь пяти членов, внутри находится семь сидений. Стоит отметить, что передние сиденья сдвоены и могут раскладываться, при этом вдоль бортов создаются спальные места длиною 175 см. Также за правым сиденьем оборудован откидной столик.

Мореходные качества
Мотолодка “Крым-3” оперативно выходит на глиссирование, но незначительная килеватость производит ощутимые удары о встречные волны. Моторная лодка “Крым-3” обладает широким транцем, позволяющим осуществить установку двух подвесных моторов. Под двумя ПЛМ мощностью 25 л.с., судно способно разогнать скорость до 43 км/ч.

Общие сведения
Мотолодка “Крым-3” была разработана в 1978 году ЦКБ “Нептун”. При проектировании данной модели, разработчики уделяли наибольшее внимание таким характеристиками, как безопасность и вместительность. Основным предназначением судна является водная прогулка выходного дня. Кроме того, был осуществлен выпуск модификации мотолодки “Крым-3”, оснащенная жесткой рубкой, которая имела массу 30кг. При изготовлении корпуса и рубки использовался алюминиево-магниевый (АМе5В) сплав. Необходимо отметить, что рубка разрабатывалась с учетом повышения комфорта для экипажа, именно поэтому ее высота была увеличена, что являлось не свойственным для мотолодок аналогичного класса.

РЫБАЦКИЕ САМОДЕЛКИ

Мотолодка из легкого сплава
“Крым-3”

выпускается Пермским судостроительным заводом “Кама”, по проекту, разработанному ЦКБ “Нептун”.
Проектированию “Крыма-3” предшествовал анализ опыта эксплуатации серийных прогулочно-туристических глиссирующих мотолодок. В частности, рассматривались наиболее распространенные варианты их использования. Конструкторы пришли к выводу, что главным целевым назначением мотолодки остается проведение на ней выходных дней и отпуска семьей из трех-четырех человек. В связи с этим и была сформулирована основная идея проекта: обеспечить максимальную вместимость при достаточно высоком уровне комфорта, удобство и безопасность использования мотолодки в туристическом походе (при шлюзовании и в других ситуациях).
Наибольшее внимание было уделено полезному использованию внутреннего объема. Мы полностью отказались от бортовых потопчин, что дало возможность сделать кокпит существенно – на 250-300 мм – шире.

Сравнительные данные прогулочно-туристических мотолодок

Сравнение “Крыма-3” с серийными мотолодками показывает, что общий объем багажников на нем больше, чем, например, на имеющем практически те же размерения “Прогрессе-4”, в 2,5 раза, а площадь кокпита увеличена более чем на треть – на 35%.
Приводим краткое описание серийного “Крыма-3”. Лодка имеет клепано-сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМг-5В. Материал корпуса позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. В максимальной степени был использован принцып объединения в одном конструктивном элементе функций детали конструкции корпуса и детали обстройки или оборудования. Это позволило заметно уменьшить вес конструкции (“голый” корпус весит 130 кг), количество деталей и протяженность соединений. Применены выпукло-килеватые обводы с умеренной килеватостью днища (15o – на миделе, 7o – на транце). Размерения лодки приняты максимально возможными по условиям производства, но в то же время с расчетом на возможность обеспечения высокой скорости (при заданной грузоподъемности 500 кг) с моторами допустимой нашим любителям мощности (2 по 25 л.с.). Принципиальное компоновочное решение – традиционное для большинства наших мотолодок. Форпик, использующийся в качестве носового багажника, отделен от кокпита сплошной переборкой на шп. 2,5. Крышка люка в носовой палубе имеет брызгонепроницаемое исполнение. Основное оборудование кокпита состоит из трех рундуков (двух продольных и кормового поперечного). Бортовые сиденья-рундуки (размеры в плане 1,3 Х 0,45 м) снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в сторону кормы – в проем между бортовым и кормовым рундуками. Получается койка длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинка разделяет рундук на два сидячих места “спина к спине”. К верхним штампованным крышкам рундуков пристегиваются поролоновые матрацы. Сами рундуки служат вместительными багажниками. Учтено положение многих владельцев лодки: форпик и все рундуки при необходимости могут быть заперты на висячие замки. Поперечный кормовой рундук между подмоторной нишей и переборкой на шп. 8 предназначнным для хранения топлива. Сюда входят семь стандартных 20-литровых канистр; таким образом, нормальный запас бензина составляет 140 л.

Читайте также:  Подводная охота в прозрачной воде. Красиво, плавает много карасей

Основные данные мотолодки “Крым-3”

Кормовой рундук снабжен штампованной крышкой, открывающейся из кокпита. На нее также укладывается поролоновый матрац, так, что рундук служит при надобности сиденьем на три места или дополнительной койкой.
Всего в кокпите семь мест для сидения; паспортная же пасажировместимость (пять человек) установлена по грузоподъемности. Естественно, что “Крым-3” будет наиболее комфортабельным судном при экипаже – четыре, а во время длительных переходов – три человека.
На правом борту в проеме между бортовым и кормовым рундуками легко устанавливается съемный столик. В походном положении он складывается и пристегивается к нижней поверхности крышки кормового рундука.

В коробчатых конструкциях бортов оборудованы места для хранения мягких вещей или небольших предметов. Мягкие вещи можно укладывать и в полые спинки бортовых рундуков.
Предусмотрена посадка в лодку и высадка из нее через носовую палубу. Для этого средняя секция ветрового стекла сделана открывающейся – откидывающейся в нос и на левую сторону, а в носовой части кокпита под “форточкой” имеется своеобразная палочка-ступенька. В походных условиях на эту ступень удобно устанавливать портативную газовую плитку.
Пост управления расположен по правому борту. Это позволило, во-первых, компенсировать весом водителя крен от реактивного момента при работе гребных винтов, а во-вторых расположить дистанционное управление газом и реверсом мотора под правой рукой водителя. Вместе с тем конструкция бортовой, кормовой части палубной секции и всей “передней панели” выполнена совершенно симметричной относительно ДП, так что в случае необходимости рулевое управление может быть смонтировано и по левому борту – как обычно. В штатном варианте слева в панели оборудован шкавчик. Над полочкой-ступенькой в вертикальной стенке имеется ниша, удобная для хранения мелких предметов.
Для защиты от непогоды мотолодка снабжена мягким тентом, в котором предусмотрены кормовые и бортовые окна из прозрачной немнущейся пленки. В передней части тента сделан застегивающийся на “молниях” клапан-люк, позволяющий выходить из лодки на носовую палубу при поставленном тенте. Свернутый тент и дуги складываются к выгородке подмоторной ниши так, что не мешают обслуживанию моторов и не портят “горбом” силуэта мотолодки. Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта в полиэтиленовых чехлах, уложенных в носу (под настилом в форпике) и в корме – в кормовом рундуке.
Подуключины установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, открыв среднюю створку ветрового стекла и сидя на крышке люка форпика спиной вперед, опустив ноги на ступеньку. Конечно, это не идеальное положение гребца, но на небольшие расстояния перемещаться можно.
Мотолодка оборудована отличительными, топовым и гаковым огнями, включение которых производится с поста управления лодкой. Здесь же на пульте предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра (прибор ТС).
Испытания и эксплуатация опытных образцов “Крыма-3” показали достаточную мореходность мотолодки и удовлетворительные ходовые качества.

Скорости мотолодки “Крым-3” различной нагрузкой под разными моторами

Помимо варианта с открытым кокпитом и мягким складным тентом разработана и модификация “Крыма-3” (в том же корпусе) с жесткой рубкой из сплава АМг-5М. При поставке лодки в торговую сеть с целью уменьшения габаритов тары предусмотрена укладка рубки в кокпит в разобранном виде; сбоку рубки из готовых деталей (на винтах) будет производить сам владелец лодки.
—————————————————————————————————-
Мотолодку “Крым-3” я приобрел в марте 1981 г. и уже в течение трех сезонов интенсивно использовал с подвесным мотором “Вихрь-30” на Волге, в районе Куйбышева. Летом лодка постоянно стоит на воде, зимой-хранится вверх килем на козелках под открытым небом.

В целом лодка достаточно мореходна, просторна и комфортабельна, но “по мелочам” претензий к ее оборудованию набралось за эти годы довольно много. Кое-что пришлось переделать и сделать. Думаю, что мои пожелания и краткий отчет о выполненных работах могут оказаться полезными.

Начнем с носовой части. Палуба здесь имеет такую сложную форму с большим наклоном вперед, что устоять на ней невозможно даже при покачивании лодки на самой мелкой волне. А ведь выскакивать на нос приходится довольно часто, например, при подходе к берегу. Когда лодка уже приткнулась и опирается килем на грунт, сходить на берег благодаря имеющимся ступеньке и форточке в ветровом стекле довольно удобно. Но при обратной операции, когда лодку приходится отталкивать от берега и заскакивать на носовую палубу уже на плаву, необходима поистине кошачья цепкость! Как минимум нужна хотя бы невысокая стойка – релинг, как на “Ладоге-2”.
Место для подуключин выбрано неудачно. Грести, сидя на носовой палубе спиной вперед и упираясь при каждом гребке руками в стекла, неудобно. Я переставил подуключины на борта, между дугами тента Кстати сказать, штатные весла заменил более легкими и прочными от “Прогресса-4”.
По-походному весла крепятся теперь снаружи-за бортом, на привальном брусе Выгода двойная. Весла не загромождают кокпит и всегда готовы к работе: можно вставить их в подуключины за 10-15 сек даже при стоящем тенте. Для использования весел не нужно теперь вылезать с ними на нос и открывать крышку люка (все это на волне может оказаться небезопасным!). Грести удобнее всего оказалось стоя – можно вперед спиной, а можно и лицом по ходу движения. За счет работы корпусом усилие при гребке получается больше, лодка идет быстрее, чем при гребле в “штатном положении”. Можно грести с поставленным тентом: открытая форточка, откинутый задний клапан, а при необходимости и боковые стенки обеспечивают нормальный обзор. Наконец, работать веслами могут два человека одновременно, что также очень удобно.
Ступенька для выхода на нос явно нуждается в подкреплении: они сразу же и согнулась и отогнулась, а вдобавок еще и оторвалась от профиля-окантовки.
Место для установки стойки клотикового огня выбрано неудачно: проходя через форточку, каждый раз эту стойку” задеваешь, неудивительно, что в конце концов она обламывается. Петля кабеля, идущая от рамы стекла к клотику, мешает установке тента; в этом месте образуется большая щель. Более подходящее место – на правом стыке лобового и бокового стекол. У меня в этом месте стоит фара, к корпусу ее и прикреплена стойка.
Лобовые стекла имеют слишком большой наклон (45′). Это, может быть и красиво, но не выдерживает никакой критики. Прежде всего, при таком наклоне хуже видно. Если даже обычное оконное стекло поставить под углом 45′, то прозрачность его резко ухудшается. А что же тогда говорить об оргстекле, имеющем на поверхности гораздо больше царапин и микротрещин? Больше бликов, попадающих в глаза: так, отраженное изображение предмета, лежащего на полочке перед водителем, иногда полностью “забивает” картину, которую надо видеть сквозь стекло. В дождь все стекло покрывается каплями, которые стекают очень плохо. При уменьшении угла наклона стекла до 20-30′ к вертикали они стекают гораздо лучше; если при этом приблизить лицо вплотную к стеклу, капли вообще становятся незаметными. При существующем же угле наклона приблизить лицо к стеклу вплотную не представляется возможным. Наконец, сильно наклоненные передние стекла при движении под тентом быстро запотевают, тогда как вертикальные боковые стекла практически остаются чистыми. Во время дождя много воды попадает через два вертикальных паза, образованных откидывающейся форточкой.
Боковые стекла имеют, на мой взгляд, слишком большую протяженность вдоль борта. Благодаря значительной высоте борта (0,8 м) “Крым-3” практически не забрызгивается и без них, а существующие стекла мешают при рыбалке, работе в шлюзах и т. п.
Конечно, переделка остекления в любительских условиях – работа очень трудоемкая, но представляется это делом стоящим! Пишу я об этом так подробно потому, что сказанное относится не только к “Крыму-3”, но и ко всем другим серийным и самодельным лодкам с “модным силуэтом”.
Установка дистанционного управления не на левом, как обычно, а на правом борту, по-моему, мало оправданна. Сделано это для того, чтобы компенсировать крен на левый борт, образующийся при малой нагрузке лодки из-за действия реактивного момента гребного винта правого вращения. Однако этот крен, действительно возникающий, когда в лодке находится один водитель, сидящий на левом борту, практически всегда можно компенсировать соответствующим распределением грузов в кокпите и т. п. А вот при установке поста управления справа появляется более серьезная сложность: затрудняется применение ДУ Калужского турбинного завода, имеющего фиксированную длину гибких тяг. На “Вихре” и “Нептуне” гибкие тяги крепятся с левой стороны, поэтому при установке ДУ на правом борту лучше всего было бы удлинить эти тяги (особенно тягу газа) примерно на 20 см. Поскольку такое удлинение невозможно, тяги приходится ставить буквально в натяг, что приводит к резкому их перегибу около мотора, увеличению усилий, необходимых для работы ДУ, и к выламыванию наконечников тяг при повороте передней части мотора влево. При установке двух моторов эта сложность усугубляется, так как левый мотор оказывается сдвинутым еще на 21-25 см влево от ДП.
Крючки, удерживающие спинки кресел, неудачны. Если на спинку случайно нажмет сидящий сзади пассажир, крючки отстегиваются, если с силой откидывается сидящий впереди, – разгибаются, так как имеют малую жесткость. Я их сразу же заменил В продольных рундуках под креслами необходима установка сланей. Все хранимые здесь предметы лежат прямо на днище лодки, намокают, через широкие щели могут провалиться под центральную слань. Пришлось делать слани довольно хитрой конструкции. Гораздо проще еще на заводе приваривать внутри подобных рундуков уголки для их установки.
Опыт показал, что третье спальное место на бензоотсеке (кормовой диван) не очень-то удобно. Здесь пахнет бензином, дует из щелей между тентом и клапаном на нем; в дождь затекает вода с этого клапана, нижний конец которого заведен внутрь лодки. Я устраиваю спальное место, положив центральную слань между продольными рундуками и поставив в головах раскладной табурет с тканевым сиденьем. Чтобы слань не сдвинулась с крышек рундуков, по углам прикрепил к ней уголки-упоры. Получилось просторное спальное место на всю ширину лодки, на котором мы с удобством спим вчетвером (двое взрослых и двое детей).
Штатный походный столик неудобен: неустойчив, мал по площади, на ходу оказывается наклоненным в корму. Чтобы получить более удобный стол, достаточно откинуть спинка кресел-рундуков и постелить на один из рундуков клеенку.
Теперь о тенте. Дуги его в откинутом положении мешают открывать крышку бензоотсека. Положение можно улучшить только, если сдвинуть кронштейны крепления дуг тента к корме на 5 см. Застегивать тент, находясь в лодке, очень неудобно. Рекомендую позаимствовать способ крепления тента, примененный на “Прогрессе”. От люверса (или от крючка, смотря чем крепится тент) внутрь лодки должны идти какие-либо скобки, держась за которые, можно было бы застегивать тент изнутри лодки.
Чтобы стекающая с кормового клапана вода не попадала в лодку, штыри, за которые крепится полотнище, рекомендую переставить наружу кокпита. На длинные (70 см) щели между тентом и кормовым клапаном поставьте застежки-молнии.
Вывод шланга из бензоотсека удобнее сделать не через имеющиеся отверстия в бортах, где шланг перетирается об острые кромки, а прямо через стенку между бензоотсеком и нишей. Лучше всего поставить здесь штуцер, подобный имеющемуся в поддоне мотора.

Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS

выпускается Пермским судостроительным заводом “Кама”, по проекту, разработанному ЦКБ “Нептун”.
Проектированию “Крыма-3” предшествовал анализ опыта эксплуатации серийных прогулочно-туристических глиссирующих мотолодок. В частности, рассматривались наиболее распространенные варианты их использования. Конструкторы пришли к выводу, что главным целевым назначением мотолодки остается проведение на ней выходных дней и отпуска семьей из трех-четырех человек. В связи с этим и была сформулирована основная идея проекта: обеспечить максимальную вместимость при достаточно высоком уровне комфорта, удобство и безопасность использования мотолодки в туристическом походе (при шлюзовании и в других ситуациях).
Наибольшее внимание было уделено полезному использованию внутреннего объема. Мы полностью отказались от бортовых потопчин, что дало возможность сделать кокпит существенно – на 250-300 мм – шире.

Общее расположение мотолодки «Крым-3»


1 — весла; 2 — аптечка для ремонта; 3 — бортовой рундук-сиденье; 4 — кольцо со спасательным линем; 5 — открывающаяся створка ветрового стекла — «форточка»; 6 — уключина; 7 — утка-рым; 8 — люк носового багажника; 9 — рулевое дистанционное управление; 10 — съемный столик; 11 — кормовой диван; 12 — мягкий складной тент; 13 — окно из немнущейся пленки; 14 — откидывающаяся спинка бортового сиденья; 15 — черпак; 16 — кормовой багажник для хранения топлива и кормовые блоки плавучести (по бортам); 17 — полочка-ступенька для выхода на носовую палубу.

Приводим краткое описание серийного «Крыма-3». Лодка имеет клепано-сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМг-5В. Материал корпуса позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. В максимальной степени был использован принцип объединения в одном конструктивном элементе функций детали конструкции корпуса и детали обстройки или оборудования. Это позволило заметно уменьшить вес конструкции («голый» корпус весит 130 кг), количество деталей и протяженность соединений.

Применены выпукло-килеватые обводы с умеренной килеватостью днища (15° — на миделе, 7° — на транце). Размерения лодки приняты максимально возможными по условиям производства, но в то же время с расчетом на возможность обеспечения высокой скорости (при заданной грузоподъемности 500 кг) с моторами допустимой нашим любителям мощности (2 по 25 л. с.).

Читайте также:  Как измерить мощность подвесного мотора

Принципиальное компоновочное решение — традиционное для большинства наших мотолодок. Форпик, использующийся в качестве носового багажника, отделен от кокпита сплошной переборкой на шп. 2,5. Крышка люка в носовой палубе имеет брызгонепроницаемое исполнение. Основное оборудование кокпита состоит из трех рундуков (двух продольных и кормового поперечного). Бортовые сиденья-рундуки (размеры в плане 1,3х0,45 м) снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в сторону кормы — в проем между бортовым и кормовым рундуками. Получается койка длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинка разделяет рундук на два сидячих места «спина к спине». К верхним штампованным крышкам рундуков пристегиваются поролоновые матрацы. Сами рундуки служат вместительными багажниками. Учтено положение многих владельцев лодки: форпик и все рундуки при необходимости могут быть заперты на висячие замки.

Поперечный кормовой рундук между подмоторной нишей и переборкой на шп. 8 предназначем для хранения топлива. Сюда входят семь стандартных 20-литровых канистр; таким образом, нормальный запас бензина составляет 140 л.

Кормовой рундук снабжен штампованной крышкой, открывающейся из кокпита. На нее также укладывается поролоновый матрац, так, что рундук служит при надобности сиденьем на три места или дополнительной койкой.

Всего в кокпите семь мест для сидения; паспортная же пасажировместимость (пять человек) установлена по грузоподъемности. Естественно, что «Крым-3» будет наиболее комфортабельным судном при экипаже — четыре, а во время длительных переходов — три человека. На правом борту в проеме между бортовым и кормовым рундуками легко устанавливается съемный столик. В походном положении он складывается и пристегивается к нижней поверхности крышки кормового рундука. В коробчатых конструкциях бортов оборудованы места для хранения мягких вещей или небольших предметов. Мягкие вещи можно укладывать и в полые спинки бортовых рундуков.

Предусмотрена посадка в лодку и высадка из нее через носовую палубу. Для этого средняя секция ветрового стекла сделана открывающейся — откидывающейся в нос и на левую сторону, а в носовой части кокпита под «форточкой» имеется своеобразная полочка-ступенька. В походных условиях на эту ступень удобно устанавливать портативную газовую плитку.

Пост управления расположен по правому борту. Это позволило, во-первых, компенсировать весом водителя крен от реактивного момента при работе гребных винтов, а во-вторых расположить дистанционное управление газом и реверсом мотора под правой рукой водителя. Вместе с тем конструкция бортовой, кормовой части палубной секции и всей «передней панели» выполнена совершенно симметричной относительно ДП, так что в случае необходимости рулевое управление может быть смонтировано и по левому борту — как обычно. В штатном варианте слева в панели оборудован шкафчик. Над полочкой-ступенькой в вертикальной стенке имеется ниша, удобная для хранения мелких предметов.

Для защиты от непогоды мотолодка «Крым-3» снабжена мягким тентом, в котором предусмотрены кормовые и бортовые окна из прозрачной немнущейся пленки. В передней части тента сделан застегивающийся на «молниях» клапан-люк, позволяющий выходить из лодки на носовую палубу при поставленном тенте. Свернутый тент и дуги складываются к выгородке подмоторной ниши так, что не мешают обслуживанию моторов и не портят «горбом» силуэта мотолодки. Непотопляемость лодки обоспечивается блоками пенопласта в полиэтиленовых чехлах, уложенных в носу (под настилом в форпике) и в корме — в кормовом рундуке.

Подуключины установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, открыв среднюю створку ветрового стекла и сидя на крышке люка форпика спиной вперед, опустив ноги на ступеньку. Конечно, это не идеальное положение гребца, но на небольшие расстояния перемещаться можно.

Мотолодка оборудована отличительными, топовым и гаковым огнями, включение которых производится с поста управления лодкой. Здесь же на пульте предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра (прибор ТС).

Испытания и эксплуатация опытных образцов «Крыма-3» показали достаточную мореходность мотолодки и удовлетворительные ходовые качества.

Всего в кокпите семь мест для сидения; паспортная же пасажировместимость (пять человек) установлена по грузоподъемности. Естественно, что «Крым-3» будет наиболее комфортабельным судном при экипаже — четыре, а во время длительных переходов — три человека. На правом борту в проеме между бортовым и кормовым рундуками легко устанавливается съемный столик. В походном положении он складывается и пристегивается к нижней поверхности крышки кормового рундука. В коробчатых конструкциях бортов оборудованы места для хранения мягких вещей или небольших предметов. Мягкие вещи можно укладывать и в полые спинки бортовых рундуков.

Мотолодка “Крым-3”

Основные данные:
Длина наибольшая, м4.7
Ширина наибольшая, м1.8
Высота борта на миделе, м0.8
Угол килеватости днища на миделе/транце15°/7°
Масса с оборудованием и снабжением, кг245
Грузоподъемность, кг500
Пассажировместимость, чел.5
Допустимая мощность ПМ, л.с.60
Скорость с полной нагрузкой с двумя моторами “Вихрь-М”, км/ч:39
Общее расположение мотолодки “Крым-3”.

Проект мотолодки «Крым-3» разработан ЦКБ «Нептун». Корпус с остроскулыми выпукло-килеватыми обводами с умеренной килеватостью днища изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5В клепано-сварной конструкции. Масса корпуса составляет 130 кг. В кокпите, имеющем размеры 3х1,58 м, размещены два продольных и один поперечный (в корме) рундуки. Бортовые сиденья-рундуки снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в сторону кормы — в проем между торцом бортового и кормовым рундуком. При этом образуются две койки длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинки разделяют рундук на два сидячих места «спина к спине».

Теоретический корпус мотолодки “Крым-3”.

Поперечный кормовой рундук между транцем с подмоторной нишей и переборкой на шп. 8 предназначен для хранения запаса топлива. Здесь можно разместить семь стан дартных 20-литровых канистр. Крышка рундука покрывается сверху поролоновым матрацем и может быть заперта на замоктакже, как и крышка люка в форпик. К ниж ней поверхности крышки крепится по-поход ному съемный столик, который может уста навливаться на правом борту в проеме ме жду бортовым и кормовым рундуками.

Посадка людей в лодку и высадка из нее предусмотрены через открывающуюся среднюю часть ветрового стекла — «форточку». Место водителя расположено на правом борту для компенсации крена лодки вследствие реактивного момента гребного винта на ходу с одним водителем. Форпик, использующийся в качестве багажника, отделен от кокпита переборкой; загрузка его осуществляется через люк в палубе.

Лодка выпускается в двух вариантах: со складным тентом из ткани и с разборной рубкой из сплава АМг5М. В тенте имеются кормовые и бортовые окна из прозрачной пленки, в передней его части сделан, клапан, пристегивающийся на «молнии». Откинув клапан, можно выходить из лодки через «форточку» в ветровом стекле при поставленном тенте. Подуключины установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, сидя на крышке люка форпика спиной вперед и опустив ноги на ступеньку в кокпите.

Лодка оборудована ходовыми огнями, на пульте управления предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра и спидометра (прибор ТС производства Лианозовского или Мир-Баширского заводов). Непотопляемость обеспечена блоками из пенопласта, заключенными в полиэтиленовые чехлы и уложенными в форпике и в кормовом рундуке.

Жесткая рубка (масса в сборе — 30 кг) поставляется заводом в разобранном виде и монтируется покупателем на лодке самостоятельно с использованием винтов.

Мотолодка “Крым-3” с рубкой.

Высота в рубке над пайолами — 1,2 м, над сиденьями — 0,95 м. При монтаже кормовая переборка рубки ставится на выгородку кормового рундука. В крыше на половине длины рубки сделан широкий люк, который закрывается откидывающейся в нос крышкой. К задней кромке этой крышки на петлях подвешена кормовая панель, закрывающая дверной проем в переборке рубки. Откинув панель наверх, а затем крышку люка вместе с панелью, можно открыть весь кокпит; под крышей остаются только два передних места. Рубку можно закрыть на висячий замок.

Данные по замерам скорости лодки с различными моторами со штатными гребными винтами приведены в таблице.

Скорости мотолодки “Крым-3” c различной нагрузкой под разными моторами
МоторыПолезная
нагрузка,
кг
Скорость,
км/ч
“Нептун-23”18030
35026
2X “Нептун-23”18043
50040
“Вихрь-М”18030
35025
2X “Вихрь-М”18043
50039
“Вихрь-30”
с подобранным
винтом
18040
35035
45030

Мотолодка «Крым-3» благодаря удачной планировке кокпита, его значительной площади (4,74 м2), наличию трех закрытых багажников общим объемом 0,84 м- достаточно высоким мореходным качествам является хорошим вариантом лодки для дальних спортивных плаваний и туристских путешествий.

Данные по замерам скорости лодки с различными моторами со штатными гребными винтами приведены в таблице.

Технические характеристики лодки «Крым-М»

Лодка «Крым-М» практически не отличается характеристиками в техническом аспекте. Ключевым изменением стал вес, который составляет 195 кг. Остальные изменения касаются внутреннего дизайна и оборудования. Все приведённые выше параметры для «Крым» актуальны и для «Крым-М»

Отдельные умельцы используют чертеж лодки «Крым» для создания самодельного судна. Учитывая отсутствие сложных узлов и деталей, такая задача по плечу в обычном гараже.

Крым 3

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

Какой из них лучше, и что эти “модификации” из себя представляют? Если конечно есть какая-то в них принципиальная разница?

Мотолодки Крым

Мотолодки “Крым” – одни из старейших лодок в России. С 1970 года и посей день они пользуются спросом у любителей рыбалки и водных прогулок. Конечно, сейчас их уже не выпускают, но многие продают свои лодки бу, и их можно приобрести и заняться тюнингом, что бы потом с гордостью смотреть как старая лодка превратилась в новую, усовершенствованную модель.


Выпускаемая с 1970 г., предназначена для туризма и прогулок по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м. В дальнейшем выпускалась модернизированная модель «Крым-М» , отличающаяся от первоначального проекта повышенной прочностью корпуса и дополнительными удобствами для экипажа.

Конструкция лодок «Крым»

Среди маломерных плавсредств различают 3 модификации катеров «Крым»:

  1. базовая — первая модель;
  2. модернизированная;
  3. спортивная.

Заводские технические характеристики

«Крым» (базовая)«Крым М» (модернизированная)«Крым 3» (спортивная)
длина (мм)430043004700
ширина (мм)160016001800
высота борта на миделе (мм)650650800
угол килеватости днища на миделе (градус)15
угол килеватости днища на транце (градус)4,54,57
масса с оборудованием и снаряжением (кг)190195245
вмещает пассажиров (человек)555
грузоподъемность (кг)400400500
допустимая мощность ПМ л.с.303060
скорость с полной нагрузкой с двумя моторами «Вихрь-М» (км/ч)39
скорость под мотором «Вихрь» (20 л.с.) с полной нагрузкой максимальная (км/ч)3636
скорость под мотором «Вихрь-30» (30 л.с.) с полной нагрузкой (км/ч)3636
металл корпусаАМг5МАМг5МАМг5М
технология соединениясваркасваркасварка
толщина обшивки бортов и палубы / днища (мм)1,5 / 21,5 / 21,5 / 2

У всех трех моделей одинаковая заводская комплектация, в нее входит:

  1. разборные весла с уключинами – 2 шт.;
  2. черпак для воды;
  3. съемный тент;
  4. пульт дистанционного управления функциями мотора;
  5. запасной пенопластовый блок.

Стоит отметить, что у лодки «Крым 3» усовершенствован съемный тент: он застегивается на «молнии» и в нем предусмотрены смотровые окна. Также спортивная модель снабжена тахометром и спидометром.


Корпус конструировался с применением штамповки листовых деталей. Набор корпуса первой модели катера выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами. В модернизациях «Крым М» и «Крым 3» днище подкреплено штампованными шпангоутами П-образного профиля. Корпус катера изготовлен из сплава магния с алюминием. Этот материал долговечен и не подвержен коррозии, поэтому такое плавсредство можно использовать в морской воде.

Особенности и технические характеристики лодок серии «Крым»

Лодки серии «Крым» пригодны к эксплуатации не только в озерах, водохранилищах, реках, но и в прибрежной морской зоне при высоте волн не более 75 см и удалении от берега не далее 3 километров. Эта известная разработка конструкторского бюро «Нептун» и сегодня занимает не последнее место среди подобной продукции.


Моторная лодка «Крым» впервые была выпущена в 1970 году на судостроительном заводе «Кама» в городе Пермь. Благодаря своим уникальным техническим характеристикам эта модель моментально завоевала популярность в среде туристов и рыбаков. Несколько позже — в 1980 году первоначальная модель была усовершенствована. «Крым М» отличается от предыдущего варианта более прочным корпусом и кое-какими дополнительными удобствами. Примерно в то же время был создан спортивный вариант лодки — «Крым 3».

Моторная лодка Крым-3

1 – подмоторная ниша; 2 – тент; 3 – окно; 4 – полочка-ступенька;

5 – багажник; 6 – форлюк; 7 – «форточка» в ветровом стекле; 8 – рундук;

9 – кормовой диван; 10 – топливный отсек; 11 – съемный столик.

Изготовитель – Пермский судостроительный завод «Кама».

В кокпите, имеющем размеры 3 ×1,58 м, размещены два продольных и один поперечный (в корме) рундуки. Бортовые сиденья-рундуки снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и могут откидываться в сторону кормы – в проем между торцом бортового и кормовым рундуком. При этом образуются две койки длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинки разделяют рундук на два сидячих места «спина к спине».

Моторная лодка Крым-3 благодаря удачной планировке кок пита, его значительной площади (4,74 м²), наличию трех закрытых багажников общим объемом 0,84 м³, достаточно высоким мореходным качествам является хорошим вариантом лодки для дальних спортивных плаваний и туристских путешествий.
Поперечный кормовой рундук между транцем с подмоторной нишей и переборкой предназначен для хранения запаса топлива. Здесь можно разместить семь стандартных 20-литровых канистр. Крышка рундука покрывается сверху поролоновым матрацем и может быть заперта на замок так же, как и крышка люка в форпик. К нижней поверхности крышки крепится по-походному съемный столик, который может устанавливаться на правом борту в проеме между бортовым и кормовым рундуками.
Посадка людей в лодку и высадка из нее предусмотрены через открывающуюся среднюю часть ветрового стекла – «форточку». Место водителя расположено на правом борту для компенсации крена лодки вследствие реактивного момента гребного винта на ходу с одним водителем.
Форпик, использующийся в качестве багажника, отделен от кокпита переборкой; загрузка его осуществляется через люк в палубе.
Лодка выпускается в двух вариантах: со складным тентом из ткани и с разборной рубкой из сплава АМг5М. В тенте имеются кормовые и бортовые окна из прозрачной пленки, в передней его части сделан клапан, пристегивающийся на «молнии». Откинув клапан, можно выходить из лодки через «форточку» в ветровом стекле. Подуключины установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, сидя на крышке люка форпика спиной вперед и опустив ноги на ступеньку в кокпите.
Лодка оборудована ходовыми огнями, на пульте управления предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра и спидометра (прибор ТС). Непотопляемость обеспечена блоками из пенопласта, заключенными в полиэтиленовые чехлы и уложенными в форпике и в кормовом рундуке
Жесткая рубка (масса в сборе – 30 кг) поставляется заводом в разобранном виде и монтируется покупателем на лодке самостоятельно с использованием винтов. Высота в рубке над пайолами – 1,2 м, над сиденьями – 0,95 м. При монтаже кормовая переборка рубки ставится на выгородку кормового рундука. В крыше на половине длины рубки сделан широкий люк, который закрывается откидывающейся в нос крышкой. К задней кромке этой крышки на петлях подвешена кормовая панель, закрывающая дверной проем в переборке рубки. Откинув панель наверх, а затем крышку люка вместе с панелью, можно открыть весь кокпит; под крышей остаются только два передних места. Рубку можно закрыть на висячий замок.
Усовершенствование мотолодки Крым.
В комплект мотолодки Крым входит крышка, которая предназначена для закрытия подвесного мотора в моторном отсеке. Как правило, лодки хранятся на стоянках, моторы с них не снимаются, поэтому крышки оказываются ненужными. Однако такая крышка после небольшой переделки еще может принести ощутимую пользу. Для этого в ней следует сделать вырез размером 340×225 с таким расчетом, чтобы мотор свободно поворачивался и откидывался.

Читайте также:  Как сделать антисептик своими руками в домашних условиях

9 – кормовой диван; 10 – топливный отсек; 11 – съемный столик.

Мотолодка “Крым”

Длина наибольшая, м4.20
Ширина наибольшая, м1.55
Высота борта на миделе, м0.65
Угол килеватости днища на транце4.5
Масса с оборудованием и снабжением, кг170
Грузоподъемность, кг400
Пассажировместимость, чел.4
Допустимая мощность ПМ, л.с.30
Скорость под мотором:20 л.с.
с полной нагрузкой, км/ч30
с одним водителем, км/ч36

Мотолодка ‘Крым’, выпускаемая с 1970 г., предназначена для туризма и прогулок по рекам, прибрежным зонам водохранилищ и морей при высоте волны до 0,75 м и удалении от берега до 3000 м. В настоящее время выпускается модернизированная модель ‘Крым-М’, отличающаяся от первоначального проекта повышенной прочностью корпуса и дополнительными удобствами для экипажа. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого сплава АМг5, соединение деталей выполняется посредством контактной и аргоно-дуговой сварки. Материал корпуса обладает повышенной коррозионной стойкостью, благодаря чему лодка может эксплуатироваться в морской воде. Толщина обшивки днища – 2 мм, бортов и палубы – 1.5 мм. В конструкции широко применена штамповка листовых деталей. Набор корпуса в ранее выпущенной серии был выполнен по смешанной системе: с продольными стрингерами и шпангоутами; в модели ‘Крым-М’ днище подкреплено исключительно штампованными шпангоутами П-образного профиля.

Выпукло-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью и скуловым брызгоотбойником обеспечивают высокое гидродинамическое качество.

Теоретический корпус мотолодки “Крым”.

В кокпите с размерами 2,05х1,3 м расположены мягкие сиденья. Носовые имеют две независимые спинки со съемными подушками; эти спинки могут быть откинуты вниз, например, для работы веслами. Спинка кормового дивана сплошная; откидываясь, она открывает доступ в кормовой багажник. Все сиденья – легко снимаются. Уложив их на пайолы, можно быстро устроить мягкую постель на троих.

У транца установлена водонепроницаемая переборка, ограждающая моторный отсек, который сверху закрывается крышкой. Переборка препятствует попаданию воды, загрязненной горючим, в кокпит лодки. Транец и переборка снабжены быстрооткрывающимнся сливными устройствами, причем пружинную пробку в транце можно открыть на ходу мотолодки. В моторном отсеке можно хранить уложенный поперек лодки мотор и бак к нему, причем крышку можно запереть на замок. На ходу крышка укладывается под носовое сиденье.

В форпике оборудован багажник для походного снаряжения, а над ним небольшой рундук с крышкой.

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными под кормовым сиденьем и в носу около форштевня. Полностью залитая водой лодка остается на плаву в положении на ровный киль.

В комплект снабжения входит дистанционное управление поворотом, реверсом и газом подвесного мотора. Слева от рулевой колонки закреплена кнопка ‘стоп’. Съемный тент из палаточной ткани используется в двух вариантах: в полуоткрытом варианте устанавливается только верхняя часть его для защиты от солнца. В непогоду к верхней части пристегиваются глухие боковины, снабженные окнами из прозрачной пленки. Плоское ветровое стекло имеет бортовые щитки, защищающие кокпит от забрызгивания.

Лодка комплектуется парой разборных весел с уключинами, черпаком, запасным днищевым блоком плавучести.

Опыт эксплуатации “Крыма” в морских условиях

Благодаря некорродирующему материалу корпуса “Крым” – “вечная” лодка. На попутных и косых курсах к волне “Крым”, благодаря полным носовым обводам, не зарывается в волну и почти не зарыскивает. Благодаря широким брызгоотбойникам кокпит лодки слабо подвержен забрызгиванию.

Благодаря малой килеватости корпуса “Крым” хорошо выходит на глиссирование с большой загрузкой и при невысокой мощности мотора.

Существенным достоинством лодки является приспособленность транца для установки двух моторов, что позволяет повысить безопасность плавания.

Из-за малой килеватости днища “Крым” сильно бьёт на встречном волнении. При резких поворотах лодку сносит вбок, что может вызвать удар бортом о волну и переворачивание. Из-за повышенных ударных нагрузок днище, выполненное из мягкого сплава АМг5, постепенно проминается между шпангоутами и стрингерами и становится волнистым, что приводит к ухудшению скоростных качеств.

“Крым” долгое время выпускался с кормовым отсеком неудачной конструкции с точки зрения безопасности: подмоторная ниша – рецесс отсутствовала, попутная волна нередко заливала лодку. И только в середине 90-х годов после очередной модернизации “Крым” начал снабжаться самоотливным рецессом.

Несмотря на коррозионно-стойкий материал корпуса, из-за недостаточных мореходных качеств нежелательно применение “Крыма” для протяжённых плаваний в открытых водоёмах.

Благодаря малой килеватости корпуса “Крым” хорошо выходит на глиссирование с большой загрузкой и при невысокой мощности мотора.

Обитаемость лодки

Общее число мест в кокпите – семь, размер кокпита – 205*130 мм. Паспортная пассажировместимость, составляющая пять человек, устанавливается согласно грузоподъемности. В мотолодке “Крым” вы ощутите наибольшее удобство путешествия при 4 пассажирах на борту, при 3 во время длительных поездок. Съемный столик вы легко сможете установить между кормовым и бортовым рундуком. Свернув в походное положение, его можно разместить снизу крышки кормового рундука, попросту пристегнув. А коробчатые конструкции бортов имеют места для хранения маленьких предметов и мягких вещей. Эти вещи можно укладывать и в полости спинок бортовых рундуков.

Впереди установлены кресла, оборудованные съемными подушками. Эти спинки могут быть убраны в сторону при необходимости грести веслами. Спинки, обитые поролоном, не составляет труда снять и превратить в одну большую мягкую постель на троих. У транца три человека удобно располагаются на кормовом диване, сплошная верхняя половина которого не только откидывается, но и предоставляет доступ к отсеку для хранения топлива.

В лодку можно производить посадку и высадку через носовую палубу. Средняя секция открывается, откидываясь в левую сторону носа, а на носу кокпита имеется ступенчатая полочка, расположенная под форточкой. Если вы собрались в дальнее путешествие, на это место можно установить компактную газовую плиту.

Места для инструментов, мелочей, личных вещей размещены в форпике, в кормовом багажнике, по бокам бортов и на торпеде. У первоначальной версии фланцы форпика вместе с фланцами торпеды образовали комингс, на который было установлено ветровое стекло, собранное из 3 плоских граней. Ходовой тент состоит из двух вариаций. В первой к дугам со стойками и окантовке лобового стекла крепится лишь основной верхний элемент. Во второй — к нему пристегиваются боковые стенки, такое решение необходимо в дождливую или холодную погоду.

В лодку можно производить посадку и высадку через носовую палубу. Средняя секция открывается, откидываясь в левую сторону носа, а на носу кокпита имеется ступенчатая полочка, расположенная под форточкой. Если вы собрались в дальнее путешествие, на это место можно установить компактную газовую плиту.

Любимая мотолодка Темп.

Модератор: Valery

Сообщение kapral » 09.02.2008 07:00

Мотолодка “Крым-3”

“Крым-3” выпускается Пермским судостроительным заводом “Кама”, по проекту, разработанному ЦКБ “Нептун”.
Проектированию “Крыма-3” предшествовал анализ опыта эксплуатации серийных прогулочно-туристических глиссирующих мотолодок. В частности, рассматривались наиболее распространенные варианты их использования. Конструкторы пришли к выводу, что главным целевым назначением мотолодки остается проведение на ней выходных дней и отпуска семьей из трех-четырех человек. В связи с этим и была сформулирована основная идея проекта: обеспечить максимальную вместимость при достаточно высоком уравне комфорта, удобство и безопасность использования мотолодки в туристическом походе (при шлюзовании и в других ситуациях).
Наибольшее внимание было уделено полезному использованию внутреннего объема. Мы полностью отказались от бортовых потопчин, что дало возможность сделать кокпит существенно – на 250-300 мм – шире.

Сравнительные данные прогулочно-туристических мотолодок

МотолодкаДлина, мРазмеры коптита, м
его площадь, м 2
Кол-во закрытых
багажников
и их объем, м 3
Паспортная
пасожиро-
вместимость
Кол-во резервн
мест для
сидения
“Прогресс-4”4,72,7 Х 1,3 (3,51)1 (0,33)42
“Казанка-5”4,52,6 Х 1,28 (3,33)1 (0,15)4
“Крым”4,252,3 Х 1,3 (2,99)2 (0,36)5 (без багажа)
“Днепр”4,42,35 Х 1,24 (2,91)1 (0,24)4-5
“Сарепта”4,62,6 Х 1,28 (3,33)1 (0,47)6 (без багажа)2
“Крым-3”4,73,0 Х 1,58 (4,74)3 (0,84)52

Сравнение “Крыма-3” с серийными мотолодками показывает, что общий объем багажников на нем больше, чем, например, на имеющем практически те же размерения “Прогрессе-4”, в 2,5 раза, а площадь кокпита увеличена более чем на треть – на 35%.
Приводим краткое описание серийного “Крыма-3”. Лодка имеет клепано-сварной корпус из алюминиево-магниевого сплава АМг-5В. Материал корпуса позволяет эксплуатировать лодку в морской воде. В максимальной степени был использован принцып объединения в одном конструктивном элементе функций детали конструкции корпуса и детали обстройки или оборудования. Это позволило заметно уменьшить вес конструкции (“голый” корпус весит 130 кг),количество деталей и протяженность соединений.

Обводы мотолодки ” Крым-3″
увеличить (ссылка откроется в новом окне)

Применены выпукло-килеватые обводы с умеренной килеватостью днища (15 o – на миделе, 7 o – на транце). Размерения лодки приняты максимально возможными по условиям производства, но в то же время с расчетом на возможность обеспечения высокой скорости (при заданной грузоподъемности 500 кг) с моторами допустимой нашим любителям мощности (2 по 25 л.с.).
Принципиальное компоновочное решение – традиционное для большинства наших мотолодок.
Форпик, использующийся в качестве носового багажника, отделен от кокпита сплошной переборкой на шп. 2,5. Крышка люка в носовой палубе имеет брызгонепроницаемое исполнение.
Основное оборудование кокпита состоит из трех рундуков (двух продольных и кормового поперечного). Бортовые сиденья-рундуки (размеры в плане 1,3 Х 0,45 м) снабжены спинками, которые крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в сторону кормы – в проем между бортовым и кормовым рундуками. Получается койка длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинка разделяет рундук на два сидячих места “спина к спине”. К верхним штампованным крышкам рундуков присегиваются поролоновые матрацы. Сами рундуки служат вместительными багажниками. Учтено положение многих владельцев лодки: форпик и все рундуки при необходимости могут быть заперты на висячие замки.
Поперечный кормовой рундук между подмоторной нишей и переборкой на шп. 8 предназначем для хранения топлива. Сюда входят семь стандартных 20-литровых канистр; таким образом, нормальный запас бензина составляет 140 л.

Основные данные мотолодки “Крым-3”

Длина наибольшая, м4,70
Ширина наибольшая1,80
Высота борта в носу/на миделе/в корме, м0,75/0,8/0,73
Мин. высота надводного борта, м0,35
Вес с оборудованием, кг245
Полное водоизмещение, кг745
Допустимая мощность моторов, л.с.50

Кормовой рундук снабжен штампованной крышкой, открывающейся из кокпита. На нее также укладывается поролоновый матрац, так, что рундук служит при надобности сиденьем на три места или дополнительной койкой.
Всего в кокпите семь мест для сидения; паспортная же пасажировместимость (пять человек) установлена по грузоподъемности. Естественно, что “Крым-3” будет наиболее комфортабельным судном при экипаже – четыре, а во время длительных переходов – три человека.
На правом борту в проеме между бортовым и кормовым рундуками легко устанавливается съемный столик. В походном положении он складывается и пристегивается к нижней поверхности крышки кормового рундука.
В коробчатых конструкциях бортов оборудованы места для хранения мягких вещей или небольших предметов. Мягкие вещи можно укладывать и в полые спинки бортовых рундуков.
Предусмотрена посадка в лодку и высадка из нее через носовую палубу. Для этого средняя секция ветрового стекла сделана открывающейся – откидывающейся в нос и на левую сторону, а в носовой части кокпита под “форточкой” имеется своеобразная палочка-ступенька. В походных условиях на эту ступень удобно устанавливать портативную газовую плитку.
Пост управления расположен по правому борту. Это позволило, во-первых, компенсировать весом водителя крен от реактивного момента при работе гребных винтов, а во-вторых расположить дистанционное управление газом и реверсом мотора под правой рукой водителя. Вместе с тем конструкция бортовой, кормовой части палубной секции и всей “передней панели” выполнена совершенно симметричной относительно ДП, так что в случае необходимости рулевое управление может быть смонтировано и по левому борту – как обычно. В штатном варианте слева в панели оборудован шкавчик. Над полочкой-ступенькой в вертикальной стенке имеется ниша, удобная для хранения мелких предметов.

увеличить (ссылка откроется в новом окне)

Для защиты от непогоды мотолодка снабжена мягким тентом, в котором предусмотрены кормовые и бортовые окна из прозрачной немнущейся пленки. В передней части тента сделам застегивающийся на “молниях” клапан-люк, позволяющий выходить из лодки на носовую палубу при поставленном тенте. Свернутый тент и дуги складываются к выгородке подмоторной ниши так, что не мешают обслуживанию моторов и не портят “горбом” силуэта мотолодки. Непотопляемость лодки обоспечивается блоками пенопласта в полиэтиленовых чехлах, уложенных в носу (под настилом в форпике) и в корме – в кормовом рундуке.
Подуключины установлены перед ветровым стеклом. Грести можно, открыв среднюю створку ветрового стекла и сидя на крышке люка форпика спиной вперед, опустив ноги на ступеньку. Конечно, это не идеальное положение гребца, но на небольшие расстояния перемещаться можно.
Мотолодка оборудована отличительными, топовым и гаковым огнями, включение которых производится с поста управления лодкой. Здесь же на пульте предусмотрено гнездо для установки дистанционного тахометра (прибор ТС).
Испытания и эксплуатация опытных образцов “Крыма-3” показали достаточную мореходность мотолодки и удовлетворительные ходовые качества.

Скорости мотолодки “Крым-3” различной нагрузкой под разными моторами

МоторыПолезная
нагрузка,
кг
Скорость,
км/ч
“Нептун-23”18030
35026
2X “Нептун-23”18043
50040
“Вихрь-М”18030
35025
2X “Вихрь-М”18043
50039
“Вихрь-30”
с подобранным
винтом
18040
35035
45030

Помимо варианта с открытым кокпитом и мягким складным тентом разработана и модификация “Крыма-3” (в том же корпусе) с жесткой рубкой из сплава АМг-5М. При поставке лодки в торговую сеть с целью уменьшения габаритов тары предусмотрена укладка рубки в кокпит в разобранном виде; сбоку рубки из готовых деталей (на винтах) будет производить сам владелец лодки.

“Крым-3” : Новая мотолодка из легкого сплава.В.А.Баснин, Д.Б.Волков “КиЯ” №6(76)-1978г

“Крым-3” выпускается Пермским судостроительным заводом “Кама”, по проекту, разработанному ЦКБ “Нептун”.
Проектированию “Крыма-3” предшествовал анализ опыта эксплуатации серийных прогулочно-туристических глиссирующих мотолодок. В частности, рассматривались наиболее распространенные варианты их использования. Конструкторы пришли к выводу, что главным целевым назначением мотолодки остается проведение на ней выходных дней и отпуска семьей из трех-четырех человек. В связи с этим и была сформулирована основная идея проекта: обеспечить максимальную вместимость при достаточно высоком уравне комфорта, удобство и безопасность использования мотолодки в туристическом походе (при шлюзовании и в других ситуациях).
Наибольшее внимание было уделено полезному использованию внутреннего объема. Мы полностью отказались от бортовых потопчин, что дало возможность сделать кокпит существенно – на 250-300 мм – шире.

Добавить комментарий